В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

"Автор и его герой"

"Автор и его герой"

Елена Анатольевна
Тип материала: Урок
просмотров: 4817
Краткое описание
Урок литературного чтения в 1 классе на тему: "Автор и его герой". По учебнику Свиридовой.
Описание
Урок: литературное чтение
Тема: «Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)
Класс:1
Продолжительность урока: 40 минут
Автор: Маметкулыева Елена Анатольевна
учитель ГБОУ Центр Образования№1862, г. Москвы
Цель урока:

продолжить знакомство с жан­ром рассказа (обнаружить юмо­ристический характер рассказа).

Задачи:

предметные

-
выявить отношение автора к герою; выявить жанровую при­надлежность текста (рассказ); обнаружить и различить персо­нажей рассказа и его героя; продолжить наблюдение за спе­цификой научного и художест­венного текстов; прививать лю­бовь к чтению;

метапредметные

- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в со­ответствии с заданием или проб­лемным вопросом, поставлен­ным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следст­венных связей, построения умо­заключений; формировать уме­ние планировать учебные дейст­вия в соответствии с поставлен­ной задачей; развивать этичес­кие чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и со­переживание чувствам других.

Оборудование: учебник «Литературное чте­ние. 1 класс» (авт. В.Ю. Свири­дова, ИД «Федоров», 2008), а также: портрет Е.И. Чаруши­на, выставка его книг, картинки с изображением животных и их названия (для 1-го варианта); картинки с изображениями уче­ного и писателя, листки с напе­чатанными предложениями для работы в парах (для 2-го вари­анта).
ХОД УРОКА
I.    Актуализация знаний

Учитель:Я рада приветствовать вас, ребята. Вчера на уроке вы бы­ли учеными, писателями. Попробова­ли себя в этих ролях и дома. Давай­те вспомним, с каким настроением вы составляли научные статьи о сво­их домашних питомцах. Тяжело или легко было вам?

Ответы детей.

Учитель:А как вы думаете, лег­ко ли быть ученым или писателем?

Ответы детей.

Учитель:Сегодня нам предстоит разгадать одну из тайн литературы. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся?

Возможные ответы детей:На­блюдательность, внимательность, си­ла воли, сосредоточенность, акку­ратность, терпение...

Учитель:Как вы считаете, эти ка­чества в большей степени присущи ученому или писателю?

Ответы детей.

Учитель:Значит, мы сегодня по­стараемся быть учеными-исследователями. А работать мы будем с про­изведением Евгения Чарушина «Том­ка испугался».
Рассказ учителя о Е.И. Чарушине будет направлен на то, чтобы пока­зать, что уже в детские годы будущий писатель трогательно заботился о жи­вотных, лечил их, ухаживал за ними. Можно рассказать о том, что в доме содержалось большое количество са­мых разных животных: кошки, соба­ки, кролики, козлята, двадцать пев­чих птиц. Кроме того, в разное время там жили цесарка с перебитым кры­лом, раненые утки и тетерки, кото­рых Женя вместе с мамой лечили.

Учитель:Рассмотрите портрет Евгения Ивановича Чарушина. Се­годня на уроке нам предстоит выяс­нить: кем стал Женя Чарушин — уче­ным или писателем?
II. Работа по теме урока

Знакомство с произведением

Возможны два варианта:

1) самостоятельное знакомство де­тей с произведением;

2) чтение учителя.
Анализ произведения

Учитель:Вы познакомились с рассказом. Какое впечатление он произвел на вас? Какое у вас на­строение? Почему?

Ответы детей.

Учитель:Как вы думаете: это на­учный текст? Докажите свой ответ.

Возможные ответы детей:Этот текст не научный, а художественный. Здесь действия щенка описаны не научным, а разговорным языком, с яр­кими образами: «бежит загрызать», «хвост кверху поднял». Это рассказ, описывающий события. Есть герой рассказа. Щенку дано имя — Томка. В тексте есть другие персонажи.

Учитель:Так кем стал Женя? Пи­сателем или ученым?

Дети приходят к выводу, что Женя стал писателем.

Учитель:Какие названия живот­ных встретились в рассказе?

Дети:корова, воробей, коза, кошка, щенок. (Одновременно учи­тель демонстрирует картинки с изображением животных и их наз­вания на доске.)

Учитель:Кто из этих животных яв­ляется персонажем рассказа? А кто главным героем?

Дети (или учитель, если учени­ки испытывают затруднение):Ге­рой рассказа — Томка. Писатель рас­сматривает только его чувства, на щенка направлено все внимание: как бежал, что увидел, что почувствовал. А корова является персонажем. Щенок испугался ее, а мог бы испу­гаться машины или лошади.

Учитель:Как вы относитесь к Томке? Почему с этим щенком мог­ла произойти такая история? Чего он не знал? Что надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Дети:Вспомнить содержание рас­сказа.

— Найти доказательство своего мнения в тексте.

Учитель:Совершенно верно. От­ветьте на вопросы, опираясь на текст.

Ответы детей.

Учитель:Скажите, а как автор относится к Томке? Он гордится им или посмеивается над ним?

Ответы детей.

Учитель:Почему в конце расска­за стоит многоточие? Что не сказал автор читателю? Как, по вашему предположению, автор мог бы за­кончить рассказ?

При затруднении можно предло­жить детям варианты предложений: «Так впервые щенок познакомился с огромной коровой», «Вот такой ока­залась встреча», «Вот такой урок по­лучил щенок», «Побежал только пятки сверкали!», «Так Томка откры­вал этот прекрасный мир».

Учитель:Что еще вы можете ска­зать о рассказе?

Дети:Рассказ веселый, легко чи­тается, с юмором.
Физкультминутка

Учитель:Представьте, что вы — щенок Томка и выполняете его дей­ствия. Будьте внимательны, не по­падитесь в ловушки!

Увидел корову и побежал к ней.

Бежит загрызать корову.

Хвост кверху поднял.

Побежал потише.

Страшно стало ему.

Да как Томка замычит.

Нюхает.

Шевельнулась корова.

И побежал от коровы щенок.
Дети выполняют движения, изоб­ражая действия щенка.

Учитель:Оцените свои действия: вы всегда были внимательны?
Анализ языковых средств рас­сказа

Учитель:Путешествие в тайны литературы продолжается. Подбери­те к одной из картинок по выбору (корова, воробей, коза, кошка, ще­нок) подходящие слова-характерис­тики в рассказе.

В результате работы появятся ряды:

Корова — огромная, маленькая.

Воробей — малюсенький, неболь­шой.

Щенок — … Кошка — … Коза — ...

Учитель:Сравните получившиеся ряды. Что необычного заметили?

Дети:Корова названа и малень­кой, и огромной. И про щенка гово­рится, что он трусливый и смелый.

Учитель:Что за волшебство? Мо­жет, это сказка, а не рассказ? Кто может объяснить эту загадку. Какая тайна здесь?
Ответы детей. Важно, чтобы учи­тель, руководя беседой, помог детям сделать вывод о том, что в одном су­ществе часто «уживаются» разные черты характера и проявляются в разных ситуациях; кроме того, часто одни и те же черты, качества воспри­нимаются по-разному в зависимости от ситуации, настроения. Мастерство писателя состоит в том, что он видит эти сложные проявления восприятия и очень по-доброму, с юмором изоб­ражает в рассказе.
III. Домашнее задание

Прочитать другие рассказы пи­сателя Е.И. Чарушина, постараться увидеть, как проявляется в них мас­терство писателя.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ЛитЧтение 1 класс.doc Скачать



Урок: литературное чтение

Тема: «Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)

Класс:1

Продолжительность урока: 40 минут

Автор: Маметкулыева Елена Анатольевна

учитель ГБОУ Центр Образования№1862, г. Москвы









































Цель урока:

продолжить знакомство с жан­ром рассказа (обнаружить юмо­ристический характер рассказа).

Задачи:

предметные

  • выявить отношение автора к герою; выявить жанровую при­надлежность текста (рассказ); обнаружить и различить персо­нажей рассказа и его героя; продолжить наблюдение за спе­цификой научного и художест­венного текстов; прививать лю­бовь к чтению;

метапредметные

  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в со­ответствии с заданием или проб­лемным вопросом, поставлен­ным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следст­венных связей, построения умо­заключений; формировать уме­ние планировать учебные дейст­вия в соответствии с поставлен­ной задачей; развивать этичес­кие чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и со­переживание чувствам других.

Оборудование: учебник «Литературное чте­ние. 1 класс» (авт. В.Ю. Свири­дова, ИД «Федоров», 2008), а также: портрет Е.И. Чаруши­на, выставка его книг, картинки с изображением животных и их названия (для 1-го варианта); картинки с изображениями уче­ного и писателя, листки с напе­чатанными предложениями для работы в парах (для 2-го вари­анта).


ХОД УРОКА


I. Актуализация знаний

Учитель: Я рада приветствовать вас, ребята. Вчера на уроке вы бы­ли учеными, писателями. Попробова­ли себя в этих ролях и дома. Давай­те вспомним, с каким настроением вы составляли научные статьи о сво­их домашних питомцах. Тяжело или легко было вам?

Ответы детей.

Учитель: А как вы думаете, лег­ко ли быть ученым или писателем?

Ответы детей.

Учитель: Сегодня нам предстоит разгадать одну из тайн литературы. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся?

Возможные ответы детей: На­блюдательность, внимательность, си­ла воли, сосредоточенность, акку­ратность, терпение...

Учитель: Как вы считаете, эти ка­чества в большей степени присущи ученому или писателю?

Ответы детей.

Учитель: Значит, мы сегодня по­стараемся быть учеными-исследователями. А работать мы будем с про­изведением Евгения Чарушина «Том­ка испугался».


Рассказ учителя о Е.И. Чарушине будет направлен на то, чтобы пока­зать, что уже в детские годы будущий писатель трогательно заботился о жи­вотных, лечил их, ухаживал за ними. Можно рассказать о том, что в доме содержалось большое количество са­мых разных животных: кошки, соба­ки, кролики, козлята, двадцать пев­чих птиц. Кроме того, в разное время там жили цесарка с перебитым кры­лом, раненые утки и тетерки, кото­рых Женя вместе с мамой лечили.

Учитель: Рассмотрите портрет Евгения Ивановича Чарушина. Се­годня на уроке нам предстоит выяс­нить: кем стал Женя Чарушин - уче­ным или писателем?


  1. Работа по теме урока

Знакомство с произведением

Возможны два варианта:

  1. самостоятельное знакомство де­тей с произведением;

  2. чтение учителя.


Анализ произведения

Учитель: Вы познакомились с рассказом. Какое впечатление он произвел на вас? Какое у вас на­строение? Почему?

Ответы детей.

Учитель: Как вы думаете: это на­учный текст? Докажите свой ответ.

Возможные ответы детей: Этот текст не научный, а художественный. Здесь действия щенка описаны не научным, а разговорным языком, с яр­кими образами: «бежит загрызать», «хвост кверху поднял». Это рассказ, описывающий события. Есть герой рассказа. Щенку дано имя - Томка. В тексте есть другие персонажи.

Учитель: Так кем стал Женя? Пи­сателем или ученым?

Дети приходят к выводу, что Женя стал писателем.

Учитель: Какие названия живот­ных встретились в рассказе?

Дети: корова, воробей, коза, кошка, щенок. (Одновременно учи­тель демонстрирует картинки с изображением животных и их наз­вания на доске.)

Учитель: Кто из этих животных яв­ляется персонажем рассказа? А кто главным героем?

Дети (или учитель, если учени­ки испытывают затруднение): Ге­рой рассказа - Томка. Писатель рас­сматривает только его чувства, на щенка направлено все внимание: как бежал, что увидел, что почувствовал. А корова является персонажем. Щенок испугался ее, а мог бы испу­гаться машины или лошади.

Учитель: Как вы относитесь к Томке? Почему с этим щенком мог­ла произойти такая история? Чего он не знал? Что надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Дети: Вспомнить содержание рас­сказа.

- Найти доказательство своего мнения в тексте.

Учитель: Совершенно верно. От­ветьте на вопросы, опираясь на текст.

Ответы детей.

Учитель: Скажите, а как автор относится к Томке? Он гордится им или посмеивается над ним?

Ответы детей.

Учитель: Почему в конце расска­за стоит многоточие? Что не сказал автор читателю? Как, по вашему предположению, автор мог бы за­кончить рассказ?

При затруднении можно предло­жить детям варианты предложений: «Так впервые щенок познакомился с огромной коровой», «Вот такой ока­залась встреча», «Вот такой урок по­лучил щенок», «Побежал - только пятки сверкали!», «Так Томка откры­вал этот прекрасный мир».

Учитель: Что еще вы можете ска­зать о рассказе?

Дети: Рассказ веселый, легко чи­тается, с юмором.



Физкультминутка

Учитель: Представьте, что вы - щенок Томка и выполняете его дей­ствия. Будьте внимательны, не по­падитесь в ловушки!

Увидел корову и побежал к ней.

Бежит загрызать корову.

Хвост кверху поднял.

Побежал потише.

Страшно стало ему.

Да как Томка замычит.

Нюхает.

Шевельнулась корова.

И побежал от коровы щенок.


Дети выполняют движения, изоб­ражая действия щенка.

Учитель: Оцените свои действия: вы всегда были внимательны?



Анализ языковых средств рас­сказа

Учитель: Путешествие в тайны литературы продолжается. Подбери­те к одной из картинок по выбору (корова, воробей, коза, кошка, ще­нок) подходящие слова-характерис­тики в рассказе.

В результате работы появятся ряды:

Корова - огромная, маленькая.

Воробей - малюсенький, неболь­шой.

Щенок - ... Кошка - ... Коза - ...

Учитель: Сравните получившиеся ряды. Что необычного заметили?

Дети: Корова названа и малень­кой, и огромной. И про щенка гово­рится, что он трусливый и смелый.

Учитель: Что за волшебство? Мо­жет, это сказка, а не рассказ? Кто может объяснить эту загадку. Какая тайна здесь?

Ответы детей. Важно, чтобы учи­тель, руководя беседой, помог детям сделать вывод о том, что в одном су­ществе часто «уживаются» разные черты характера и проявляются в разных ситуациях; кроме того, часто одни и те же черты, качества воспри­нимаются по-разному в зависимости от ситуации, настроения. Мастерство писателя состоит в том, что он видит эти сложные проявления восприятия и очень по-доброму, с юмором изоб­ражает в рассказе.

III. Домашнее задание

Прочитать другие рассказы пи­сателя Е.И. Чарушина, постараться увидеть, как проявляется в них мас­терство писателя.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос