В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

занятие по курсу "Основы православной культуры" на тему "Праздник спасения народа"

занятие по курсу "Основы православной культуры" на тему "Праздник спасения народа"

Алла Мосевнина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
просмотров: 3271 комментариев: 1
Краткое описание
Занятие на тему «Праздник спасения народа» соответствует содержанию  и целям  региональной программы   курса «Основы православной культуры» (г. Владимир, 2005г.)  под общей редакцией Ионовой Т.А.
Описание


ПРАЗДНИК СПАСЕНИЯ НАРОДА
Занятие по курсу «Основы православной культуры»
Мосевнина Алла Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Опольевская ООШ»
Юрьев-Польского района
Владимирской области
с. Ополье, 2012 г.
Пояснительная записка
ФИО автора:Мосевнина Алла Александровна,
учитель русского языка и литературы  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Опольевская основная общеобразовательная школа» Юрьев-Польского района Владимирской области
Название разработки: «Праздник спасения народа», занятие по курсу «Основы православной культуры»
 Занятие на тему «Праздник спасения народа» соответствует содержанию  и целям  региональной программы   курса «Основы православной культуры» (г. Владимир, 2005г.)  под общей редакцией Ионовой Т.А., так как способствует пониманию категории ценностей православной культуры и её исторического аспекта, в частности.
   Целесообразно данное занятие провести
· в 6 классе (раздел «Церковь и Отечество», тема «Твоя малая Родина: православная история и культура»)
или
· в 7 классе (раздел «Исторический смысл православных праздников», тема «Духовно-нравственный смысл праздников»).
Занятие своевременно: проводится в пределах временных рамок 4 ноября (День народного единства, День Казанской иконы Божией Матери) – 30 ноября (День памяти преподобного Никона Радонежского).
Тематика актуальна, так как создаёт условия для знакомства учащихся с историей празднования Дня народного единства и православными традициями в связи с этим событием, а также   способствует реализации воспитательных задач, направленных на патриотические и культурные ценности.
Материал излагается с учётом возрастных особенностей детей с помощью метода художественно-педагогической драматургии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оснащение:
запись колокольного звона, Казанская икона Божией Матери, свечи, реквизиты для инсценировок, пазлы, икона преподобного Никона Радонежского, видеофильм «День народного единства в Суздале», презентация к занятию.
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:
Презентация, запись колокольного звона.
Конспект занятия
Цели:
1.Образовательные:
· познакомить учащихся с историей Дня народного единства и православными традициями в связи с этим событием;
· расширить знания детей о святом Никоне Радонежском.
2. Развивающие:
· развивать умение учащихся выражать свои чувства, мысли;
· способствовать укреплению мотивации учащихся к изучению православной культуры.
3.Воспитательные:
· воспитывать патриотические чувства (знание  истории родного края, страны и чувства причастности к настоящему и будущему нашего государства);
· воспитывать трепетное отношение детей к культурному наследию и национальному согласию.
Ход занятия
I. ПРИВЕТСТВИЕ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
Звучит колокольный звон
— Здравствуйте, мои дорогие ученики! Снова колокольный звон созвал нас на занятие по основам православной культуры. Сегодня нас приветствуют  колокольные звоны Ростова Великого, куда мы с вами ездили на экскурсию и любовались колоколом по имени Лебедь, озером Неро, селом, откуда был родом Алёша Попович. Вообще, во все времена люди любовались русскими красотами. Во имя любви к родимой сторонушке совершались подвиги, слагались песни, стихи. Послушайте.
Читает подготовленный ученик
О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
— Знакомо ли вам это произведение? (Да. Изучали на уроке литературы)
— Как оно называется? («Слово о погибели Русской земли»)
— К какому времени относится это произведение? (Древнерусская литература)
— А сейчас послушайте стихотворение Ивана Никитина «Русь», написанное уже в 19 веке и скажите, что общего в этих литературных произведениях?
Читает подготовленный ученик под музыкальное сопровождение
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей зеленеется.
И на гранях их,
Выше тёмных туч,
 Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг –
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
 Наливается.
Гляну к северу –
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
(…)
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко, ты Русь,
По лицу земли
 В красе царственной
Развернулася!
(…)
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову! 
(В этих текстах говорится о богатстве России и о том, что ей может угрожать опасность. Ключевые слова: погибель, недруг)
— На протяжении всей истории наша страна была лакомым кусочком для иноземцев. Докажите.
II. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
— Но гораздо страшнее, трагичнее, когда происходит внутреннее разложение страны. И когда народ находит в себе силы побороть это внутреннее зло, то это  настоящий праздник, праздник возрождения народа, праздник спасения страны.
На доске появляется тема: «ПРАЗДНИК СПАСЕНИЯ НАРОДА»
Предлагаю вам перенестись на 400 лет назад
— Знаете ли вы, какие события происходили в те времена? О каком празднике идёт речь?
— Как вы думаете, какая цель сегодня будет стоять перед вами?
III. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
— А поможет вам в этом детская игра «Пазлы». Каждый пазл  поможет вам раскрыть тайну этого праздника. На обратной стороне пазла зашифровано ключевое слово, которое вам станет известно в конце урока.
IV. ПАЗЛ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»
 - Посмотрев сценку, скажите, какая опасность угрожала России в начале 17 века?
(В сценке использованы отрывки из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»)
На экране картина Васнецова «Нестор-летописец»
Перед лампадой пишет летопись старик-летописец. Около него – мальчик-ученик.
Мальчик
Старик, кудесник милый мой, пред лампадой
Не смыкая очей, всё летопись свою ведёт.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум.
Летописец отрывается от письма, задумывается.
Мальчик
О чём, отец, ты летопись ведёшь?
Кому правдивые твои сказанья?
Летописец
Пусть ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих мужей великих поминают
За их геройство, славу и добро.
(Задумчиво)
Безмолвно как, спокойно всё кругом…
Однако предчувствую небесный гром и горе.
(вздыхает)
Мальчик
Изволишь тяжко ты вздыхать.
Об чём печалишься, отец?
Летописец
Среди мирских деяний, мыслю я,
Грядут лихие времена,
Россию ждёт година испытаний.
Мальчик
Позволь с тобой не согласиться, отец честной. России слава далеко гремит. Смотри-ка, гудит за кремлёвской стеной-крепостью московский торг. Сколько здесь ремесленников, товаров, московских и иноземных купцов…
Летописец
Но не ведают они, что на юго-западе государства Российского бесчинствуют польские захватчики. Один за другим отторгают они от России всё новые и новые земли. В Московском кремле хозяйничает польский гарнизон. В великой разрухе, хаосе и анархии русская земля. Управление государством нарушено. Россия на грани катастрофы. (Скорбно) Душа болит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение народа…
Мальчик
Кто ж так прогневал небеса?
Ужель падёт Россия?
Летописец
Погодь, однако.
На старости я сызнова живу.
Минувшее проходить предо мною…
В дни крамол, смут из пепла, из обломков
Россия встанет. Близок день.
Спасителей любовно восхвалят,
Проливших кровь за счастие народа.
И, будучи горды героями, их подвиги
Навечно в памяти потомки сохранят.
— О какой опасности для России идёт речь?
V. ПАЗЛ «ИСТОРИЧЕСКИЙ»
Подготовленный ученик  выступает в качестве историка и даёт характеристику данному периоду.
Начало 17 века – тяжелейший период в нашей стране. Череда бедствий – жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Род царей в России прекратился и править страной пытались самозванцы и чужеземцы. Бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию.
 Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические. Как говорят в народе, беда не приходит одна.
И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа.
Поляки, разнюхав о слабости нашей страны, решили захватить Москву, занять престол.
Этот период в истории называют Смутой или Смутным временем.
— Ребята, чтобы понять смысл этого эпитета, подберите однокоренные слова. (муть, мутный, замутить…)
Так почему именно Смутное время? Каков смысл?
VI. ПАЗЛ «КРЕПОСТЬ»
 - Итак, польские интервенты брали один русский город за другим и приближались к самому сердцу России – Москве. Но настоящей неприступной крепостью стала Троице-Сергиева обитель.
Подготовленный ученик  выступает в качестве историка
Поляки в начале осады обители послали грозное предупреждение о сдаче, на что получили такой ответ: «Надежда наша и упование – Пресвятая Живоначальная Троица; стена и покров наш – Пренепорочная Владычица наша Богородица; Помощники наши и молитвенники о нас к Богу – преподобные отцы наши Сергий и Никон… Напрасно вы прельщаете стадо Христово – и 10-летний отроча в Троицком монастыре смеется вашему безумному совету».
Осада продолжалась целых 16 месяцев. Польское войско было огромным – 30 тысяч человек. Защитников лавры было намного меньше – до 2-х с половиной тысяч. И вот в эти тревожные осадные дни и ночи на помощь осаждённым не раз являлись преподобные хозяева обители Сергий и Никон Радонежские.
— Известны ли вам эти имена? В какой теме по ОПК мы их упоминали? («Святые Владимирского края»)
— Что вы знаете о Никоне Радонежском? (Наш земляк. Родился в городе Юрьев-Польский)
VII. ПАЗЛ «СВЯТОЙ»
Обратимся к православному словарику. Скажите, кого называют святым?
-Какие чины святости вам известны? (князья, преподобные, мученики…)
— В каком чине находится Никон Радонежский? (преподобный)
— Что значит Преподобный? (подобен Иисусу Христу)

— Нам с вами особенно отрадно сознавать, что в ответе защитников обители названо имя любимого ученика и преемника великого Сергия, уроженца города Юрьев-Польского Преподобного Никона Радонежского.
Подготовленный ученик  выступает в качестве историка
Много чудес было совершено Преподобными в Смутное время, во время осады Троицкого монастыря.
Вот одно из них.
Шёл восьмой месяц осады. Продовольствие закончилось. Начался голод. В то же время лавру посетило новое бедствие – болезнь цинга. В сутки умирали до ста человек. И вот однажды одному церковнослужащему  во время молитвы явился чудотворец Никон и сказал: «Сегодня в ночь выпадет снег. Кто хочет выздороветь, тот пусть натрётся этим снегом. Передай всем, что тебе сказал это Никон». Люди сначала не поверили, но какого же было удивление, когда начался сильный снегопад (а это было в мае месяце!) Больные натёрлись снегом, после чего стали понемногу выздоравливать.
В январе 1610 года подоспели  русские войска, и лавра была освобождена. Но вторжение поляков продолжалось.
-30 ноября весь православный мир (а юрьевпольцы особенно) празднуют День памяти преподобного Никона Радонежского. На территории нашего района традиционными стали Никоновские образовательные чтения. В 2011 году отмечается 585-летие преставления преподобного.
— Удивительно, но уже к середине 17 века Русь снова была сильной державой, причём не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание, укрепились духовные, патриотические начала. Кто же спас страну? Ответ – в следующем пазле.
VIII. ПАЗЛ «ГЕРОИ»
Инсценировка. Отрывки из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук»
От автора
Действие происходит подле собора на Нижегородской площади. Народ выходит.
Голоса
-Эко рыдание во всём соборе!
-Да и было от чего.
— Москва гибнет! Гибнет всё наше государство! Гибнет вера православная!
— Мы за веру православную должны до смерти стоять!
— А кто же прочь? Да хоть сейчас умирать!
-Подожди малость, Кузьма Захарьич Минин говорить хочет!
Минин
Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж! Разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Голоса
-Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!
Минин
Братья, похотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы!
Голоса
-Не пощадим!
— Не пощадим!
Минин
Что мешкать даром, время нас не ждёт! Нет дела ратного для воеводы: изыщим, братия, честного мужа, которому то дело за обычай, вести к Москве. Кто воеводой будет?
Голоса
-Князь Димитрий Михайлович Пожарский!
-Князь Пожарский!
-Другого нам не надо!
Минин
Воля Божия!
Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами. Глас народа – глас Божий. Теперь, друзья, несите, кто что может, на помощь ратным. Я-Господи благослови начало! – свои, копленые и трудовые, всё, до единого рубля, кладу.
Голоса
— Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую
-Что деньги? Деньги – дело наживное!
— Всё отдадим! Теперь не до нарядов!
-Вот наши деньги из квасного ряду!
-Из рукавичного!
— От ярославцев!
-Костромичи собрали – принимайте!
Минин
И я смотрю; душа во мне растёт. Не явно ли благословленье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко время, когда, вооружась и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся и грянем на врагов. Пусть лютый враг, как лев зияет, бесом вооружаем; не страшен нам злохитрый ков его!
Учитель
-Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.
— Нашлись здоровые силы и в простом народе, и среди правящей элиты.
Но и здесь не обошлось без промысла Божьего. Узнаем об этом, отыскав следующий пазл
IX. ПАЗЛ «ИКОНА»
— Обратимся к православному словарику. Что значит «икона»? (изображение, образ)
Подготовленный ученик  выступает в качестве историка
 В Смутное время, когда Патриарх Гермоген призвал русских людей сплотиться для спасения Москвы от польского войска, промыслом Божиим Казанская икона попала в народное ополчение Минина и Пожарского. Перед походом ополчение 3 дня постилось и молилось. Затем двинулось к Москве, неся перед собой икону.
4 ноября 1612 года, именно в тогда, когда празднуется День Казанской иконы Божией Матери, был освобождён Китай-город, а затем и сам Кремль. Тысячи людей со слезами благодарности прикладывались к образу Казанской Богоматери.
-Казанская икона стала любимой для русских семей. Особенно часто прибегали к ней за помощью матери, проводившие на военную службу своих сыновей и мужей, а также воины, боровшиеся за освобождение родной земли.
-На красной площади, исполняя обет, князь Пожарский поставил церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, впоследствии – Казанский собор.
X. ПАЗЛ «СОВРЕМЕННОСТЬ»
— Теперь 4 ноября отмечаем мы праздник, который называется День народного единства. Это молодой праздник. Впервые отмечался он в 2002 году в городе Суздале. С 2005 года провозглашён государственным праздником.
— А на Красной площади воздвигнут памятник Минину и Пожарскому
XI. ПАЗЛ «НАШ КРАЙ»
Просмотр видеосюжета «День народного единства в Суздале»
— Как  праздник народного единства связан с нашим краем?
XII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
— Какие уроки можно вынести, анализируя Смутное время?
— Где сегодня таятся главные угрозы для нашего будущего? (Кроме внешних врагов, терроризм, наркомания)
— Познакомьтесь с мнением патриарха Алексия IIпо поводу этого события:
· «Мне кажется уместным такое сравнение: человек, который  очень долго болел, был на грани смерти, но выздоровел, празднует это как свое второе рождение, как спасение. Это и есть, по сути, праздник спасения нашей страны. Причём не от интервенции польской, а от внутреннего разложения»
· «Это – праздник самобытности русского народа, который даже в самые критические моменты способен находить силы для своего возрождения»
· «Не разрушай у других, а созидай у себя»
— Какое из этих высказываний вам понравилось? Почему?
— Догадались ли вы, какое слово зашифровано на обратной стороне пазла? (ЕДИНСТВО)
XIII. РЕФЛЕКСИЯ
Тест «Отгадай зашифрованное слово»


1. В каком веке  в России «процветало» Смутное время?
А. 18
Р.  17
К. 19
Б.  20
2. Кто напал на наше государство 400 лет назад?
О. поляки
Г. немцы
Н. французы
Д.  монголы
3. Когда празднуется День памяти Преподобного Никона Радонежского?
С. 30 ноября
Ф. 30 декабря
Л.  4 ноября
М. 4 декабря


4. Какая икона была в народном ополчении Минина и Пожарского?
З. Смоленская икона Божией Матери
Ч. Владимирская икона Божией Матери
Н. Тихвинская икона Божией Матери
С. Казанская икона Божией Матери
5. В каком городе впервые праздновали День народного единства?
И. Суздале
О. Владимире
Ж. Нижнем Новгороде
Л. Юрьев-Польском
6. В каком году День народного единства стал государственным праздником?
В. 2007
Ф. 2002
Я. 2005
Г.  2009

— — — — — —
(РОССИЯ)
XIV. НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО
— Колоссальное преимущество России  — в национальном согласии, которое наши предки пронесли через века. Наша задача – не растерять этой сплочённости, т.к. мы нуждаемся друг в друге.
— День народного единства – это повод вспомнить и осознать, что, независимо от убеждений, национальной и религиозной принадлежности, все мы -   граждане сильной и единой России.
Помните и вы: нам надо держаться в месте, помогать друг другу, быть терпимее, уважать чужие интересы, уметь прощать, уметь забывать обиды.
В заключение давайте крепко возьмёмся за руки и дружно все вместе произнесём речёвку:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!
Верую
В годину кровавую смут и невзгод
Я верю в Россию, я верю в народ,
Я верю в грядущее радостных дней,
Величие славы Отчизны моей.
Я верую, верую, верую…
Я верю, что годы страданий пройдут,
Что люди своё окаянство поймут.
И буйную злобу, и ненависть вновь
Заменит взаимная наша любовь.
Я верую, верую, верую…
Ресурсы:
· презентация,
· видеосюжет «День народного единства в Суздале»
· колокольный звон
Используемая литература:
1. Газета «Вестник Ополья» за 4 ноября 2005 года. Статья «В память избавления Москвы от поляков»
2. Газета «Вестник Ополья» за29 ноября 2004 года. Статья «Дивен Бог во святых своих»
3. Газета «Крестьянская Русь» №27 за июль 2009 года. Статья «Чудеса и трагедии Казанской иконы»
4. Газета «Педсовет» №6, 2008г.
5. Газета «Труд-7».за 3 ноября 2005 года. Статья «Мы празднуем спасение народа»
6. Ишимова А.О. История России: В рассказах для детей. – М.: АСТ, 2001.
7. Кислицына Т.Г. Русская семья. Праздники и традиции. – М.: Белый город, 2009 г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект праздник спасения народа.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Опольевская общеобразовательная школа»







ПРАЗДНИК СПАСЕНИЯ НАРОДА



Занятие по курсу «Основы православной культуры»



































Мосевнина Алла Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Опольевская ООШ»

Юрьев-Польского района

Владимирской области





с. Ополье, 2012 г.

Пояснительная записка

ФИО автора: Мосевнина Алла Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Опольевская основная общеобразовательная школа» Юрьев-Польского района Владимирской области

Название разработки: «Праздник спасения народа», занятие по курсу «Основы православной культуры»


Занятие на тему «Праздник спасения народа» соответствует содержанию и целям региональной программы курса «Основы православной культуры» (г. Владимир, 2005г.) под общей редакцией Ионовой Т.А., так как способствует пониманию категории ценностей православной культуры и её исторического аспекта, в частности.

Целесообразно данное занятие провести

  • в 6 классе (раздел «Церковь и Отечество», тема «Твоя малая Родина: православная история и культура»)

или

  • в 7 классе (раздел «Исторический смысл православных праздников», тема «Духовно-нравственный смысл праздников»).

Занятие своевременно: проводится в пределах временных рамок 4 ноября (День народного единства, День Казанской иконы Божией Матери) – 30 ноября (День памяти преподобного Никона Радонежского).

Тематика актуальна, так как создаёт условия для знакомства учащихся с историей празднования Дня народного единства и православными традициями в связи с этим событием, а также способствует реализации воспитательных задач, направленных на патриотические и культурные ценности.

Материал излагается с учётом возрастных особенностей детей с помощью метода художественно-педагогической драматургии.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оснащение:

запись колокольного звона, Казанская икона Божией Матери, свечи, реквизиты для инсценировок, пазлы, икона преподобного Никона Радонежского, видеофильм «День народного единства в Суздале», презентация к занятию.


Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:

Презентация, запись колокольного звона.








Конспект занятия

Цели:

1.Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей Дня народного единства и православными традициями в связи с этим событием;

  • расширить знания детей о святом Никоне Радонежском.

2. Развивающие:

  • развивать умение учащихся выражать свои чувства, мысли;

  • способствовать укреплению мотивации учащихся к изучению православной культуры.

3.Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства (знание истории родного края, страны и чувства причастности к настоящему и будущему нашего государства);

  • воспитывать трепетное отношение детей к культурному наследию и национальному согласию.


Ход занятия


  1. ПРИВЕТСТВИЕ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Звучит колокольный звон

- Здравствуйте, мои дорогие ученики! Снова колокольный звон созвал нас на занятие по основам православной культуры. Сегодня нас приветствуют колокольные звоны Ростова Великого, куда мы с вами ездили на экскурсию и любовались колоколом по имени Лебедь, озером Неро, селом, откуда был родом Алёша Попович. Вообще, во все времена люди любовались русскими красотами. Во имя любви к родимой сторонушке совершались подвиги, слагались песни, стихи. Послушайте.


Читает подготовленный ученик

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!


- Знакомо ли вам это произведение? (Да. Изучали на уроке литературы)

- Как оно называется? («Слово о погибели Русской земли»)

- К какому времени относится это произведение? (Древнерусская литература)


- А сейчас послушайте стихотворение Ивана Никитина «Русь», написанное уже в 19 веке и скажите, что общего в этих литературных произведениях?


Читает подготовленный ученик под музыкальное сопровождение


Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу – даль степей зеленеется.

И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся ,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг –

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу –

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

(…)


Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко, ты Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

(…)

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!



(В этих текстах говорится о богатстве России и о том, что ей может угрожать опасность. Ключевые слова: погибель, недруг)


- На протяжении всей истории наша страна была лакомым кусочком для иноземцев. Докажите.


II. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

- Но гораздо страшнее, трагичнее, когда происходит внутреннее разложение страны. И когда народ находит в себе силы побороть это внутреннее зло, то это настоящий праздник, праздник возрождения народа, праздник спасения страны.


На доске появляется тема: «ПРАЗДНИК СПАСЕНИЯ НАРОДА»

Предлагаю вам перенестись на 400 лет назад

- Знаете ли вы, какие события происходили в те времена? О каком празднике идёт речь?

- Как вы думаете, какая цель сегодня будет стоять перед вами?


III. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ


- А поможет вам в этом детская игра «Пазлы». Каждый пазл поможет вам раскрыть тайну этого праздника. На обратной стороне пазла зашифровано ключевое слово, которое вам станет известно в конце урока.


IV. ПАЗЛ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»


- Посмотрев сценку, скажите, какая опасность угрожала России в начале 17 века?


(В сценке использованы отрывки из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»)

На экране картина Васнецова «Нестор-летописец»


Перед лампадой пишет летопись старик-летописец. Около него – мальчик-ученик.

Мальчик

Старик, кудесник милый мой, пред лампадой

Не смыкая очей, всё летопись свою ведёт.

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум.


Летописец отрывается от письма, задумывается.


Мальчик

О чём, отец, ты летопись ведёшь?

Кому правдивые твои сказанья?


Летописец

Пусть ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу и добро.

(Задумчиво)

Безмолвно как, спокойно всё кругом…

Однако предчувствую небесный гром и горе.

(вздыхает)


Мальчик

Изволишь тяжко ты вздыхать.

Об чём печалишься, отец?


Летописец

Среди мирских деяний, мыслю я,

Грядут лихие времена,

Россию ждёт година испытаний.


Мальчик

Позволь с тобой не согласиться, отец честной. России слава далеко гремит. Смотри-ка, гудит за кремлёвской стеной-крепостью московский торг. Сколько здесь ремесленников, товаров, московских и иноземных купцов…


Летописец

Но не ведают они, что на юго-западе государства Российского бесчинствуют польские захватчики. Один за другим отторгают они от России всё новые и новые земли. В Московском кремле хозяйничает польский гарнизон. В великой разрухе, хаосе и анархии русская земля. Управление государством нарушено. Россия на грани катастрофы. (Скорбно) Душа болит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение народа…


Мальчик

Кто ж так прогневал небеса?

Ужель падёт Россия?


Летописец

Погодь, однако.

На старости я сызнова живу.

Минувшее проходить предо мною..

В дни крамол, смут из пепла, из обломков

Россия встанет. Близок день.

Спасителей любовно восхвалят,

Проливших кровь за счастие народа.

И, будучи горды героями, их подвиги

Навечно в памяти потомки сохранят.


- О какой опасности для России идёт речь?


V. ПАЗЛ «ИСТОРИЧЕСКИЙ»

Подготовленный ученик выступает в качестве историка и даёт характеристику данному периоду.

Начало 17 века – тяжелейший период в нашей стране. Череда бедствий – жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Род царей в России прекратился и править страной пытались самозванцы и чужеземцы. Бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию.

Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа.

Поляки, разнюхав о слабости нашей страны, решили захватить Москву, занять престол.

Этот период в истории называют Смутой или Смутным временем.


- Ребята, чтобы понять смысл этого эпитета, подберите однокоренные слова. (муть, мутный, замутить…)

Так почему именно Смутное время? Каков смысл?


VI. ПАЗЛ «КРЕПОСТЬ»

- Итак, польские интервенты брали один русский город за другим и приближались к самому сердцу России – Москве. Но настоящей неприступной крепостью стала Троице-Сергиева обитель.


Подготовленный ученик выступает в качестве историка

Поляки в начале осады обители послали грозное предупреждение о сдаче, на что получили такой ответ: «Надежда наша и упование – Пресвятая Живоначальная Троица; стена и покров наш – Пренепорочная Владычица наша Богородица; Помощники наши и молитвенники о нас к Богу – преподобные отцы наши Сергий и Никон… Напрасно вы прельщаете стадо Христово – и 10-летний отроча в Троицком монастыре смеется вашему безумному совету».

Осада продолжалась целых 16 месяцев. Польское войско было огромным – 30 тысяч человек. Защитников лавры было намного меньше – до 2-х с половиной тысяч. И вот в эти тревожные осадные дни и ночи на помощь осаждённым не раз являлись преподобные хозяева обители Сергий и Никон Радонежские.


- Известны ли вам эти имена? В какой теме по ОПК мы их упоминали? («Святые Владимирского края»)

- Что вы знаете о Никоне Радонежском? (Наш земляк. Родился в городе Юрьев-Польский)


VII. ПАЗЛ «СВЯТОЙ»

- Обратимся к православному словарику. Скажите, кого называют святым?

-Какие чины святости вам известны? (князья, преподобные, мученики…)

- В каком чине находится Никон Радонежский? (преподобный)

- Что значит Преподобный? (подобен Иисусу Христу)

- Нам с вами особенно отрадно сознавать, что в ответе защитников обители названо имя любимого ученика и преемника великого Сергия, уроженца города Юрьев-Польского Преподобного Никона Радонежского.


Подготовленный ученик выступает в качестве историка

Много чудес было совершено Преподобными в Смутное время, во время осады Троицкого монастыря.

Вот одно из них.

Шёл восьмой месяц осады. Продовольствие закончилось. Начался голод. В то же время лавру посетило новое бедствие – болезнь цинга. В сутки умирали до ста человек. И вот однажды одному церковнослужащему во время молитвы явился чудотворец Никон и сказал: «Сегодня в ночь выпадет снег. Кто хочет выздороветь, тот пусть натрётся этим снегом. Передай всем, что тебе сказал это Никон». Люди сначала не поверили, но какого же было удивление, когда начался сильный снегопад (а это было в мае месяце!) Больные натёрлись снегом, после чего стали понемногу выздоравливать.

В январе 1610 года подоспели русские войска, и лавра была освобождена. Но вторжение поляков продолжалось.


-30 ноября весь православный мир (а юрьевпольцы особенно) празднуют День памяти преподобного Никона Радонежского. На территории нашего района традиционными стали Никоновские образовательные чтения. В 2011 году отмечается 585-летие преставления преподобного.


- Удивительно, но уже к середине 17 века Русь снова была сильной державой, причём не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание, укрепились духовные, патриотические начала. Кто же спас страну? Ответ – в следующем пазле.



VIII. ПАЗЛ «ГЕРОИ»

Инсценировка. Отрывки из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук»


От автора

Действие происходит подле собора на Нижегородской площади. Народ выходит.


Голоса

-Эко рыдание во всём соборе!

-Да и было от чего.

- Москва гибнет! Гибнет всё наше государство! Гибнет вера православная!

- Мы за веру православную должны до смерти стоять!

- А кто же прочь? Да хоть сейчас умирать!

-Подожди малость, Кузьма Захарьич Минин говорить хочет!


Минин

Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж! Разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?


Голоса

-Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!


Минин

Братья, похотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы!


Голоса

-Не пощадим!

- Не пощадим!


Минин

Что мешкать даром, время нас не ждёт! Нет дела ратного для воеводы: изыщим, братия, честного мужа, которому то дело за обычай, вести к Москве. Кто воеводой будет?


Голоса

-Князь Димитрий Михайлович Пожарский!

-Князь Пожарский!

-Другого нам не надо!


Минин

Воля Божия!

Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами. Глас народа – глас Божий. Теперь, друзья, несите, кто что может, на помощь ратным. Я-Господи благослови начало! – свои, копленые и трудовые, всё, до единого рубля, кладу.


Голоса

- Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую

-Что деньги? Деньги – дело наживное!

- Всё отдадим! Теперь не до нарядов!

-Вот наши деньги из квасного ряду!

-Из рукавичного!

- От ярославцев!

-Костромичи собрали – принимайте!


Минин

И я смотрю; душа во мне растёт. Не явно ли благословленье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко время, когда, вооружась и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся и грянем на врагов. Пусть лютый враг, как лев зияет, бесом вооружаем; не страшен нам злохитрый ков его!


Учитель

-Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.


- Нашлись здоровые силы и в простом народе, и среди правящей элиты.

Но и здесь не обошлось без промысла Божьего. Узнаем об этом , отыскав следующий пазл


IX. ПАЗЛ «ИКОНА»

- Обратимся к православному словарику. Что значит «икона»? (изображение, образ)


Подготовленный ученик выступает в качестве историка

В Смутное время, когда Патриарх Гермоген призвал русских людей сплотиться для спасения Москвы от польского войска, промыслом Божиим Казанская икона попала в народное ополчение Минина и Пожарского. Перед походом ополчение 3 дня постилось и молилось. Затем двинулось к Москве, неся перед собой икону.

4 ноября 1612 года, именно в тогда, когда празднуется День Казанской иконы Божией Матери, был освобождён Китай-город, а затем и сам Кремль. Тысячи людей со слезами благодарности прикладывались к образу Казанской Богоматери.


-Казанская икона стала любимой для русских семей. Особенно часто прибегали к ней за помощью матери, проводившие на военную службу своих сыновей и мужей, а также воины, боровшиеся за освобождение родной земли.


-На красной площади, исполняя обет, князь Пожарский поставил церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, впоследствии – Казанский собор.


X. ПАЗЛ «СОВРЕМЕННОСТЬ»

- Теперь 4 ноября отмечаем мы праздник, который называется День народного единства. Это молодой праздник. Впервые отмечался он в 2002 году в городе Суздале. С 2005 года провозглашён государственным праздником.


- А на Красной площади воздвигнут памятник Минину и Пожарскому


XI. ПАЗЛ «НАШ КРАЙ»

Просмотр видеосюжета «День народного единства в Суздале»

- Как праздник народного единства связан с нашим краем?


XII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Какие уроки можно вынести, анализируя Смутное время?

- Где сегодня таятся главные угрозы для нашего будущего? (Кроме внешних врагов, терроризм, наркомания)

- Познакомьтесь с мнением патриарха Алексия II по поводу этого события:

  • «Мне кажется уместным такое сравнение: человек, который очень долго болел, был на грани смерти, но выздоровел, празднует это как свое второе рождение, как спасение. Это и есть, по сути, праздник спасения нашей страны. Причём не от интервенции польской, а от внутреннего разложения»

  • «Это – праздник самобытности русского народа, который даже в самые критические моменты способен находить силы для своего возрождения»

  • «Не разрушай у других, а созидай у себя»

- Какое из этих высказываний вам понравилось? Почему?


- Догадались ли вы, какое слово зашифровано на обратной стороне пазла? (ЕДИНСТВО)


XIII. РЕФЛЕКСИЯ


Тест «Отгадай зашифрованное слово»


  1. В каком веке в России «процветало» Смутное время?

А. 18

Р. 17

К. 19

Б. 20


  1. Кто напал на наше государство 400 лет назад?

О. поляки

Г. немцы

Н. французы

Д. монголы


  1. Когда празднуется День памяти Преподобного Никона Радонежского?

С. 30 ноября

Ф. 30 декабря

Л. 4 ноября

М. 4 декабря



  1. Какая икона была в народном ополчении Минина и Пожарского?

З. Смоленская икона Божией Матери

Ч. Владимирская икона Божией Матери

Н. Тихвинская икона Божией Матери

С. Казанская икона Божией Матери


  1. В каком городе впервые праздновали День народного единства?

И. Суздале

О. Владимире

Ж. Нижнем Новгороде

Л. Юрьев-Польском


  1. В каком году День народного единства стал государственным праздником?

В. 2007

Ф. 2002

Я. 2005

Г. 2009


- - - - - -

(РОССИЯ)


XIV. НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО

- Колоссальное преимущество России - в национальном согласии, которое наши предки пронесли через века. Наша задача – не растерять этой сплочённости, т.к. мы нуждаемся друг в друге.

- День народного единства – это повод вспомнить и осознать, что, независимо от убеждений, национальной и религиозной принадлежности, все мы - граждане сильной и единой России.

Помните и вы: нам надо держаться в месте, помогать друг другу, быть терпимее, уважать чужие интересы, уметь прощать, уметь забывать обиды.

В заключение давайте крепко возьмёмся за руки и дружно все вместе произнесём речёвку:

Главное – вместе!

Главное – дружно!

Главное – с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из школы гони!


Верую

В годину кровавую смут и невзгод

Я верю в Россию, я верю в народ,

Я верю в грядущее радостных дней,

Величие славы Отчизны моей.

Я верую, верую, верую…


Я верю, что годы страданий пройдут,

Что люди своё окаянство поймут.

И буйную злобу, и ненависть вновь

Заменит взаимная наша любовь.

Я верую, верую, верую…






















Ресурсы:

  • презентация,

  • видеосюжет «День народного единства в Суздале»

  • колокольный звон



Используемая литература:

  1. Газета «Вестник Ополья» за 4 ноября 2005 года. Статья «В память избавления Москвы от поляков»

  2. Газета «Вестник Ополья» за29 ноября 2004 года. Статья «Дивен Бог во святых своих»

  3. Газета «Крестьянская Русь» №27 за июль 2009 года. Статья «Чудеса и трагедии Казанской иконы»

  4. Газета «Педсовет» №6, 2008г.

  5. Газета «Труд-7».за 3 ноября 2005 года. Статья «Мы празднуем спасение народа»

  6. Ишимова А.О. История России: В рассказах для детей. – М.: АСТ, 2001.

  7. Кислицына Т.Г. Русская семья. Праздники и традиции. – М.: Белый город, 2009 г.





Мосевнина Алла Александровна.rar Скачать
Обсуждение материала
Ивлева Юлия
10.04.2012 17:16
Уважаемый автор, вы разместили интересную разработку, видно, что работа вами апробирована. Тема актуальна. Презентация простая и понятная. Но в конспекте есть недочёт, а именно: всегда цель одна, а задач много (воспитательные, обучающие, развивающие).
С уважением Ивлева Ю.А.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос