В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа

Рабочая программа

Наталья Лебедкова
Тип материала: Программа
просмотров: 9862 комментариев: 1
Краткое описание
требования к результатам освоения дисциплины:
Описание

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2011г.

Программа учебной дисциплины
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Разработчики:

Лебедкова Н.В., преподаватель

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.
номер
©
©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

3. условия реализации программы учебной дисциплины


8

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


8

1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении в сфере деятельности  «Менеджмент (по отраслям)», «Право и организация социального обеспечения», «Банковское дело».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1. Определять организационно-правовые формы организаций;
2. Находить и использовать необходимую экономическую информацию;
3. Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
4. Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
5. Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. Сущность организации как основного звена экономики отраслей;
2. Основные принципы построения экономической системы организации;
3. Принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
4. Методы оценки эффективности их использования;
5. Организацию производственного и технологического процессов;
6. Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
7. Способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
8. Механизмы ценообразования;
9. Формы оплаты труда;
10.
 Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 26 часов;
самостоятельной работы обучающегося 88 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

26
в том числе:


     практические занятия
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
88
в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестацияв форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины экономика организации



Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Организация, отрасль в условиях рынка


18


Тема 1.1. Отраслевые особенности организации в рыночной экономике
Содержание учебного материала

Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние.
Организация – понятие и основные признаки. Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам.
Отраслевые особенности организации (предприятия), влияющие на формирование ее экономического потенциала. Механизм функционирования организации (предприятия).
2
1
Тема 1.2. Организационно – правовые формы организаций
Содержание учебного материала

Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.
Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно – правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования.
Акционерные общества: сущность и особенности функционирования.
Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, финансово – промышленные группы, консорциумы, синдикаты, некоммерческие организации.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:

  1. Подготовка доклада «Развитие малого бизнеса и его влияние на совершенствование развития экономики страны».
  2. Вопросы для самостоятельного изучения:
— Основные проблемы развития акционерной формы, хозяйствования в России?
— Что означает эластичность спроса по доходу и как она рассчитывается?
— Что такое перекрестная эластичность спроса и как она рассчитывается?
— Что такое ценовая эластичность предложения и как она рассчитывается?
  1. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.
(14)


Раздел 2. Материально-техническая база организации


22


Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве

Содержание учебного материала

Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ основного капитала. Формы воспроизводства основного капитала. Показатели эффективного использования основных средств. Фондоотдача, фондоемкость продукции. Способы повышения эффективности использования основного капитала.
Практическая работа:Расчет показателей использования основного капитала
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
  1. Расчет показателей производственной мощности.
  2. Вопросы для самостоятельного изучения:
— Какие существуют методы начисления амортизации?
— Каков порядок расчета амортизационных отчислений равномерным методом?
— Какие методы ускоренной амортизации применяются в России?
3. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.
(14)


Тема 2.2. Оборотный капитал

Содержание учебного материала

Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств.
Практическая работа
1. Расчет показателей использования оборотного капитала.
2
2
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность

Содержание учебного материала

Проблемы обновления материально – технической базы организации в современных условиях. Ресурсы и энергосберегающие технологии. Структура и источники финансирования организаций.
Инвестиционный процесс и его значение.
Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета.
Практическая работа:
1.  Расчет показателей эффективности капитальных вложений.
2
2
Тема 2.4. Аренда, лизинг, нематериальные активы

Содержание учебного материала

Экономическая сущность и принципы аренды. Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя. Лизинг, зарубежный опыт.
Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов.
2


Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации


26


Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда

Содержание учебного материала

Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени.
Нормирование труда. Методы нормирования труда.
Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
1. Расчет показателей производительности труда и планирование кадров.
2. Подготовка сообщения «Социально-психологические особенно­сти трудового коллектива в условиях новых форм экономических отношений и хозяйствования».
  1. Вопросы для самостоятельного изучения:
— В чем состоит государственное регулирование уровня оплаты труда и занятости?
— Что в экономической статистике понимается под безработицей?
— Чем занимается биржа труда?
(14)


Тема 3.2. Формы и системы оплаты труда

Содержание учебного материала

Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. ЕТКС (Единый тарифно — квалификационный справочник) и его значения. Бестарифная система оплаты труда.
Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки.
Фонд оплаты труда и его структура.
Основные элементы и принципы премирования в организации.
Практическая работа:
1. Расчет фонда оплаты труда.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
1. Определение ЗП различных категорий работников.
2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(8)


Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации


28


Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции

Содержание учебного материала

Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Отраслевые особенности структуры себестоимости.
Смета затрат и методика ее составления.
Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирование. Значения себестоимости и пути ее оптимизации.
Практическая работа:
1. Расчет себестоимости продукции
  2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
1. Составление калькуляции и сметы затрат.
2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(8)


Тема  4.2. Ценообразование

Содержание учебного материала

Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования.
Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации. Управление ценами.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
  1. Расчет цены товара.
  2. Вопросы для самостоятельного изучения:
Чем отличаются виды цен в централизованной и рыночной экономике?
Что такое цена денег и как она возникла?
(8)


Тема 4.3. Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности.
Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли.
Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
1. Расчет прибыли и рентабельности и производства.
2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.
(6)


Раздел 5. Планирование деятельности организации


20


Тема 5.1. Планирование деятельности организации

Содержание учебного материала

Планирование как основа рационального функционирования организации.     Бизнес–план – основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес – планов. Структура бизнес – плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства. Организационно – правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование. Стратегия финансирования.
Практическая работа:
1. Составление бизнес – плана


2
2
Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации

Содержание учебного материала

Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Технико – экономические показатели использования оборудования.
Показатели технического развития и организации производства, их расчет.
Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.
Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости.
Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Практическая работа:
1. Расчет показателей производственной программы предприятия.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
  1. Расчет показателей экономической эффективности и срока окупаемости инновационных технологий.
  2. Расчет показателей технического развития производства.
  3. Вопросы для самостоятельного изучения:
— Какие существуют виды стратегий предприятия?
— Каковы основные этапы разработки бизнес-плана? В чем состоят их особенности?
4. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(16)


Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося,
в том числе:

114


     обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

26


     самостоятельной работы обучающегося 

88



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочее место преподавателя,
-
рабочие места в соответствии с числом учащихся,
-
доска,
-
наглядные пособия, схемы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М., 2006.
2. Кнышова Е.Н. Панфилова Е.Е. Экономика организации: Учебник.-М.: ИД «ФОРУМ»: МНФРА-М, 2007.
3. Крайлер В.А. Экономика предприятия. М.:
ИНФРА, 2004.
4. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. Для ср. спец. Учеб. Заведений.-М.: Экономист, 2005.
5. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.:Финансы и статистика, 2005.

Дополнительные источники:
1.
Грузинов В.П., Гритов В.Д. Экономика предприятия. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.
2.
Жиделива В.В., Каптейн Н.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие М.: ИНФРА – М., 2004.
3. Зайцев Н.Л. “Экономика промышленного предприятия”. – М., 2007.
4. Липсиц И.В. “Введение в экономику и бизнес”. – М., 2007.
5. Чечевицина Л.Н. “Микроэкономика” – Ростов на Дону, 2000
6.
Швандара В.А. Экономика предприятия. Задачи, ситуации. М.: ЮНИТИ, 2006.
Интернет источники:
http://www.glavbukh.ru/  Главбух. Практический журнал для бухгалтера
http://www.buhgalteria.ru/  Бухгалтерия. ру
http://www.audit-it.ru/  Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в Российской Федерации

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:


1. определять организационно-правовые формы организаций
Практическая работа, тестирование
2. находить и использовать необходимую экономическую информацию;
Устный экзамен
3. определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
Практическая работа
4. заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
Практическая работа, письменный экзамен
5. рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;

Решение задач
знания:


1. сущность организации как основного звена экономики отраслей;
Устный экзамен
2. основные принципы построения экономической системы организации;
Устный экзамен
3. принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
Тестирование
4. методы оценки эффективности их использования;
Письменный экзамен
5. организацию производственного и технологического процессов;
Тестирование
6. состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
Практическая работа
7. способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
Практическая работа
8. механизмы ценообразования;
Решение задач
9. формы оплаты труда;
Решение задач
10. основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта

Решение задач

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа Экономика организации.doc Скачать




















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ


























2011г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).




Разработчики:


Лебедкова Н.В., преподаватель


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер


©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).


Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении в сфере деятельности «Менеджмент (по отраслям)», «Право и организация социального обеспечения», «Банковское дело».



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. Определять организационно-правовые формы организаций;

  2. Находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  3. Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

  4. Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

  5. Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. Сущность организации как основного звена экономики отраслей;

  2. Основные принципы построения экономической системы организации;

  3. Принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

  4. Методы оценки эффективности их использования;

  5. Организацию производственного и технологического процессов;

  6. Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

  7. Способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;

  8. Механизмы ценообразования;

  9. Формы оплаты труда;

  10. Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 26 часов;

самостоятельной работы обучающегося 88 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

26

в том числе:


практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

88

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины экономика организации

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Организация, отрасль в условиях рынка



18


Тема 1.1. Отраслевые особенности организации в рыночной экономике

Содержание учебного материала

Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние.

Организация – понятие и основные признаки. Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам.

Отраслевые особенности организации (предприятия), влияющие на формирование ее экономического потенциала. Механизм функционирования организации (предприятия).

2

1

Тема 1.2. Организационно – правовые формы организаций


Содержание учебного материала

Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.

Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно – правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования.

Акционерные общества: сущность и особенности функционирования.

Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, финансово – промышленные группы, консорциумы, синдикаты, некоммерческие организации.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Подготовка доклада «Развитие малого бизнеса и его влияние на совершенствование развития экономики страны».

  2. Вопросы для самостоятельного изучения:

- Основные проблемы развития акционерной формы, хозяйствования в России?

- Что означает эластичность спроса по доходу и как она рассчитывается?

- Что такое перекрестная эластичность спроса и как она рассчитывается?

- Что такое ценовая эластичность предложения и как она рассчитывается?

  1. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(14)


Раздел 2. Материально-техническая база организации


22


Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве

Содержание учебного материала

Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ основного капитала. Формы воспроизводства основного капитала. Показатели эффективного использования основных средств. Фондоотдача, фондоемкость продукции. Способы повышения эффективности использования основного капитала.

Практическая работа: Расчет показателей использования основного капитала

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Расчет показателей производственной мощности.

  2. Вопросы для самостоятельного изучения:

- Какие существуют методы начисления амортизации?

- Каков порядок расчета амортизационных отчислений равномерным методом?

- Какие методы ускоренной амортизации применяются в России?

3. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(14)


Тема 2.2. Оборотный капитал

Содержание учебного материала

Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств.

Практическая работа:

1. Расчет показателей использования оборотного капитала.

2

2

Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность

Содержание учебного материала

Проблемы обновления материально – технической базы организации в современных условиях. Ресурсы и энергосберегающие технологии. Структура и источники финансирования организаций.

Инвестиционный процесс и его значение.

Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета.

Практическая работа:

1. Расчет показателей эффективности капитальных вложений.

2

2

Тема 2.4. Аренда, лизинг, нематериальные активы

Содержание учебного материала

Экономическая сущность и принципы аренды. Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя. Лизинг, зарубежный опыт.

Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов.

2


Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации


26


Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда

Содержание учебного материала

Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени.

Нормирование труда. Методы нормирования труда.

Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Расчет показателей производительности труда и планирование кадров.

2. Подготовка сообщения «Социально-психологические особенно­сти трудового коллектива в условиях новых форм экономических отношений и хозяйствования».

  1. Вопросы для самостоятельного изучения:

- В чем состоит государственное регулирование уровня оплаты труда и занятости?

- Что в экономической статистике понимается под безработицей?

- Чем занимается биржа труда?

(14)


Тема 3.2. Формы и системы оплаты труда

Содержание учебного материала

Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. ЕТКС (Единый тарифно - квалификационный справочник) и его значения. Бестарифная система оплаты труда.

Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки.

Фонд оплаты труда и его структура.

Основные элементы и принципы премирования в организации.

Практическая работа:

1. Расчет фонда оплаты труда.

2


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Определение ЗП различных категорий работников.

2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(8)


Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации


28


Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции

Содержание учебного материала

Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Отраслевые особенности структуры себестоимости.

Смета затрат и методика ее составления.

Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирование. Значения себестоимости и пути ее оптимизации.

Практическая работа:

1. Расчет себестоимости продукции

2


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление калькуляции и сметы затрат.

2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(8)


Тема 4.2. Ценообразование

Содержание учебного материала

Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования.

Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации. Управление ценами.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Расчет цены товара.

  2. Вопросы для самостоятельного изучения:

Чем отличаются виды цен в централизованной и рыночной экономике?

Что такое цена денег и как она возникла?

(8)


Тема 4.3. Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности.

Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли.

Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Расчет прибыли и рентабельности и производства.

2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(6)


Раздел 5. Планирование деятельности организации


20


Тема 5.1. Планирование деятельности организации

Содержание учебного материала

Планирование как основа рационального функционирования организации. Бизнес–план – основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес – планов. Структура бизнес – плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства. Организационно – правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование. Стратегия финансирования.

Практическая работа:

1. Составление бизнес – плана


2

2

Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации

Содержание учебного материала

Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Технико – экономические показатели использования оборудования.

Показатели технического развития и организации производства, их расчет.

Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.

Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости.

Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Практическая работа:

1. Расчет показателей производственной программы предприятия.

2


2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Расчет показателей экономической эффективности и срока окупаемости инновационных технологий.

  2. Расчет показателей технического развития производства.

  3. Вопросы для самостоятельного изучения:

- Какие существуют виды стратегий предприятия?

- Каковы основные этапы разработки бизнес-плана? В чем состоят их особенности?

4. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(16)


Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося,

в том числе:

114


обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

26


самостоятельной работы обучающегося

88



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.


Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя,

  • рабочие места в соответствии с числом учащихся,

  • доска,

  • наглядные пособия, схемы.


Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М., 2006.

  2. Кнышова Е.Н. Панфилова Е.Е. Экономика организации: Учебник.-М.: ИД «ФОРУМ»: МНФРА-М, 2007.

  3. Крайлер В.А. Экономика предприятия. М.: ИНФРА, 2004.

  4. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. Для ср. спец. Учеб. Заведений.-М.:Экономист, 2005.

  5. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005.


Дополнительные источники:

  1. Грузинов В.П., Гритов В.Д. Экономика предприятия. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.

  2. Жиделива В.В., Каптейн Н.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие М.: ИНФРА – М., 2004.

  3. Зайцев Н.Л. “Экономика промышленного предприятия”. – М., 2007.

  4. Липсиц И.В. “Введение в экономику и бизнес”. – М., 2007.

  5. Чечевицина Л.Н. “Микроэкономика” – Ростов на Дону, 2000

  6. Швандара В.А. Экономика предприятия. Задачи, ситуации. М.: ЮНИТИ, 2006.


Интернет источники:

http://www.glavbukh.ru/ Главбух. Практический журнал для бухгалтера

http://www.buhgalteria.ru/ Бухгалтерия. ру

http://www.audit-it.ru/ Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в Российской Федерации



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:


1. определять организационно-правовые формы организаций

Практическая работа, тестирование

2. находить и использовать необходимую экономическую информацию;

Устный экзамен

3. определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

Практическая работа

4. заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

Практическая работа, письменный экзамен

5. рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;

Решение задач

знания:


1. сущность организации как основного звена экономики отраслей;

Устный экзамен

2. основные принципы построения экономической системы организации;

Устный экзамен

3. принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

Тестирование

4. методы оценки эффективности их использования;

Письменный экзамен

5. организацию производственного и технологического процессов;

Тестирование

6. состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

Практическая работа

7. способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;

Практическая работа

8. механизмы ценообразования;

Решение задач

9. формы оплаты труда;

Решение задач

10. основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта

Решение задач





5


Обсуждение материала
Марина Гилярова
2.03.2012 23:06
Программа учебной дисциплины составлена в строгом соответствии с требованиями ФГОС СПО. Подлежит положительной содержательной и технической экспертизе. Кое – какие недочеты имеются: нет логотипа портала «Учмет», названия организации – разработчика, тематики внеаудиторной самостоятельной работы.
При чтении возникает вопрос: как можно за 2 часа изучить новый материал и составить бизнес – план?
Непонятны формы контроля: устный экзамен, письменный экзамен (некорректная формулировка). Как следует из п.2 Структура и содержание учебной дисциплины, экзамен один – это форма итоговой аттестации.
В целом программу можно рекомендовать для использования в образовательном процессе СПО по назначению с устранением недочетов.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров