В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство «Учитель» объявляет акцию «В помощь классному руководителю». Акция действует с 05 по 18 августа 2019 г., в этот период Вы можете приобрести доступ к мероприятиям со скидкой 25%*. Подробнее об акции

Путешествие по басням И.А. Крылова

Путешествие по басням И.А. Крылова

Елена Тимошенко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:3просмотров: 7944 комментариев: 3
Краткое описание
Цель урока:
закрепить и обобщить полученные знания  учащихся  по творчеству  И.А.Крылова.
Задачи урока:
- повторить жанровые особенности басен;
- развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать устную речь.
Описание
Дата урока: 27.01.2012 года
Тема урока: Путешествие по басням И.А. Крылова
Место урока в системе уроков: заключительный

Цель урока
закрепить и обобщить полученные знания  учащихся  по творчеству  И.А.Крылова. 
Задачи урока:
— повторить жанровые особенности басен;
— развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе;
— развивать творческие способности учащихся;
— развивать устную речь.

Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория5 класс
Вид урокаурок-путешествие.

УМК:
— Литература. 
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002
— Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VШ вида. /Авт.-сост. Малышева З.Ф. – М.: Просвещение, 2007;
— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 
— раздаточный материал;
— технические средства обучения

Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудованиекарточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

Технология:
— вопросы репродуктивного характера;
— групповая;
— игровая;
 — компьютерные средства обучения.

 Его басни дойдут до потомства и никогда не 
 потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они  
обратились  в   народные   пословицы,  а народные  
   пословицы  живут  с  народом и  их  переживают
 В.А.Жуковский
   

Ход урока
 Орг. моментЗдравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок. На меня все посмотрели и за парты тихо сели! 
 П. Повторение пройденного материала. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. 
- Кто такой И.А.Крылов? Что можете о нем сказать.
— Что такое басня? 
— Кто герои басен?
— А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?
— Итак, о ком сегодня мы будем говорить на уроке?  А что он писал?
  Так, как же будет звучать тема нашего урока?
Ш. Урок-путешествие.
 - То, насколько хорошо вы знаете, басни И.А.Крылова, мы сейчас и проверим. Сегодня мы с вами проведем урок-путешествие. А путешествовать мы будем на поезде. Вы любите 
ездить на поезде? Поэтому нам сейчас надо будет занять свои вагоны и сесть соответственно вашим номерам, а номера ваших мест это цвет ваших снежинок.
Так сколько же вагонов у нас получилось? (3  + вагон наших гостей, которые, надеемся, примут активное участие в нашем путешествии).
Вы, ребята, знаете, что прежде чем отправиться в путь необходимо не только занять свои места, но и помнить о технике безопасности в поезде, о правилах поведения. Думаю, что вы все это знаете. А мы с вами проведем еще и  небольшой конкурс-разминку. Посмотрим на наш экран – перрон:(Слайд)
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (ель)
— Что пленило лисицу?   (сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (шея)
Молодцы! А вот уже и  приближается первая остановка.
1.  Крылатые выражения.
     Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались 
Крылатые крыловские слова.(М. В. Исаковский)
 А вы, наши путешественники, знаете и сможете ли  продолжить выражения, которые стали уже крылатыми? Давайте проверим(Слайд.)
1. «Ты всё пела? Это дело:…»    (так поди же, попляши
2. «А вы, друзья, как не садитесь…»    (все в музыканты не годитесь)
3. «Кукушка хвалит петуха …»   (за то, что хвалит он Кукушку)
4. «У сильного всегда…»(у сильного всегда бессильный виноват)
5. «Слона — то я и не ….» (приметил)
6. «А Васька слушает да …»   (да ест)
7. «Когда в товарищах согласья нет…»  (на лад их дело не пойдет)
8. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)
2. Вторая остановка:  Назови басню.
 Из каких басен эти строки?(Слайд.)
— «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…»
— «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и  дом» 
— «Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки!»
— «Спой, светик, не стыдись!»
— «А только воз и ныне там!»
— «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
— «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»
3. Следующая остановка: Загадочные животные (на столах лежат слова)
 Составьте и запишите правильно слова — животных(Слайд.)
    
 асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол

   В каких баснях встречаются эти животные? (Слайд.)
— «Ворона и Лисица»
— «Кукушка и Петух»
— «Стрекоза и Муравей»
— «Лебедь, Рак да Щука »
— «Квартет»
— «Очки и Обезьяна»
— « Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
— « Слон и Моська»
А сейчас небольшая остановка.Здоровьесберегающая пауза:(Слайд.)
     Мы сидели, рассуждали, 
     Мышцы тела все устали. 
     Потянулись и зевнули, 
     Спинки дружно все прогнули, 
     Повернулись вправо, влево – 
     Стало гибким наше тело. 
     А теперь попляшут ножки: 
     Побежали по дорожке 
     Быстро-быстро — топ, топ, топ. 
     И в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп. 
     Руки к солнышку потянем.
     Руки в стороны растянем. 
     А теперь пора учиться. 
     Улыбнемся! Не лениться!

  
4. Поэтическая остановка.  Прослушаем отрывки из басен в исполнении артистов и назовем, какая это басня?(Слайд.)
5. Театральная станция: Это одна из самых интересных станций. И прежде чем мы на ней выйдем, вспомним героев одной из басен Крылова (гости с 8 класса с инсценировкой басни «Свинья под дубом»)(Слайд.)
— Как называется эта басня? 
— Соберем  по отрывкам название басни, которую проиграем (прочтем наизусть или с выражением, по ролям).
6. Загадочный ларец. Нам в вагон занесли ларец. Интересно, что в нем лежит? Надеемся, вы нам поможете(Слайд.)
— В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за  рожа". 
— В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.
— В ящике лежит предмет, дух которого Лису остановил.
— В ящике лежит предмет, без которого не смог бы сыграть ни один музыкант.
— В ящике лежит предмет, который особенно любит кушать свинья.
7. Станция «Угадай-ка». Отгадываем кроссворд по басням И.А. Крылова(Слайд.)
8. Путаница. Мы с вами так долго ехали, что совсем запутались. Помогите нам: необходимо найти и исправить ошибки(Слайд.)
«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Кукушки глаз не сводит».
— «Ворона гавкнула во все воронье горло».
-  «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись». 
— «Почуя серого так близко собаку, Псы залились  в полях и рвутся вон на драку».
9. Словарная станция. Нам необходимо, подобрать слова-антонимы к следующим словам:(Слайд.)
глупый – 
трудолюбивый – 
хитрый – 
скромный – 
вежливый –
 — Проверим себя(Слайд.)
— Скажите, что такое антонимы?
— Скажите, почему у нас в пути встретилась такая станция? Конечно же, мы должны уметь сравнивать поступки героев басен и находить то, что можно противопоставить глупости, хитрости, грубости и т.д. 
IV. Итоги урока.
— Вы все сегодня были молодцы. Так хорошо работали
— Скажите, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о баснях)
— Кто автор этих басен? (И.А.Крылов) 
— А сейчас прочитайте эпиграф к уроку: 
 «Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они  обратились  в   народные   пословицы, а народные  пословицы  живут  с  народом и  их переживают» (В.А.Жуковский)(Слайд.)    
— Согласны ли вы со словами русского поэта? 
— Скажите,  понравился вам урок? А что вам понравилось? Проведем еще такой урок?  А гостям понравился урок? Пригласим наших гостей в следующий раз, ребята?
V. Домашнее задание:(Слайд.)
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Сергей Колодин
5.03.2012 18:41
Уважаемая Елена Анатольевна!

Пожалуйста, разместите на титульном листе своей разработки следующие сведения:

* фамилия, имя, отчество автора;
* место проживания (город, поселок), область, край, регион;
* название учебного заведения;
* дисциплина;
* учебник, по которому ведется обучение;
* тема (для материалов типа «Урок», «Мероприятие», «Обобщение опыта» (при необходимости));
* класс (курс);
* продолжительность урока;
* использование информационных технологий;
* логотип Портала (в верхний колонтитул).

Шапку разработки с указанием на ОУ необходимо убрать: если разработка принадлежит Вам, зачем указывать данные школы?

В конспекте необходимо отразить использование слайдов презентации (например, на определённом итоге урока указать в скобках "Слайд № ...").

По презентации.

* Пожалуйста, поместите логотип Портала в верхний колонтитул титульного слайда; на титульном слайде необходимо разместить Ваши данные.
* Слайд № 2 лучше удалить. Презентация - это дополнение урока, и дополнительная нагрузка на детей не нужна.
* На последнем слайде, пожалуйста, разместите ссылки на все использованные Вами иллюстрации и ресурсы сети Интернет.
* Звуковое сопровождение почему-то отсутствует.

Заранее Вам благодарен за работу и исправление недостатков.

С уважением, С.А. Колодин.
Татьяна Круглова
8.03.2012 18:52
Елена. Спасибо за интересные, занимательные задания, которые вы подобрали  к басням Крылова. Обязательно использую в своей работе.
Елена Тимошенко
10.03.2012 23:55
Спасибо!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru