В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Программа "Первые шаги в мир литературы"

Программа "Первые шаги в мир литературы"

Мертюкова Татьяна
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 голосов:17просмотров: 3611 комментариев: 8
Краткое описание
Воспитательные   мероприятия кружка направлены на всестороннее развитие личности ребёнка, выявление интересов ребёнка  (в основе лежит развитие таких качеств, как коллективизм, активность, сохранение народных традиций (на уровне данного возраста),  формирование чувств сознания и поведения детей в их единстве, включение всех детей в разнообразную, целесообразно организованную деятельность, гуманные отношения между детьми в коллективе, развитие творческих способностей детей.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа кружка Первые шаги в мир литературы Мертюкова.doc Скачать





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко-Сале











Составитель: учитель начальных классов

Мертюкова Т.А.







2012г



Пояснительная записка

От педагога зависит, чем станет сердце ребёнка -

нежным цветком или засушенной корой”

В. А. Сухомлинский

Воспитательные мероприятия кружка направлены на всестороннее развитие личности ребёнка, выявление интересов ребёнка (в основе лежит развитие таких качеств, как коллективизм, активность, сохранение народных традиций (на уровне данного возраста), формирование чувств сознания и поведения детей в их единстве, включение всех детей в разнообразную, целесообразно организованную деятельность, гуманные отношения между детьми в коллективе, развитие творческих способностей детей.

В основе его лежат элементы драматического кружка, то есть постановка

костюмированных спектаклей, обыгрывание известных и новых сказок,

перекладывание старых сказок на новый лад и т.д. Это даёт волю фантазии и

творчеству юных поэтов и писателей, модельеров-конструкторов и маленьких

актёров. Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело.

Перед педагогом встаёт масса труднейших вопросов, как научить детей найти

Своё место в новом коллективе, как воспитать в каждом ребёнке любовь к

Родине, к месту где он родился и живёт, чувство доброты и справедливости, отзывчивости и непримиримости к злу, сформировать потребность к труду на благо общества, развить его художественные способность.

Воспитывая, педагог постоянно анализирует, как идёт развитие ребёнка, причины вызывающие те или иные его поступки, задумывается об индивидуальных особенностях детей. Факторов, влияющих на развитие ребёнка, много, и все их необходимо учитывать в воспитательной работе с детьми.

Одной из основных целей школьного образования является развитие творческих способностей ученика. Именно достижению этой цели призваны служить дополнительные   занятия по литературному творчеству.

На занятиях кружка литературного творчества предполагается работа по нескольким направлениям:

1)совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения,

2) развитие навыков выразительного чтения,



3)совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений,

4)развитие умения художественного оформления своих творческих работ.

Программа кружка «Первые шаги в мир литературы»

составлена на два года, 1занятие в неделю.



Содержание программы

Программа включает в себя следующие темы:

1. Работа над текстами сказок, правильным произношением отдельных фраз, интонацией, образом выбранных персонажей.

2.Работа над характером сказки, созданием сценического образа.

3.Работа над словом, дикцией, движением на сцене.

4.Работа над созданием костюмов.

5.Подбор репертуара к концертам, праздникам.

6.Репетиции, работа над отдельными фразами в сказке.

Во втором классе идет работа над речью. Ребенок должен приемами тренинга, комплексом упражнений для тренировки и развития голоса, получить навык исполнительского общения, конечно же, совершенствование общей культуры речи.

Ожидаемые результаты кружка

  • реализовать творческий потенциал детей;

  • научить детей анализу явлений действительности, художественных произведений с позиций нравственно-этических норм, через активное личностное восприятие;

  • научить грамотно и доступно формулировать свои мысли;

  • сформировать способности любить, сострадать, понимать и принимать ближнего;

  • помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли;

  • сформировать в детях желания помогать людям, делиться своим творчеством с другими;

  • развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству;



  • стимулировать желание детей учиться творчески, пробудить потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности.

Способы и средства достижения целей.

Для достижения поставленных целей, для решения задач я использую различные технологии, формы и методы работы:

  • современные инновационные технологии

  • проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, метод кооперации, компьютерные технологии)

  • экскурсии

  • диспуты

  • читательские конференции

  • уроки - размышления

  • литературно-музыкальные композиции

  • викторины

  • читательские дневники

  • сочинения

  • выступления учащихся

  • конкурс рисунков, чтецов



























Тематическое планирование занятий кружка

1год

занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Введение.

1


2

Теоретические основы инсценировки стихотворений.

1


3-4

Театрализованное представление. Спор овощей.

2


5

Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям.

1


6-7

Чтение по ролям. Заучивание наизусть.

2


8-9

Работа над скороговорками, чистоговорками.

2


10-11

Сочиняем сказку (каждый ребенок добавляет по слову).

2


12

Мои любимые сказки (инсценировка).

1


13-17

Подбор репертуара и репетиция к новогоднему утреннику.

5


18

Театрализованные представления с приглашением родителей.

1


19

Литературное лото «Герои книг — мои герои» .

1


20-26

Чтение по ролям. Инсценирование сказок.

7


27-29

Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений.

3


30-31

Театрализованное представление к празднику 8 марта.

3


32-34

Подбор репертуара и репетиция к утреннику, посвящённому окончанию учебного года

2
















2год

/№

Тема занятия

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1


2.

Веселые стихи Б. Заходера.

1


3.

Русские народные потешки и прибаутки.

1


4.

Стихи К.И.Чуковского. «В гостях у дедушки Корнея».

1


5.

Рассказы о дружбе «Я и мои друзья».

1


6.

Сказки о богатырях. Былины.

1


7.

Веселые книги о школе и школьниках.

1


8.

Стихи о Родине «С чего начинается Родина».

1


9.

Конкурс чтецов «Золотая осень».

1


10.

Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка.

1


11.

Стихи об игрушках «Друг детства».

1


12.

Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата».

1


13.

Любимые стихи А. Барто.

1


14.

Сказочные загадки.

1


15.

Стихи о зиме. «Поет зима - аукает».

1


16.

Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не выговоришь – не перевыговоришь».

1


17.

Рассказы Н.Носова.

1


18.

Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина».

1


19.

Считалки и небылицы.

1


20.

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

1


21.

Стихи о маме. «Мама – главное слово».

1


22.

Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку.

1


23.

Веселые рассказы Ю. Драгунского.

1


24.

Создание сборника любимых стихов о природе.

1




25.



Рассказы Б. Житкова о животных.



1


26.

Конференция «Мой любимый литературный герой»

1


27.

Стихи русских поэтов о весне.

1


28.

В гостях у датского сказочника Г. Х. Андерсена.

1


29.

Рассказы о природе В. Бианки.

1


30.

Путешествие по сказкам братьев Гримм.

1


31.

Веселые стихи Д. Хармса, Э. Успенского.

1


32.

Детские стихи С. Михалкова.

1


33.

Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом».

1


34.

Викторина «По страницам любимых книг».

1




Список литературы

  1. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам: (Материалы в помощь проведения занятий). Вып. 2/Рос. Академия образования; Гос. науч. пед. Библиотека им. К.Д. Ушинского; Сост. Чулкина Г.В. – М., 2000 г. – 140 с.

  2. Библиотечно – библиографические знания школьникам: практическое пособие для руководителей детского чтения (сост. В.Т. Валькова, М.Д. Коноплева, Г.Ф. Мозолевская) – М., 2007.

  3. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.

  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.

  5. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.

  6. Николаева Л.А. Учись быть читателем. – М., 2010.

  7. Осипов В.О. Книга в вашем доме. – М., 2005.

  8. Поварин С.А. Как читать книги. – М., 1978.

  9. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М: Просвещение, 2008.

  10. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М., 2007.

  11. Сикорский Н.М. Книга. Читатель. Библиотека: Сборник краеведческих работ – М.., 1979.

  12. Библиотечно – библиографические знания школьникам: практическое пособие для руководителей детского чтения (сост. В.Т. Валькова, М.Д. Коноплева, Г.Ф. Мозолевская) – М., 2007.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КРУЖКА

1. Музыкальный центр.

2. Краски акварельные, карандаши, фломастеры.

3. Цветная бумага, картон, клей.

4. Коллекция аудиокассет, детских художественных книг.

5. Импровизированные костюмы для выступлений.











































Обсуждение материала
Анна Журавлева
12.03.2012 17:35
Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед учителем. Предложенная программа  Мертюковой Т.А., по моему мнению, направлена именно на это. Развитие интереса, к чтению через игровую деятельность, инсценирование,  позволит младшим школьникам сделать «первые шаги в мир литературы». Данную программу думаю использовать на ГПД.
Светлана Сидорова
12.03.2012 17:52
На мой взгляд,  программа «Первые шаги в мир литературы»  заслуживает внимания. Автор  программы- педагог творческий. Всем давно известно, что привить интерес к чтению, в настоящее время целая проблема. Данная программа направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, выявление интересов ребёнка  (в основе лежит развитие таких качеств, как коллективизм, активность, сохранение народных традиций (на уровне данного возраста),  формирование чувств сознания и поведения детей в их единстве, включение всех детей в разнообразную, целесообразно организованную деятельность, гуманные отношения между детьми в коллективе, развитие творческих способностей детей.
Екатерина Казарян
13.03.2012 18:55
Современные дети интересуются компьютерными играми и красочными комиксами, а вот книги их ничем не привлекают. Возможно, это происходит потому, что родители сами поощряют общение своих малышей с телевизором и компьютером. А поступать взрослые могут так, либо не понимая вреда подобного использования свободного времени, либо ленясь научить родное дитя чтению. Что предпринять, если ребенок не хочет учиться читать?  Для этого, мы педагоги ломаем голову над различными внеклассными мероприятиями, играми… Сегодня на вашем сайте, мне удалось найти интересную программу, которую можно использовать во внеурочной деятельности. Педагог составил, её грамотно с пояснительной запиской, с ожидаемыми результатами, КТП. Огромное спасибо автору.
Лариса Некрасова
15.03.2012 17:31
Программа «Первые шаги в мир литературы»  пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Программа, составленная автором, решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Наталья Лебедева
17.03.2012 13:10
Одной из основных целей школьного образования является развитие творческих способностей ученика. Именно достижению этой цели призваны служить дополнительные   занятия по литературному творчеству. По моему мнению, программа составлена интересно. Цель данного курса: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Для достижения поставленных целей, педагог использует  различные технологии, формы и методы работы:
  • современные инновационные технологии
  • проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, метод кооперации, компьютерные технологии)
  • экскурсии
  • диспуты
  • читательские конференции
  • уроки - размышления
  • литературно-музыкальные композиции
  • викторины
  • читательские дневники
  • сочинения
  • выступления учащихся
  • конкурс рисунков, чтецов
Сергей Колодин
19.03.2012 20:30
Уважаемая Татьяна!

Пожалуйста, приведите свою разработку в соответствие с критериями Требований к публикации материалов в библиотеке Портала. Так, на титульном слайде разработки должна быть размещена следующая информация:

* фамилия, имя, отчество автора;
* место проживания (город, поселок), область, край, регион;
* название учебного заведения;
* дисциплина;
* учебник, по которому ведется обучение;
* класс (курс);
* использование информационных технологий;
* логотип Портала (помещается в верхний колонтитул разработки).

Пояснительная записка, сопровождающая Вашу разработку, должна включать следующие элементы:

* аналитический блок;
* конструктивный блок;
* технологический блок.

В содержании программы необходимо кратко указать следующие элементы:

* раскрытие каждой темы, тематическое планирование;
* применение технических средств обучения.

Пожалуйста, добавьте файл методических рекомендаций по использованию предложенной Вами разработки в учебно-воспитательном процессе. Также прошу Вас указать список рекомендуемой литературы для детей и педагогов.

С уважением, С.А. Колодин.
Мертюкова Татьяна
21.03.2012 13:39
Уважаемый Сергей!
Поясните, пожалуйста, это мне нужно доработать программу и загрузить новым файлом. И ждать опять рецензии на работу? С уважением Мертюкова
Мертюкова Татьяна
29.03.2012 05:31
Уважаемый Сергей!
Поясните, пожалуйста, это мне нужно доработать программу и загрузить новым файлом. И ждать опять рецензии на работу? С уважением Мертюкова
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос