В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Берегите Землю! Физика и экология. Элективный курс для учащихся 9 класса.

Берегите Землю! Физика и экология. Элективный курс для учащихся 9 класса.

Ольга Онькова
Тип материала: другое
просмотров: 3156
Краткое описание
Воспитание у обучающихся экологической грамотности является проявлением воспитания гражданственности, патриотизма и доброго отношения к окружающей среде.
Описание

Элективный курс для учащихся 9 классов
Ольга Владимировна Онькова
Учитель физики высшей квалификационной категории
МКОУ Сокурская СОШ
Пояснительная записка.
Человечество с давних времён волновали такие проблемы, как различного рода открытия, например, в науке, технике, медицине, как отношения с соседями, далёкими и близкими, и наконец, как мир и война. Было время, когда эти проблемы несколько отошли на последний план. Но в последние десятилетия экологические проблемы вновь обратили на себя внимание во всех странах мира. В настоящее время вопросы экологии вышли на первое место по своей общечеловеческой значимости, и уже с самых высоких международных трибун говорят о том, как же сохранить нашу ЗЕМЛЮ зелёной и голубой. И если раньше выживание ассоциировалось прежде всего с предотвращением ядерной войны, то в наше время выжить – это значит суметь не погубить себя своей же собственной деятельностью: не закоптить небо промышленными дымами, не отравить реки отходами, не закопать себя горами мусора.
Поэтому сейчас экологические проблемы требуют самого пристального, самого серьёзного рассмотрения и принятия срочных и радикальных решений. Помимо всего прочего, причинами этого являются также: во-первых, то обстоятельство, что научно-технический прогресс вступил в новую фазу своего развития и хозяйственная деятельность человека привела к нарушению равновесия в природе, к таким экологическим сдвигам, которые могут оказаться необратимыми; и во-вторых, затянувшееся потребительское отношение человека к природе, в результате чего произошло и продолжается истощение природных ресурсов. В связи с этим для решения экологических проблем требуется максимально организованная деятельность людей не только в пределах одной страны, но и всей планеты. Это означает, что экологические проблемы приобрели социально-политическое содержание.
Экологическое образование сможет помочь будущим гражданам и нашей страны, и всей Земли, моделируя, предвидеть последствия влияния человека на окружающую среду, не допустить её разрушения и загрязнения, а в конечном счёте будет формировать общественную активность и гуманистическое сознание нашего подрастающего поколения. Аналогично тому, как сейчас говорят о компьютерной грамотности, можно утверждать, что каждый человек должен быть грамотным и в экологических вопросах.
Школьный курс физики содержит много вопросов, имеющих экологическое содержание. Это и понятно, ведь физики – это наука об основных законах природы. Поэтому, рассмотрение экологических проблем должно проходить как на уроках физики, так и во внеурочное время, в частности – на элективных курсах. Воспитание у обучающихся экологической грамотности является проявлением воспитания гражданственности, патриотизма и доброго отношения к окружающей среде.
Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся IXклассов, которые в старшей школе будут выбирать дальнейший профиль обучения. Данный элективный курс может быть использован как школьный компонент учебного плана.
Целью
предлагаемого элективного курса является создание мотивационной и ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения, вполне возможно – естественнонаучного.
Задачи,
решаемые данным курсом:
Ø Углубление знаний об окружающем материальном мире и методах научного познания природы;
Ø Развитие познавательных интересов обучающихся, их интеллектуальных и творческих способностей в процессе практического применения знаний по физике и экологии;
Ø Учиться ориентироваться в потоке многообразной информации и, как следствие, самостоятельно приобретать знания;
Ø Формирование физико-экологического мышления: умение выдвигать гипотезы, проводить моделирование ситуаций, строить умозаключения для их объяснения, проводить эксперименты;
Ø Осознание возможности сохранения устойчивости окружающей среды, обеспечивающей безопасное развитие жизни на планете Земля с использованием физических знаний;
Ø Воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы, разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;
Ø Формирование понимания того, что человек является частью природы, и изменяя её, человек меняется и сам;
Ø Подготовка учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения, к выбору профессии.
Предполагаемые формы проведения занятий:
· Лекции,
· Практические работы,
· лабораторные работы,
· семинарские занятия,
· диспуты,
· экскурсии,
· проектная деятельность (газета, бюллетень, рефераты, и т.д.),
· групповая и индивидуальная формы занятий.
Виды деятельности учащихся:
§ наблюдения, опыты, лабораторные работы;
§ поисковая работа,
§ творческая деятельность и самостоятельная работа по обработке полученных результатов;
§ работа в группах и парах;
§ экскурсии.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны
ü научиться

формировать свою позицию относительно выбора профессии;

строить план проводимых исследований;

предлагать и проводить наблюдения и эксперименты;

совместному сотрудничеству;
ü понимать:
v как можно применять законы физики для объяснения разнообразных явлений, происходящих в окружающей живой природе;
v как можно использовать полученные знания для решения практических задач повседневной жизни;
v как можно осуществлять самостоятельный поиск информации и применять её для обоснования выводов;
v как можно ориентироваться в многообразии информационного пространства.
Критерии оценивания деятельности обучающихся:
Работа школьников оценивается в баллах за различные виды деятельности: за проведение лабораторных работ; за участие в семинарах, диспутах, проектах; за исследовательские работы по готовым данным; защита проектов; тестирование, выпуск бюллетеней и газет.
Берегите Землю!
(физика и экология)
I. Элементы механики и физические явления вокруг нас.
1. Пространство и время.
Измерение расстояний в природе и размеров малых тел с помощью метра. Эталон метра. Измерение времени: эталон времени, часы, маятник, метроном, стробоскоп, сутки. Временные масштабы явлений природы.
2. Движение и его характеристики.
Траектория движения стрекозы, самолёта, лифта, велосипеда. Движение космических тел и падение метеорита. Тунгусский метеорит. Движение воздушных и водных масс: торнадо, смерчей, цунами. Глобальные экологические катастрофы и человеческие жертвы. Перемещение саранчи и перелёты птиц. Движение по дорогам-серпантинам. Скорости в природе и технике. Перенос загрязнений воздушными и водными путями.
Демонстрации: метр, секундомер, песочные часы, метроном, маятник; траектория движения стрелки часов, лопасти вентилятора, колеса велосипеда; фотографии торнадо, цунами, смерчей, дороги-серпантина, самолёта.
Практические и лабораторные работы: «Измерение размеров малых тел», «Измерение расстояния до труднодоступного предмета», «Измерение скорости движения минутной стрелки часов».
II. Законы динамики в окружающей природе.
1. Законы Ньютона.
Устойчивость почвы на горном склоне. Экологические проблемы, связанные с использованием почвы. Мировой водный океан, мировой воздушный океан, их массы. Экологические проблемы, связанные с влиянием деятельности человека на состояние морских и воздушных масс. Землетрясения.
Инерция в окружающем мире. Силы трения и силы давления, их роль в жизни человека. Предупреждение бытового и производственного травматизма, вредного влияния техногенных и природных факторов окружающей среды, и как следствие – обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
2. Всемирное тяготение.
Движение небесных тел, водных и воздушных масс, полет птиц и самолетов, рост цветов и деревьев. Конструкции мостов, подводных лодок, летательных аппаратов (Икар). Масса атмосферы и масса водорода, уходящего в космос. Искусственные спутники Земли, их использование для глобального изучения влияния деятельности человека.
3. Закон сохранения импульса
Климат Земли, его устойчивость, система «ветер – морские течения». Строительство каналов и динамика природных явлений (дамба в Финском заливе возле Санкт-Петербурга). Морские приливы – как неиссякаемый источник экологически чистой энергии (приливные электростанции). Реактивное движение, реактивная авиация и наблюдение за загрязнением атмосферы, морей – океанов, лесов, полей и т.д. «Буран», «Шаттл», «Ил-62» и экологически чистое топливо.
4. Вращательное движение.
Движение планет, естественных и искусственных спутников. Воздушные и водные вихри. Сила Кориолиса. Ядерный реактор «Токамак» и движение заряженных частиц в магнитном поле. Андронный коллайдер,моделирование возможных последствий его применения. Экологические роторные двигатели Р. Ванкеля. Инерционные фильтры.
Демонстрации:тело на наклонной плоскости (оползни); реактивное движение; роль смазки в механизмах, фотографии: конструкций мостов, летательных аппаратов, космического пространства, дамбы в Финском заливе, «Бурана», «Шаттла», ядерных реакторов, инерционных фильтров.
Практические и лабораторные работы: «Исследование зависимости силы трения от веса тела и площадей соприкасающихся поверхностей», «Изучение способов изменения давления твёрдого тела на поверхность», «Изучение движения тела по наклонной плоскости».
III. Тепловые явления в окружающей среде.
Строение вещества, молекулы. Агрегатные состояния вещества. Единый мировой воздушный и водный океан. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушными и водными путями. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Проникновение загрязнителей в вещества, обеспечивающие жизнедеятельность растений, животных, человека.
Конвекция. Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане. Нарушение конвекции в случае ядерной войны. Влажность воздуха. Парниковый эффект. Самоочищение атмосферы. «Кислотные» дожди. Теплота сгорания топлива. Загрязнение атмосферы продуктами сгорания. Экологически чистое сгорание топлива. Тепловые двигатели и проблема охраны природы.
Демонстрации:три агрегатные состояния воды, диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, конвекция в жидкостях и газах, двигатель внутреннего сгорания, конвекция естественная и вынужденная.
Практические и лабораторные работы: «Наблюдение зависимости скорости таяния льда от температуры», «Зависимость скорости протекания диффузии от температуры и от времени»,
IV. Механические колебания и волны в окружающем мире.
1. Механические колебания.
Колебательные процессы. Гусли, арфа, гитара – колебания струны. Вибрация труб, колебания нефте- и газопроводов. Колебания поездов, вагонов, автомобилей. Амортизация.
2. Механические волны.
Цунами. Береговой рельеф. Прибрежные сооружения. Изменение стока рек. Загрязнение водных поверхностей и картина волн.
Механические вибрации и их источники. Вибрации в твёрдом теле. Просадка грунта. Оползни.
Шумы, их источники. Звуковые явления. Порог слышимости, использование мощных источников звука в качестве пытки. Акустический фон. Акустические волны в промышленности, здравоохранении. Инфра- и ультразвук. Использование ультразвуковых волн… Задачи прикладной физики.
Демонстрации: движение математического маятника, движение пружинного маятника, механический резонанс, волны на поверхности, волны в стенах; наблюдение шума.
Практические и лабораторные работы:«Разрушение при сгибании алюминиевого стержня».
V. Электромагнетизм и новые технологии
1. Электростатика.
Электрические заряды. Электростатическое поле. Влияние электростатического поля на организм человека. Роль электростатического поля Земли в процессе самоочищения атмосферы.
2.
Электромагнетизм.
Автомобиль с индуктивным приводом. Поезда с линейными двигателями – бесшумный и энергетически эффективный вид транспорта. Успехи и перспективы электрификации и охрана природы. Влияние последствий работы электростанций. Тенденции развития «чистых» способов выработки электроэнергии. Космическая энергетика. Передача энергии и информации без проводов.
VI. Свет как электромагнитная волна в жизни человека.
Световые явления в околоземном пространстве: видимая, ультрафиолетовая и инфракрасная часть излучения. Озоновый слой, экологические проблемы его сохранения. Зависимость отражательной способности от вида объекта. Фотосинтез. Солнечное излучение и климат. Цвет неба и чистота воздуха. Объяснение процессов в биосфере на основе физических моделей. Видеоэкология.
Демонстрации: наблюдение рассеяния света; наблюдение зависимости яркости отражения от угла падения на поверхности воды.
VII. Ядерное излучение и жизнь на Земле.
Энергия Солнца, термоядерные реакции. Постоянство солнечной энергии – необходимое условие устойчивости жизни на планете Земля.
Действие ядерного излучения на вещество. Прямое и косвенное поражение. Активность. Доза.
Радиоактивный распад и земное тепло. Гипотеза о тепловом потоке земли. Вулканы.
Уран-235. Ядерное и термоядерное оружие. Последствия применения ядерного оружия. Хиросима и Нагасаки. Модели последствия ядерной зимы: «ядерная ночь», «ядерная зима». «Берегите Землю…» — необходимость предотвращения ядерной войны.
Атомные электростанции. Экологические проблемы ядерной энергетики — «Не навреди!». Тримайл-Айленд, Чернобыль – как это было. «Ядерные могильники», захоронение радиоактивных отходов.
Практические и лабораторные работы: определение радиуса кривизны траектории протона в начале и в конце пробега по фотографии»
Примерное тематическое планирование

п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
Лекции
Практи-ка
Семина-ры
Экскурсии
1
Элементы механики и физические явления вокруг нас.
6
1
3
1
1
2
Законы динамики в окружающей природе.
4
1
3
-
1
3
Тепловые явления в окружающей среде.
5
1
2
1
1
4
Механические колебания и волны в окружающем мире.
6
2
1
2
1
5
Электромагнетизм и новые технологии
3
1
1
1
1
6
VIII. Свет Свет как электромагнитная волна в жизни человека.
3
1
-
1
1
7
Ядерное излучение и жизнь на Земле.
5
2
1
2
-
8
Итоговая конференция
«Берегите Землю, берегите!»
2
-
-
-
-
Итого
34
9
11
8
6

Литература:
1. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – Таллин, 1980.
2. Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. – М.: Просвещение,1988.
3. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Здоровье человека и окружающая среда. – 1995.
4. Зверев Д.И. Экология в школьном обучении. – М.: Знание, 1980.
5. Голубов И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана. — М.: Просвещение,1985.
6. Алексеев В.В. Физика и экология. – М.: Знание, 1978.
7. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1985.
8. Бугаев А. Экологическое воспитание при изучении звука // Физика в школе. -1987. — №3.
9. Розман Г.А. Беречь природу // Физика в школе. -1995. — №4.
10. Лубинская Т.Н. Физика и экология. // Физика в школе. -2008. — №3.
11. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся при обучении физике. — М.: Просвещение,1988.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ-элективный курс.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

10




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Сокурская средняя общеобразовательная школа



Элективные курсы




Разработала: Онькова Ольга Владимировна,

учитель физики высшей квалификационной категории


СОКУР – 2012.



Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю!

Берегите

Чудо песен

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду,

Нежности беспомощное пенье

И любви железное стремленье.

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,-

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровения земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только

Берегите

Эту Землю!





Элективный курс для учащихся 9 классов


Ольга Владимировна Онькова

Учитель физики высшей квалификационной категории

МКОУ Сокурская СОШ


Пояснительная записка.


Человечество с давних времён волновали такие проблемы, как различного рода открытия, например, в науке, технике, медицине, как отношения с соседями, далёкими и близкими, и наконец, как мир и война. Было время, когда эти проблемы несколько отошли на последний план. Но в последние десятилетия экологические проблемы вновь обратили на себя внимание во всех странах мира. В настоящее время вопросы экологии вышли на первое место по своей общечеловеческой значимости, и уже с самых высоких международных трибун говорят о том, как же сохранить нашу ЗЕМЛЮ зелёной и голубой. И если раньше выживание ассоциировалось прежде всего с предотвращением ядерной войны, то в наше время выжить – это значит суметь не погубить себя своей же собственной деятельностью: не закоптить небо промышленными дымами, не отравить реки отходами, не закопать себя горами мусора.

Поэтому сейчас экологические проблемы требуют самого пристального, самого серьёзного рассмотрения и принятия срочных и радикальных решений. Помимо всего прочего, причинами этого являются также: во-первых, то обстоятельство, что научно-технический прогресс вступил в новую фазу своего развития и хозяйственная деятельность человека привела к нарушению равновесия в природе, к таким экологическим сдвигам, которые могут оказаться необратимыми; и во-вторых, затянувшееся потребительское отношение человека к природе, в результате чего произошло и продолжается истощение природных ресурсов. В связи с этим для решения экологических проблем требуется максимально организованная деятельность людей не только в пределах одной страны, но и всей планеты. Это означает, что экологические проблемы приобрели социально-политическое содержание.

Экологическое образование сможет помочь будущим гражданам и нашей страны, и всей Земли, моделируя, предвидеть последствия влияния человека на окружающую среду, не допустить её разрушения и загрязнения, а в конечном счёте будет формировать общественную активность и гуманистическое сознание нашего подрастающего поколения. Аналогично тому, как сейчас говорят о компьютерной грамотности, можно утверждать, что каждый человек должен быть грамотным и в экологических вопросах.

Школьный курс физики содержит много вопросов, имеющих экологическое содержание. Это и понятно, ведь физики – это наука об основных законах природы. Поэтому, рассмотрение экологических проблем должно проходить как на уроках физики, так и во внеурочное время, в частности – на элективных курсах. Воспитание у обучающихся экологической грамотности является проявлением воспитания гражданственности, патриотизма и доброго отношения к окружающей среде.

Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся IX классов, которые в старшей школе будут выбирать дальнейший профиль обучения. Данный элективный курс может быть использован как школьный компонент учебного плана.

Целью предлагаемого элективного курса является создание мотивационной и ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения, вполне возможно – естественнонаучного.

Задачи, решаемые данным курсом:

  • Углубление знаний об окружающем материальном мире и методах научного познания природы;

  • Развитие познавательных интересов обучающихся, их интеллектуальных и творческих способностей в процессе практического применения знаний по физике и экологии;

  • Учиться ориентироваться в потоке многообразной информации и, как следствие, самостоятельно приобретать знания;

  • Формирование физико-экологического мышления: умение выдвигать гипотезы, проводить моделирование ситуаций, строить умозаключения для их объяснения, проводить эксперименты;

  • Осознание возможности сохранения устойчивости окружающей среды, обеспечивающей безопасное развитие жизни на планете Земля с использованием физических знаний;

  • Воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы, разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;

  • Формирование понимания того, что человек является частью природы, и изменяя её, человек меняется и сам;

  • Подготовка учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения, к выбору профессии.

Предполагаемые формы проведения занятий:

  • Лекции,

  • Практические работы,

  • лабораторные работы,

  • семинарские занятия,

  • диспуты,

  • экскурсии,

  • проектная деятельность (газета, бюллетень, рефераты, и т.д.),

  • групповая и индивидуальная формы занятий.

Виды деятельности учащихся:

  • наблюдения, опыты, лабораторные работы;

  • поисковая работа,

  • творческая деятельность и самостоятельная работа по обработке полученных результатов;

  • работа в группах и парах;

  • экскурсии.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны

  • научиться

  • формировать свою позицию относительно выбора профессии;

  • строить план проводимых исследований;

  • предлагать и проводить наблюдения и эксперименты;

  • совместному сотрудничеству;

  • понимать:

  • как можно применять законы физики для объяснения разнообразных явлений, происходящих в окружающей живой природе;

  • как можно использовать полученные знания для решения практических задач повседневной жизни;

  • как можно осуществлять самостоятельный поиск информации и применять её для обоснования выводов;

  • как можно ориентироваться в многообразии информационного пространства.


Критерии оценивания деятельности обучающихся:

Работа школьников оценивается в баллах за различные виды деятельности: за проведение лабораторных работ; за участие в семинарах, диспутах, проектах; за исследовательские работы по готовым данным; защита проектов; тестирование, выпуск бюллетеней и газет.


Берегите Землю!

(физика и экология)


  1. Элементы механики и физические явления вокруг нас.

  1. Пространство и время.

Измерение расстояний в природе и размеров малых тел с помощью метра. Эталон метра. Измерение времени: эталон времени, часы, маятник, метроном, стробоскоп, сутки. Временные масштабы явлений природы.

  1. Движение и его характеристики.

Траектория движения стрекозы, самолёта, лифта, велосипеда. Движение космических тел и падение метеорита. Тунгусский метеорит. Движение воздушных и водных масс: торнадо, смерчей, цунами. Глобальные экологические катастрофы и человеческие жертвы. Перемещение саранчи и перелёты птиц. Движение по дорогам-серпантинам. Скорости в природе и технике. Перенос загрязнений воздушными и водными путями.

Демонстрации: метр, секундомер, песочные часы, метроном, маятник; траектория движения стрелки часов, лопасти вентилятора, колеса велосипеда; фотографии торнадо, цунами, смерчей, дороги-серпантина, самолёта.

Практические и лабораторные работы: «Измерение размеров малых тел», «Измерение расстояния до труднодоступного предмета», «Измерение скорости движения минутной стрелки часов».


  1. Законы динамики в окружающей природе.

  1. Законы Ньютона.

Устойчивость почвы на горном склоне. Экологические проблемы, связанные с использованием почвы. Мировой водный океан, мировой воздушный океан, их массы. Экологические проблемы, связанные с влиянием деятельности человека на состояние морских и воздушных масс. Землетрясения.

Инерция в окружающем мире. Силы трения и силы давления, их роль в жизни человека. Предупреждение бытового и производственного травматизма, вредного влияния техногенных и природных факторов окружающей среды, и как следствие – обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.


  1. Всемирное тяготение.

Движение небесных тел, водных и воздушных масс, полет птиц и самолетов, рост цветов и деревьев. Конструкции мостов, подводных лодок, летательных аппаратов (Икар). Масса атмосферы и масса водорода, уходящего в космос. Искусственные спутники Земли, их использование для глобального изучения влияния деятельности человека.

  1. Закон сохранения импульса

Климат Земли ,его устойчивость, система «ветер – морские течения». Строительство каналов и динамика природных явлений (дамба в Финском заливе возле Санкт-Петербурга). Морские приливы – как неиссякаемый источник экологически чистой энергии (приливные электростанции). Реактивное движение, реактивная авиация и наблюдение за загрязнением атмосферы, морей – океанов, лесов, полей и т.д. «Буран», «Шаттл», «Ил-62» и экологически чистое топливо.

  1. Вращательное движение.

Движение планет, естественных и искусственных спутников. Воздушные и водные вихри. Сила Кориолиса. Ядерный реактор «Токамак» и движение заряженных частиц в магнитном поле. Андронный коллайдер, моделирование возможных последствий его применения. Экологические роторные двигатели Р. Ванкеля. Инерционные фильтры.

Демонстрации: тело на наклонной плоскости (оползни); реактивное движение; роль смазки в механизмах, фотографии: конструкций мостов, летательных аппаратов, космического пространства, дамбы в Финском заливе, «Бурана», «Шаттла», ядерных реакторов, инерционных фильтров.

Практические и лабораторные работы: «Исследование зависимости силы трения от веса тела и площадей соприкасающихся поверхностей», «Изучение способов изменения давления твёрдого тела на поверхность», «Изучение движения тела по наклонной плоскости».


  1. Тепловые явления в окружающей среде.

Строение вещества, молекулы. Агрегатные состояния вещества. Единый мировой воздушный и водный океан. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушными и водными путями. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Проникновение загрязнителей в вещества, обеспечивающие жизнедеятельность растений, животных, человека.

Конвекция. Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане. Нарушение конвекции в случае ядерной войны. Влажность воздуха. Парниковый эффект. Самоочищение атмосферы. «Кислотные» дожди. Теплота сгорания топлива. Загрязнение атмосферы продуктами сгорания. Экологически чистое сгорание топлива. Тепловые двигатели и проблема охраны природы.

Демонстрации: три агрегатные состояния воды, диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, конвекция в жидкостях и газах, двигатель внутреннего сгорания, конвекция естественная и вынужденная.

Практические и лабораторные работы: «Наблюдение зависимости скорости таяния льда от температуры», «Зависимость скорости протекания диффузии от температуры и от времени»,


  1. Механические колебания и волны в окружающем мире.

  1. Механические колебания.

Колебательные процессы. Гусли, арфа, гитара – колебания струны. Вибрация труб, колебания нефте- и газопроводов. Колебания поездов, вагонов, автомобилей. Амортизация.

  1. Механические волны.

Цунами. Береговой рельеф. Прибрежные сооружения. Изменение стока рек. Загрязнение водных поверхностей и картина волн.

Механические вибрации и их источники. Вибрации в твёрдом теле. Просадка грунта. Оползни.

Шумы, их источники. Звуковые явления. Порог слышимости, использование мощных источников звука в качестве пытки. Акустический фон. Акустические волны в промышленности, здравоохранении. Инфра- и ультразвук. Использование ультразвуковых волн.. Задачи прикладной физики.

Демонстрации: движение математического маятника, движение пружинного маятника, механический резонанс, волны на поверхности, волны в стенах; наблюдение шума.

Практические и лабораторные работы: «Разрушение при сгибании алюминиевого стержня».


  1. Электромагнетизм и новые технологии

  1. Электростатика.

Электрические заряды. Электростатическое поле. Влияние электростатического поля на организм человека. Роль электростатического поля Земли в процессе самоочищения атмосферы.

  1. Электромагнетизм.

Автомобиль с индуктивным приводом. Поезда с линейными двигателями – бесшумный и энергетически эффективный вид транспорта. Успехи и перспективы электрификации и охрана природы. Влияние последствий работы электростанций. Тенденции развития «чистых» способов выработки электроэнергии. Космическая энергетика. Передача энергии и информации без проводов.


  1. Свет как электромагнитная волна в жизни человека.

Световые явления в околоземном пространстве: видимая, ультрафиолетовая и инфракрасная часть излучения. Озоновый слой, экологические проблемы его сохранения. Зависимость отражательной способности от вида объекта. Фотосинтез. Солнечное излучение и климат. Цвет неба и чистота воздуха. Объяснение процессов в биосфере на основе физических моделей. Видеоэкология.

Демонстрации: наблюдение рассеяния света; наблюдение зависимости яркости отражения от угла падения на поверхности воды.


  1. Ядерное излучение и жизнь на Земле.

Энергия Солнца, термоядерные реакции. Постоянство солнечной энергии – необходимое условие устойчивости жизни на планете Земля.

Действие ядерного излучения на вещество. Прямое и косвенное поражение. Активность. Доза.

Радиоактивный распад и земное тепло. Гипотеза о тепловом потоке земли. Вулканы.

Уран-235. Ядерное и термоядерное оружие. Последствия применения ядерного оружия. Хиросима и Нагасаки. Модели последствия ядерной зимы: «ядерная ночь», «ядерная зима». «Берегите Землю…» - необходимость предотвращения ядерной войны.

Атомные электростанции. Экологические проблемы ядерной энергетики - «Не навреди!». Тримайл-Айленд, Чернобыль – как это было. «Ядерные могильники», захоронение радиоактивных отходов.

Практические и лабораторные работы: определение радиуса кривизны траектории протона в начале и в конце пробега по фотографии»


Примерное тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Лекции

Практи-ка

Семина-ры

Экскурсии

1

Элементы механики и физические явления вокруг нас.

6

1

3

1

1

2

Законы динамики в окружающей природе.

4

1

3

-

1

3

Тепловые явления в окружающей среде.

5

1

2

1

1

4

Механические колебания и волны в окружающем мире.

6

2

1

2

1

5

Электромагнетизм и новые технологии

3

1

1

1

1

6

  1. Свет Свет как электромагнитная волна в жизни человека.

3

1

-

1

1

7

Ядерное излучение и жизнь на Земле.

5

2

1

2

-

8

Итоговая конференция

«Берегите Землю, берегите!»

2

-

-

-

-

Итого

34

9

11

8

6



Литература:

  1. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – Таллин, 1980.

  2. Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. – М.: Просвещение,1988.

  3. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Здоровье человека и окружающая среда. – 1995.

  4. Зверев Д.И. Экология в школьном обучении. – М.: Знание, 1980.

  5. Голубов И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана. - М.: Просвещение,1985.

  6. Алексеев В.В. Физика и экология. – М.: Знание, 1978.

  7. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1985.

  8. Бугаев А. Экологическое воспитание при изучении звука // Физика в школе. -1987. - №3.

  9. Розман Г.А. Беречь природу // Физика в школе. -1995. - №4.

  10. Лубинская Т.Н. Физика и экология. // Физика в школе. -2008. - №3.

  11. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся при обучении физике. - М.: Просвещение,1988.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru