В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство Учитель – лучшее учреждение дополнительного профессионального образования 2019 г.

Интерактивная игра "Подгруппа азота" (9 класс)

Интерактивная игра "Подгруппа азота" (9 класс)

Светлана Политова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2738 комментариев: 1
Краткое описание
Предлагаю игру по «Подгруппе азота». Игра должна способствовать укреплению знаний учащихся по разделу данного курса, стимулировать развитие творческих способностей, склонностей и дарований.
Описание
Подгруппа азота. Игра в 9 классе.
Пояснительная записка.
При обучении химии реализуются различные формы и методы, но недостаточно используется такая перспективная форма, как игровая. Она в свое время позволяет эффективно повышать качество подготовки учащихся. Обязательно нужно обращать внимание на содержание самой игры, кроме того она должна удовлетворять такому требованию, как динамичность.
Предлагаю такую игру по «Подгруппе азота». Игра должна способствовать укреплению знаний учащихся по разделу данного курса, стимулировать развитие творческих способностей, склонностей и дарований. Чтобы игра прошла успешно, необходима тщательная подготовка, планирование, определение времени, должны быть продуманы формы организации, выбор актива, согласование действий отдельных групп учащихся, оформление помещения, подведение итогов. Я провела бы данную игру как коллективную с предварительной подготовкой по отдельным вопросам.
Ссылка на материал: перейти
Теги: , , , ,

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 10700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Игра. Пояснения к играм.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Политова Светлана Викторовна - учитель химии.

МАОУ СОШ № 3 Щелковского муниципального района Московской области.

Игра «Подгруппа азота»

Титульный слайд презентации

Мотивирующая игра с применением или полностью основанная на информационных технологиях.


Слайд № 2.

Главный слайд: на нем находится информация об играх.

Переход к играм осуществляется по гиперссылкам. Случайный переход слайдов отключен.


Слайд № 3.

Управление презентацией.



Слайд № 4.

Игра. Выстрел.

Ответ:

Идея. Выбрать объект, который соответствует заданию.

Электронная конфигурация атома азота в свободном состоянии.

1s22s22p5

1s22s22p3

1s22s22p63s23p3

1s22s22p63s23p5

1s22s22p3



Слайд № 5.

Игра. Весы.

Ответ:

Идея. Даны электронные конфигурации атомов. На весах должны оказаться соответствующие азоту и фосфору.

Электронная конфигурация азота: 1s22s22p3

Электронная конфигурация фосфора: 1s22s22p63s23p3



Слайд № 6.

Игра. Пьедестал.

Ответ:

Идея. Расположите указанные вещества в порядке убывания их относительных молекулярных масс.

N2O5

NaNO3

NH3



Слайд № 7-12.

Игра. Слова в словах.

Идея. Дано слово и ряд пустых клеточек. Необходимо угадать новое слово, в составе которого уже имеется данное изначально слово. В колбах имеются буквы, которые можно использовать при построении нового слова. При нажатии на «подсказку» появится информация о зашифрованном слове.

1. Это вещество используется для получения аммиака в промышленности.

Катализатор.


2. С этим веществом N2 вступает в реакцию при

t = 500°, kat, p.

Водород.


3. Это способ получения аммиака

2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2 NH3­ + 2 H2O

в _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


Лаборатория.


4. Это оксид азота(II) NO­,

он _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


Бесцветный.

5. Его называют гидроксид аммония NH4OH, аммиачная вода и нашатырный _ _ _ _ _


Спирт.




Cлайды № 13-19.

Игра. Шанс.

Идея. Необходимо найти относительную атомную массу и порядковый номер предлагаемого химического элемента.

Химический элемент

Порядковый номер

Относительная атомная масса

Сл №15

Азот

7

14,007

Сл. № 16

Фосфор

15

30,974

Сл. № 17

Мышьяк

33

74,922

Сл. № 18

Сурьма

51

121,75

Сл. № 19

Висмут

83

208,98



Внимательно прочитай инструкцию по выполнению задания. Пользуйся кнопкой «задание» и «действие».


Слайды № 20 - 26.

Игра. Объект в небе.

Идея. Предлагается выбрать правильный вариант, убрав лишнее. На слайде находятся значения радиусов атомов. Можно нажать на ответ и узнать правильный ответ.

Внимательно читай инструкцию по выполнению задания (слайд № 21)


Слайд № 27.

Игра. Покупка.

Идея. Нужно правильно совершить покупку, необходимо знать формулы предложенных кислот для того, чтобы правильно их соединить с названием. Можно нажать на подсказку и тогда каждая формула переместится в нужную корзину.

Ортофосфорная кислота: H3PO4

Азотная кислота: HNO3

Метафосфорная кислота: (HPO3)n

Азотистая кислота: HNO2

Фосфористая кислота: H3PO3


Слайд № 28-34.

Игра. Что в имени тебе моем…

Идея. Даны задания (их 5). По гиперссылке можно попасть на слайды с оксидами азота и из предложенных вариантов выбрать правильный. При нажатии на каждый из вариантов будет высвечиваться «Правильно» или «Ошибка».

Ответы:

Сл. 30

N2O


­, ц, запах сладковатый, Р,

Ткип = - 88,5° С, Тпл = - 91°С

Сл. 31

NO


­, ц, м,

Ткип = - 151,6° С, Тпл = - 163,6°С

Сл. 32

N2O3


Соответствует азотистая кислота, существует только в разб. водных растворах

Сл. 33

NO2


­, ц бурый, запах резкий, удушливый, Р,

Ткип = 21° С, Тпл = -11,2°С

Сл. 34

N2O5


Твердое летучее вещество, ц,

неустойчив




Слайды № 35-40.

Игра. Зашифрованные слова.

Подсказка: чтобы прочитать эти слова, нужно заменить картинки первыми буквами названий нарисованных предметов.

Bi

Идея: зашифрованные слова.

Висмут: В + И + С + М + У + Т

Элемент № 83, символ впервые введен в химическую номенклатуру в 1819 г. шведским химиком Берцелиусом.



Картинки, начинающиеся на следующие слова:

Волк + индюк + слон + малина + утка + тыква

N

Азот: А + З + О + Т

Трудно найти более неподходящее название для этого химического элемента. В переводе с греческого означает «не жизнь», «не поддерживающий жизнь», «отрицающий жизнь».



Картинки, начинающиеся на следующие слова:

Апельсин + зонт + очки + тарелка


P

Фосфор: Ф + О + С + Ф + О + Р

Элемент мысли.



Картинки, начинающиеся на следующие слова:

Факел + облако + солнце + факел + облако + роза


Sb

Сурьма: С + У + Р + Ь + М + А

В России она не производилась, и это сырье ввозилось из-за границы в количестве около тысячи тонн. Первые в нашей стране 150 г были получены в 1935 г.

Картинки, начинающиеся на следующие слова:

Снеговик + удав + рыба + ь + муха + ананас

As

Мышьяк: М + Ы + Ш + Ь + Я + К

Его соединения применяются в качестве инсектицида, для пропитки дерева, консервирования кож, в военной промышленности.



Картинки, начинающиеся на следующие слова:

Мяч + ы + шляпа + ь + яблоко + корова



Слайды № 41-45.

Идея: химия + грамматика.

В слове спрятались слова, которые легко составить из букв, имеющихся в составе данного слова.


Селитра = ? + ? + ?

Селитра = сера+лира+лес

Нитраты = ? + ? + ?

Нитраты =тиран+тина+трата

Разбавленная = ? + ? + ?

Разбавленная =базар+нарзан+база

Взаимодействие = ? + ? + ?

Взаимодействие =мода+Мазай+зима


Слайды № 46-51.

Ребусы.

1. Ребус – это шифровка, носящая увлекательный характер.

2. Чтобы решить ребус нужно расшифровать его по частям, т. е записать подряд наименования всех изображенных букв, рисунков, цифр.

3. Если предмет нарисован в перевернутом виде, то название его нужно читать справа налево.

4. Если слева или справа от предмета находятся запятые, то в начале или в конце слова надо отбросить одну или две буквы.

Если над рисунком или под ним стоят цифры, то буквы из названия предмета нужно читать в порядке этих цифр.

Ответы:

Мышь + якорь = мышьяк

Таз + крот = азот

Камень + ми (нота) + мак = аммиак

Банан + гит(д)ара + диван (навид – слово наоборот) = ангидрид


Слайд № 52.

Игра. Охота. 1. Задание основано на знании модификаций фосфора.

2. Подумай, какой из предложенных ответов правильный?

3. Нажми на каждую кнопку: белый, красный, черный (ты узнаешь правильный ответ).

4. Подсказка покажет путь к правильному ответу (следы собаки приведут тебя к правильному решению).


Ответ: чесночный запах имеет белый фосфор.

Слайд № 54.

Игра. Тайна в коробке.

Задание: какие степени окисления азот проявляет в предложенных соединениях.

NН3

(-3)

KNO3

(+5)

NaNO3

(+5)

NO2

(+4)




Слайды № 55-58.

Игра. Почтальон.

Идея. Почтальон – это концентрированная азотная кислота. Необходимо узнать в каком доме почтальону не откроют (то есть, с какими металлами конц. азотная кислота не реагирует). Выбери металл или неметалл и перейди по гиперссылке на слайды с домиками, где они живут. Нажимай на интересующий тебя домик и узнавай, реагирует ли это вещество с конц. азотной кислотой. Если металл(неметалл) взаимодействует с концентрированной азотной кислотой, то появится внизу на слайде уравнение реакции, если не взаимодействует, то уравнения не будет и тогда будет понятно, что в этом доме почтальону не откроют, значит, этот металл(неметалл) не взаимодействует с конц. азотной кислотой.

Zn

Zn + 4HNO3(конц) = Zn (NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Cu

Cu + 4HNO3(конц) = 3Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Na

8Na + 10HNO3(конц) = 8NaNO3 + N2O +5H2O

S

S + 6HNO3(конц) = H2SO4 + 6NO2+ 2H2O

Al

Концентрированная азотная кислота пассивирует такие металлы, как железо, хром, алюминий, золото, платину, образуя на их поверхности защитную оксидную пленку.


Cr

Au

Pt

Fe




Слайд № 59.

Игра. Аист. Счастливые родители (Zn и HNO3) ожидают младенца (NO2 или NO).

Ответ. При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с Zn образуется NO2.


Слайды № 60-65.

Игра. Путешествие.

Идея: азоту не везло с названием. Пять знаменитых химиков XVIII века дали ему пять различных названий. Необходимо выбрать из пяти предложенных названий то, которое соответствует имени ученого.

1.

Даниэль Резерфорд – английский химик.

Его диссертация называлась «О постоянном, или удушливом воздухе».

2.

1772. Джозеф Пристли – английский ученый.

Вещество не поддерживает ни горения, ни жизни. Его он назвал «флогистированным воздухом».

3.

Генри Кавендиш – английский ученый.

Выделил из воздуха азот и назвал его «удушливым воздухом».

4.

Карл Вильгельм Шееле – шведский ученый.

Назвал азот «дурным воздухом».

5.

Антуан Лоран Лавуазье – французский химик.

Когда он установил, что после удаления кислорода мышь задыхается в оставшейся части воздуха, он назвал этот оставшийся газ «безжизненным». Вскоре он предложил новое название «безжизненному» газу – азот («а» - по-гречески – отрицание, «зоэ» – жизнь).






Слайд № 66.

Игра. Детектор лжи.

В качестве ведущего выступает азотная кислота. Каждому участнику задают вопрос «Встречался ли он с азотной кислотой?» Если ответ верный, будет высвечиваться «Это правда», если нет, то «Это ложь». Таким образом, выяснится, кто говорит правду, а кто нет.

Ответ. При взаимодействии с металлами никогда не может выделиться водород, но в зависимости от природы металла и концентрации кислоты могут образоваться: NO , NO2 .


Слайды № 67-74.

Игра с болельщиками «Химическое ассорти».

Предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения.

Ответы.

Первоначальный вариант

Перевод.

1.

Не все то аурум, что блестит.

Не все то золото, что блестит.

2.

Белый, как карбонат кальция.

Белый, как мел.

3.

Куй феррум, пока горячо.

Куй железо, пока горячо.

4.

Слово – аргентум, а молчание – аурум.

Слово – серебро, молчание – золото.

5.

Прошел огонь, аш-два-о и медные трубы.

Прошел огонь, воду и медные трубы.

6.

С тех пор много оксида водорода утекло.

С тех пор много воды утекло.




Слайды № 75-79.

Игра. Гордиев узел.

Мы называем гордиевым узлом любое запутанное дело или трудноразрешимый вопрос. Задание дается небольшими порциями, если участник затрудняется ответить, то нужно нажать кнопку «ответ»

1.

Этот элемент открыт совершенно случайно

В 1669 году алхимиком Брандом

Назван « phosphorus» - фосфор

Зашифрованное слово – это перевод слова фосфор с греческого

Часто встречается в русской химической литературе XIX века

Ответ. Светонос.

2.

Слово укоренилось только в русском и французском языках

Словесный гибрид

Образовано от латинского – селитра и греческого - рождение

Пытались перевести это слово на русский язык

Это слово было неудобопроизносимым

Ответ. Селитротвор.

3.

Азот открыт почти одновременно несколькими исследователями

Название от греческой отрицательной приставки «а» и слова «зоэ»

Название означало «безжизненный»

Название часто встречалось в русской химической литературе начала XIX века


Ответ. Гнилотвор.




Слайд № 80.

Игра. Чей дом?

Идея. На слайде появляются пять домиков с двумя жильцами и один с одним. Необходимо прочитать задание: «В каждом домике живут по два вещества и только в одном – одно». На слайде появятся оксиды. Их, подумав, нужно распределить в домики. Далее проверить, нажав на ответ.

Ответы.

1.

N2O3

N2O5

2.

P2O3

P2O5

3.

As2O3

As2O5

4.

Sb2O3

Sb2O5

5.

Bi2O3




Слайды № 81-84.

Игра. Болото.

Идея. Даны характеристики оксидов фосфора. Вступив на каждую кочку, можно узнать, соответствует ли она данному оксиду. При правильном ответе высветится зеленый прямоугольник, при неправильном – красный (кочка провалится и можно будет услышать всплеск воды).

P2O3


1.

Несколько модификаций

2.

Соответствует H3PO3 (ошибка)

3.

Осушитель газов и жидкостей

4.

Молекулярная кристаллическая решетка



P2O5


1.

Несколько модификаций (ошибка)

2.

Белый, твердый

3.

Молекулярная кристаллическая решетка (ошибка)

4.

Осушитель газов и жидкостей




Слайд № 85-86.

Игра. Кошки-мышки.

Идея. Взаимодействие цинка с азотной кислотой. Выделяется аммиак или оксид азота (II), можно узнать, если кошка поймает соответствующую мышку. Нажми на кнопку «начать игру» и узнаешь при каких условиях происходит взаимодействие.

Условие

Концентрация кислоты.

Уравнение реакции.

1условие

HNO3 конц


Zn + 4HNO3(конц) = 2NO2 + 2H2O + Zn(NO3)2


2 условие

HNO3 разб


4Zn + 9HNO3(разб) = NH3 ↑ + 4Zn(NO3)2 + 3H2O





Слайды № 87-88.

Игра. Выбор.

Идея. Какой из солей аммиак обязан своим названием? Нажми на соответствующую колбу, и ты узнаешь ответ. Узнай более подробно об этом, перейдя по гиперссылке.

Ответ.

NH4Cl

В древности эту соль получали в ливийской пустыне недалеко от святилища бога Амона сжиганием верблюжьего навоза. В 1808 г. английский химик Дэви перенес ее название (аммоний) на другие соли, при нагревании которых образуется резко пахнущий газ, названный аммиаком.



Литература:

1. Диогенов Г.Г., Леонов С.Б. Экономические очерки о химических элементах – Москва: Знание, 1989 (22).

2. Популярная библиотека химических элементов – Москва: Наука, 1971 (120).

3. Ковалевская Н.Б. Химия в таблицах и схемах – Москва: Арт-диал, 2007.

4. Внеклассная работа по химии. Под редакцией Злотникова Э.Г.-Москва: Владос, 2004.

5. Курганский С.М. Увлекательная химия: внеклассная работа по химии. 8-11 класс – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. -248 с.


Пояснительная записка. Политова С.В.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Политова Светлана Викторовна - учитель химии.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 Щелковского муниципального района Московской области.


Подгруппа азота. Игра в 9 классе.

Пояснительная записка.

При обучении химии реализуются различные формы и методы, но недостаточно используется такая перспективная форма, как игровая. Она в свое время позволяет эффективно повышать качество подготовки учащихся. Обязательно нужно обращать внимание на содержание самой игры, кроме того она должна удовлетворять такому требованию, как динамичность.

Предлагаю такую игру по «Подгруппе азота». Игра должна способствовать укреплению знаний учащихся по разделу данного курса, стимулировать развитие творческих способностей, склонностей и дарований. Чтобы игра прошла успешно, необходима тщательная подготовка, планирование, определение времени, должны быть продуманы формы организации, выбор актива, согласование действий отдельных групп учащихся, оформление помещения, подведение итогов. Я провела бы данную игру как коллективную с предварительной подготовкой по отдельным вопросам.



Политова С.В. Подгруппа азота. Игра.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Наталья Ширшина
28.02.2012 16:07
Работа яркая, интересная. Но очень долго загружается, есть мерцающие слайды, не везде понятно задание, необходимо часто обращаться к инструкции. Желательно, чтобы у подобных работ был интуитивный интерфейс и простые правила выполнения игры.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru