В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

занятие по курсу "Основы православной культуры" на тему "День святого Георгия"

занятие по курсу "Основы православной культуры" на тему "День святого Георгия"

Алла Мосевнина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
просмотров: 5429 комментариев: 1
Краткое описание
Занятие на тему «День Святого Георгия» соответствует содержанию  и целям  региональной программы   курса «Основы православной культуры» (г. Владимир, 2005г.)  под общей редакцией Ионовой Т.А., так как способствует пониманию категории ценностей православной культуры и её исторического аспекта, в частности.
Описание
День Святого Георгия
Урок по курсу «Основы православной культуры»
Мосевнина Алла Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Опольевская ООШ»
Юрьев-Польского района
Владимирской области
с. Ополье, 2012 г.
Пояснительная записка
ФИО автора:Мосевнина Алла Александровна,
учитель русского языка и литературы  МБОУ «Опольевская ООШ» Юрьев-Польского района Владимирской области
Название разработки: «День Святого Георгия», занятие по курсу «Основы православной культуры»
   Занятие на тему «День Святого Георгия» соответствует содержанию  и целям  региональной программы   курса «Основы православной культуры» (г. Владимир, 2005г.)  под общей редакцией Ионовой Т.А., так как способствует пониманию категории ценностей православной культуры и её исторического аспекта, в частности.
   Целесообразно данное занятие провести в 5 классе (раздел «Православные святые Владимирского края», тема «Святые как воплощение идеальной целостности личности»), или в 6 классе (раздел «Местные православные праздники», тема «Православные праздники в своём городе»), или в 7 классе (раздел «Исторический смысл православных праздников», тема «Праздники в честь святых твоей земли»).
Занятие своевременно: указанные выше разделы изучаются в конце курса (в конце учебного года), и праздник отмечается 6 мая.
Тематика актуальна, так как создаёт условия для знакомства учащихся с историей празднования Дня святого Георгия Победоносца и народными традициями в связи с этим событием, а также   способствует реализации воспитательных задач, направленных на патриотические и культурные ценности.
Материал излагается с учётом возрастных особенностей детей с помощью метода художественно-педагогической драматургии (по рекомендации авторов программы).
Занятие многоаспектно:
· работа с православным словариком (понятия: «святой», «великомученик», «житие»);
· знакомство с «Житием великомученика Георгия Победоносца»;

· инсценировка рассказа «Чудо Святого Георгия о змие»;
· связь русских народных традиций с именем св. Георгия;
· Георгий Победоносец – покровитель воинства и государства русского;
· город  Юрьев-Польский и Георгиевский собор под покровительством св. Георгия.
Таким образом, можно говорить о достаточной глубине занятия «День святого Георгия» для осуществления духовно-нравственного воспитания и обучения детей.
Конспект занятия
Цели:
1.Образовательные:
· познакомить учащихся с историей празднования Дня Святого Георгия Победоносца и народными традициями в связи с этим событием;
· расширить знания детей в области житийной литературы, государственной символики и наград России;
· обогатить лексический запас слов учащихся православными понятиями.
2. Развивающие:
· развивать умение учащихся выражать свои чувства, мысли;
· способствовать укреплению мотивации учащихся к изучению православной культуры;
· активизировать исследовательскую деятельность учащихся в рамках проекта «Духовные традиции русского народа».
3.Воспитательные:
· воспитывать патриотические чувства (знание  истории родного края, страны и чувства причастности к настоящему и будущему нашего государства);
· воспитывать трепетное отношение детей к культурному наследию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оснащение:
запись колокольного звона, икона «Святой Георгий с житием»,  православный словарик, свечи, реквизиты для инсценировок, фильм «Очарование Юрьевского Ополья», гимн Юрьев – Польского района, слайды с изображением герба РФ и Ордена Святого Георгия, музыкальное сопровождение (духовные песнопения)
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:
Презентация
Ход занятия

1. Приветствие, введение в тему.
Звучит колокольный звон
— Здравствуйте, мои дорогие ученики! Снова колокольный звон созвал нас на занятие по
основам православной культуры.
   Сегодня я принесла икону одного из самых почитаемых Святых Православной Церкви. (Демонстрация иконы «Святой Георгий с житием»)
— Кто из вас видел эту икону, знает имя Святого? Может,  похожее изображение вы где-то встречали?
— В чём необычность изображения Святого? (В воинском снаряжении, верхом на белом коне, с копьём, убивающим дракона)
— На иконе изображён Святой великомученик Георгий Победоносец.  
2. Словарная работа.

— Обратимся к православному словарику. Вспомните, кого называют Святым? (Праведный человек, живущий  по правилам, предписанным верою)
— Как вы думаете, кто  такой великомученик? (Тот, кто претерпел великие мучения, но остался верен Христу)
— Выскажите предположение, почему этот человек удостоился такого необычного эпитета Победоносец?
— Послушайте житие Святого Георгия. Но прежде вспомним понятие «житие». (Житие – жанр древнерусской литературы, описание жизни Святых)
3. Чтение «Жития великомученика Георгия Победоносца»
Музыкальное сопровождение.
   Жил Георгий Победоносец в IIIвеке в далёкой южной стране. Был он  храбрым и мужественным воином в  войске императора Диоклетиана, правившего в Римской империи с 284 – 305 годы. Поэтому ещё очень молодым был поставлен в военноначальники.
    Однажды, услышав на судилище приговор злого императора о казни христиан (то были времена, когда людей гнали и казнили за веру), Георгий стал защищать их и заявил Диоклетиану, что тоже верит во Христа. Воин так защищал свою веру, что даже жена императора, царица Александра, приняла христианство.
     Разгневанный император приказал заточить Георгия в темницу и положить ему на грудь тяжёлый камень, надеясь, что юноша не вынесет мучений и отречётся от веры.
     Утром вновь Георгий предстал перед Диоклетианом.
— Откажешься ли теперь от своего Христа? – спросил он воина.
— Скорее сам устанешь, мучая меня, чем я отрекусь от своей веры! – бесстрашно ответил Георгий.
— Предать колесованию бунтовщика! – отдал приказ император.
    Трудно было придумать пытку страшнее. Юношу привязали к большому колесу и покатили по деревянным доскам, из которых, остриями вверх торчали длинные гвозди. При каждом повороте колеса они вонзались в тело мученика, рвали его на части.
    Но не дождался император мольбы о пощаде.
     Воина подвергали страшным мучениям, но, продолжая усердно молиться, он оставался живым. Безумная ярость гонителей приводила только к утверждению распространения христианства.
     В бессилии император  повелел усечь голову неповиновавшегося мечом. Случилось это 23 апреля 303 года от Рождества Христова.
     После своей мученической кончины Георгий стал являться людям и помогать им в преодолении разных бед, а воинам – побеждать. Поэтому его называют Георгием Победоносцем.
— Приглядитесь ещё раз к иконе. Не возникает ли у вас вопрос? Действительно, причём тут дракон? Получается ведь, что при жизни своей воин Георгий дракона не убивал.
— Повествование о победе великомученика Георгия над змием как раз и относится к чудесной помощи этого Святого людям уже после его кончины.
    Посмотрите инсценировку этой интересной истории.
4. Инсценировка «Чудо Святого Георгия о змие»

    Рассказчик.

Куда это воин-красавец
В плаще, словно в алом огне,
Как птица, земли не касаясь,
Несётся на белом коне?
Вдоль грозно гремящего моря,
Где вал закипающий крут,
Недолог был путь его, вскоре
Увидел он славный Бейрут.
Был город красив несказанно,
Как сад зеленел, а вдали,
За озером горы Ливана
Вставали, и кедры росли.
И солнце плоды золотило
По рощам искусной рукой…
Но что-то печальное было
В стране изобильной такой.
Ни голоса птицы, ни зверя,
Ни даже мычанья вола…
Безлюдье… Закрыты все двери
Лежащего рядом села…
Но возле могучего древа,
Где озера плачет волна,
Стоит одинокая дева,
И горько рыдает она.
И вот подъезжает к ней воин
На белом коне и с копьём,
И взор его добр и спокоен,
И неба сияние в нём.
Он мчался сюда по дорогам
Как Божьих свершитель чудес,
И всё уже зная, ведь Богом
Он послан был прямо с небес.
Как Божьему чуду не сбыться?
Кто Бога сильнее? И всё ж
     Воин.   «О чём ты так плачешь, девица,-
Спросил он, — кого ты здесь ждёшь?
      Дева.
О юноша, воин отважный!
Живёт в этом озере змей –
Губитель жестокий и страшный,
Страны разоритель моей.
Дыханье его ядовито,
А сила его велика!
Скорее отсюда беги ты,
Не вышел губитель пока!
Как велено было богами,-
Врагу, что не сыщешь лютей,
Отцы здесь своими руками
Всех отдали в пищу детей…
Я царская дочь, но настала
Теперь и моя череда…
Вот, воин, о чём я рыдала.
Беги же! Прощай навсегда!
Воин.   Пристало ли христианину
Кому-то в беде не помочь?
О нет, я тебя не покину.
Не плачь же, о царская дочь!
На змия, губителя злого,
Как, впрочем, на всякое зло,
Оружие – имя Христово,
Что свет в этот мир принесло!
   Рассказчик.    Вдруг с шумом вода забурлила
И пена вскипела на ней –
И вылез, страшней крокодила,
Огромный чешуйчатый змей.
Взревел он и сделался выше,
А хвост ещё в озере был –
Но вот он и весь уже вышел
И пасть на царевну раскрыл…
Георгий же перекрестился,
Прославивши Господа сил,
На змия, как вихрь, устремился
И в горло его поразил.
Немало пришлось подивиться
О чуде великом таком
Не только спасённой девице,
Но каждому в городе том!
     Воин.   Я мученик, посланный с Неба
От идолов вас отвратить,
Принёс вам Небесного хлеба,
Чтоб ради спасенья вам жить!»
  Рассказчик. Священники призваны были.
Они же, молитвы творя,
В озёрной воде окрестили
Народ весь, и первым – царя.
Принявши великую милость
От Бога, страна эта вдруг,
Как будто весной, оживилась,
И всё в ней запело вокруг…
Блистая листвой изумрудной,
Качал дуб вершиной своей,
И Господа песенкой чудной
На нём воспевал соловей.
— Георгий Победоносец явился спасителем местных жителей от чудовища и обратил их в христианство. Он стал символом добра.
— Ребята, скажите, символом чего является Змей? (Зла, греха). Ответить помогут следующие поэтические строчки:
Верхом на коне, под копытом – дракон,
Копьё вонзается в пасть!
На помощь спешит согрешающим он
И тем, кто в грехах может пасть!
— Исходя из этой инсценировки, что может спасти душу? (Вера, которая направляет человека на путь истины, сострадания, раскаяния… )
5. Связь русских народных традиций с именем Святого Георгия.
— На Руси великомученик Георгий Победоносец издавна пользовался особым уважением и любовью. Считался он покровителем домашнего скота, пастухов и хлебопашцев, а также «хозяином» лесных зверей. Ведь имя «Георгий» в переводе с греческого значит «земледелец». Однажды оживил он вола, заставил пастуха вернуть заблудившуюся овцу бедной вдове, да и самому пастуху не дал умереть от укуса змеи.
    Русская Православная Церковь День Святого Георгия отмечает дважды в году. Первый раз – весной, 23 апреля (6 мая по новому стилю). В этот день завершился земной путь Святого великомученика. День этот в народе называют вешним Егорием или Егорием голодным (поскольку к этому дню заканчивались запасы еды и кормов). По крестьянским поверьям, Георгий как хозяин ходит по полям и лугам, напускает росу, «отмыкает» землю, отдохнувшую за  зиму. Люди говорили, что у него « по колено ноги в чистом серебре, по локоть руки в красном золоте. Голова у Егория вся жемчужная, во лбу-то солнце, в тылу-то месяц, по косицам звёзды перехожие». Ещё говорили: «Егорий Храбрый – зиме ворог лютый». Или: «Пришёл Егорий – и весне не уйти».
Существует славянский аналог имени Георгий – Юрий. Поэтому второе название праздника – Юрьев день.
     Второй раз День Святого Георгия отмечают поздней осенью – 26 ноября (9 декабря). Сейчас это государственный праздник – День Героев Отечества.

  Проверка домашнего задания.
— Мы с вами второй год работаем над проектом «Духовные традиции русского народа». К сегодняшнему занятию вы получили домашнее задание: узнать у мам, бабушек…, как  отмечали весенний Егорий.
· На Егория скот впервые выгоняли на весеннее пастбище. Это было торжественное действо с участием большей части взрослого населения, пастухов, а также священника.
· С утра хозяйки выгоняли скот на ближайшее к деревне поле с молодыми всходами. Сюда же на край поля из церкви приносили хоругви и икону св.Георгия и привозили с ближайшего источника бочки с водой. Священник служил вначале водосвятный молебен, а пастух обходил стадо с иконой. Затем священник кропил коров святой водой.
· До начала молебна хозяева метили скот, подрезали коровам хвосты, чтобы они были здоровы.
· Оберегая скот от несчастий, хозяева обходили его во дворе с хлебом, зажжённой пасхальной свечой; смолой, сажей или дымом от свечи чертили кресты на лбах животных, на дверях хлева, на воротах.
· Чтобы обеспечить удачный приплод, коров выгоняли со двора вербовой веткой, освящённой в Вербное воскресенье, которая символизировала вечный рост и плодовитость. Молодняку желали: «Как вербочка растёт, так и ты расти».
· Оглаживали корову пасхальным яйцом, легонько ударяли её хлебной лопатой, чтобы она принесла приплод.
· На Егория коней освобождали от работы, стригли и заплетали им гривы, купали в проточной воде, служили у храмов молебны с водосвятием, а затем поили коней освящённой водой и кормили освящённым зерном.
· В день св.Георгия кое-где коней первый раз выгоняли в ночное.
· «Рядили» пастуха. Даже был конкурс пастухов. Требовалось, чтобы он не злоупотреблял спиртным, вёл праведный образ жизни, умел играть на музыкальных инструментах.
· Воздерживались от каких-либо работ, связанных со скотом. Это должно было обеспечить скоту покровительство и защиту со стороны чтимого крестьянином святого.
· В Егорьев день не пахали на волах и быках, не работали с шерстью, чтоб волки не тронули скот.
· В Егорьев день поселяне старались выйти на луга, чтобы умыться росой, потому что, по поверьям, юрьева роса от семи недугов спасает. Желающие могли собрать влагу на холст, я потом омыть скотину. После этого животные набирали силу.
— Егорьев праздник начинался ещё накануне 23апреля (6 мая). С вечера дети и молодёжь ходили по деревне, славили Святого, с зажжёнными свечами подходили к каждому дому, выражали добрые пожелания хозяевам.
6. Инсценировка колядок
Сцена первая.
Детис зажжёнными свечами подходят к учителю, поют колядки.
Хозяин с хозяюшкой,
Встань, пробудися,
Умойся, утрися,
Егорию поклонися
Батюшка Егорий!
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку.
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Тёлоньки, телитесь!
Свинки, пороситесь!
Курочки, неситесь!
Овечушки, ягнитесь!
А за всё это поплатитесь
Учитель.   Спасибо! Дай вам Бог здоровья! (щедро одаривает колядовщиков)
Дети. Вот вам двести коров,
     Полтораста бычков,
     Семьдесят тёлушек.
Сцена вторая.
Дети.   Пришла верба из-за моря,
Принесла верба здоровья.
Верба – хлёст! Бей до слёз!
Вставай рано, меть барана!
Батюшка Егорий,
Напои и накорми нашу скотинку,
Полем да полем, лесом да лесом,
Напои и накорми, и домой приведи.
Вставай, да Солнышко!
Спаси и сохрани, батюшка Егорьюшка!
Напои и накорми, домой приведи
Учитель. Спаси Господи! Дай вам Бог здоровья! (одаривает колядовщиков)
7. Георгий Победоносец – покровитель воинства и государства русского

— Сам славный воин, Георгий Победоносец считался могущественным покровителем воинства и государства русского. Древние князья гордились тем, что носят имя Георгия, и старались оправдать высокую честь.
· Князь Ярослав Мудрый, получивший в святом крещении имя Георгий, заложил в честь него храм в Киеве. Освещение храма произошло 23апреля 1052 году. Заповедал князь праздновать Юрьев день ежегодно по всей Руси.
· Имя Святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий.
· В 1238 году возглавил борьбу с монгольскими ордами Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович.
· Внук Александра Невского, первый Великий князь Московский, Юрий Данилович, сделал изображение Георгия Победоносца верхом на коне, поражающего дракона, гербом Москвы и русского государства. Позже Иоанн IIIзаменил этот герб двуглавым орлом. Но и на новом гербе осталось изображение Святого Георгия вплоть до сегодняшнего дня.
— В XVIII  веке Петром Iбыла учреждена одна из самых почётных воинских наград – Орден Святого Георгия. Этим орденом награждались офицеры, проявившие храбрость на поле боя. Девиз ордена: «За службу и храбрость». В 1897 году учреждается награда для солдат — крест Георгия Победоносца.
8. Город Юрьев – Польский и Георгиевский собор
— Наш город тоже носит имя св. Георгия. Почему? (Основал город Юрий Долгорукий в 1152 году)
   Только сильный духом народ мог создать то великолепие архитектурных и ландшафтных памятников, те поражающие воображение фрески соборов и живописные полотна, которые позволяют считать наш город жемчужиной в венце городов Золотого кольца России.
   Лебединой песней  поэтично называют Георгиевский собор. Посмотрим фрагмент фильма «Очарование Юрьевского Ополья» и убедимся в этом.
9. Просмотр фрагмента фильма «Очарование Юрьевского Ополья»

— Что вы почувствовали, посмотрев фрагмент?
    Помните, что быть патриотом, это не только защищать Родину от врагов, но и знать её историю, хорошо учиться, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, работающим на благо своего села, города, страны в целом. Именно эта мысль становится главной в содержании гимна Юрьев – Польского района.
10. Просмотр видеоролика и исполнение гимна Юрьев-Польского района
Гимн Юрьев-Польского района
Слова Е.Фроловой
Музыка Е.Нефёдовой, А.Фоминой
Над Опольем вишнёвые зори встают,
Колосятся хлеба золотые.
Здесь геройской судьбой славит землю свою
Сельский труженик малой России.
Тебя звал на войну колокольный набат,
И хранил тебя крест Святославов.
И с победой домой возвращался солдат,
Чтобы вырастить хлеб для державы.
Припев:
Наши корни и наши мечты
Тесно связаны с этой землёй.
И в любой стороне помни ты:
Юрьев-Польский навеки с тобой!
Тёплый свет от родного крыльца
Пусть останется в каждой судьбе.
Это наша земля! Это наши сердца
Алой вишней горят на гербе
Здесь в упорном труде люди счастье нашли,
Здесь для знаний простор безграничен.
И стучит, словно пульс нашей древней земли,
Гул цехов заводских и фабричных.
Будет солнце вставать, будут храмы сиять,
А земля – умываться росою.
Нам тебя защищать. Нам тебя поднимать,
Край родной – дорогое Ополье!
Припев.
11. Подведение итогов. Напутственное слово учащимся.

— Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
— Какие чувства испытали? Что поняли для себя?
— Вот видите, как тесно связана история нашей страны, нашего города, нашего села Ополье с именем Святого Георгия Победоносца! Почувстуйте теплоту и свет, что излучает окружённый золотым нимбом лик Георгия. Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Разве не стало добрее и мужественней, откликнувшись на вечную победу добра над злом, света – над тьмой, жизни – над смертью!
Ресурсы: презентация, фрагмента фильма «Очарование Юрьевского Ополья», Гимн Юрьев-Польского района.
Список литературы, используемой при разработке занятия
  1. Ионова Т.А. Программа «Основы православной культуры» (для 5-9 классов общеобразовательной школы). Владимир, 2005.
  2. Сергей Коротких. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть 2, М., 2003.
  3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект занятия день святого Георгия.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Опольевская общеобразовательная школа»









День Святого Георгия


Урок по курсу «Основы православной культуры»














Мосевнина Алла Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Опольевская ООШ»

Юрьев-Польского района

Владимирской области







с. Ополье, 2012 г.


Пояснительная записка


ФИО автора: Мосевнина Алла Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Опольевская ООШ» Юрьев-Польского района Владимирской области

Название разработки: «День Святого Георгия», занятие по курсу «Основы православной культуры»

Занятие на тему «День Святого Георгия» соответствует содержанию и целям региональной программы курса «Основы православной культуры» (г. Владимир, 2005г.) под общей редакцией Ионовой Т.А., так как способствует пониманию категории ценностей православной культуры и её исторического аспекта, в частности.

Целесообразно данное занятие провести в 5 классе (раздел «Православные святые Владимирского края», тема «Святые как воплощение идеальной целостности личности»), или в 6 классе (раздел «Местные православные праздники», тема «Православные праздники в своём городе»), или в 7 классе (раздел «Исторический смысл православных праздников», тема «Праздники в честь святых твоей земли»).

Занятие своевременно: указанные выше разделы изучаются в конце курса (в конце учебного года), и праздник отмечается 6 мая.

Тематика актуальна, так как создаёт условия для знакомства учащихся с историей празднования Дня святого Георгия Победоносца и народными традициями в связи с этим событием, а также способствует реализации воспитательных задач, направленных на патриотические и культурные ценности.

Материал излагается с учётом возрастных особенностей детей с помощью метода художественно-педагогической драматургии (по рекомендации авторов программы).

Занятие многоаспектно:

  • работа с православным словариком (понятия: «святой», «великомученик», «житие»);

  • знакомство с «Житием великомученика Георгия Победоносца»;

  • инсценировка рассказа «Чудо Святого Георгия о змие»;

  • связь русских народных традиций с именем св. Георгия;

  • Георгий Победоносец – покровитель воинства и государства русского;

  • город Юрьев-Польский и Георгиевский собор под покровительством св. Георгия.

Таким образом, можно говорить о достаточной глубине занятия «День святого Георгия» для осуществления духовно-нравственного воспитания и обучения детей.








Конспект занятия

Цели:

1.Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей празднования Дня Святого Георгия Победоносца и народными традициями в связи с этим событием;

  • расширить знания детей в области житийной литературы, государственной символики и наград России;

  • обогатить лексический запас слов учащихся православными понятиями.

2. Развивающие:

  • развивать умение учащихся выражать свои чувства, мысли;

  • способствовать укреплению мотивации учащихся к изучению православной культуры;

  • активизировать исследовательскую деятельность учащихся в рамках проекта «Духовные традиции русского народа».

3.Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства (знание истории родного края, страны и чувства причастности к настоящему и будущему нашего государства);

  • воспитывать трепетное отношение детей к культурному наследию.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Оснащение:

запись колокольного звона, икона «Святой Георгий с житием», православный словарик, свечи, реквизиты для инсценировок, фильм «Очарование Юрьевского Ополья», гимн Юрьев – Польского района, слайды с изображением герба РФ и Ордена Святого Георгия, музыкальное сопровождение (духовные песнопения)


Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:

Презентация
















Ход занятия

1. Приветствие, введение в тему.


Звучит колокольный звон

- Здравствуйте, мои дорогие ученики! Снова колокольный звон созвал нас на занятие по

основам православной культуры.

Сегодня я принесла икону одного из самых почитаемых Святых Православной Церкви. (Демонстрация иконы «Святой Георгий с житием»)

- Кто из вас видел эту икону, знает имя Святого? Может, похожее изображение вы где-то встречали?

- В чём необычность изображения Святого? (В воинском снаряжении, верхом на белом коне, с копьём, убивающим дракона)

- На иконе изображён Святой великомученик Георгий Победоносец.


2. Словарная работа.

- Обратимся к православному словарику. Вспомните, кого называют Святым? (Праведный человек, живущий по правилам, предписанным верою)

- Как вы думаете, кто такой великомученик? (Тот, кто претерпел великие мучения, но остался верен Христу)

- Выскажите предположение, почему этот человек удостоился такого необычного эпитета Победоносец?

- Послушайте житие Святого Георгия. Но прежде вспомним понятие «житие». (Житие – жанр древнерусской литературы, описание жизни Святых)


3. Чтение «Жития великомученика Георгия Победоносца»



Музыкальное сопровождение.

Жил Георгий Победоносец в III веке в далёкой южной стране. Был он храбрым и мужественным воином в войске императора Диоклетиана, правившего в Римской империи с 284 – 305 годы. Поэтому ещё очень молодым был поставлен в военноначальники.

Однажды, услышав на судилище приговор злого императора о казни христиан (то были времена, когда людей гнали и казнили за веру), Георгий стал защищать их и заявил Диоклетиану, что тоже верит во Христа. Воин так защищал свою веру, что даже жена императора, царица Александра, приняла христианство.

Разгневанный император приказал заточить Георгия в темницу и положить ему на грудь тяжёлый камень, надеясь, что юноша не вынесет мучений и отречётся от веры.

Утром вновь Георгий предстал перед Диоклетианом.

- Откажешься ли теперь от своего Христа? – спросил он воина.

- Скорее сам устанешь, мучая меня, чем я отрекусь от своей веры! – бесстрашно ответил Георгий.

- Предать колесованию бунтовщика! – отдал приказ император.

Трудно было придумать пытку страшнее. Юношу привязали к большому колесу и покатили по деревянным доскам, из которых, остриями вверх торчали длинные гвозди. При каждом повороте колеса они вонзались в тело мученика, рвали его на части.

Но не дождался император мольбы о пощаде.

Воина подвергали страшным мучениям, но, продолжая усердно молиться, он оставался живым. Безумная ярость гонителей приводила только к утверждению распространения христианства.

В бессилии император повелел усечь голову неповиновавшегося мечом. Случилось это 23 апреля 303 года от Рождества Христова.

После своей мученической кончины Георгий стал являться людям и помогать им в преодолении разных бед, а воинам – побеждать. Поэтому его называют Георгием Победоносцем.


- Приглядитесь ещё раз к иконе. Не возникает ли у вас вопрос? Действительно, причём тут дракон? Получается ведь, что при жизни своей воин Георгий дракона не убивал.

- Повествование о победе великомученика Георгия над змием как раз и относится к чудесной помощи этого Святого людям уже после его кончины.

Посмотрите инсценировку этой интересной истории.


4. Инсценировка «Чудо Святого Георгия о змие»


Рассказчик.

Куда это воин-красавец

В плаще, словно в алом огне,

Как птица, земли не касаясь,

Несётся на белом коне?


Вдоль грозно гремящего моря,

Где вал закипающий крут,

Недолог был путь его, вскоре

Увидел он славный Бейрут.


Был город красив несказанно,

Как сад зеленел, а вдали,

За озером горы Ливана

Вставали, и кедры росли.


И солнце плоды золотило

По рощам искусной рукой…

Но что-то печальное было

В стране изобильной такой.


Ни голоса птицы, ни зверя,

Ни даже мычанья вола…

Безлюдье… Закрыты все двери

Лежащего рядом села…


Но возле могучего древа,

Где озера плачет волна,

Стоит одинокая дева,

И горько рыдает она.


И вот подъезжает к ней воин

На белом коне и с копьём,

И взор его добр и спокоен,

И неба сияние в нём.


Он мчался сюда по дорогам

Как Божьих свершитель чудес,

И всё уже зная, ведь Богом

Он послан был прямо с небес.


Как Божьему чуду не сбыться?

Кто Бога сильнее? И всё ж


Воин. «О чём ты так плачешь, девица,-

Спросил он, - кого ты здесь ждёшь?

Дева.

О юноша, воин отважный!

Живёт в этом озере змей –

Губитель жестокий и страшный,

Страны разоритель моей.


Дыханье его ядовито,

А сила его велика!

Скорее отсюда беги ты,

Не вышел губитель пока!


Как велено было богами,-

Врагу, что не сыщешь лютей,

Отцы здесь своими руками

Всех отдали в пищу детей…


Я царская дочь, но настала

Теперь и моя череда…

Вот, воин, о чём я рыдала.

Беги же! Прощай навсегда!


Воин. Пристало ли христианину

Кому-то в беде не помочь?

О нет, я тебя не покину.

Не плачь же, о царская дочь!


На змия, губителя злого,

Как, впрочем, на всякое зло,

Оружие – имя Христово,

Что свет в этот мир принесло!


Рассказчик. Вдруг с шумом вода забурлила

И пена вскипела на ней –

И вылез, страшней крокодила,

Огромный чешуйчатый змей.


Взревел он и сделался выше,

А хвост ещё в озере был –

Но вот он и весь уже вышел

И пасть на царевну раскрыл…


Георгий же перекрестился,

Прославивши Господа сил,

На змия, как вихрь, устремился

И в горло его поразил.


Немало пришлось подивиться

О чуде великом таком

Не только спасённой девице,

Но каждому в городе том!

Воин. Я мученик, посланный с Неба

От идолов вас отвратить,

Принёс вам Небесного хлеба,

Чтоб ради спасенья вам жить!»


Рассказчик. Священники призваны были.

Они же, молитвы творя,

В озёрной воде окрестили

Народ весь, и первым – царя.


Принявши великую милость

От Бога, страна эта вдруг,

Как будто весной, оживилась,

И всё в ней запело вокруг…


Блистая листвой изумрудной,

Качал дуб вершиной своей,

И Господа песенкой чудной

На нём воспевал соловей.


- Георгий Победоносец явился спасителем местных жителей от чудовища и обратил их в христианство. Он стал символом добра.

- Ребята, скажите, символом чего является Змей? (Зла, греха). Ответить помогут следующие поэтические строчки:

Верхом на коне, под копытом – дракон,

Копьё вонзается в пасть!

На помощь спешит согрешающим он

И тем, кто в грехах может пасть!

- Исходя из этой инсценировки, что может спасти душу? (Вера, которая направляет человека на путь истины, сострадания, раскаяния… )


5. Связь русских народных традиций с именем Святого Георгия.

- На Руси великомученик Георгий Победоносец издавна пользовался особым уважением и любовью. Считался он покровителем домашнего скота, пастухов и хлебопашцев, а также «хозяином» лесных зверей. Ведь имя «Георгий» в переводе с греческого значит «земледелец». Однажды оживил он вола, заставил пастуха вернуть заблудившуюся овцу бедной вдове, да и самому пастуху не дал умереть от укуса змеи.

Русская Православная Церковь День Святого Георгия отмечает дважды в году. Первый раз – весной, 23 апреля (6 мая по новому стилю). В этот день завершился земной путь Святого великомученика. День этот в народе называют вешним Егорием или Егорием голодным (поскольку к этому дню заканчивались запасы еды и кормов). По крестьянским поверьям, Георгий как хозяин ходит по полям и лугам, напускает росу, «отмыкает» землю, отдохнувшую за зиму. Люди говорили, что у него « по колено ноги в чистом серебре, по локоть руки в красном золоте. Голова у Егория вся жемчужная, во лбу-то солнце, в тылу-то месяц, по косицам звёзды перехожие». Ещё говорили: «Егорий Храбрый – зиме ворог лютый». Или: «Пришёл Егорий – и весне не уйти».

Существует славянский аналог имени Георгий – Юрий. Поэтому второе название праздника – Юрьев день.

Второй раз День Святого Георгия отмечают поздней осенью – 26 ноября (9 декабря). Сейчас это государственный праздник – День Героев Отечества.

Проверка домашнего задания.

- Мы с вами второй год работаем над проектом «Духовные традиции русского народа». К сегодняшнему занятию вы получили домашнее задание: узнать у мам, бабушек…, как отмечали весенний Егорий.

  • На Егория скот впервые выгоняли на весеннее пастбище. Это было торжественное действо с участием большей части взрослого населения, пастухов, а также священника.

  • С утра хозяйки выгоняли скот на ближайшее к деревне поле с молодыми всходами. Сюда же на край поля из церкви приносили хоругви и икону св.Георгия и привозили с ближайшего источника бочки с водой. Священник служил вначале водосвятный молебен, а пастух обходил стадо с иконой. Затем священник кропил коров святой водой.

  • До начала молебна хозяева метили скот, подрезали коровам хвосты, чтобы они были здоровы.

  • Оберегая скот от несчастий, хозяева обходили его во дворе с хлебом, зажжённой пасхальной свечой; смолой, сажей или дымом от свечи чертили кресты на лбах животных, на дверях хлева, на воротах.

  • Чтобы обеспечить удачный приплод, коров выгоняли со двора вербовой веткой, освящённой в Вербное воскресенье, которая символизировала вечный рост и плодовитость. Молодняку желали: «Как вербочка растёт, так и ты расти».

  • Оглаживали корову пасхальным яйцом, легонько ударяли её хлебной лопатой, чтобы она принесла приплод.

  • На Егория коней освобождали от работы, стригли и заплетали им гривы, купали в проточной воде, служили у храмов молебны с водосвятием, а затем поили коней освящённой водой и кормили освящённым зерном.

  • В день св.Георгия кое-где коней первый раз выгоняли в ночное.

  • «Рядили» пастуха. Даже был конкурс пастухов. Требовалось, чтобы он не злоупотреблял спиртным, вёл праведный образ жизни, умел играть на музыкальных инструментах.

  • Воздерживались от каких-либо работ, связанных со скотом. Это должно было обеспечить скоту покровительство и защиту со стороны чтимого крестьянином святого.

  • В Егорьев день не пахали на волах и быках, не работали с шерстью, чтоб волки не тронули скот.

  • В Егорьев день поселяне старались выйти на луга, чтобы умыться росой, потому что, по поверьям, юрьева роса от семи недугов спасает. Желающие могли собрать влагу на холст, я потом омыть скотину. После этого животные набирали силу.


- Егорьев праздник начинался ещё накануне 23апреля (6 мая). С вечера дети и молодёжь ходили по деревне, славили Святого, с зажжёнными свечами подходили к каждому дому, выражали добрые пожелания хозяевам.


6. Инсценировка колядок


Сцена первая.

Дети с зажжёнными свечами подходят к учителю, поют колядки.

Хозяин с хозяюшкой,

Встань, пробудися,

Умойся, утрися,

Егорию поклонися

Батюшка Егорий!

Спаси нашу скотинку,

Всю животинку.

Пастух выйдет на лужок,

Заиграет во рожок.

Тёлоньки, телитесь!

Свинки, пороситесь!

Курочки, неситесь!

Овечушки, ягнитесь!

А за всё это поплатитесь

Учитель. Спасибо! Дай вам Бог здоровья! (щедро одаривает колядовщиков)

Дети. Вот вам двести коров,

Полтораста бычков,

Семьдесят тёлушек.


Сцена вторая.

Дети. Пришла верба из-за моря,

Принесла верба здоровья.

Верба – хлёст! Бей до слёз!

Вставай рано, меть барана!

Батюшка Егорий,

Напои и накорми нашу скотинку,

Полем да полем, лесом да лесом,

Напои и накорми, и домой приведи.

Вставай, да Солнышко!

Спаси и сохрани, батюшка Егорьюшка!

Напои и накорми, домой приведи

Учитель. Спаси Господи! Дай вам Бог здоровья! (одаривает колядовщиков)


7. Георгий Победоносец – покровитель воинства и государства русского


- Сам славный воин, Георгий Победоносец считался могущественным покровителем воинства и государства русского. Древние князья гордились тем, что носят имя Георгия, и старались оправдать высокую честь.

  • Князь Ярослав Мудрый, получивший в святом крещении имя Георгий, заложил в честь него храм в Киеве. Освещение храма произошло 23апреля 1052 году. Заповедал князь праздновать Юрьев день ежегодно по всей Руси.

  • Имя Святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий.

  • В 1238 году возглавил борьбу с монгольскими ордами Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович.

  • Внук Александра Невского, первый Великий князь Московский, Юрий Данилович, сделал изображение Георгия Победоносца верхом на коне, поражающего дракона, гербом Москвы и русского государства. Позже Иоанн III заменил этот герб двуглавым орлом. Но и на новом гербе осталось изображение Святого Георгия вплоть до сегодняшнего дня.


- В XVIII веке Петром I была учреждена одна из самых почётных воинских наград – Орден Святого Георгия. Этим орденом награждались офицеры, проявившие храбрость на поле боя. Девиз ордена: «За службу и храбрость». В 1897 году учреждается награда для солдат - крест Георгия Победоносца.


8. Город Юрьев – Польский и Георгиевский собор


- Наш город тоже носит имя св. Георгия. Почему? (Основал город Юрий Долгорукий в 1152 году)

Только сильный духом народ мог создать то великолепие архитектурных и ландшафтных памятников, те поражающие воображение фрески соборов и живописные полотна, которые позволяют считать наш город жемчужиной в венце городов Золотого кольца России.

Лебединой песней поэтично называют Георгиевский собор. Посмотрим фрагмент фильма «Очарование Юрьевского Ополья» и убедимся в этом.


9. Просмотр фрагмента фильма «Очарование Юрьевского Ополья»


- Что вы почувствовали, посмотрев фрагмент?

Помните, что быть патриотом, это не только защищать Родину от врагов, но и знать её историю, хорошо учиться, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, работающим на благо своего села, города, страны в целом. Именно эта мысль становится главной в содержании гимна Юрьев – Польского района.


10. Просмотр видеоролика и исполнение гимна Юрьев-Польского района

Гимн Юрьев-Польского района

Слова Е.Фроловой

Музыка Е.Нефёдовой, А.Фоминой


Над Опольем вишнёвые зори встают,

Колосятся хлеба золотые.

Здесь геройской судьбой славит землю свою

Сельский труженик малой России.

Тебя звал на войну колокольный набат,

И хранил тебя крест Святославов.

И с победой домой возвращался солдат,

Чтобы вырастить хлеб для державы.


Припев:

Наши корни и наши мечты

Тесно связаны с этой землёй.

И в любой стороне помни ты:

Юрьев-Польский навеки с тобой!

Тёплый свет от родного крыльца

Пусть останется в каждой судьбе.

Это наша земля! Это наши сердца

Алой вишней горят на гербе


Здесь в упорном труде люди счастье нашли,

Здесь для знаний простор безграничен.

И стучит, словно пульс нашей древней земли,

Гул цехов заводских и фабричных.

Будет солнце вставать, будут храмы сиять,

А земля – умываться росою.

Нам тебя защищать. Нам тебя поднимать,

Край родной – дорогое Ополье!

Припев.


11. Подведение итогов. Напутственное слово учащимся.


- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Какие чувства испытали? Что поняли для себя?

- Вот видите, как тесно связана история нашей страны, нашего города, нашего села Ополье с именем Святого Георгия Победоносца! Почувстуйте теплоту и свет, что излучает окружённый золотым нимбом лик Георгия. Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Разве не стало добрее и мужественней, откликнувшись на вечную победу добра над злом, света – над тьмой, жизни – над смертью!

























Ресурсы: презентация, фрагмента фильма «Очарование Юрьевского Ополья», Гимн Юрьев-Польского района.





Список литературы, используемой при разработке занятия


  1. Ионова Т.А. Программа «Основы православной культуры» (для 5-9 классов общеобразовательной школы). Владимир, 2005.

  2. Сергей Коротких. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть 2, М., 2003.

  3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.


день святого Георгия.rar Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
12.04.2012 19:55
Замечательная разработка. Достоинство презентации снижают оформление и некоторые недочёты.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос