Урок по теме: "История создания Вооруженных Сил России"
. Совершенствование навыков самостоятельной работы с учебником, а также умений обобщать
и систематизировать фактический материал, делать выводы.
Воспитание у учащихся патриотизма и уважения к Вооружённым Силам России.
Вооружённых Сил России»
Урок №3 в 10 классе по ОВС
Цели урока:
1. Ознакомление учащихся с основными этапами истории создания Вооружённых Сил России.
2. Совершенствование навыков самостоятельной работы с учебником, а также умений обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы.
3. Воспитание у учащихся патриотизма и уважения к Вооружённым Силам России.
Оборудование:
Учебник по ОБЖ.
Учебник История России с древних времён до конца XIXвека.
Раздаточный материал:
— опорная схема урока и таблица;
— указ о военной службе в середине XVIв.
— устав о воинской повинности. 1874г.
Схема этапов развития ВС России.
Выставка книг по теме.
План урока.
<place w:st=«on»>I.
Вводнаячасть.
II.Основная часть.
Изучаемые вопросы.
1.Организация ВС. Российского государства с IXпо XVIвек Военная
реформа Ивана IVв середине XVIвека.
2. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, её особенности.
3. Военная реформа в России во второй половине XIXвека, создание
массовой армии.
III. Заключительная часть.
Ход урока:
<place w:st=«on»>I.Вводная часть
Сообщение учителем темы и цели урока.
Данная тема актуальна и важна для вас по ряду причин:
— во-первых, в связи с продолжающейся на современном этапе реформой ВС России;
— во-вторых, потому что в будущем многим из вас предстоит служба в армии, либо в правоохранительных органах;
II. Основная часть
Используя опорную схему урока, характеризую основные этапы в создании армии. Объясняю ход работы учащихся во время урока. (см. приложение)
На основе выступлений групп учеников, которые получили опережающее задание подготовить краткие сообщения об одном из основных этапов развития ВС. России, учащиеся должны дать ответы на следующие вопросы:
1. Каков способ комплектования ВС на данном этапе?
2. Каков срок службы в армии и призывной возраст военнослужащих?
Выслушиваются сообщения учащихся. После каждого сообщения заносится краткая информация в свободную таблицу (см. приложение). После заполнения каждого периода, организуется беседа с учащимися всего класса. В ходе беседы, на основании знаний полученных на уроках Отечественной истории, учащиеся стараются обосновать способ комплектования армии с точки зрения социально-экономического и политического развития, а так же внешнеполитических задач решаемых государством на данном историческом этапе.
После заполнения таблицы проводится беседа по вопросам:
1. Какой из способов комплектования приведённых в таблице, на ваш взгляд, более прогрессивен и эффективен? В чём его преимущества?
2. Армия – важнейшая государственная структура, наряду с правоохранительными органами. Поэтому реформы в ВС проходят по инициативе самого государства.
Назовите факторы, которые вызывают необходимость проведения реформ в армии. (Назовите причины, по которым проводятся реформы в армии?)
К основным причинам реформ армии относятся:
— экономические (наличие или отсутствие средств на содержание армии)
— внешнеполитические наличие внешней угрозы, необходимость расширения
жизненного пространства)
— военно-технические (преодоление технической отсталости, модернизация)
3. Каждой группе дается задание: Исходя из анализа современного социально-экономического положения и внешнеполитических задач России ответить на вопрос: Какой из способов комплектования ВС предпочтителен для России на современном этапе?
После того как каждая группа заполняет последнюю графу таблицы, осуществляет выступление перед классом, с обоснованием своего варианта.
Возможные варианты ответов:
а) контрактная служба
б) всеобщая воинская обязанность
в) смешанный способ комплектования:
— всеобщая воинская обязанность
— контрактная служба.
III. Заключительная часть:
Урок можно закончить следующим.
За последние 3400 лет на земле было только 250 лет мирной жизни. За это время произошло 15000 войн. К сожалению эта ситуация не меняется и на современном этапе. Человечество решает спорные моменты и по-прежнему с помощью силы и не спешит разоружаться. Поэтому армия нужна нашему государству. А вот какой она будет, зависит, в том числе, и от нас с вами.
Д.З. стр.217 учебника, конспект
Приложение
История создания Вооруженных Сил России.
Опорная схема урока
Этапы развития ВС России.
Период |
Способ комплектования армии. |
Призывной возраст. |
Срок службы |
С IXпо XIVвека |
Княжеские дружины Народное ополчение |
Не ограничен |
По мере необходимости |
XV – XVI вв. |
Дворянское ополчение Постоянное стрелецкое войско |
С 15 лет |
Пожизненно |
Начало XVIII — Середина XIXвв. |
Постоянная армия на основе Рекрутского набора |
С 15 до 32 лет |
Солдаты пожизненно, дворяне – 25 лет |
Вторая половина XIX — начало XXвека |
Всеобщая воинская повинность |
С 20 лет |
Пехота – 6 лет и 9 лет в запасе, флот – 7 лет и 3 года в запасе. |
Начало XXI века |
|
|
|
Литература
1.Гуляева Е.Ш. Развитие древнерусской Российской культуры
2.Учебник История России с древних времён до конца XIXвека.
3.Учебник по ОБЖ за 10 класс Смирнов А.Т., Хренников С.Б.
4.Елькин К.Л. Записки советского офицера
5.Основы безопасности жизнедеятельности:10 класс. Учебник. для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО
6.История России с древнейших времен до конца XIXвека, 10 класс.
Московская Татьяна Николаевна Преподаватель-организатор ОБЖ высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №5 им.Ю.А. Гагарина города Тамбова |
«История создания
Вооружённых Сил России»
Урок №3 в 10 классе по ОВС
Цели урока:
-
Ознакомление учащихся с основными этапами истории создания Вооружённых Сил России.
-
Совершенствование навыков самостоятельной работы с учебником, а также умений обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы.
-
Воспитание у учащихся патриотизма и уважения к Вооружённым Силам России.
Оборудование:
Учебник по ОБЖ.
Учебник История России с древних времён до конца XIX века.
Раздаточный материал:
- опорная схема урока и таблица;
- указ о военной службе в середине XVI в.
- устав о воинской повинности. 1874г.
Схема этапов развития ВС России.
Выставка книг по теме.
План урока.
I. Вводная часть.
II. Основная часть.
Изучаемые вопросы.
1. Организация ВС. Российского государства с IX по XVI век Военная
реформа Ивана IV в середине XVI века.
2. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, её особенности.
3. Военная реформа в России во второй половине XIX века, создание
массовой армии.
III. Заключительная часть.
Ход урока:
I. Вводная часть
Сообщение учителем темы и цели урока.
Данная тема актуальна и важна для вас по ряду причин:
- во-первых, в связи с продолжающейся на современном этапе реформой ВС России;
- во-вторых, потому что в будущем многим из вас предстоит служба в армии, либо в правоохранительных органах;
II. Основная часть
Используя опорную схему урока, характеризую основные этапы в создании армии. Объясняю ход работы учащихся во время урока. (см. приложение)
На основе выступлений групп учеников, которые получили опережающее задание подготовить краткие сообщения об одном из основных этапов развития ВС. России, учащиеся должны дать ответы на следующие вопросы:
1. Каков способ комплектования ВС на данном этапе?
2. Каков срок службы в армии и призывной возраст военнослужащих?
Выслушиваются сообщения учащихся. После каждого сообщения заносится краткая информация в свободную таблицу (см. приложение). После заполнения каждого периода, организуется беседа с учащимися всего класса. В ходе беседы, на основании знаний полученных на уроках Отечественной истории, учащиеся стараются обосновать способ комплектования армии с точки зрения социально-экономического и политического развития, а так же внешнеполитических задач решаемых государством на данном историческом этапе.
После заполнения таблицы проводится беседа по вопросам:
1. Какой из способов комплектования приведённых в таблице, на ваш взгляд, более прогрессивен и эффективен? В чём его преимущества?
2. Армия – важнейшая государственная структура, наряду с правоохранительными органами. Поэтому реформы в ВС проходят по инициативе самого государства.
Назовите факторы, которые вызывают необходимость проведения реформ в армии. (Назовите причины, по которым проводятся реформы в армии?)
К основным причинам реформ армии относятся:
- экономические (наличие или отсутствие средств на содержание армии)
- внешнеполитические наличие внешней угрозы, необходимость расширения
жизненного пространства)
- военно-технические (преодоление технической отсталости, модернизация)
3. Каждой группе дается задание: Исходя из анализа современного социально-экономического положения и внешнеполитических задач России ответить на вопрос: Какой из способов комплектования ВС предпочтителен для России на современном этапе?
После того как каждая группа заполняет последнюю графу таблицы, осуществляет выступление перед классом, с обоснованием своего варианта.
Возможные варианты ответов:
а) контрактная служба
б) всеобщая воинская обязанность
в) смешанный способ комплектования:
- всеобщая воинская обязанность
- контрактная служба.
III. Заключительная часть:
Урок можно закончить следующим.
За последние 3400 лет на земле было только 250 лет мирной жизни. За это время произошло 15000 войн. К сожалению эта ситуация не меняется и на современном этапе. Человечество решает спорные моменты и по-прежнему с помощью силы и не спешит разоружаться. Поэтому армия нужна нашему государству. А вот какой она будет, зависит, в том числе, и от нас с вами.
Д.З. стр.217 учебника, конспект
Приложение
История создания Вооруженных Сил России.
Опорная схема урока
Этапы развития ВС России.
Период |
Способ комплектования армии. |
Призывной возраст. |
Срок службы |
С IX по XIV века |
Княжеские дружины Народное ополчение |
Не ограничен |
По мере необходимости |
XV – XVI вв. |
Дворянское ополчение Постоянное стрелецкое войско |
С 15 лет |
Пожизненно |
Начало XVIII - Середина XIX вв. |
Постоянная армия на основе Рекрутского набора |
С 15 до 32 лет |
Солдаты пожизненно, дворяне – 25 лет |
Вторая половина XIX - начало XX века |
Всеобщая воинская повинность |
С 20 лет |
Пехота – 6 лет и 9 лет в запасе, флот – 7 лет и 3 года в запасе. |
Начало XXI века |
|
|
|
Литература
1.Гуляева Е.Ш. Развитие древнерусской Российской культуры
2.Учебник История России с древних времён до конца XIX века.
3.Учебник по ОБЖ за 10 класс Смирнов А.Т., Хренников С.Б.
4.Елькин К.Л. Записки советского офицера
5.Основы безопасности жизнедеятельности:10 класс. Учебник. для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО
6.История России с древнейших времен до конца XIX века, 10 класс.
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Изобразительная деятельность дошкольников с использованием нетрадиционных материалов: вовлекаем в творческий процесс, развиваем воображение, воспитываем инициативу»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»