В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Летопись земли Волго-Донской" рабочая программа дополнительного образования

Наталья Мишина Наталья Мишина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 2105
Краткое описание
Цель данного учебного курса: дать учащимся дополнительные по истории Волго-Донского края и донского казачества.

Описание
ГБОУ лицей-интернат «Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова»
«Летопись земли Волго-Донской»
Рабочая программа дополнительного образования
Мишина Наталья Васильевна, ГБОУ лицей-интернат «Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова», педагог дополнительного
образования (факультативы «Летопись земли Волго-Донской» и «История казачества»)

г. Волгоград р. п. Южный
Пояснительная записка
a) Мишина Наталья Васильевна,
b)  ГБОУ лицей-интернат «Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова», педагог дополнительного образования (факультативы «Летопись земли Волго-Донской» и «История казачества»)
c) Рабочая программа дополнительного образования «Летопись земли Волго-Донской»
d) Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по истории и географии Волгоградской области.
 Основными методами реализации программы являются изучение истории Донского края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Цель данного учебного курса: дать учащимся дополнительные по истории Волго-Донского края и донского казачества.
Задачи:
—   воспитание бережного отношения к культурному наследию;
—   развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
—   формирование исторического сознания;
—   создание ситуации соприкосновения с  историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
—   обучение основам исследовательской работы;
—   воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
—   формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
—   воспитание активной жизненной позиции.
Данная учебная программа  имеет большие воспитательные задачи: она направлена на формирование у молодежи чувства патриотизма, национального самосознания.
Программа способствует утверждению среди молодежи идеалов гуманизма, милосердия, внимательного отношения к ветеранам войны и труда;
Возраст обучающихся – 11-12 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 70 часов. Численный состав группы  10-12 человек в соответствии с СанПиН 2.4.2-576-96.
Комитет по делам казачества Администрации Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей-интернат
«Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени
Героя Советского Союза К.И. Недорубова»
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
ГОУ «Волгоградский кадетский (казачий) корпус»
Протокол № _____________
от «__» ____________20__г.


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ «Волгоградский кадетский (казачий) корпус»
Приказ № _______________
от «__» ____________20__г.

программа дополнительного образования
ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ ВОЛГО-ДОНСКОЙ
для учащихся 6 класса
Автор:
Мишина Наталья Васильевна
педагог дополнительного образования
Волгоград, 2011
Пояснительная записка
Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по истории и географии Волгоградской области.
 Основными методами реализации программы являются изучение истории Донского края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Цели и задачи:
Цель данного учебного курса: дать учащимся дополнительные по истории Волго-Донского края и донского казачества.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к культурному наследию;
-  развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
- формирование исторического сознания;
- создание ситуации соприкосновения с  историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
-  обучение основам исследовательской работы;
-  воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
-  формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
-  воспитание активной жизненной позиции.
Данная учебная программа  имеет большие воспитательные задачи: она направлена на формирование у молодежи чувства патриотизма, национального самосознания.
Программа способствует утверждению среди молодежи идеалов гуманизма, милосердия, внимательного отношения к ветеранам войны и труда;
Возраст обучающихся – 11-12 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 70 часов. Численный состав группы  -10-12 человек в соответствии с СанПиН 2.4.2-576-96. При составлении учебно-тематического плана порядок отдельных блоков и тем может варьировать.
Формы и режим занятий
Методы обучения:
Словесный:
- объяснение нового материала;
- рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
- беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный:  применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический:  работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский:  выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:
- приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
- проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
- беседы с учащимися в процессе изучения темы;
- заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;
- самостоятельная работа с книгами;
- работа с иллюстрациями;
- просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
- развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
- экспедиции по территории округа;
- экскурсии в государственные музеи города;
- экскурсии в Историко-краеведческий музей и «СтараяСарепта»;
- встречи со старожилами (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
- фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;
- фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;
- заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;
- проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Уровень освоения учащимися программы на первом этапе общекультурный, который предполагает формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них «социального экологического интеллекта», воспитание потребности  участвовать в  возрождении, сохранении и развитии культурных традиций Волгограда и родного края.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Результаты освоения программы могут оцениваться в форме бесед с учащимися по отдельным разделам данного курса, а также тестов (возможен компьютерный вариант), итоговых практических занятий, написания научных работ и составление экскурсии по турмаршрутам.
Учебно-тематический план
Наименование раздела,
тема
Всего
Бюджет времени
Лекции
Лабораторные, практические занятия
Семинарские занятия
Тема 1. Наш край в глубокой древности
2
1
1
0
Тема 2. Палеолит (древнекаменный век)
1
1
0
0
Тема 3. Эпоха энеолита и бронзы.
1
1
0
0
Тема 4. Ранний железный век.
1
1
0
0
Тема 5. Нижнее Поволжье в VIIIXвв.
3
2
0
    1
Тема 6. Наш край в XXIIвеках.
3
2
0
1
Тема 7. Татаро-монголы в Волго-Донском крае ( XIII– первая половина XVIвв.)

4
2
1
1
Тема 8. Край в составе русского централизованного государства ( вторая половина XVIXVII)
3
1
1
1
Тема 9. Социально-экономическое развитие края в XVIIIв.
1
1
0
0
Тема 10. Классовая борьба в XVIIIв
1
1
0
0
Тема 11. Экономика края в период разложения феодально-крепостнических отношений (1800-1860 г.г.)
3
1
1
1
Тема 12. Участие населения края в Отечественной войне 1812 г.
2
1
1
0
Тема 13. Положение и борьба народных масс против феодально-крепостнического гнета
1
1
0
0
Тема 14. Отмена крепостного права

2
1
2
0
Тема 15. Развитие капитализма и революционное движение в крае в пореформенный период
1
1
0
0
Тема 16. Экономика края в период империализма
1
1
0
0
Тема 17. Революционное движение рабочих и крестьян края 1900-1916 гг.
1
1
0
0
Тема 18. Февральская буржуазно-демократическая революция в нашем крае
2
1
0
1
Тема 19. Просвещение и культура
2
1
0
1
Тема 20. Установление Советской власти в крае
2
1
0
1
Тема  21. Край в период гражданской войны и иностранной военной интервенции
2
1
0
1
Тема 22. Восстановление народного хозяйств в крае в 1921 – 1925 гг.
1
1
0
0
Тема 23. Индустриализация края 1926 – 1941 гг.
3
1
1
1
Тема 24. Край в период коллективизации сельского хозяйства
3
1
1
1
Тема 25. Край в годы Великой Отечественной войны ( 1941 – 1945 гг.)
3
1
1
1
Тема 26. Наша область в послевоенные годы
4
2
1
1
Тема 27. Просвещение и культура
4
1
1
1
Тема 28. Современная Волгоградская область.

2
1
1
0
Тема 29. Символы Волгоградской области.
2
1
1
0
Тема 30. Туристические маршруты Волгоградской области.
2
1
1
0
Тема 31. Музеи и памятники нашего края.
2
1
1
0
Тема 32. Возрождение казачества.
2
1
1
0
Тема 33. Всевеликое войско Донское.
2
1
1
0
Тема 34. Подведение итогов года.
2
1
0
0
ИТОГО
70
38
18
14

Содержание изучаемого курса
Тема 1. Наш край в глубокой древности

Лекция
1. Понятия курса «Летопись земли Волго-Донской». Времена скифов.
Практические занятия
1. Раскройте основные понятия курса «Летопись земли Волго-Донской»
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 5-8 с.
2.  Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. -  2009. -  2-3 с.
3. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское кн. — 1970. – 3-7с.
Тема 2. Палеолит (древнекаменный век).

Лекция
1. Палеолитическая стоянка в балке Сухая Мечетка.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д:  Рост. Ун-та. — 2001. –  9-11с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 7-9с.

Тема 3. Эпоха энеолита и бронзы.
Лекция
1. Погребение ямной культуры. Катакомбное погребение. Поселение срубной культуры.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 9-11с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 9-11 с.

Тема 4. Ранний железный век.
Лекция
1. Савроматы. Сарматы. Свидетельства греческих и римских писателей.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 11-14 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 11-14 с.

Тема 5. Нижнее Поволжье в VII – IX вв.
Лекция     
1. Хазарское царство.
Практические занятия
1. Хазарский каганат в эпоху его могущества и в момент распада. Причины его распада.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 18-22 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 15-24 с.

Тема 6. Наш край в X – XII веках.
Лекция
1. Буртасы.
2. Половцы. Половецкая степь.
Практические занятия
1. Описание древних авторов буртасов и половцев. Какие народы жили на Дону во время Золотой Орды.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 18-22 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 15-24 с.

Тема 7. Наш край в XIII – первой половине XVI вв.
Лекция
1. Татаро-монголы в Волго-Донском крае
2. Золотая Орда. Столица Сарай-Берке. Правители Золотой Орды.
Практическое задание
1. Реферат по теме на выбор: «Золотая Орда», «Столица Сарай-Берке», «Хан Тохтамыш» и «Тимур Тамерлан».
Практические занятия
1. Исторические источники о татаро-монголах и их завоеваниях. Разгром Золотой Орды.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 22-24 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 25-34 с.
Тема 8. Край в составе русского централизованного государства (второй половине XVI – XVII вв.)
Лекция:
1. Крестьянская война под предводительством  Степана Разина в нашем крае.Край в составе русского централизованного государства.
Практические занятия
1. Историки и путешественники о Волго-Донском крае.
Реферат
1. Крестьянская война под предводительством  Степана Разина в нашем крае
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 25-27 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 35-53 с.

Тема 9. Социально-экономическое развитие края в XVIII в.
Лекция
1. Заселение и хозяйственное развитие края.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 28-30 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 54 — 62 с.
3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. — 1987.-23-30 с.

Тема 10. Классовая борьба в XVIII в.
Лекция:
1. Булавинское восстание. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева в нашем крае.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 83-89 с.

2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 63- 76 с.
3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. — 1987.-34-50 с.

Тема 11. Экономика края в период разложения феодально-крепостнических отношений (1800-1860 г.г.)
Лекция
1. Хозяйство края
Практические занятия
1. Города, поселки, станицы. Торговля и пути сообщения.
Реферат
1. Сельское хозяйство в период разложения феодально-крепостнических отношений (1800-1860 г.г.)
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 90-95 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 77-88 с.
3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. — 1987. — 51-55 с.

Тема 12. Участие населения края в Отечественной войне 1812 г.
Лекция
1. Война с Наполеоном.
2. Заслуги казаков перед Отечеством. Исторические письма очевидцев.
Практическая работа
1. Просмотр документального фильма: «Донские казаки в войне 1812 г.» реж. Сурикова Л.А. 1998г.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб.Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 142 — 155 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 89-92 с.
3. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Дона. М.: Просвещение. — 1987.-112-120 с.

Тема 13. Положение и борьба народных масс против феодально-крепостнического гнета
Лекция
1. Положение и борьба народных масс против феодально-крепостнического гнета
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 156 — 165 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 93-102 с.

Тема 14. Отмена крепостного права
Лекция
1. Проведение реформы в жизнь. Сопротивление крестьянства в 1861-1863 г.г.
Практические занятия
1. Реферат по теме: «Вот тебе, батюшка, и Юрьев День!»
2. Проверочная работа по темам 5-14, с анализом.
Литература:
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 166-170 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 103-107 с.

Тема 15. Развитие капитализма и революционное движение в крае в пореформенный период
Лекция
1. ЦНПЗ. Пути сообщения и торговля. Состояние городов в конце XIXвека.
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 170-173 с.
2. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. – 107-131 с.

Тема 16. Экономика края в период империализма
Лекция
1. Состояние крестьянского хозяйства, фабрик и заводов.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –131-137с.

Тема 17. Революционное движение рабочих и крестьян края 1900-1916 гг.
Лекция
1. Рабочее движение. Крестьянское движение
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –138-154с.

Тема 18. Февральская буржуазно-демократическая революция в нашем крае
Лекция
1. Февральская буржуазно-демократическая революция в нашем крае
Семинар
1. Из воспоминаний большевиков о февральской буржуазно-демократической революции в нашем крае
Литература
1. Шепелева И.С. Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –155-163с.

Тема 19. Просвещение и культура во второй половине XIX-в начале XXвв.
Лекция
1. Образование в нашем крае. История культуры.
Практические занятия
1. Деятели культуры
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –164 — 179 с.

Тема 20. Установление Советской власти в крае
Лекция
1. Переход от буржуазно-демократической революции к социалистической
Практические занятия
1. Выдержки из газет 1917-18 гг. по теме.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –180-194 с.

Тема  21. Край в период гражданской войны и иностранной военной интервенции
Лекция
1. Край в период гражданской войны и иностранной военной интервенции
Практические занятия
1. Выдержки из газет и резолюций 1918-20 гг. по теме.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –195-222 с.

Тема 22. Восстановление народного хозяйств в крае в 1921 – 1925 гг.
Лекция
1. Восстановлени сельского хозяйства. Восстановление и развитие промышленности.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –223-239с.

Тема 23. Индустриализация края 1926 – 1941 гг.
Лекция
1. Планы развития народного хозяйства.
Практические занятия
1. Самостоятельная работа по темам 15-22, с анализом.
2. Важнейшие предприятия Сталинградской области.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –240-265 с.

Тема 24. Край в период коллективизации сельского хозяйства
Лекция
1..Край в период коллективизации сельского хозяйства
Практические занятия
1. Формы сельской кооперации
Реферат
Реферат по теме «Сельское хозяйство СССР»
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –266-283 с.

Тема 25. Край в годы Великой Отечественной войны ( 1941 – 1945 гг.)
Лекция
1. Край в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
Практические занятия
1. Об участии молодежи города в обороне Сталинграда.
2. Просмотр видеофильма про Сталиградскую битву.
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –284-307 с.

Тема 26. Наша область в послевоенные годы
Лекция
1. Хроника восстановительных работ в Сталинграде
2. Строительство Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина
Практические занятия
1. Доклад по теме «История Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина»
1. Дальнейшее развитие промышленности
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –307-338с.

Тема 27. Просвещение и культура
Лекция
1. Развитие народного образования и здравоохранения
2. Живопись и архитектура
Практические занятия
1. Просмотр фильма послевоенных лет « А зори здесь тихие».
2. Музыкальная культура Сталинграда. Прослушивание оперетты В. Семенова «Волжаночка».
Литература
1. Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края. В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. –338-364 с

Тема 28. Современная Волгоградская область.
Лекция
1. Административно-территориальное деление, структура хозяйства.
Реферат
1. Реферат по современной Волгоградской области на любую узкую тему.
Литература
1. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. -  2009. -  10-13 с.
2. Брылев В.А. Особо охраняемые природные территории. — Волгоград: Перемена. – 2000. -   8-14 с.
3. Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Волгоград: Перемена. – 2005. 34-40 с.
Тема 29. Символы Волгоградской области.
Лекция
1. История символов Волгограда и области
Практические занятия
1. Нарисовать флаг и герб Волгоградской области
Литература
1. Болотникова Н.В. Символы Волгогралдской области. М.: Глобус. – 2008. с.
Тема 30. Туристические маршруты Волгоградской области.
Лекция
1. Значимые турмаршруты В.О.
Практическая работа
1. Разработать свой маршрут
Литература
1. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. -  2009. – 12-20  с.
2. Брылев В.А. Особо охраняемые природные территории. — Волгоград: Перемена. – 2000. 22-27   с.
3.Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Волгоград: Перемена. – 2005.  42-53 с.
Тема 31. Музеи и памятники нашего края.
Лекция
1. Значимые памятники и музеи нашего края
Практическая работа
1. Посещение Мамаева Кургана
Литература
1. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. -  2009. -  45-53с.

Интернет-ресурс
1. www.volgograd.ru

Тема 32. Возрождение казачества.
Лекция
1. Расказачивание и возрождение казачества
Реферат
1. Современные казачьи войска и округа
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 366-380 с.

Тема 33. Всевеликое войско Донское.
Лекция
1. Образование и развитие Всевеликого войска Донского
Реферат
1. Реферат по теме на выбор про ВВД
Литература
1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. -  120-134  с.
Тема 34. Подведение итогов года.
Лекция
1. Итоги года. Обобщение тем.
Литература
1.Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 225-230  с.
2.Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970.-  240-245 с.
Варианты экскурсий:
1.Чапурниковский карьер
2. Сарпинские озера
3. Ергенинский минеральный источник
4.Тингутинское лесничество
5.оз. Эльтон
6.Мамаев Курган
7.Шемякинская лесная дача
8.Утес Степана Разина
9. Арчединские пески
10.Маршрут №1 по природному парку «Донской»: станица Трехостровская — родник Лехчонковский – Румын-гора – родник Соколы
11.Маршрут №2 по природному парку «Донской»: станица Трехостровская – нижнее плато – верхнее плато
12. Маршрут № 3: хутор Зимовейский – родник Гремячий – панорамная точка – родники Филимоновские
13. Маршрут № 4:(конный) станица Трехостровская – хутор Зимовейский – Венцы – меловые горы на Дону (Красная гора)
14. Маршрут №5: Пойма реки Дон – устье р.Иловли – холм Задоно-Авиловский -  «Огневище» — хутор Хлебный – пойма Дона – ст.Трехостровская
15. Маршрут №6: ст.Сиротинская – Каменная грядя – родник Текучий источник – долина р.Камышинки – хут. Шохин – балка Липовая – палеонтологический памятникприроды «Шохинский»     
16. Г. Новочеркасск
17. г. Старочеркасск.
18. Бывшая столица г. Сарай — Берке
Список использованной литературы
Основная литература
1. Закон Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ настоящий Закон изложен в новой редакции с 1 января 2005 года.

2.Каргина З.А. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой.-М.: Научно-методический центр. — 2009. -  34-60 с.
3.Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.-М.: Просвещение. — 2006. – 10-25с.
4.Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001.-   1- 255 с.
5.Шепелева И.С. – Хрестоматия по истории родного края.В-д.: Нижне-Волжское книж. – 1970. — 3 — 280 с.
Дополнительная литература
1. Болотникова Н.В. Символы Волгоградской области. М.: Глобус. – 2008. —    с. 2-55
2. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – М.: Глобус. -  2009. -  с. 2-80

3.  Брылев В.А. Особо охраняемые природные территории. — Волгоград: Перемена. – 2000. -  2-76  с.
4.  Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Волгоград: Перемена. – 2005. – 2- 220 с.
Пожаловаться 29 февраля 2012
Файлы
ВИВАТ РОССИЯ.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru