В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство Учитель – лучшее учреждение дополнительного профессионального образования 2019 г.

Занятие по инженерной графике "Геометрические построения. Сопряжение"

Занятие по инженерной графике "Геометрические построения. Сопряжение"

Елена Войнова
Тип материала: Урок
просмотров: 14836
Краткое описание
Данная разработка занятия по теме: "Геометрические построения. Сопряжение" состоит из плана конспекта занятия, мультимедийного сопровождения и теста на закрепление полученных знаний
Описание

ПЛАН
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине
Инженерная графика
1 Цикл дисциплин: общепрофессиональный
2 Специальность: 220204 Автоматика и телемеханика на транспорте
    (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)
   группа: А-21
3 Вид занятия: комбинированный
4 Дата проведения: 9 февраля 2010 года
5 Место проведения: ауд. 307
6 Преподаватель:Войнова  Елена Анатольевна

7 Тема занятия: Геометрические построения. Сопряжение
8 Цель занятия:  

1 Научить определять тип сопряжений и практически овладеть приемами
выполнения сопряжений;
    2 Развитие умения аналитически рассуждать;
    3 Воспитание аккуратности и умения работать чертежными инструментами

9 Задачи занятия:
    Образовательная

  1 Формирование новых понятий.
    2 Познакомить учащихся с применением сопряжений в технических формах,
        предметах быта;
    3 Углубление знаний.
    4 Систематизация обобщения знаний.
    Развивающая 
1 Развитие творческого мышления.
    2 Развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение
работать чертежными инструментами;

3 Формирование качеств творческой личности.
    4 Научить строить сопряжение между сторонами углов;
    5 Познакомиться со способами построения сопряжения между двумя
 окружностями, окружностью и прямой
    Воспитательная
    1 Показ важности изучаемой темы.
    2 Воспитывать точность, аккуратность, внимательность.
    3 Показ значимости приобретенных знаний.
    4 Формирование умений осуществлять контроль.
10 Методы проведения:фронтальный опрос, рассказ с демонстрацией,
        выполнение графической работы
11 Средства обучения и наглядные пособия:

     1 Мультимедийная презентация;
     2 Мультимедийный проектор с экраном;
     3  Карточки-задания;
     4 Образцы графических работ
12 Структура открытого занятия:

1 Организационная момент;
     2 Повторение ранее изученного материала;
     3 Получение новых знаний;
     4 Закрепление полученных знаний;
     5 Выполнение графической работы;
     6 Подведение итогов
12 Ход занятия:
1 Организационный момент
2 Повторение ранее изученного материала.

   по теме «Геометрические построения.
Деление окружностей на равные части».
Фронтальный опрос.

Задание:
Разделить окружности на 3 и 6 равных частей, 4 и 8 частей, 3 и 12; 8 и 6
Ответить на вопрос: Где в повседневной жизни можно встретить предметы, в которых применили деление окружности на равные части? (по окончании работы сдаются на проверку преподавателю).
В декоративно-прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения: ордена, медали, монеты, ювелирные изделия и многое другое (показ слайдов).
3 Получение новых знаний
Что же такое сопряжение?
Сопряжение – это плавный переход из одной линии в другую.
Задумывались ли вы когда — нибудь о роли сопряжений?
Мало кто знает, что эти кривые диаграммы нашей жизни называются сопряжениями. Эти кривые повороты, сглаженные формы окружают человечество с незапамятных времен. Нет такой отрасли, в которой невозможно не встретить сопряжение.

Сопряжение применяется для того, чтобы построить контур технической детали, (показ двух технических деталей), где можно наблюдать плавные переходы одной поверхности в другую. Для того чтобы построить чертежи данных деталей, необходимо знать способы построения сопряжений. Плавные переходы одной поверхности в другую на технических деталях применяются для того, чтобы повысить стойкость и увеличить прочность, удобного и безопасного обращения.
Где же берет начало сопрягающая линия?
Поворот скоростной автотрассы чаще всего имеет форму дуги. Одно направление скоростной трассы должно плавно переходить в другое. Величина радиуса поворота должна быть строго рассчитана с учетом веса и скорости автомашин, едущих по данной дороге. Ведь если автомобилист на скорости не «вписался» в поворот, его отбросит центробежная сила, и тогда произойдет катастрофа. Поэтому каждая категория трасс рассчитана на свою скорость и радиусы вставок-поворотов строго нормированы
Если вы бывали на соревнованиях лыжников по прыжкам с трамплина, то видели плавный переход от стартовой поверхности, на которой спортсмен разгоняется, к другой поверхности, которая дает ему возможность взлететь. Но стоит незначительному дефекту нарушить плавность траектории спуска, и со спортсменом, мчащимся на огромной скорости, случится непоправимое несчастье.
Сопряжение в технике
Что же позволяет сегодня машине, локомотиву двигаться быстрее ветра, самолету быстрее звука? Ответ по наивному прост — обтекаемые формы  (показ слайдов).
Сопряжения в архитектуре и интерьере
Первое, что всегда «оказывается» под рукой — природа с ее изяществом и пластикой невероятных форм. Дизайнер взывает к нашей фантазии, апеллируя простыми, а порой и бессмысленными образами, создавая предметы привычного нам обихода.
Сопряжения в декоративно-прикладном искусстве
Используя правила построения сопряжения,  выполнены несколько вариантов чертежей подсвечника  в стиле модерн.

Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что дать все примеры их использования просто невозможно.
А.Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы научимся строить  такие линии.

— Сопряжением называется плавный переход от одной линии к другой.
Б.Сопряжение двух сторон угла дугой окружности
— Попробуем научиться сопрягать элементы деталей. Начнем с самого простого построения — скругления углов. Основа всех таких построений — определение точек сопряжения (точек касания линий), центра сопряжения и радиуса сопряжения.
Глоссарий
Центр сопряжения.
Радиус сопряжения.
Точка сопряжения.
Сопрягаемые прямые.
Сопрягающая дуга.
 В. Демонстрация выполнения сопряжения.

Для скругления острого, тупого   и   прямого углов   применяют  общий   способ   построения. 
В остром углу    В тупом углу    В прямом углу
— От каждой стороны угла /сопрягаемые прямые/ (возьмем   скругление   прямого   угла)   проводим   параллельные   прямые на   расстоянии,   равном   радиусу  сопряжения.
— Радиус сопряжения обычно известен и указан на чертеже.
— В точке пересечения этих прямых находится точка О — центр сопряжения.
— Найдем    точки    сопряжения. Для этого проведем перпендикуляры из центра сопряжения к задан­ным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений.
— Из найденного центра раствором циркуля, равным радиусу со­пряжения, проведем дугу окружности, /сопрягающая дуга/ являющейся плавным пере­ходом от одной стороны угла к его другой стороне.
(Студенты  работают в тетрадях. Выполняют сопряжение острого и тупого угла, сопряжение в прямом углу – дома на оценку).
  Г. Сопряжение дуги с дугой
Сопряжение двух дуг окружностей может быть внутренним, внешним и смешанным.
     При внутреннем сопряжении центры сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2  находятся внутри сопрягающей дуги радиуса R.
     При внешнем сопряжении центры сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2 находятся вне сопрягающей дуги радиуса R.
 

Деталь «Серьга» —
пример   внутреннего
и внешнего сопряжений
       При смешанном сопряжении центр одной из сопрягаемых дуг лежит внутри сопрягающей дуги радиуса R, а центр другой сопрягаемой дуги — вне ее.
     Рассмотрим на примере построение сопряжений (демонстрация этапов построения на доске и выполнение в рабочих тетрадях).
Построение внутреннего сопряжения
Дано:
А. Радиусы сопрягаемых окружностей R = 15 и  R1= 25
Б.  Расстояние  между центрами окружностей – l=60
В.  Радиус сопрягающей дуги- R2=70.
R3 = 70-15=55

R4= 70-25= 45
Требуется:
А. Определить положение центра О2 сопрягающей дуги.
Б. Найти точки сопряжения
В. Провести дугу сопряжения.
Решение:
  По заданному расстоянию между центрами l на чертеже намечают центры О и О1, из которых описывают радиусы сопрягаемых окружностей R и R1. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом R3, равным разности радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R, а из центра О1 – радиусом, равным разности радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R1. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.
Для нахождения точек сопряжения точку О2 соединяют с точками О и О1 прямыми линиями. Точки пересечения продолжения прямых О2О и О2О1 с сопрягаемыми дугами являются искомыми точками сопряжения.
Радиусом R2 из центра О2 проводят сопрягающую дугу между точками сопряжения.
Построение внешнего сопряжения.
Дано:
А. Радиусы сопрягаемых окружностей R = 15 и  R1= 25
Б.  Расстояние  между центрами окружностей – l=60
В.  Радиус сопрягающей дуги- R2=70.
R3 = 70+15=85

R4= 70+25= 95
Требуется:
А. Определить положение центра O2 сопрягающей дуги.
Б. Найти точку сопряжения.
В. Провести дугу сопряжения.
Решение:
  По заданному расстоянию между центрами l на чертеже намечают центры О и О1, из которых описывают радиусы сопрягаемых окружностей R и R1. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом R3, равным сумме радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R, а из центра О1 – радиусом, равным сумме радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R1. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.
  Для нахождения точек сопряжения центры дуг соединяют прямыми линиями ОО2 и О1О2. Эти две прямые пересекают сопрягаемые дуги в точках сопряжения.
   Из центра О2 радиусом R проводят сопрягающую дугу, ограничивая ее точками сопряжения.
(смешанное сопряжение студенты строят дома на оценку)
4 Закрепление полученных знаний
1
Что называется сопряжением?
(-это плавный переход из одной линии в другую)
2 Где можно встретить сопряжение?
(в технических деталях, в предметах быта)
     2 Для чего в деталях делают плавные переходы между поверхностями?
(Плавные переходы одной поверхности в другую на технических деталях применяются для того, чтобы повысить стойкость и увеличить прочность, удобного и безопасного обращения).
  Далее преподаватель предлагает студентам попробовать свои силы у доски 2 человека. Студентам на слайде показывают устройства СЦБ и их кинематическое изображение. По заданию надо определить где и какой вид сопряжения применили для из выполнения).
1 студент
Стрелочный электропривод    Конструкция   Семафор
   микропереключателя ПП-1
2 студент 
Замыкатель остряков ВЗ-4
Стрелочный электропривод Кабельная муфта
5 Выполнение графических заданий.
Форма работы – индивидуальная.
5. Подведение итога урока.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
текст для открытого урока 111.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

ПЛАН

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине

Инженерная графика


1 Цикл дисциплин: общепрофессиональный

2 Специальность: 220204 Автоматика и телемеханика на транспорте

(по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)

группа: А-21

3 Вид занятия: комбинированный

4 Дата проведения: 9 февраля 2010 года

5 Место проведения: ауд. 307

6 Преподаватель: Войнова Елена Анатольевна

7 Тема занятия: Геометрические построения. Сопряжение

8 Цель занятия:

1 Научить определять тип сопряжений и практически овладеть приемами

выполнения сопряжений;

2 Развитие умения аналитически рассуждать;

3 Воспитание аккуратности и умения работать чертежными инструментами

9 Задачи занятия:

Образовательная

1 Формирование новых понятий.

2 Познакомить учащихся с применением сопряжений в технических формах,

предметах быта;

3 Углубление знаний.

4 Систематизация обобщения знаний.

Развивающая

1 Развитие творческого мышления.

2 Развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение

работать чертежными инструментами;

3 Формирование качеств творческой личности.

4 Научить строить сопряжение между сторонами углов;

5 Познакомиться со способами построения сопряжения между двумя

окружностями, окружностью и прямой

Воспитательная

1 Показ важности изучаемой темы.

2 Воспитывать точность, аккуратность, внимательность.

3 Показ значимости приобретенных знаний.

4 Формирование умений осуществлять контроль.

10 Методы проведения: фронтальный опрос, рассказ с демонстрацией,

выполнение графической работы

11 Средства обучения и наглядные пособия:

1 Мультимедийная презентация;

2 Мультимедийный проектор с экраном;

3 Карточки-задания;

4 Образцы графических работ

12 Структура открытого занятия:

1 Организационная момент;

2 Повторение ранее изученного материала;

3 Получение новых знаний;

4 Закрепление полученных знаний;

5 Выполнение графической работы;

6 Подведение итогов

12 Ход занятия:


1 Организационный момент


2 Повторение ранее изученного материала.

по теме "Геометрические построения.

Деление окружностей на равные части".



Фронтальный опрос.

Задание:

Разделить окружности на 3 и 6 равных частей, 4 и 8 частей, 3 и 12; 8 и 6

Ответить на вопрос: Где в повседневной жизни можно встретить предметы, в которых применили деление окружности на равные части? (по окончании работы сдаются на проверку преподавателю).

В декоративно-прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения: ордена, медали, монеты, ювелирные изделия и многое другое (показ слайдов).

Ордена и медали

На 8 частей




Звезда ордена Святого апостола

Андрея Первозванного


На 7 частей: На 4 части На 5 частей




Орден Верности Орден Жукова Знак ордена Орден Красной Звезды

(Афганистан) святого Георгия


Ювелирные украшения





Обратите внимание на технические детали, к примеру, различные гаечные ключи, гайки, колеса, диски, плашки и т.д. (показ слайдов)















3 Получение новых знаний


Что же такое сопряжение?

Сопряжение – это плавный переход из одной линии в другую.

Задумывались ли вы когда - нибудь о роли сопряжений?

Мало кто знает, что эти кривые диаграммы нашей жизни называются сопряжениями. Эти кривые повороты, сглаженные формы окружают человечество с незапамятных времен. Нет такой отрасли, в которой невозможно не встретить сопряжение.

Сопряжение применяется для того, чтобы построить контур технической детали, (показ двух технических деталей), где можно наблюдать плавные переходы одной поверхности в другую. Для того чтобы построить чертежи данных деталей, необходимо знать способы построения сопряжений. Плавные переходы одной поверхности в другую на технических деталях применяются для того, чтобы повысить стойкость и увеличить прочность, удобного и безопасного обращения.

Где же берет начало сопрягающая линия?

Поворот скоростной автотрассы чаще всего имеет форму дуги. Одно направление скоростной трассы должно плавно переходить в другое. Величина радиуса поворота должна быть строго рассчитана с учетом веса и скорости автомашин, едущих по данной дороге. Ведь если автомобилист на скорости не "вписался" в поворот, его отбросит центробежная сила, и тогда произойдет катастрофа. Поэтому каждая категория трасс рассчитана на свою скорость и радиусы вставок-поворотов строго нормированы




Если вы бывали на соревнованиях лыжников по прыжкам с трамплина, то видели плавный переход от стартовой поверхности, на которой спортсмен разгоняется, к другой поверхности, которая дает ему возможность взлететь. Но стоит незначительному дефекту нарушить плавность траектории спуска, и со спортсменом, мчащимся на огромной скорости, случится непоправимое несчастье.





Сопряжение в технике

Что же позволяет сегодня машине, локомотиву двигаться быстрее ветра, самолету быстрее звука? Ответ по наивному прост - обтекаемые формы (показ слайдов).







Сопряжения в архитектуре и интерьере

Первое, что всегда "оказывается" под рукой - природа с ее изяществом и пластикой невероятных форм. Дизайнер взывает к нашей фантазии, апеллируя простыми, а порой и бессмысленными образами, создавая предметы привычного нам обихода.










Сопряжения в декоративно-прикладном искусстве

Используя правила построения сопряжения, выполнены несколько вариантов чертежей подсвечника в стиле модерн.







Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что дать все примеры их использования просто невозможно.

А .Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы научимся строить такие линии.

- Сопряжением называется плавный переход от одной линии к другой.

Б.Сопряжение двух сторон угла дугой окружности

- Попробуем научиться сопрягать элементы деталей. Начнем с самого простого построения - скругления углов. Основа всех таких построений - определение точек сопряжения (точек касания линий), центра сопряжения и радиуса сопряжения.

Глоссарий

  • Центр сопряжения.

  • Радиус сопряжения.

  • Точка сопряжения.

  • Сопрягаемые прямые.

  • Сопрягающая дуга.

В. Демонстрация выполнения сопряжения.

Для скругления острого, тупого и прямого углов применяют общий способ построения.





В остром углу В тупом углу В прямом углу

- От каждой стороны угла /сопрягаемые прямые/ (возьмем скругление прямого угла) проводим параллельные прямые на расстоянии, равном радиусу сопряжения.

- Радиус сопряжения обычно известен и указан на чертеже.

- В точке пересечения этих прямых находится точка О - центр сопряжения.

- Найдем точки сопряжения. Для этого проведем перпендикуляры из центра сопряжения к задан­ным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений.

- Из найденного центра раствором циркуля, равным радиусу со­пряжения, проведем дугу окружности, /сопрягающая дуга/ являющейся плавным пере­ходом от одной стороны угла к его другой стороне.

(Студенты работают в тетрадях. Выполняют сопряжение острого и тупого угла, сопряжение в прямом углу – дома на оценку).

Г. Сопряжение дуги с дугой

Сопряжение двух дуг окружностей может быть внутренним, внешним и смешанным.

При внутреннем сопряжении центры сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2 находятся внутри сопрягающей дуги радиуса R.

При внешнем сопряжении центры сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2 находятся вне сопрягающей дуги радиуса R.

Деталь «Серьга» -

пример внутреннего

и внешнего сопряжений


При смешанном сопряжении центр одной из сопрягаемых дуг лежит внутри сопрягающей дуги радиуса R, а центр другой сопрягаемой дуги — вне ее.




Рассмотрим на примере построение сопряжений (демонстрация этапов построения на доске и выполнение в рабочих тетрадях).



Построение внутреннего сопряжения


Дано:


А. Радиусы сопрягаемых окружностей R = 15 и R1= 25

Б. Расстояние между центрами окружностей – l=60

В. Радиус сопрягающей дуги- R2=70.
R3 = 70-15=55

R4= 70-25= 45

Требуется:


А. Определить положение центра О2 сопрягающей дуги.

Б. Найти точки сопряжения

В. Провести дугу сопряжения.


Решение:


По заданному расстоянию между центрами l на чертеже намечают центры О и О1 , из которых описывают радиусы сопрягаемых окружностей R и R1. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом R3, равным разности радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R, а из центра О1 – радиусом, равным разности радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R1. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.

Для нахождения точек сопряжения точку О2 соединяют с точками О и О1 прямыми линиями. Точки пересечения продолжения прямых О2О и О2О1 с сопрягаемыми дугами являются искомыми точками сопряжения.

Радиусом R2 из центра О2 проводят сопрягающую дугу между точками сопряжения.

Построение внешнего сопряжения.


Дано:


А. Радиусы сопрягаемых окружностей R = 15 и R1= 25

Б. Расстояние между центрами окружностей – l=60

В. Радиус сопрягающей дуги- R2=70.
R3 = 70+15=85

R4= 70+25= 95


Требуется:


А. Определить положение центра O2 сопрягающей дуги.

Б. Найти точку сопряжения.

В. Провести дугу сопряжения.


Решение:


По заданному расстоянию между центрами l на чертеже намечают центры О и О1 , из которых описывают радиусы сопрягаемых окружностей R и R1. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом R3, равным сумме радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R, а из центра О1 – радиусом, равным сумме радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R1. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.

Для нахождения точек сопряжения центры дуг соединяют прямыми линиями ОО2 и О1О2. Эти две прямые пересекают сопрягаемые дуги в точках сопряжения.

Из центра О2 радиусом R проводят сопрягающую дугу, ограничивая ее точками сопряжения.

(смешанное сопряжение студенты строят дома на оценку)


4 Закрепление полученных знаний

  1. Что называется сопряжением?

(-это плавный переход из одной линии в другую)

2 Где можно встретить сопряжение?

(в технических деталях, в предметах быта)

2 Для чего в деталях делают плавные переходы между поверхностями?

(Плавные переходы одной поверхности в другую на технических деталях применяются для того, чтобы повысить стойкость и увеличить прочность, удобного и безопасного обращения).

Далее преподаватель предлагает студентам попробовать свои силы у доски 2 человека. Студентам на слайде показывают устройства СЦБ и их кинематическое изображение. По заданию надо определить где и какой вид сопряжения применили для из выполнения).


1 студент




Стрелочный электропривод Конструкция Семафор

микропереключателя ПП-1


2 студент

Замыкатель остряков ВЗ-4

Стрелочный электропривод Кабельная муфта



5 Выполнение графических заданий.


Форма работы – индивидуальная.


5. Подведение итога урока.









Геометрические построения Сопряжение.ppt
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru