В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?"

Елена Марьина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 9728 комментариев: 2
Краткое описание
Работа содержит материалы раскрывающие факторы, которые влияли на формирование представления о патриотизме.Исследуется влияние исторических событий и личностей на становление патриотизма в государстве Древняя Русь.  
Описание
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?


Выполнила:

Марьина Е.П. учитель первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 51» г.Казани.


Казань 2012

Оглавление


Введение…………………………………………………………………………3


Глава 1.

Факторы, влияющие на историческую трансформацию представлений о патриотизме………………………………………………………………………5


Глава 2.

Изучение формирования патриотизма в государстве «Древняя Русь»…………………………………………………………………………….....8


Заключение………………………………………………………………………15


Литература………………………………………………………………………16


Приложение (Презентация)……………………………………………………….


Введение


На уроках «Окружающего мира», ученики 4 класса, приступили к изучению истории возникновения различных государств. Свое знакомство с древними цивилизациями начали с изучения историй возникновения Древнего Египта, Древней Греции, Рима.

Очень удивительным было узнавать о загадках погибших цивилизаций и утраченных знаниях, о непонятных монументах и земляных сооружениях, воздвигнутых древними, о странных сообщениях, которые содержатся в великих мифах и легендах, о загадках ранних географических исследований и даже очевидных свидетельствах внеземных и паранормальных феноменах древней истории.

Не менее удивительным был для нас экскурс в историю возникновения государства «Древняя Русь». Необычным было то, что оказывается, в глубокой древности, около миллиона лет назад на его территории были совсем другие природные условия. Мы никогда не поверили бы своим глазам, увидев на берегах современных рек таких южных животных, как слоны и носороги. Но, оказывается, они обитали в те далекие времена и в наших краях, ибо климат тогда был очень теплый. Этому климату соответствовал и растительный мир — в местах, покрытых еловыми и сосновыми лесами, росли южные, неустойчивые к морозам деревья.

Еще узнали, что наша древняя земля издавна привлекала людей. Появившись здесь много тысяч лет тому назад, они прошли все стадии развития жизни, все исторические периоды. Шагнув в историю человечества с грубыми, примитивными каменными рубилами в руках и еле укрытые шкурами диких зверей, в постоянной борьбе за существование люди шли вперед, совершенствуя орудия труда и оружие, меняя характер и облик жизни.

Все это – история нашего государства и она не менее удивительна и интересна, чем история других государств, а может быть, и еще более увлекательна, богата крупнейшими событиями и выдающимися историческими личностями.

Многое в истории Древней Руси было неоднозначным, во многом непонятным для ныне живущих, но, какова бы не была трактовка исторических событий, это наша история, наше общее историческое прошлое. Прошлое, которое мы должны помнить, чтить и уважать. Уважать и гордиться своей историей, гордиться своими корнями, Родиной своей, то есть быть патриотом.

Патриот, патриотизм, казалось бы, очень часто употребляемые слова, но никто из нас, учеников, не смог полностью раскрыть эти понятия.

Перед нами возник вопрос на который мы попытались найти ответ. Именно с желания узнать, понять, ответить начинается любое исследование. Исследование – это то, что сможет нам дать ответы на возникшие у нас вопросы:

«Кто же такой патриот? Что такое патриотизм? Что являлось посылками формирования патриотизма».

Прежде всего, нужно было собрать и обработать информационный материал об особенностях факторов формирующих чувства патриотизма. Первые шаги в нашей работе были определены – это история возникновения патриотизма.


Глава 1. Факторы, влияющие на историческую трансформацию представлений о патриотизме


Патриотизм – явление историческое. Историческое не только в том плане, что появляется лишь после того, как возникают первые человеческие общества в виде особого осознанного совместного образа жизни и деятельности людей. Патриотизм появляется с возникновением и становлением исторической жизни людей. С момента своего появления он остается его спутником на протяжении всей человеческой истории, вместе с ней изменяется и развивается.

Патриотизм и патриотические чувства человека зависят от целого ряда меняющихся факторов, поэтому эти явления и представления о них также подвержены изменениям. Это верно, что пока существует человеческая история, явление патриотизма всегда было и не исчезнет, пока будут существовать и развиваться человеческие цивилизации.

Возникновение патриотизма как социального явления, его жизненность объясняется тем, что по своей природе и происхождению он имеет объективную основу. Человек всегда имеет место своего рождения, свою историческую Родину. Он всегда связан различными узами с тем окружением, в котором живет, развивается, получает возможность для продолжения рода и так далее. Именно это и другие факторы мы неотъемлемо связываем с понятием патриотизма. Они объективно обусловлены и всегда будут присутствовать в жизни отдельного человека или общества. Проводя грубую аналогию между жизнью человека и животного, можно заметить, что у последнего такой объективной и естественной основой является наличие ареала, на котором животное живет, кормится, размножается и защищает его.

Сегодня мы можем утверждать, что первоначально, в жизни людей на ранних этапах человеческой истории, патриотизм проявляется стихийно. Возможно, что в тот ранний исторический период патриотизм у людей проявляется скорей на интуитивном, чем на рациональном уровне. Сначала еще не было четкого осознания и осмысления этого явления, но как явление, патриотизм уже присутствует в практической жизни человека. Сегодня мы можем спорить о времени появления человеческой жизни, об условиях и факторах, которые были причинами появления на Земле человека и общества. Однако, факт утверждения того, что уже на заре человеческой юности появляются пусть не осознанные элементы того, что мы сегодня называем патриотизмом, — остается бесспорным.

По мере развития человеческих обществ, в ходе исторического процесса, происходят определенные изменения не только в самом явлении патриотизма, но и в его понимании и теоретическом осмыслении. Как всякое другое сложное понятие, включающее в свое содержание не только элементы, связанные с чем-то материальным, но и несущими в себе некоторые моменты духовных, идеальных представлений — понятию патриотизма свойственна изменчивость и развитие. Отсюда у патриотизма как понятия широкая возможность к разнообразию трактовок, а также различий, вкладываемых в это понятие, смысловых суждений. Многообразие трактовок и смыслообразующих компонентов, включаемых в понятие патриотизма, тоже имеют в себе объективную основу. Естественно, что понятие Родины, Отечества для китайца это одно, а для жителя России нечто иное. На этом же основании легко заметить наличие различных патриотических чувств у представителей разных народов, рас и так далее. Причем такое разнообразие объясняется не только факторами материальными: географической средой, климатическими условиями и тому подобное. Огромную роль здесь играет и духовный фактор, связанный с развитием сознания, сложившимися мировоззренческими установками, традициями, уровнем развития религиозных и научных представлений о мире и так далее.

Аналогичным образом можно говорить об изменении подходов, вкладываемых в понятие патриотизма в различные исторические эпохи или периоды: например, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое Время и т.п. По мере роста и развития государств происходит изменение территориальных границ, на которые распространяется явление патриотизма. Одно дело – древнегреческий полис, другое дело – государство в нынешнем понимании этого слова.

В настоящее время все более отчетливо видно, что немаловажным обстоятельством, влияющим на формирование представлений о патриотизме, а, следовательно, на становление и развитие патриотических чувств у граждан, является фактор экономический или ресурсный. К нему относится целая группа показателей, важнейшими среди которых являются: уровень благосостояния людей и продолжительность их жизни; наличие в стране ресурсов, уровень развития науки; систем образования и здравоохранения и многое другое. Представления о патриотизме у людей, равно как и вся система государственно-патриотического воспитания в стране, во многом определяются не только социальными и духовными условиями. Они во многом зависят от уровня развития политических отношений, сложившихся в обществе, существующего политического режима. Понятно, что представления о патриотизме у граждан, проживающих в тоталитарном и демократическом государстве, всегда имеют определенные различия. Поскольку все названные и многие другие факторы находятся не только во взаимодействии, но и в постоянной динамике, то и явление патриотизма будет постоянно подвергаться изменениям.

После ознакомления с историей возникновения представлений о патриотизме, для нас стало актуальным изучение факторов формирования патриотических чувств в государстве «Древняя Русь».


Глава 2. Изучение формирования российского патриотизма.


К эпохе расцвета цивилизаций в Древней Руси явление патриотизма уже прочно вошло в сознание и жизнь людей. Пусть еще нет четких теоретических формулировок понятия патриотизма, отсутствует стройная идея или система патриотического воспитания, но патриотизм как явление проявляется в отдельных элементах практической деятельности человека, направленной на формирование в сознании людей уважительного отношения к земле, на которой они живут, любви к Родине, почитанию умерших предков и так далее.
Само понятие «Родина», которое является ключевым в феномене патриотизма, происходит от языческого культа Рода. Вся жизнь древних славян была пропитана языческим многобожием, множеством обрядов и ритуалов. Древняя Русь как государство в те далекие времена еще только складывалась, а населявшие ее территорию племена не входили в каком-либо виде в целостное национальное образование. Поэтому и патриотизм древних славян не распространялся далее их места жительства. Язычество не могло объединить множество существовавших племен, оно лишь помогало выжить отдельному «Роду», что и нашло свое проявление в понятии «Родина». Патриотизм возник прежде всего как чувство любви к своему жилищу, своим обычаям и верованиям и необходимости их защиты в случае какой-либо угрозы нападения со стороны врагов. Языческие обряды и ритуалы очень активно применялись прежде всего к тому месту жительства, где возникал и развивался «Род», где обосновывалась семья древнего русского человека. Само существование славянских племен было невозможно вне язычества, ибо оно помогало сохранять жилье, жизнь отдельного человека или семьи, формируя любовь к своей земле, своей Родине как местожительству «Рода».

В более поздние времена, после введения христианства на Руси именно церковь охраняла религиозное главенство в жизни человека, нравственные устои, семейные отношения, поведенческую структуру общества. Православие, постепенно сращиваясь и. вбирая в себя язычество, создало неповторимую систему мировосприятия, сформировало эмоциональную общность, вошло в повседневную жизнь людей. Фактически именно церковь создала такие религиозные нормы, которые детерминировали все поведение русских людей на протяжении весьма длительного времени. В результате возникли определенные стереотипы и стандарты поведения, которые затем переросли в систему кодирования, успешно поддерживающую стабильность в обществе.
Известно, что уже задолго до начала Киевского периода на Западе Древняя Русь именовалась Гардарикой, "страной городов и замков". Она занимала место на перекрёстке различных торговых и культурных путей, как с Востока на Запад, так и с Севера на Юг. «Племена славян и антов, проживающие там – писал древнегреческий историк Маврикий Стратег, – сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению… Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище".

Эти качества были характерны и для древнерусского войска – княжеских дружин. Дружинники отличались хорошей организованностью, дисциплиной, мужеством и храбростью, духом высокого патриотизма. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество – являлось неписаным правилом для них. Святослав, русский князь со скандинавской кровью, высоко ставил честь Отчизны: "Да не посрамим Земли Русские, мертвыи бо срама не имам".

Обязательным считались и соблюдение присяги, верность князю, его знамени. В Древней Руси стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека. Несгибаемую силу русского народа, его непреодолимое стремление к свободе и независимости продемонстрировали победы русского оружия над многочисленными кочевниками, рыцарями-крестоносцами, монголо-татарскими ордами.

Несомненно, воинские традиции Древней Руси лежат в основе военной доблести Великой России. Стержнем этих традиций был патриотизм, проникнутый глубокой духовно-нравственной основой любви к своей Родине

Исторические и географические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Это воспитывало у русских воинов качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя.

"Смутным временем" назвали русские люди период конца XVI– начала XVIIв. Перед Российским государством встал вопрос – быть ли русскому народу свободным или попасть под иноземное владычество. На борьбу с захватчиками поднялись все. Во главе земского ополчения стали избранные народом и облеченные его доверием К. Минин и Д. Пожарский. Преимущество ополченцев было в высоком воинском духе ратных людей. Они сражались за родную землю, за освобождение Российского государства, своей столицы.

Могущество, достигнутое Россией к концу XVIIIвека, не было щедрым даром провидения. Полководцы и флотоводцы, солдаты и матросы, одерживая победы над врагами Отечества, укрепляли тем самым государство, служа прогрессивному общенародному делу. Такова диалектика исторического развития. Создатель регулярной армии и флота Петр Iбольшое внимание уделял формированию у воинов патриотических и профессиональных качеств. Традиции, заложенные Петром, углублялись и расширялись его верными учениками и соратниками. Русская армия и флот одержали множество славных викторий, приумножались и крепли воинские традиции. Развитие их связано, прежде всего, с деятельностью таких выдающихся полководцев и флотоводцев, как П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

Блестящие победы на суше и на море прочно укрепили военный и международный авторитет России. Западные армии четко уяснили истину: встреча в бою с русскими гренадерами не предвещает ничего хорошего. Испытала это на себе и армия Наполеона. Легендарный подвиг героев Бородино явился для последующих поколений русских людей вдохновляющим примером патриотического выполнения долга перед Родиной. Яркие примеры мужества и героизма русских войск, образцы стойкости и патриотизма продемонстрировала Крымская война 1853–1856 гг.

Наша память сохранит и легендарную эпопею обороны Порт-Артура. Русские солдаты и матросы предпочитали погибнуть в бою, чем сдаться в плен. Остаются чтимы нашим народом герои Первой мировой войны. Стойкость и героизм русских солдат были не менее достойны подражания, чем подвиги их предков. Так, 18 августа 1914 года во время отхода 13-го корпуса генерала Клюева колонна Невского пехотного полка, увлекаемая командиром полка Первушиным, ринулась в штыки на 17-й немецкий корпус Макензена, вставший у них на пути. Вся колонна погибла в штыковой атаке, повторив подвиг Ипатия Коловрата и его дружины.

Традиции героического прошлого нашего народа стали символом несгибаемого боевого духа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Эти национальные традиции объединили все общество. Только в Москве за первые три дня войны поступило более 70 тыс. заявлений с просьбой направить на фронт.

Трудно выделить героев, когда вся страна в едином патриотическом порыве встала на защиту своей независимости. Героизм в годы войны был массовым. Целые воинские части, роты и батальоны покрывали себя неувядаемой славой. Уже после войны, размышляя о величии нашей победы, о том, как советские люди победили мощнейшую армию того времени, Г.К. Жуков писал: "Обо что же споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг на территории нашей страны? Что же, прежде всего, помешало им продвигаться вперед привычными темпами? Можно твердо сказать – главным образом массовый героизм наших войск, их ожесточенное сопротивление, упорство, величайший патриотизм армии и народа".

В основе воинских традиций Российской армии лежат три ключевых нравственных понятия – "патриотизм", "воинская честь" и "долг". Армия жива, пока существуют в ее рядах носители этих понятий.

Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения России, великий русский философ Ильин писал, что "русская армия всегда была школой патриотической верности", выступает как "наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг – "Жить для России и умереть за Россию".

Что же такое патриотизм? Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых и священных чувств человека. Происходит это понятие от греческого patris– родина, отечество. Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения национальной независимости Отечества.

История России – история проявления патриотизма, который формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нем яркий отсвет судьбы Отечества. Российский народ не является в этом смысле исключением. Но патриотизм россиян уникален по своей природе. Любовь русского человека к Родине можно сравнить только с любовью к своей матери. Кажется, ни в одном языке мира мы не встретим словосочетания "Родина-Мать". В этих самых дорогих для человека словах выражена глубина патриотизма нашего народа.

Что же это за феномен – загадочная "русская душа"? Что движет миллионами российских граждан в лихие для страны лета? В чем проявляется российский патриотизм и национальный характер россиян?

Исследователи выделяют следующие основные особенности проявления российского патриотизма.

Особая любовь русских людей к родной земле. Огромная территория нашей страны – важнейший фактор патриотического сознания россиян, формировавший их уверенность в том, что "Русь невозможно поработить", что на необъятных просторах Родины в трудную минуту всегда найдется сила, которая сплотит и поведет за собой народ против иностранных завоевателей.

Общинность как устойчивая склонность и потребность русских людей в коллективной жизни. Издревле на Руси она проявлялась в решении наиболее значимых социальных вопросов на общих сходах (вече). Многие понятия в русском языке связаны с общинными, родственными отношениями. Природа, родить, родина, народ – однородные понятия.

Свободолюбие, готовность к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества. Даже в условиях жестокой неволи русский человек всегда стремится к своему освобождению, к возвращению на Родину, к свободной жизни. Бисмарк предостерегал желающих напасть на Россию: "О победе над Россией можно говорить, если в ходе войны она будет полностью разгромлена… Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия… Миллионы собственно русских, даже если их разделить… так же быстро, вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути, и ведут борьбу за освобождение своей территории чисто с русским неистовством".

Жизненная стойкость и мужество. Эти качества питают твердость духа в нелегкие для Родины времена, неистребимую веру в "лучшую жизнь", терпеливость и выносливость. "Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении – суть качества, отличающие патриотизм русского народа", – подчеркивал А.И. Радищев.

Особое понимание воинского героизма. Оно характерно в первую очередь для русских полководцев, стремившихся разделить с простыми солдатами все тяготы их службы и боевой деятельности. Так, Д. Донской на Куликовом поле, покинув княжескую дружину, стал в общий строй ополченцев Большого полка. А.В. Суворов считал за честь драться в первых рядах своей армии. Всем известна близость к солдатам К.К. Рокоссовского и Г.К. Жукова.

Державность (государственная самодостаточность) как исторически и геополитически обусловленая форма развития Российского государства. Наиболее ярко она выражается в национальной гордости за принадлежность к великой стране, представители которой внесли значительный вклад в развитие культуры, науки и искусства, человеческой цивилизации.

Действенность проявления патриотических чувств. "Пришло время для каждого русского доказать свою любовь к Родине", – писали молодые русские офицеры в 1812 году своим родителям и близким перед отправлением в армию М.И. Кутузова. Патриотизм без действия – мертвый патриотизм.

Просмотрев и изучив большой объем материала, ученики убедились в том, что Русь, (Россия) отличается от других стран мира тем, что, оказываясь на краю пропасти, каждый раз находила в себе силы "возродиться из пепла" еще более сильной и сплоченной державой. Патриотизм – это чувство, проявляющиеся в критических для государства ситуациях, когда проявляются героические составляющие народного характера. На самом деле «патриотизм» кроме таких крайних случаев есть особое повседневное умонастроение.


Заключение


Говоря о современной молодежи, старшее поколение часто с упреком говорит о «приземленности» ее потребностей, об излишней распространенности психологии индивидуалистического бытия, отсутствия альтруистических начал и др. Не менее часто, а может быть и более всего, негативно оцениваются «дети» «отцами» и по их отношению к идеалам служения Родине и патриотическим ориентациям. Абсолютно беспочвенным это мнение не назовешь.

Для воссоздания системы воспитания граждан России, укрепления духовного потенциала ее населения, необходима объединительная общество основа, которую может и должна составить государственно-патриотическая идеология. Патриотическое воспитание должно быть направлено, на наш взгляд, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

И думается, что вопросы возникновения патриотизма, его истоков в каждом народе сегодня очень актуальны, поэтому нами создана презентация «Древняя Русь», в которой мы демонстрируем ее архитектуру, моду, ремесла и, конечно, ее героев.


Литература


1. Петровский А. В., Шкалинский В. В. «Социальная психология коллектива». М., Просвещение, 1978

2. Быков А., «Патриотическое воспитание школьников», М., Школьная пресса, «Воспитание школьников», 2005

3. Кулюгин А., «Энциклопедия российских царей», М.,

Эксмо – Пресс», 2001


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Формирование российского патриотизма.doc Скачать

16








ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА




Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?






Выполнила:

Марьина Е.П. учитель первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 51» г.Казани.












Казань 2012
















Оглавление






Введение…………………………………………………………………………3




Глава 1.

Факторы, влияющие на историческую трансформацию представлений о патриотизме………………………………………………………………………5




Глава 2.

Изучение формирования патриотизма в государстве «Древняя Русь»…………………………………………………………………………….....8




Заключение………………………………………………………………………15




Литература………………………………………………………………………16




Приложение (Презентация)……………………………………………………….











Введение

На уроках «Окружающего мира», ученики 4 класса, приступили к изучению истории возникновения различных государств. Свое знакомство с древними цивилизациями начали с изучения историй возникновения Древнего Египта, Древней Греции, Рима.

Очень удивительным было узнавать о загадках погибших цивилизаций и утраченных знаниях, о непонятных монументах и земляных сооружениях, воздвигнутых древними, о странных сообщениях, которые содержатся в великих мифах и легендах, о загадках ранних географических исследований и даже очевидных свидетельствах внеземных и паранормальных феноменах древней истории.

Не менее удивительным был для нас экскурс в историю возникновения государства «Древняя Русь». Необычным было то, что оказывается, в глубокой древности, около миллиона лет назад на его территории были совсем другие природные условия. Мы никогда не поверили бы своим глазам, увидев на берегах современных рек таких южных животных, как слоны и носороги. Но, оказывается, они обитали в те далекие времена и в наших краях, ибо климат тогда был очень теплый. Этому климату соответствовал и растительный мир - в местах, покрытых еловыми и сосновыми лесами, росли южные, неустойчивые к морозам деревья.

Еще узнали, что наша древняя земля издавна привлекала людей. Появившись здесь много тысяч лет тому назад, они прошли все стадии развития жизни, все исторические периоды. Шагнув в историю человечества с грубыми, примитивными каменными рубилами в руках и еле укрытые шкурами диких зверей, в постоянной борьбе за существование люди шли вперед, совершенствуя орудия труда и оружие, меняя характер и облик жизни.

Все это – история нашего государства и она не менее удивительна и интересна, чем история других государств, а может быть, и еще более увлекательна, богата крупнейшими событиями и выдающимися историческими личностями.

Многое в истории Древней Руси было неоднозначным, во многом непонятным для ныне живущих, но, какова бы не была трактовка исторических событий, это наша история, наше общее историческое прошлое. Прошлое, которое мы должны помнить, чтить и уважать. Уважать и гордиться своей историей, гордиться своими корнями, Родиной своей, то есть быть патриотом.

Патриот, патриотизм, казалось бы, очень часто употребляемые слова, но никто из нас, учеников, не смог полностью раскрыть эти понятия.

Перед нами возник вопрос на который мы попытались найти ответ. Именно с желания узнать, понять, ответить начинается любое исследование. Исследование – это то, что сможет нам дать ответы на возникшие у нас вопросы:

«Кто же такой патриот? Что такое патриотизм? Что являлось посылками формирования патриотизма».

Прежде всего, нужно было собрать и обработать информационный материал об особенностях факторов формирующих чувства патриотизма. Первые шаги в нашей работе были определены – это история возникновения патриотизма.












Глава 1. Факторы, влияющие на историческую трансформацию представлений о патриотизме


Патриотизм – явление историческое. Историческое не только в том плане, что появляется лишь после того, как возникают первые человеческие общества в виде особого осознанного совместного образа жизни и деятельности людей. Патриотизм появляется с возникновением и становлением исторической жизни людей. С момента своего появления он остается его спутником на протяжении всей человеческой истории, вместе с ней изменяется и развивается.

Патриотизм и патриотические чувства человека зависят от целого ряда меняющихся факторов, поэтому эти явления и представления о них также подвержены изменениям. Это верно, что пока существует человеческая история, явление патриотизма всегда было и не исчезнет, пока будут существовать и развиваться человеческие цивилизации.

Возникновение патриотизма как социального явления, его жизненность объясняется тем, что по своей природе и происхождению он имеет объективную основу. Человек всегда имеет место своего рождения, свою историческую Родину. Он всегда связан различными узами с тем окружением, в котором живет, развивается, получает возможность для продолжения рода и так далее. Именно это и другие факторы мы неотъемлемо связываем с понятием патриотизма. Они объективно обусловлены и всегда будут присутствовать в жизни отдельного человека или общества. Проводя грубую аналогию между жизнью человека и животного, можно заметить, что у последнего такой объективной и естественной основой является наличие ареала, на котором животное живет, кормится, размножается и защищает его.

Сегодня мы можем утверждать, что первоначально, в жизни людей на ранних этапах человеческой истории, патриотизм проявляется стихийно. Возможно, что в тот ранний исторический период патриотизм у людей проявляется скорей на интуитивном, чем на рациональном уровне. Сначала еще не было четкого осознания и осмысления этого явления, но как явление, патриотизм уже присутствует в практической жизни человека. Сегодня мы можем спорить о времени появления человеческой жизни, об условиях и факторах, которые были причинами появления на Земле человека и общества. Однако, факт утверждения того, что уже на заре человеческой юности появляются пусть не осознанные элементы того, что мы сегодня называем патриотизмом, - остается бесспорным.

По мере развития человеческих обществ, в ходе исторического процесса, происходят определенные изменения не только в самом явлении патриотизма, но и в его понимании и теоретическом осмыслении. Как всякое другое сложное понятие, включающее в свое содержание не только элементы, связанные с чем-то материальным, но и несущими в себе некоторые моменты духовных, идеальных представлений - понятию патриотизма свойственна изменчивость и развитие. Отсюда у патриотизма как понятия широкая возможность к разнообразию трактовок, а также различий, вкладываемых в это понятие, смысловых суждений. Многообразие трактовок и смыслообразующих компонентов, включаемых в понятие патриотизма, тоже имеют в себе объективную основу. Естественно, что понятие Родины, Отечества для китайца это одно, а для жителя России нечто иное. На этом же основании легко заметить наличие различных патриотических чувств у представителей разных народов, рас и так далее. Причем такое разнообразие объясняется не только факторами материальными: географической средой, климатическими условиями и тому подобное. Огромную роль здесь играет и духовный фактор, связанный с развитием сознания, сложившимися мировоззренческими установками, традициями, уровнем развития религиозных и научных представлений о мире и так далее.

Аналогичным образом можно говорить об изменении подходов, вкладываемых в понятие патриотизма в различные исторические эпохи или периоды: например, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое Время и т.п. По мере роста и развития государств происходит изменение территориальных границ, на которые распространяется явление патриотизма. Одно дело – древнегреческий полис, другое дело – государство в нынешнем понимании этого слова.

В настоящее время все более отчетливо видно, что немаловажным обстоятельством, влияющим на формирование представлений о патриотизме, а, следовательно, на становление и развитие патриотических чувств у граждан, является фактор экономический или ресурсный. К нему относится целая группа показателей, важнейшими среди которых являются: уровень благосостояния людей и продолжительность их жизни; наличие в стране ресурсов, уровень развития науки; систем образования и здравоохранения и многое другое. Представления о патриотизме у людей, равно как и вся система государственно-патриотического воспитания в стране, во многом определяются не только социальными и духовными условиями. Они во многом зависят от уровня развития политических отношений, сложившихся в обществе, существующего политического режима. Понятно, что представления о патриотизме у граждан, проживающих в тоталитарном и демократическом государстве, всегда имеют определенные различия. Поскольку все названные и многие другие факторы находятся не только во взаимодействии, но и в постоянной динамике, то и явление патриотизма будет постоянно подвергаться изменениям.

После ознакомления с историей возникновения представлений о патриотизме, для нас стало актуальным изучение факторов формирования патриотических чувств в государстве «Древняя Русь».








Глава 2. Изучение формирования российского патриотизма.


К эпохе расцвета цивилизаций в Древней Руси явление патриотизма уже прочно вошло в сознание и жизнь людей. Пусть еще нет четких теоретических формулировок понятия патриотизма, отсутствует стройная идея или система патриотического воспитания, но патриотизм как явление проявляется в отдельных элементах практической деятельности человека, направленной на формирование в сознании людей уважительного отношения к земле, на которой они живут, любви к Родине, почитанию умерших предков и так далее.

Само понятие «Родина», которое является ключевым в феномене патриотизма, происходит от языческого культа Рода. Вся жизнь древних славян была пропитана языческим многобожием, множеством обрядов и ритуалов. Древняя Русь как государство в те далекие времена еще только складывалась, а населявшие ее территорию племена не входили в каком-либо виде в целостное национальное образование. Поэтому и патриотизм древних славян не распространялся далее их места жительства. Язычество не могло объединить множество существовавших племен, оно лишь помогало выжить отдельному «Роду», что и нашло свое проявление в понятии «Родина». Патриотизм возник прежде всего как чувство любви к своему жилищу, своим обычаям и верованиям и необходимости их защиты в случае какой-либо угрозы нападения со стороны врагов. Языческие обряды и ритуалы очень активно применялись прежде всего к тому месту жительства, где возникал и развивался «Род», где обосновывалась семья древнего русского человека. Само существование славянских племен было невозможно вне язычества, ибо оно помогало сохранять жилье, жизнь отдельного человека или семьи, формируя любовь к своей земле, своей Родине как местожительству «Рода».

В более поздние времена, после введения христианства на Руси именно церковь охраняла религиозное главенство в жизни человека, нравственные устои, семейные отношения, поведенческую структуру общества. Православие, постепенно сращиваясь и. вбирая в себя язычество, создало неповторимую систему мировосприятия, сформировало эмоциональную общность, вошло в повседневную жизнь людей. Фактически именно церковь создала такие религиозные нормы, которые детерминировали все поведение русских людей на протяжении весьма длительного времени. В результате возникли определенные стереотипы и стандарты поведения, которые затем переросли в систему кодирования, успешно поддерживающую стабильность в обществе.

Известно, что уже задолго до начала Киевского периода на Западе Древняя Русь именовалась Гардарикой, "страной городов и замков". Она занимала место на перекрёстке различных торговых и культурных путей, как с Востока на Запад, так и с Севера на Юг. «Племена славян и антов, проживающие там – писал древнегреческий историк Маврикий Стратег, – сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению… Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище".

Эти качества были характерны и для древнерусского войска – княжеских дружин. Дружинники отличались хорошей организованностью, дисциплиной, мужеством и храбростью, духом высокого патриотизма. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество – являлось неписаным правилом для них. Святослав, русский князь со скандинавской кровью, высоко ставил честь Отчизны: "Да не посрамим Земли Русские, мертвыи бо срама не имам".

Обязательным считались и соблюдение присяги, верность князю, его знамени. В Древней Руси стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека. Несгибаемую силу русского народа, его непреодолимое стремление к свободе и независимости продемонстрировали победы русского оружия над многочисленными кочевниками, рыцарями-крестоносцами, монголо-татарскими ордами.

Несомненно, воинские традиции Древней Руси лежат в основе военной доблести Великой России. Стержнем этих традиций был патриотизм, проникнутый глубокой духовно-нравственной основой любви к своей Родине

Исторические и географические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Это воспитывало у русских воинов качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя.

"Смутным временем" назвали русские люди период конца XVI – начала XVII в. Перед Российским государством встал вопрос – быть ли русскому народу свободным или попасть под иноземное владычество. На борьбу с захватчиками поднялись все. Во главе земского ополчения стали избранные народом и облеченные его доверием К. Минин и Д. Пожарский. Преимущество ополченцев было в высоком воинском духе ратных людей. Они сражались за родную землю, за освобождение Российского государства, своей столицы.

Могущество, достигнутое Россией к концу XVIII века, не было щедрым даром провидения. Полководцы и флотоводцы, солдаты и матросы, одерживая победы над врагами Отечества, укрепляли тем самым государство, служа прогрессивному общенародному делу. Такова диалектика исторического развития. Создатель регулярной армии и флота Петр I большое внимание уделял формированию у воинов патриотических и профессиональных качеств. Традиции, заложенные Петром, углублялись и расширялись его верными учениками и соратниками. Русская армия и флот одержали множество славных викторий, приумножались и крепли воинские традиции. Развитие их связано, прежде всего, с деятельностью таких выдающихся полководцев и флотоводцев, как П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

Блестящие победы на суше и на море прочно укрепили военный и международный авторитет России. Западные армии четко уяснили истину: встреча в бою с русскими гренадерами не предвещает ничего хорошего. Испытала это на себе и армия Наполеона. Легендарный подвиг героев Бородино явился для последующих поколений русских людей вдохновляющим примером патриотического выполнения долга перед Родиной. Яркие примеры мужества и героизма русских войск, образцы стойкости и патриотизма продемонстрировала Крымская война 1853–1856 гг.

Наша память сохранит и легендарную эпопею обороны Порт-Артура. Русские солдаты и матросы предпочитали погибнуть в бою, чем сдаться в плен. Остаются чтимы нашим народом герои Первой мировой войны. Стойкость и героизм русских солдат были не менее достойны подражания, чем подвиги их предков. Так, 18 августа 1914 года во время отхода 13-го корпуса генерала Клюева колонна Невского пехотного полка, увлекаемая командиром полка Первушиным, ринулась в штыки на 17-й немецкий корпус Макензена, вставший у них на пути. Вся колонна погибла в штыковой атаке, повторив подвиг Ипатия Коловрата и его дружины.

Традиции героического прошлого нашего народа стали символом несгибаемого боевого духа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Эти национальные традиции объединили все общество. Только в Москве за первые три дня войны поступило более 70 тыс. заявлений с просьбой направить на фронт.

Трудно выделить героев, когда вся страна в едином патриотическом порыве встала на защиту своей независимости. Героизм в годы войны был массовым. Целые воинские части, роты и батальоны покрывали себя неувядаемой славой. Уже после войны, размышляя о величии нашей победы, о том, как советские люди победили мощнейшую армию того времени, Г.К. Жуков писал: "Обо что же споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг на территории нашей страны? Что же, прежде всего, помешало им продвигаться вперед привычными темпами? Можно твердо сказать – главным образом массовый героизм наших войск, их ожесточенное сопротивление, упорство, величайший патриотизм армии и народа".

В основе воинских традиций Российской армии лежат три ключевых нравственных понятия – "патриотизм", "воинская честь" и "долг". Армия жива, пока существуют в ее рядах носители этих понятий.

Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения России, великий русский философ Ильин писал, что "русская армия всегда была школой патриотической верности", выступает как "наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг – "Жить для России и умереть за Россию".

Что же такое патриотизм? Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых и священных чувств человека. Происходит это понятие от греческого patris – родина, отечество. Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения национальной независимости Отечества.

История России – история проявления патриотизма, который формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нем яркий отсвет судьбы Отечества. Российский народ не является в этом смысле исключением. Но патриотизм россиян уникален по своей природе. Любовь русского человека к Родине можно сравнить только с любовью к своей матери. Кажется, ни в одном языке мира мы не встретим словосочетания "Родина-Мать". В этих самых дорогих для человека словах выражена глубина патриотизма нашего народа.

Что же это за феномен – загадочная "русская душа"? Что движет миллионами российских граждан в лихие для страны лета? В чем проявляется российский патриотизм и национальный характер россиян?

Исследователи выделяют следующие основные особенности проявления российского патриотизма.

Особая любовь русских людей к родной земле. Огромная территория нашей страны – важнейший фактор патриотического сознания россиян, формировавший их уверенность в том, что "Русь невозможно поработить", что на необъятных просторах Родины в трудную минуту всегда найдется сила, которая сплотит и поведет за собой народ против иностранных завоевателей.

Общинность как устойчивая склонность и потребность русских людей в коллективной жизни. Издревле на Руси она проявлялась в решении наиболее значимых социальных вопросов на общих сходах (вече). Многие понятия в русском языке связаны с общинными, родственными отношениями. Природа, родить, родина, народ – однородные понятия.

Свободолюбие, готовность к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества. Даже в условиях жестокой неволи русский человек всегда стремится к своему освобождению, к возвращению на Родину, к свободной жизни. Бисмарк предостерегал желающих напасть на Россию: "О победе над Россией можно говорить, если в ходе войны она будет полностью разгромлена… Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия… Миллионы собственно русских, даже если их разделить… так же быстро, вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути, и ведут борьбу за освобождение своей территории чисто с русским неистовством".

Жизненная стойкость и мужество. Эти качества питают твердость духа в нелегкие для Родины времена, неистребимую веру в "лучшую жизнь", терпеливость и выносливость. "Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении – суть качества, отличающие патриотизм русского народа", – подчеркивал А.И. Радищев.

Особое понимание воинского героизма. Оно характерно в первую очередь для русских полководцев, стремившихся разделить с простыми солдатами все тяготы их службы и боевой деятельности. Так, Д. Донской на Куликовом поле, покинув княжескую дружину, стал в общий строй ополченцев Большого полка. А.В. Суворов считал за честь драться в первых рядах своей армии. Всем известна близость к солдатам К.К. Рокоссовского и Г.К. Жукова.

Державность (государственная самодостаточность) как исторически и геополитически обусловленая форма развития Российского государства. Наиболее ярко она выражается в национальной гордости за принадлежность к великой стране, представители которой внесли значительный вклад в развитие культуры, науки и искусства, человеческой цивилизации.

Действенность проявления патриотических чувств. "Пришло время для каждого русского доказать свою любовь к Родине", – писали молодые русские офицеры в 1812 году своим родителям и близким перед отправлением в армию М.И. Кутузова. Патриотизм без действия – мертвый патриотизм.

Просмотрев и изучив большой объем материала, ученики убедились в том, что Русь, (Россия) отличается от других стран мира тем, что, оказываясь на краю пропасти, каждый раз находила в себе силы "возродиться из пепла" еще более сильной и сплоченной державой. Патриотизм – это чувство, проявляющиеся в критических для государства ситуациях, когда проявляются героические составляющие народного характера. На самом деле «патриотизм» кроме таких крайних случаев есть особое повседневное умонастроение.












Заключение

Говоря о современной молодежи, старшее поколение часто с упреком говорит о «приземленности» ее потребностей, об излишней распространенности психологии индивидуалистического бытия, отсутствия альтруистических начал и др. Не менее часто, а может быть и более всего, негативно оцениваются «дети» «отцами» и по их отношению к идеалам служения Родине и патриотическим ориентациям. Абсолютно беспочвенным это мнение не назовешь.

Для воссоздания системы воспитания граждан России, укрепления духовного потенциала ее населения, необходима объединительная общество основа, которую может и должна составить государственно-патриотическая идеология. Патриотическое воспитание должно быть направлено, на наш взгляд, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

И думается, что вопросы возникновения патриотизма, его истоков в каждом народе сегодня очень актуальны, поэтому нами создана презентация «Древняя Русь», в которой мы демонстрируем ее архитектуру, моду, ремесла и, конечно, ее героев.











Литература


  1. Петровский А. В., Шкалинский В. В. «Социальная психология коллектива». М., Просвещение, 1978

  2. Быков А., «Патриотическое воспитание школьников», М., Школьная пресса, «Воспитание школьников», 2005

  3. Кулюгин А., «Энциклопедия российских царей», М.,

Эксмо – Пресс», 2001









Обсуждение материала
Сергей Колодин
7.04.2012 14:19
Интересный материал - рассуждение. Автором собран и обобщён большой фактический материал. Однако оформление разработки не соответствует критериям Положения Конкурса. Отсутсвует презентация, заявленная автором.
Ивлева Юлия
9.04.2012 17:14
В исследовательской работе всегда ставится цель. Формулировку темы, возможно надо было сделать соответствующую   содержанию работы. Но Работа Автора по патриотическому воспитанию, заслуживает огромного уважения. Спасибо.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров