В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

"Летопись земли Волго-Донской" рабочая программа дополнительного образования

"Летопись земли Волго-Донской" рабочая программа дополнительного образования

Наталья Мишина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 4078
Краткое описание
Цель данного учебного курса: дать учащимся дополнительные по истории Волго-Донского края и донского казачества.
Описание
ГБОУ лицей-интернат «Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова»
«Летопись земли Волго-Донской»
Рабочая программа дополнительного образования
Мишина Наталья Васильевна, ГБОУ лицей-интернат «Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова», педагог дополнительного
образования (факультативы «Летопись земли Волго-Донской» и «История казачества»)

г. Волгоград р. п. Южный
Пояснительная записка
a) Мишина Наталья Васильевна,
b)  ГБОУ лицей-интернат «Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова», педагог дополнительного образования (факультативы «Летопись земли Волго-Донской» и «История казачества»)
c) Рабочая программа дополнительного образования «Летопись земли Волго-Донской»
d) Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по истории и географии Волгоградской области.
 Основными методами реализации программы являются изучение истории Донского края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Цель данного учебного курса: дать учащимся дополнительные по истории Волго-Донского края и донского казачества.
Задачи:
—   воспитание бережного отношения к культурному наследию;
—   развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
—   формирование исторического сознания;
—   создание ситуации соприкосновения с  историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
—   обучение основам исследовательской работы;
—   воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
—   формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
—   воспитание активной жизненной позиции.
Данная учебная программа  имеет большие воспитательные задачи: она направлена на формирование у молодежи чувства патриотизма, национального самосознания.
Программа способствует утверждению среди молодежи идеалов гуманизма, милосердия, внимательного отношения к ветеранам войны и труда;
Возраст обучающихся – 11-12 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 70 часов. Численный состав группы  10-12 человек в соответствии с СанПиН 2.4.2-576-96.
Комитет по делам казачества Администрации Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей-интернат
«Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени
Героя Советского Союза К.И. Недорубова»
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
ГОУ «Волгоградский кадетский (казачий) корпус»
Протокол № _____________
от «__» ____________20__г.


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ «Волгоградский кадетский (казачий) корпус»
Приказ № _______________
от «__» ____________20__г.

программа дополнительного образования
ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ ВОЛГО-ДОНСКОЙ
для учащихся 6 класса
Автор:
Мишина Наталья Васильевна
педагог дополнительного образования
Волгоград, 2011
Пояснительная записка
Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по истории и географии Волгоградской области.
 Основными методами реализации программы являются изучение истории Донского края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Цели и задачи:
Цель данного учебного курса: дать учащимся дополнительные по истории Волго-Донского края и донского казачества.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к культурному наследию;
-  развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
- формирование исторического сознания;
- создание ситуации соприкосновения с  историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
-  обучение основам исследовательской работы;
-  воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
-  формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
-  воспитание активной жизненной позиции.
Данная учебная программа  имеет большие воспитательные задачи: она направлена на формирование у молодежи чувства патриотизма, национального самосознания.
Программа способствует утверждению среди молодежи идеалов гуманизма, милосердия, внимательного отношения к ветеранам войны и труда;
Возраст обучающихся – 11-12 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 70 часов. Численный состав группы  -10-12 человек в соответствии с СанПиН 2.4.2-576-96. При составлении учебно-тематического плана порядок отдельных блоков и тем может варьировать.
Формы и режим занятий
Методы обучения:
Словесный:
- объяснение нового материала;
- рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
- беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный:  применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический:  работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский:  выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:
- приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
- проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
- беседы с учащимися в процессе изучения темы;
- заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;
- самостоятельная работа с книгами;
- работа с иллюстрациями;
- просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
- развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
- экспедиции по территории округа;
- экскурсии в государственные музеи города;
- экскурсии в Историко-краеведческий музей и «СтараяСарепта»;
- встречи со старожилами (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
- фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;
- фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;
- заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;
- проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Уровень освоения учащимися программы на первом этапе общекультурный, который предполагает формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них «социального экологического интеллекта», воспитание потребности  участвовать в  возрождении, сохранении и развитии культурных традиций Волгограда и родного края.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Результаты освоения программы могут оцениваться в форме бесед с учащимися по отдельным разделам данного курса, а также тестов (возможен компьютерный вариант), итоговых практических занятий, написания научных работ и составление экскурсии по турмаршрутам.
Учебно-тематический план
Наименование раздела,
тема
Всего
Бюджет времени
Лекции
Лабораторные, практические занятия
Семинарские занятия
Тема 1. Наш край в глубокой древности
2
1
1
0
Тема 2. Палеолит (древнекаменный век)
1
1
0
0
Тема 3. Эпоха энеолита и бронзы.
1
1
0
0
Тема 4. Ранний железный век.
1
1
0
0
Тема 5. Нижнее Поволжье в VIIIXвв.
3
2
0
    1
Тема 6. Наш край в XXIIвеках.
3
2
0
1
Тема 7. Татаро-монголы в Волго-Донском крае ( XIII– первая половина XVIвв.)

4
2
1
1
Тема 8. Край в составе русского централизованного государства ( вторая половина XVIXVII)
3
1
1
1
Тема 9. Социально-экономическое развитие края в XVIIIв.
1
1
0
0
Тема 10. Классовая борьба в XVIIIв
1
1
0
0
Тема 11. Экономика края в период разложения феодально-крепостнических отношений (1800-1860 г.г.)
3
1
1
1
Тема 12. Участие населения края в Отечественной войне 1812 г.
2
1
1
0
Тема 13. Положение и борьба народных масс против феодально-крепостнического гнета
1
1
0
0
Тема 14. Отмена крепостного права

2
1
2
0
Тема 15. Развитие капитализма и революционное движение в крае в пореформенный период
1
1
0
0
Тема 16. Экономика края в период империализма
1
1
0
0
Тема 17. Революционное движение рабочих и крестьян края 1900-1916 гг.
1
1
0
0
Тема 18. Февральская буржуазно-демократическая революция в нашем крае
2
1
0
1
Тема 19. Просвещение и культура
2
1
0
1
Тема 20. Установление Советской власти в крае
2
1
0
1
Тема  21. Край в период гражданской войны и иностранной военной интервенции
2
1
0
1
Тема 22. Восстановление народного хозяйств в крае в 1921 – 1925 гг.
1
1
0
0
Тема 23. Индустриализация края 1926 – 1941 гг.
3
1
1
1
Тема 24. Край в период коллективизации сельского хозяйства
3
1
1
1
Тема 25. Край в годы Великой Отечественной войны ( 1941 – 1945 гг.)
3
1
1
1
Тема 26. Наша область в послевоенные годы
4
2
1
1
Тема 27. Просвещение и культура
4
1
1
1
Тема 28. Современная Волгоградская область.

2
1
1
0
Тема 29. Символы Волгоградской области.
2
1
1
0
Тема 30. Туристические маршруты Волгоградской области.
2
1
1
0
Тема 31. Музеи и памятники нашего края.
2
1
1
0
Тема 32. Возрождение казачества.
2
1
1
0
Тема 33. Всевеликое войско Донское.
2
1
1
0
Тема 34. Подведение итогов года.
2
1
0
0
ИТОГО
70
38
18
14

Содержание изучаемого курса
Тема 1. Наш край в глубокой древности

Лекция
1. Понятия курса «Летопись земли Волго-Донской». Времена скифов.
Практические занятия
1. Раскройте основные понятия курса «Летопись земли Волго-Донской»
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 5-8 с.
2.  Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. -  2009. -  2-3 с.
3. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское кн. — 1970. – 3-7с.
Тема 2. Палеолит (древнекаменный век).

Лекция
1. Палеолитическая стоянка в балке Сухая Мечетка.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д:  Рост. Ун-та. — 2001. –  9-11с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 7-9с.

Тема 3. Эпоха энеолита и бронзы.
Лекция
1. Погребение ямной культуры. Катакомбное погребение. Поселение срубной культуры.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 9-11с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 9-11 с.

Тема 4. Ранний железный век.
Лекция
1. Савроматы. Сарматы. Свидетельства греческих и римских писателей.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 11-14 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 11-14 с.

Тема 5. Нижнее Поволжье в VII – IX вв.
Лекция     
1. Хазарское царство.
Практические занятия
1. Хазарский каганат в эпоху его могущества и в момент распада. Причины его распада.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 18-22 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 15-24 с.

Тема 6. Наш край в X – XII веках.
Лекция
1. Буртасы.
2. Половцы. Половецкая степь.
Практические занятия
1. Описание древних авторов буртасов и половцев. Какие народы жили на Дону во время Золотой Орды.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 18-22 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 15-24 с.

Тема 7. Наш край в XIII – первой половине XVI вв.
Лекция
1. Татаро-монголы в Волго-Донском крае
2. Золотая Орда. Столица Сарай-Берке. Правители Золотой Орды.
Практическое задание
1. Реферат по теме на выбор: «Золотая Орда», «Столица Сарай-Берке», «Хан Тохтамыш» и «Тимур Тамерлан».
Практические занятия
1. Исторические источники о татаро-монголах и их завоеваниях. Разгром Золотой Орды.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 22-24 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 25-34 с.
Тема 8. Край в составе русского централизованного государства (второй половине XVI – XVII вв.)
Лекция:
1. Крестьянская война под предводительством  Степана Разина в нашем крае.Край в составе русского централизованного государства.
Практические занятия
1. Историки и путешественники о Волго-Донском крае.
Реферат
1. Крестьянская война под предводительством  Степана Разина в нашем крае
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 25-27 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 35-53 с.

Тема 9. Социально-экономическое развитие края в XVIII в.
Лекция
1. Заселение и хозяйственное развитие края.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 28-30 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 54 — 62 с.
3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. — 1987.-23-30 с.

Тема 10. Классовая борьба в XVIII в.
Лекция:
1. Булавинское восстание. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева в нашем крае.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 83-89 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 63- 76 с.
3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. — 1987.-34-50 с.

Тема 11. Экономика края в период разложения феодально-крепостнических отношений (1800-1860 г.г.)
Лекция
1. Хозяйство края
Практические занятия
1. Города, поселки, станицы. Торговля и пути сообщения.
Реферат
1. Сельское хозяйство в период разложения феодально-крепостнических отношений (1800-1860 г.г.)
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 90-95 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 77-88 с.
3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. — 1987. — 51-55 с.

Тема 12. Участие населения края в Отечественной войне 1812 г.
Лекция
1. Война с Наполеоном.
2. Заслуги казаков перед Отечеством. Исторические письма очевидцев.
Практическая работа
1. Просмотр документального фильма: «Донские казаки в войне 1812 г.» реж. Сурикова Л.А. 1998г.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 142 — 155 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 89-92 с.
3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. — 1987.-112-120 с.

Тема 13. Положение и борьба народных масс против феодально-крепостнического гнета
Лекция
1. Положение и борьба народных масс против феодально-крепостнического гнета
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 156 — 165 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 93-102 с.

Тема 14. Отмена крепостного права
Лекция
1. Проведение реформы в жизнь. Сопротивление крестьянства в 1861-1863 г.г.
Практические занятия
1. Реферат по теме: «Вот тебе, батюшка, и Юрьев День!»
2. Проверочная работа по темам 5-14, с анализом.
Литература:
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 166-170 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 103-107 с.

Тема 15. Развитие капитализма и революционное движение в крае в пореформенный период
Лекция
1. ЦНПЗ. Пути сообщения и торговля. Состояние городов в конце XIXвека.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 170-173 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 107-131 с.

Тема 16. Экономика края в период империализма
Лекция
1. Состояние крестьянского хозяйства, фабрик и заводов.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –131-137с.

Тема 17. Революционное движение рабочих и крестьян края 1900-1916 гг.
Лекция
1. Рабочее движение. Крестьянское движение
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –138-154с.

Тема 18. Февральская буржуазно-демократическая революция в нашем крае
Лекция
1. Февральская буржуазно-демократическая революция в нашем крае
Семинар
1. Из воспоминаний большевиков о февральской буржуазно-демократической революции в нашем крае
Литература
1. Шепелева И.С. Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –155-163с.

Тема 19. Просвещение и культура во второй половине XIX-в начале XXвв.
Лекция
1. Образование в нашем крае. История культуры.
Практические занятия
1. Деятели культуры
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –164 — 179 с.

Тема 20. Установление Советской власти в крае
Лекция
1. Переход от буржуазно-демократической революции к социалистической
Практические занятия
1. Выдержки из газет 1917-18 гг. по теме.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –180-194 с.

Тема  21. Край в период гражданской войны и иностранной военной интервенции
Лекция
1. Край в период гражданской войны и иностранной военной интервенции
Практические занятия
1. Выдержки из газет и резолюций 1918-20 гг. по теме.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –195-222 с.

Тема 22. Восстановление народного хозяйств в крае в 1921 – 1925 гг.
Лекция
1. Восстановлени сельского хозяйства. Восстановление и развитие промышленности.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –223-239с.

Тема 23. Индустриализация края 1926 – 1941 гг.
Лекция
1. Планы развития народного хозяйства.
Практические занятия
1. Самостоятельная работа по темам 15-22, с анализом.
2. Важнейшие предприятия Сталинградской области.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –240-265 с.

Тема 24. Край в период коллективизации сельского хозяйства
Лекция
1..Край в период коллективизации сельского хозяйства
Практические занятия
1. Формы сельской кооперации
Реферат
Реферат по теме «Сельское хозяйство СССР»
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –266-283 с.

Тема 25. Край в годы Великой Отечественной войны ( 1941 – 1945 гг.)
Лекция
1. Край в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
Практические занятия
1. Об участии молодежи города в обороне Сталинграда.
2. Просмотр видеофильма про Сталиградскую битву.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –284-307 с.

Тема 26. Наша область в послевоенные годы
Лекция
1. Хроника восстановительных работ в Сталинграде
2. Строительство Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина
Практические занятия
1. Доклад по теме «История Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина»
1. Дальнейшее развитие промышленности
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –307-338с.

Тема 27. Просвещение и культура
Лекция
1. Развитие народного образования и здравоохранения
2. Живопись и архитектура
Практические занятия
1. Просмотр фильма послевоенных лет « А зори здесь тихие».
2. Музыкальная культура Сталинграда. Прослушивание оперетты В. Семенова «Волжаночка».
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –338-364 с

Тема 28. Современная Волгоградская область.
Лекция
1. Административно-территориальное деление, структура хозяйства.
Реферат
1. Реферат по современной Волгоградской области на любую узкую тему.
Литература
1. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. -  2009. -  10-13 с.
2. Брылев В.А. Особо охраняемые природные территории. — Волгоград: Перемена. – 2000. -   8-14 с.
3. Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Волгоград: Перемена. – 2005. 34-40 с.
Тема 29. Символы Волгоградской области.
Лекция
1. История символов Волгограда и области
Практические занятия
1. Нарисовать флаг и герб Волгоградской области
Литература
1. Болотникова Н.В. Символы Волгогралдской области. М.: Глобус. – 2008. с.
Тема 30. Туристические маршруты Волгоградской области.
Лекция
1. Значимые турмаршруты В.О.
Практическая работа
1. Разработать свой маршрут
Литература
1. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. -  2009. – 12-20  с.
2. Брылев В.А. Особо охраняемые природные территории. — Волгоград: Перемена. – 2000. 22-27   с.
3.Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Волгоград: Перемена. – 2005.  42-53 с.
Тема 31. Музеи и памятники нашего края.
Лекция
1. Значимые памятники и музеи нашего края
Практическая работа
1. Посещение Мамаева Кургана
Литература
1. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. -  2009. -  45-53с.

Интернет-ресурс
1. www.volgograd.ru

Тема 32. Возрождение казачества.
Лекция
1. Расказачивание и возрождение казачества
Реферат
1. Современные казачьи войска и округа
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 366-380 с.

Тема 33. Всевеликое войско Донское.
Лекция
1. Образование и развитие Всевеликого войска Донского
Реферат
1. Реферат по теме на выбор про ВВД
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. -  120-134  с.
Тема 34. Подведение итогов года.
Лекция
1. Итоги года. Обобщение тем.
Литература
1.Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 225-230  с.
2.Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970.-  240-245 с.
Варианты экскурсий:
1.Чапурниковский карьер
2. Сарпинские озера
3. Ергенинский минеральный источник
4.Тингутинское лесничество
5.оз. Эльтон
6.Мамаев Курган
7.Шемякинская лесная дача
8.Утес Степана Разина
9. Арчединские пески
10.Маршрут №1 по природному парку «Донской»: станица Трехостровская — родник Лехчонковский – Румын-гора – родник Соколы
11.Маршрут №2 по природному парку «Донской»: станица Трехостровская – нижнее плато – верхнее плато
12. Маршрут № 3: хутор Зимовейский – родник Гремячий – панорамная точка – родники Филимоновские
13. Маршрут № 4:(конный) станица Трехостровская – хутор Зимовейский – Венцы – меловые горы на Дону (Красная гора)
14. Маршрут №5: Пойма реки Дон – устье р.Иловли – холм Задоно-Авиловский -  «Огневище» — хутор Хлебный – пойма Дона – ст.Трехостровская
15. Маршрут №6: ст.Сиротинская – Каменная грядя – родник Текучий источник – долина р.Камышинки – хут. Шохин – балка Липовая – палеонтологический памятникприроды «Шохинский»     
16. Г. Новочеркасск
17. г. Старочеркасск.
18. Бывшая столица г. Сарай — Берке
Список использованной литературы
Основная литература
1. Закон Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ настоящий Закон изложен в новой редакции с 1 января 2005 года.

2.Каргина З.А. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой.-М.: Научно-методический центр. — 2009. -  34-60 с.
3.Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.-М.: Просвещение. — 2006. – 10-25с.
4.Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001.-   1- 255 с.
5.Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. — 3 — 280 с.
Дополнительная литература
1. Болотникова Н.В. Символы Волгоградской области. М.: Глобус. – 2008. —    с. 2-55
2. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. -  2009. -  с. 2-80

3.  Брылев В.А. Особо охраняемые природные территории. — Волгоград: Перемена. – 2000. -  2-76  с.
4.  Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Волгоград: Перемена. – 2005. – 2- 220 с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ВИВАТ РОССИЯ.docx Скачать

ГБОУ лицей-интернат «Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова»

«Летопись земли Волго-Донской»

Рабочая программа дополнительного образования

Мишина Наталья Васильевна, ГБОУ лицей-интернат «Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова», педагог дополнительного образования (факультативы «Летопись земли Волго-Донской» и «История казачества»)

г. Волгоград р. п. Южный

































Пояснительная записка

  1. Мишина Наталья Васильевна,

  2. ГБОУ лицей-интернат «Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова», педагог дополнительного образования (факультативы «Летопись земли Волго-Донской» и «История казачества»)

  3. Рабочая программа дополнительного образования «Летопись земли Волго-Донской»

  4. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по истории и географии Волгоградской области.

Основными методами реализации программы являются изучение истории Донского края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся.

Цель данного учебного курса: дать учащимся дополнительные по истории Волго-Донского края и донского казачества.

Задачи:

- воспитание бережного отношения к культурному наследию;

- развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

- формирование исторического сознания;

- создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

- обучение основам исследовательской работы;

- воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

- формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

- воспитание активной жизненной позиции.

Данная учебная программа имеет большие воспитательные задачи: она направлена на формирование у молодежи чувства патриотизма, национального самосознания.

Программа способствует утверждению среди молодежи идеалов гуманизма, милосердия, внимательного отношения к ветеранам войны и труда;

Возраст обучающихся – 11-12 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 70 часов. Численный состав группы 10-12 человек в соответствии с СанПиН 2.4.2-576-96.


Комитет по делам казачества Администрации Волгоградской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей-интернат

«Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени

Героя Советского Союза К.И. Недорубова»

герб





СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

ГОУ «Волгоградский кадетский (казачий) корпус»

Протокол № _____________

от «__» ____________20__г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ «Волгоградский кадетский (казачий) корпус»

Приказ № _______________

от «__» ____________20__г.





программа дополнительного образования


ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ ВОЛГО-ДОНСКОЙ


для учащихся 6 класса



Автор:

Мишина Наталья Васильевна

педагог дополнительного образования






Волгоград, 2011



Пояснительная записка


Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по истории и географии Волгоградской области.

Основными методами реализации программы являются изучение истории Донского края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся.

Цели и задачи:

Цель данного учебного курса: дать учащимся дополнительные по истории Волго-Донского края и донского казачества.

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;

  • развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

  • формирование исторического сознания;

  • создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

  • обучение основам исследовательской работы;

  • воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

  • формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

  • воспитание активной жизненной позиции.

Данная учебная программа имеет большие воспитательные задачи: она направлена на формирование у молодежи чувства патриотизма, национального самосознания.

Программа способствует утверждению среди молодежи идеалов гуманизма, милосердия, внимательного отношения к ветеранам войны и труда;

Возраст обучающихся – 11-12 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 70 часов. Численный состав группы  10-12 человек в соответствии с СанПиН 2.4.2-576-96. При составлении учебно-тематического плана порядок отдельных блоков и тем может варьировать.


Формы и режим занятий

Методы обучения:

Словесный:

  • объяснение нового материала;

  • рассказ обзорный для раскрытия новой темы;

  • беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический: работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.


Формы обучения:

  • приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

  • проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

  • беседы с учащимися в процессе изучения темы;

  • заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;

  • самостоятельная работа с книгами;

  • работа с иллюстрациями;

  • просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

  • развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

  • экспедиции по территории округа;

  • экскурсии в государственные музеи города;

  • экскурсии в Историко-краеведческий музей и «СтараяСарепта»;

  • встречи со старожилами (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

  • фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;

  • фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;

  • заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;

  • проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров.


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Уровень освоения учащимися программы на первом этапе общекультурный, который предполагает формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций Волгограда и родного края.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Результаты освоения программы могут оцениваться в форме бесед с учащимися по отдельным разделам данного курса, а также тестов (возможен компьютерный вариант), итоговых практических занятий, написания научных работ и составление экскурсии по турмаршрутам.



Учебно-тематический план



Наименование раздела,

тема

Всего

Бюджет времени

Лекции

Лабораторные, практические занятия

Семинарские занятия

Тема 1. Наш край в глубокой древности

2

1

1

0

Тема 2. Палеолит (древнекаменный век)

1

1

0

0

Тема 3. Эпоха энеолита и бронзы.

1

1

0

0

Тема 4. Ранний железный век.

1

1

0

0

Тема 5. Нижнее Поволжье в VIIIX вв.

3

2

0

1

Тема 6. Наш край в XXII веках.

3

2

0

1

Тема 7. Татаро-монголы в Волго-Донском крае ( XIII – первая половина XVI вв.)

4

2

1

1

Тема 8. Край в составе русского централизованного государства ( вторая половина XVIXVII)


3

1

1

1

Тема 9. Социально-экономическое развитие края в XVIII в.

1

1

0

0

Тема 10. Классовая борьба в XVIIIв

1

1

0

0

Тема 11. Экономика края в период разложения феодально-крепостнических отношений (1800-1860 г.г.)

3

1

1

1

Тема 12. Участие населения края в Отечественной войне 1812 г.

2

1

1

0

Тема 13. Положение и борьба народных масс против феодально-крепостнического гнета

1

1

0

0

Тема 14. Отмена крепостного права

2

1

2

0

Тема 15. Развитие капитализма и революционное движение в крае в пореформенный период


1

1

0

0

Тема 16. Экономика края в период империализма

1

1

0

0

Тема 17. Революционное движение рабочих и крестьян края 1900-1916 гг.

1

1

0

0

Тема 18. Февральская буржуазно-демократическая революция в нашем крае


2

1

0

1

Тема 19. Просвещение и культура

2

1

0

1

Тема 20. Установление Советской власти в крае


2

1

0

1

Тема 21. Край в период гражданской войны и иностранной военной интервенции


2

1

0

1

Тема 22. Восстановление народного хозяйств в крае в 1921 – 1925 гг.

1

1

0

0

Тема 23. Индустриализация края 1926 – 1941 гг.

3

1

1

1

Тема 24. Край в период коллективизации сельского хозяйства

3

1

1

1

Тема 25. Край в годы Великой Отечественной войны ( 1941 – 1945 гг.)

3

1

1

1

Тема 26. Наша область в послевоенные годы

4

2

1

1

Тема 27. Просвещение и культура

4

1

1

1

Тема 28. Современная Волгоградская область.

2

1

1

0

Тема 29. Символы Волгоградской области.

2

1

1

0

Тема 30. Туристические маршруты Волгоградской области.

2

1

1

0

Тема 31. Музеи и памятники нашего края.


2

1

1

0

Тема 32. Возрождение казачества.

2

1

1

0

Тема 33. Всевеликое войско Донское.

2

1

1

0

Тема 34. Подведение итогов года.

2

1

0

0

ИТОГО

70

38

18

14



















Содержание изучаемого курса


Тема 1. Наш край в глубокой древности

Лекция

  1. Понятия курса «Летопись земли Волго-Донской». Времена скифов.

Практические занятия

1. Раскройте основные понятия курса «Летопись земли Волго-Донской»

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 5-8 с.

2. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. - 2009. - 2-3 с.

3. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское кн. - 1970. – 3-7с.

Тема 2. Палеолит (древнекаменный век).

Лекция

  1. Палеолитическая стоянка в балке Сухая Мечетка.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 9-11с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 7-9с.

Тема 3. Эпоха энеолита и бронзы.

Лекция

  1. Погребение ямной культуры. Катакомбное погребение. Поселение срубной культуры.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 9-11с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 9-11 с.

Тема 4. Ранний железный век.

Лекция

1. Савроматы. Сарматы. Свидетельства греческих и римских писателей.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 11-14 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 11-14 с.

Тема 5. Нижнее Поволжье в VII – IX вв.

Лекция

  1. Хазарское царство.

Практические занятия

  1. Хазарский каганат в эпоху его могущества и в момент распада. Причины его распада.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 18-22 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 15-24 с.

Тема 6. Наш край в X – XII веках.

Лекция

  1. Буртасы.

  2. Половцы. Половецкая степь.


Практические занятия

  1. Описание древних авторов буртасов и половцев. Какие народы жили на Дону во время Золотой Орды.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 18-22 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 15-24 с.

Тема 7. Наш край в XIII – первой половине XVI вв.

Лекция

  1. Татаро-монголы в Волго-Донском крае

  2. Золотая Орда. Столица Сарай-Берке. Правители Золотой Орды.

Практическое задание

  1. Реферат по теме на выбор: «Золотая Орда», «Столица Сарай-Берке», «Хан Тохтамыш» и «Тимур Тамерлан».

Практические занятия

  1. Исторические источники о татаро-монголах и их завоеваниях. Разгром Золотой Орды.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 22-24 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 25-34 с.

Тема 8. Край в составе русского централизованного государства (второй половине XVI – XVII вв.)

Лекция:

  1. Крестьянская война под предводительством Степана Разина в нашем крае .Край в составе русского централизованного государства.

Практические занятия

  1. Историки и путешественники о Волго-Донском крае.

Реферат

  1. Крестьянская война под предводительством Степана Разина в нашем крае

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 25-27 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 35-53 с.

Тема 9. Социально-экономическое развитие края в XVIII в.

Лекция

  1. Заселение и хозяйственное развитие края.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 28-30 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 54 - 62 с.

3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. - 1987.-23-30 с.

Тема 10. Классовая борьба в XVIII в.

Лекция:

  1. Булавинское восстание. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева в нашем крае.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 83-89 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 63- 76 с.

3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. - 1987.-34-50 с.

Тема 11. Экономика края в период разложения феодально-крепостнических отношений (1800-1860 г.г.)

Лекция

  1. Хозяйство края

Практические занятия

  1. Города, поселки, станицы. Торговля и пути сообщения.

Реферат

  1. Сельское хозяйство в период разложения феодально-крепостнических отношений (1800-1860 г.г.)

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 90-95 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 77-88 с.

3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. - 1987. - 51-55 с.

Тема 12. Участие населения края в Отечественной войне 1812 г.

Лекция

  1. Война с Наполеоном.

  2. Заслуги казаков перед Отечеством. Исторические письма очевидцев.

Практическая работа

  1. Просмотр документального фильма : «Донские казаки в войне 1812 г.» реж. Сурикова Л.А. 1998г.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 142 - 155 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 89-92 с.

3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. - 1987.-112-120 с.

Тема 13. Положение и борьба народных масс против феодально-крепостнического гнета

Лекция

  1. Положение и борьба народных масс против феодально-крепостнического гнета

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 156 - 165 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 93-102 с.

Тема 14. Отмена крепостного права

Лекция

  1. Проведение реформы в жизнь. Сопротивление крестьянства в 1861-1863 г.г.

Практические занятия

  1. Реферат по теме: «Вот тебе, батюшка, и Юрьев День!»

  2. Проверочная работа по темам 5-14, с анализом.

Литература:

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 166-170 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 103-107 с.

Тема 15. Развитие капитализма и революционное движение в крае в пореформенный период

Лекция

  1. ЦНПЗ. Пути сообщения и торговля. Состояние городов в конце XIX века.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 170-173 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 107-131 с.

Тема 16. Экономика края в период империализма

Лекция

  1. Состояние крестьянского хозяйства, фабрик и заводов.

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –131-137с.

Тема 17. Революционное движение рабочих и крестьян края 1900-1916 гг.

Лекция

  1. Рабочее движение. Крестьянское движение

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –138-154с.

Тема 18. Февральская буржуазно-демократическая революция в нашем крае

Лекция

  1. Февральская буржуазно-демократическая революция в нашем крае

Семинар

  1. Из воспоминаний большевиков о февральской буржуазно-демократической революции в нашем крае

Литература

  1. Шепелева И.С. Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –155-163с.

Тема 19. Просвещение и культура во второй половине XIX-в начале XX вв.

Лекция

  1. Образование в нашем крае. История культуры.

Практические занятия

  1. Деятели культуры

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –164 - 179 с.

Тема 20. Установление Советской власти в крае

Лекция

  1. Переход от буржуазно-демократической революции к социалистической

Практические занятия

  1. Выдержки из газет 1917-18 гг. по теме.

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –180-194 с.

Тема 21. Край в период гражданской войны и иностранной военной интервенции

Лекция

  1. Край в период гражданской войны и иностранной военной интервенции

Практические занятия

  1. Выдержки из газет и резолюций 1918-20 гг. по теме.

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –195-222 с.

Тема 22. Восстановление народного хозяйств в крае в 1921 – 1925 гг.

Лекция

  1. Восстановлени сельского хозяйства. Восстановление и развитие промышленности.

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –223-239с.

Тема 23. Индустриализация края 1926 – 1941 гг.

Лекция

  1. Планы развития народного хозяйства.

Практические занятия

  1. Самостоятельная работа по темам 15-22, с анализом.

  2. Важнейшие предприятия Сталинградской области.

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –240-265 с.

Тема 24. Край в период коллективизации сельского хозяйства

Лекция

1. .Край в период коллективизации сельского хозяйства

Практические занятия

  1. Формы сельской кооперации

Реферат

Реферат по теме «Сельское хозяйство СССР»

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –266-283 с.

Тема 25. Край в годы Великой Отечественной войны ( 1941 – 1945 гг.)

Лекция

  1. Край в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

Практические занятия

  1. Об участии молодежи города в обороне Сталинграда.

  2. Просмотр видеофильма про Сталиградскую битву.

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –284-307 с.

Тема 26. Наша область в послевоенные годы

Лекция

  1. Хроника восстановительных работ в Сталинграде

  2. Строительство Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина

Практические занятия

  1. Доклад по теме «История Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина»

  1. Дальнейшее развитие промышленности

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –307-338с.

Тема 27. Просвещение и культура

Лекция

  1. Развитие народного образования и здравоохранения

  2. Живопись и архитектура

Практические занятия

  1. Просмотр фильма послевоенных лет « А зори здесь тихие» .

  2. Музыкальная культура Сталинграда. Прослушивание оперетты В. Семенова «Волжаночка».

Литература

  1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –338-364 с

Тема 28. Современная Волгоградская область.

Лекция

  1. Административно-территориальное деление, структура хозяйства.

Реферат

  1. Реферат по современной Волгоградской области на любую узкую тему.

Литература

  1. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. - 2009. - 10-13 с.

  2. Брылев В.А. Особо охраняемые природные территории. - Волгоград: Перемена. – 2000. - 8-14 с.

  3. Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Волгоград: Перемена. – 2005. 34-40 с.


Тема 29. Символы Волгоградской области.

Лекция

  1. История символов Волгограда и области

Практические занятия

  1. Нарисовать флаг и герб Волгоградской области

Литература

  1. Болотникова Н.В. Символы Волгогралдской области. М.: Глобус. – 2008. с.

Тема 30. Туристические маршруты Волгоградской области.

Лекция

  1. Значимые турмаршруты В.О.

Практическая работа

  1. Разработать свой маршрут

Литература

1. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. - 2009. – 12-20 с.

2. Брылев В.А. Особо охраняемые природные территории. - Волгоград: Перемена. – 2000. 22-27 с.

3.Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Волгоград: Перемена. – 2005. 42-53 с.

Тема 31. Музеи и памятники нашего края.

Лекция

  1. Значимые памятники и музеи нашего края

Практическая работа

  1. Посещение Мамаева Кургана

Литература

  1. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. - 2009. - 45-53с.

Интернет-ресурс

  1. www.volgograd.ru

Тема 32. Возрождение казачества.

Лекция

  1. Расказачивание и возрождение казачества

Реферат

  1. Современные казачьи войска и округа

Литература

  1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 366-380 с.

Тема 33. Всевеликое войско Донское.

Лекция

  1. Образование и развитие Всевеликого войска Донского

Реферат

  1. Реферат по теме на выбор про ВВД

Литература

  1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. - 120-134 с.

Тема 34. Подведение итогов года.

Лекция

  1. Итоги года. Обобщение тем.

Литература

  1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001. – 225-230 с.

  2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. - 240-245 с.



















Варианты экскурсий:


1.Чапурниковский карьер

2. Сарпинские озера

3. Ергенинский минеральный источник

4.Тингутинское лесничество

5.оз. Эльтон

6.Мамаев Курган

7.Шемякинская лесная дача

8.Утес Степана Разина

9. Арчединские пески

10.Маршрут №1 по природному парку «Донской»: станица Трехостровская - родник Лехчонковский – Румын-гора – родник Соколы

11.Маршрут №2 по природному парку «Донской» : станица Трехостровская – нижнее плато – верхнее плато

12. Маршрут № 3: хутор Зимовейский – родник Гремячий – панорамная точка – родники Филимоновские

13. Маршрут № 4:(конный) станица Трехостровская – хутор Зимовейский – Венцы – меловые горы на Дону (Красная гора)

14. Маршрут №5: Пойма реки Дон – устье р.Иловли – холм Задоно-Авиловский - «Огневище» - хутор Хлебный – пойма Дона – ст.Трехостровская

15. Маршрут №6:ст.Сиротинская – Каменная грядя – родник Текучий источник – долина р.Камышинки – хут. Шохин – балка Липовая – палеонтологический памятникприроды «Шохинский»

16. Г. Новочеркасск

17. г. Старочеркасск.

18. Бывшая столица г. Сарай - Берке




















Список использованной литературы


Основная литература


  1. Закон Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ настоящий Закон изложен в новой редакции с 1 января 2005 года.

2.Каргина З.А. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. М.: Научно-методический центр. - 2009. - 34-60 с.

  1. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение. - 2006. – 10-25с.

  2. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. - 2001.- 1- 255 с.

  3. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. - 3 - 280 с.


Дополнительная литература


  1. Болотникова Н.В. Символы Волгоградской области. М.: Глобус. – 2008. - с. 2-55

  2. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. - 2009. - с. 2-80

3. Брылев В.А. Особо охраняемые природные территории. - Волгоград: Перемена. – 2000. - 2-76 с.

4. Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Волгоград: Перемена. – 2005. – 2- 220 с.




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос