В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Внеклассное мероприятие по литературе «Россия – Родина моя!»

Внеклассное мероприятие по литературе «Россия – Родина моя!»

Валентина Храмко
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 123 голосов:16просмотров: 11164 комментариев: 1
Краткое описание
Разработка внеклассного мероприятия по литературе, проведенного  в рамках «Месячника русского языка и литературы
«Россия – родина моя!» в 8- 11 классах.
Данный материал можно использовать на уроках литературы 8-11 классов при изучении произведений о Великой Отечественной войне,  о родном крае  и классных часах   о Родине.  
Описание
Храмко Валентина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ОШ № 68» города Прокопьевска Кемеровской области
Разработка внеклассного мероприятия по литературе, проведенного  в рамках «Месячника русского языка и литературы
«Россия – родина моя!» в 8- 11 классах.
Данный материал можно использовать на уроках литературы 8-11 классов при изучении произведений о Великой Отечественной войне,  о родном крае  и классных часах   о Родине.  Материал направлен на:
- формирование чувства гордости и любви к своей Родине, родному краю;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
- формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны;
- формирование положительной  оценки  таких нравственных качеств, как
самопожертвование, героизм, патриотизм;
- формирование  активной  жизненной  позиции.

Внеклассное мероприятие  способствует развитию таких качеств личности, как коммуникативность, способность к общению, критическое мышление, креативность, самостоятельность и ответственность.
В сценарии использовались отрывки из  произведений:
В. Баснера «С чего начинается Родина», «Моя Россия» (слова Н.Соловьёвой, музыка Г.Струве), «Священная война», видеофрагмент «Начало Великой Отечественной войны», мелодии из кинофильма  «Профессионал», фрагмент 4-й симфонии П.А. Чайковского,  песня «Березовый сок»
(слова М. Матусовского,  музыка В. Баснера. Также был специально подготовлен и показан фильм о родном городе, Прокопьевске. 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Литература.docx Скачать

Литература:

1.Николай Рубцов: все стихотворения www.rubcow.ru

2. Стихи о России http://ruskg.info/index.php?option=com_content&view=c

3. Сценарии на День Победы - 9 мая. http://maybutne.org/

С. Алексиевич «Цинковые мальчики»

4. Библиотека учителя. Русская поэзия XIX начала XX века.

5. М. Бубенков. Роман «Белая береза»

6. В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов»

7. Э.В. Левицкая. История отечества для детей - М, 1996 г.

8. М. Ю. Лермонтов «Бородино»

9. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

10. А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости», 2008 г.

11. Н.А. Некрасов “Зеленый шум”. Москва , 1981 г.

12. Песенник. Ты судьба, моя Россия. Советский композитор, 1981.

13. М. Селезнев «Березки»

14. Тургенев «Русский язык»

15. СТИХИ О ПРОКОПЬЕВСКЕ (работы учащихся школы)

16. Материалы журналов « Воспитание школьников», «Классный руководитель» разных лет выпусков.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.docx Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа № 68»

Города Прокопьевска Кемеровской области









Разработка внеклассного мероприятия по литературе, проведенного в рамках «Месячника русского языка и литературы»





«Россия – Родина моя!»










Выполнила: Храмко Валентина Анатольевна,

учитель русского языка

и литературы МБОУ «ОШ №68»









Прокопьевск, 2012


Разработка внеклассного мероприятия по литературе, проведенного в рамках «Месячника русского языка и литературы

«Россия – Родина моя!»



Цели: формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;

сохранение и развитие чувства гордости и любви к своей родине;

  • формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны;

      • формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как

      • самопожертвование, героизм, патриотизм;

      • формировать активную жизненную позицию.


Оборудование: музыкальное сопровождение, презентация, видеофильм о городе Прокопьевске, выставка картин


Сценарий


Звучит песня в исполнении группы « Непоседы»

1. Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.


Звучит музыка В. Баснера «С чего начинается Родина».


Ведущий. С чего начинается Родина?

Первый чтец. С простого слова «здравствуйте»!

Второй чтец. Здравствуйте, и живите долго и счастливо на родной земле!

Ведущий. С чего начинается Родина?

Третий чтец. С детства! С маминой улыбки! Пушистого одуванчика, капельки росы!

Ведущий. С чего начинается Родина?

Первый чтец. С земли Сибирской…Ты родился на земле сибирской – будь благодарен Вселенной! Будь благодарен нашей земле, родителям, отчему дому.

Второй чтец. Не оскверняй словом плохим родной город, а чаще повторяй: «Благодарю тебя, земля родная!». И благодарность умножит твое счастье! И чем ты будешь благодарнее, тем больше «подарков» получишь от жизни.

Третий чтец. Велика ты, матушка Россия.

Городов и сёл твоих не счесть,

Но у каждого места свои, родные

На просторах этих где-то есть.

 

Ведущий1. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

   

Ведущий 2. Так много значит слово «Родина», что другим словом и не объяснишь, не охватишь. Одно назовешь, а каждый тебе еще что-либо подскажет, так как каждый по-своему Родину понимает.

.

 Песня «Берегите Россию»

(Демонстрируются слайды с пейзажами  страны)

Ведущий 1. О Родине много песен и стихов сложено. С тех далеких времен, как возникла наша Отчизна, прославляют ее поэты и музыканты! 

1-й  чтец   (на фоне звучащей музыки).

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая,

 Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

2-й чтец

Привет тебе, мой; край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе, мой край родной!

 

3 –й чтец:

Родина прекрасная моя!

Ты была безбрежным океаном,

Тихой, с детства памятной рекой,

Лермонтовским парусом в тумане.

Пушкинскою избранной строкой.

Ты была мечтою неустанной,

Явью наших самых светлых снов,

Золотым покоем Левитана,

Песнею Чайковского без слов.

Старым чеховским вишневым садом,

Горьковскою бурей в том саду.

Украинской песней, русской сказкой,

Волгой – легендарною рекой,

Белоснежной шапкою кавказской,

Вековой сибирскою тайгой.

Ты была березкой белоствольной,

Негасимым дальним огоньком,

Неоглядной степью, птицей вольной,

Знаменем гвардейским над полком.

Все твои богатства и просторы,

Всех живых и мертвых имена,

Все твои леса, равнины, горы

Уместились в сердце у меня.

 

 Чтец.

- Что значит “Родина моя”? –
Ты спросишь, я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет. (Н. Полякова)


СЦЕНКА В середине сцены два исполнителя:   дедушка   и   внук и дальнейший текст произносится на   фоне музыки. 

Внук. Родина! Что это, дедушка, значит?

Дедушка. Это цветы, что растут в нашем крае.

Это река, что в горах наших скачет.

Это заря, что горит, не сгорая...

Родина — это глаза твоей мамы,

Полные слез или в искорках смеха.

 Внук   (продолжая мысль деда).

Родина — это закат над полями,

Гор наших милых звонкое эхо.

Дедушка.   Родина — слова не знаю чудесней,

В нем — наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Внук. Родина — это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя.

Дедушка. Родина—это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими!

 Исполнение песни хором «Моя Россия» (слова Н.Соловьёвой, музыка Г.Струве)


У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная.
Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия – ты, всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

ПРИПЕВ

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты,моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Припев.

 А сейчас мы посмотрим сказку

« Самая нужная вещь»

 Жил некогда в одной из стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Но вот царь состарился и решил передать свое царство тому из сыновей, кто окажется самым способным для нелегкого дела. Призвал он сыновей и говорит:

 - Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш уже не может больше править страной. Я давно бы отрекся от трона, если бы только исполнилась моя заветная мечта, что никак не дает мне покоя. Вот я и надумал: тот из вас, кто сумеет исполнить мою мечту, станет править царством.

 - Пусть здравствует наш дорогой отец, воля его священна для нас! Что же это за мечта, исполнить которую не смог наш мудрый родитель?

 - Видите вон то огромное, вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его тем, что самое нужное на свете, что принесло бы счастье всему моему народу. Хранилище пока пустует. И тот из вас, кто заполнит его самой нужной на свете вещью, пусть унаследует мой трон. Возьмите из моих сокровищ, сколько чего пожелаете, и отправляйтесь каждый сам по себе из города в город, из страны в страну, отыщите самую нужную вещь и заполните мое хранилище. Даю вам сроку три раза по сорок дней.

 Сыновья поцеловали руку отца и пустились в путь. Три раза по сорок дней ходили и ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный день явились, предстали перед отцом.

 - Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну и как, нашли вы ту самую нужную на свете вещь?

 - Да, нашли, дорогой наш отец!- отвечали царю сыновья. И отец тотчас повел их к двери хранилища. А там собрались все придворные и народу видимо- невидимо. Царь отворил дверь и подозвал старшего сына.

 - Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын, какой такой самой нужной на свете вещью?

 Старший сын вынул из кармана горсть зерна и, протягивая отцу, сказал:

 - Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без хлеба? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем хлеб! И тогда отец подозвал среднего сына.

  - Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын?

Средний сын вынул из кармана горсть земли и, протягивая отцу, сказал:

  - Землею заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем земля. Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем земля.

  Тогда отец подозвал младшего сына.

  - Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой младший сын?

  Младший сын при этих словах решительно переступил порог хранилища, вынул из кармана свечку и огниво, высек о кремень искру, запалил трут, а от него свечку. Все решили, что он хочет при свете свечи получше рассмотреть хранилище.

   - Ну, говори, сын, чем заполнишь? – с нетерпением в голосе снова спросил отец.

  - Светом заполню я это огромное хранилище, мудрый отец, только светом! Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем свет. Без света земля не уродит хлеба. Без света на земле не будет жизни. Много я стран обошел, многое повидал и понял: свет знания - самая нужная вещь. Только светом знания можно править миром.

   - Молодец, мой сын!- обрадовался отец.- Ты по праву заслужил и трон, и скипетр, потому что хочешь наполнить свое царство и души людей светом и знанием.

    - Да здравствует наш молодой светоносный царь! – с воодушевлением воскликнули слуги и весь народ.

Вед.: Страницы грозных битв во имя защиты Отечества, мирного труда на земле отцов и прадедов сохранил эпос «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о храбрости воинов дружины русского князя Игоря Святославовича. В 1242 году другой русский князь Александр Невский, нанес сокрушительный удар на реке Неве войску немецких рыцарей, которые много раз пытались захватить русские земли.
Чтец.
Они с открытыми глазами
На немцев с голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
И там, где копья пригибались
Они в отчаянной резне
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спина к спине.
Вед.: И вновь в 1380г. Войско великого князя Дмитрия Донского разбило татаро- монгольские полчища на Куликовом поле.
Чтец.
О поле Куликово – стон Руси!
Его неумирающие звоны
Ты, Русь, в скорбящем сердце не гаси!
Ты, видишь, даже павшие в безвестье
Опять, опять в руках сжимают меч,

Вед.ущий1:
Русский человек миролюбив, добр, душевен, отзывчив. Но всегда готов дать решительный отпор любому посягательству на свободу и территориальную целостность своей Родины. О подвиге простых солдат и русского дворянства во время Отечественной войны 1812г. рассказал М.Ю. Лермонтов:
СЦЕНКА

Ученик:
Скажи-ка , дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!» ……
Вед.: Но не долго отдыхали от ратных дел русские солдаты.
Звучит песня
«Священная война»
Чтец.
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
Ведущий 2. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Чтец.
Тихо… Слышите: словно где-то бьется сердце нашей планеты…
Это, власть утвержденная всеми,
По планете шагает Время.
Это не грезы, это жизнь ускоряет бег.
И по рельсам, взметнувшись к звездам,
Громыхает наш новый век!

                         (Видеофрагмент. Начало Великой Отечественной войны)

 

Ведущий1. И снова чудовищная война — жестокая, масштабная, бессмысленная. Более 2 миллионов человек погибло в этой войне.

И названа она — Великая — война за Отечество, за Родину, за землю Русскую. В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война, почти в каждой семье есть свои герои. Что же заставляло людей идти в бой под смертельные пули, молчать под пытками в плену, партизанить в лесах, выносить раненых с поля боя под огнем, работать в тылу и ждать, ждать, ждать? Ответ здесь прост — это великое слово «любовь» — к своему дому, к своему городу, к России, к детям и их будущему. У каждого русского в сердце живет память Куликова поля: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».


 СЦЕНКА ( письмо и стихи о матери)

Ведущий 2. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.


Ведущий 1. Материнская любовь – основа и источник жизни на земле. Быть матерью – это огромное счастье, но и огромная ответственность.
Ведущий 2. Проходят годы… А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг – растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.

Ведущий 1. Но в мире всегда неспокойно, и в разных концах планеты возникают Ведущий «горячие точки». И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура Матери.

Ведущий 2. Нам никогда не забыть трагические страницы нашей истории – войны в Афганистане и Чечне. Они оказались намного длиннее, чем Великая Отечественная. Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни и бросали в ад.
Ведущий 1. Сколько горя принесла эта война матерям, потерявших своих сыновей. Но даже перенося жестокие удары судьбы, сердце матери и ласковые, не знающие устали материнские руки остаются символом всего самого дорого, что есть у нас на Земле. Вслушайтесь, как звучит рассказ матери из повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики» (на фоне мелодии из кинофильма «Профессионал»- музыка)

Монолог
«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму:
- Мое ты солнышко. Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы... Мы ему новое пальто купили... Это ему исполнилось четыре года... Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп... Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают... Он их собирает:
- Мамочка, ты не бойся. Они добрые. - И назад в карман запихивает.
- Мое ты солнышко.
Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолеты, нацепят на себя и марширует по дому.
-Я солдат... солдат...
- Мое ты солнышко... Поиграй во что-нибудь мирное.
- Я - солдат... Я - солдат...
Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи - он в нем тонет.
- Мое ты солнышко.
Забрали в армию. Я молилась не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришли все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю...».
Куда уезжает, не написал, через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надежная».
- Мое ты солнышко... Наша броня надежная... Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришёл капитан из военкомата:
- Крепись, мать…
Где мой сын?
- Здесь, в Минске. Сейчас привезут. Я осела на пол:
- Моё ты солнышко!..- Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
-Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный…А он такой маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?! Привезли гроб, я стучалась в гроб:
-Моё ты солнышко! Моё ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
- Моё ты солнышко!...»

Чтец:
И вот приходит Женщина. Она
Сильнее, чем свобода и война.
И строгую любовь она приносит.
И Родина ей шепчет: «Не проси
За всех, кого сгубили на Руси.
Их не вернуть». И Женщина не просит.

Но зажигая вечную свечу,
Она в глаза посмотрит палачу,
И ангелу в глаза она заглянет.
И прерванную цепь времен сомкнет,
И слово оскверненное сотрет,
И слово возрожденное достанет.

О, Женщина! Да не о том ведь речь,
Чего Мужчина не сумел сберечь!
Он поднимался столько раз из праха,
Чтоб ты осталась в мире на века,
Чтоб, в бой идя, он знал наверняка:
Сильнее ты отмщения и страха.

Вот почему ей знать среди времен,
Кем предан кто и кем заговорен
И что спасти в России, что взлелеять.
И потому ее бессонен лик.
И потому ее безмолвен крик.
И потому ее я так жалею.
(Н. Мирошниченко)

Ведущий. Родина… Вслушаемся в это слово. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов «родник», «родня», «родной», «народ», « природа». И наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Пожалуй, лучше всего об этом сказал поэт Константин Михайлович Симонов, который в горькие и тревожные дни 1941 года, когда под ударами немецкой армии отступали наши войска, написал стихотворение «Родина»

4 слайд ( Великая Отечественная война)

Чтец. Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.


Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке, -


Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину- такую,

Какой ее ты в детстве увидал.


Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком…


Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.


Да, можно выжить в зной, в жару, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть, но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.


Ведущий. Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов , и крошечный клочок земли, где ты родился, где прошло твое детство. Разная интонация: торжественно – патетическая вначале и лирически – задушевная затем; разная лексика: высокие слова «непобедима, широка, горда» сменяются скромными «клочок земли», «лесок», «речонка». Но в финале стихотворения две интонации, два образа сливаются : в горсти родной земли видятся приметы всей страны, а три березы становятся символом Родины:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть, но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Русская береза. (Фрагмент 4-й симфонии П.А. Чайковского)

Ведущий 1. Вы никогда не задумывались, почему именно береза стала поэтическим символом России? Наверное, сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия».

Ведущий2.

Советский художник Н Жуков писал о березе: «Какое русское, какое очаровательное дерево – береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево. В ней и русская печь, и половик, и хомутовая рубашка, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют по всей Земле. Всматриваясь в березовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаются мозолистые трудовые крестьянские руки, споровито делающие любую тяжелую работу и одновременно умеющие нежно, с ладони, дать свежую травку в замшевый рот молодого теленка»

Ведущий 1. А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнимающиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую, и вспоминается много-много русских имен, таких же милых и светлых. Смотришь на березу и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармошки, балалаечные вариации, обязательно вспоминаешь Есенина, юность и детство и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

ХОРОВОД

Удивительна судьба нашей русской березки! На миру она – радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга, в войну она – воин.

М. Селезнев «Березки»



За окном кружились перелески
В угасавшем пламени зари,
Проводник, поправив занавеску,
Объявил спокойно: «Посмотри!»

Все мне здесь и памятно и близко:
Я прошел солдатом этот край.

За селом, вдали, на перекрестке
Полевых едва заметных троп
Я узнал знакомые березки,
У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на березках
Черные, глубокие рубцы.
С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:

  • Ты бы злую смерть не пересилил,
    Ты бы тяжких ран не перенес,
    Если б мы тебя не напоили
    Светлыми слезинками берез.



Звучит песня «Березовый сок»
(сл. М. Матусовского, муз. В Баснера


Выходит чтец

А сколько пришлось увидеть за свой долгий век русской березке: в грозные годы испытания она была символом непобедимой России. Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» Михаил Бубенков.

«…Все поле боя было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто, словно железной метлой, местами густо перемешан с землей и покрытый пороховой гарью». Всюду чернели груды металла, совсем недавно обладавшего могучей жизнью и силой, - от иных струился желтоватый чад… А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

  • Стоит! – изумленно прошептал Андрей. И ему показалось необычайно значительным, полным глубокого смысла, что вот здесь, на открытом месте, в таком жестоком бою, как святая выжила эта береза – красивое песенное дерево. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного, в убранстве, поля, и, значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал, это счастье победы. Он был счастливым, что стал солдатом, что вечером стоит на том же месте, где утром начал бой. Несколько секунд Андрей не отрывал от березы очарованного взгляда. Затем, тронув рукой край траншеи, будто кланяясь самой земле, сказал с большим торжеством и ликованием в душе: «И будем стоять!»

И в стихах поэтов 20 века береза сливается с образом России. Вот как писал о ней поэт О. Н. Шестинский:

Чтец . Без березы не мыслю России,-

Так светла по–славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена.

Под березами пели, женились,

Выбирали коней на торгах,

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах…

Ведущий Родина…. родимый край… родная природа – это мы ощущаем с детства. Мы взрослеем, растем, вместе с нами растет, ширится понятие «Родина». Мы начинаем понимать общность слов «народ» и « Родина», ощущать себя частицей своего народа.

Чтец Что же такое «Мы»?

Мы – из лесов безбрежных,


Мы – из блокадной тьмы.

Мы – из стихов сгоревших.


Из невысоких изб.

Песенного веселья.

Мы - из бессмертья.

Из плоти твоей, Россия!


Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега.

Но – поднимались в рост,

Звонкие, как победа.


Как продолженье дня,

Шли тяжело и мощно…

Можно убить меня.

Нас убить невозможно!


Что же такое «мы»?

Веруя в пробужденье,

Взяв у земли взаймы

Силу в момент рожденья.


Мы ей вернем сполна

Все, что она давала.

Только б была она!

Лишь бы существовала!

Мы проросли из нее,

Будто трава степная…

Гибнет в печи смолье,

Солнце напоминая…


Глядя в лицо огня,

Я говорю тревожно:

Можно убить меня,

Нас убить невозможно!

Ведущий. Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний, впитывал в себя и русское раздолье, и удаль молодецкую, и стон задавленного нуждой народа.

Он омыт в светлом роднике народных песен, его гранили и оттачивали художники слова, классики великой литературы.

Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Ломоносов, Пушкин, Белинский, Гоголь …Сила и красота русского языка заставляли верить в лучшее будущее народа. «…Но нельзя верить, чтобы такой язык не


был дан великому народу!» - писал в одном из стихотворений в прозе Иван Сергеевич Тургенев.


Стих-ие Тургенева «Русский язык»

Ведущий. Но главное богатство любой страны – человек. У каждого народа – свой характер, он и определяет лицо страны.

Русский характер – это удаль, веселая сила, выплескивающаяся в стремительном беге тройки, в работе до седьмого пота; это широта души, вобравшая в себя русский простор, это мастерство и природная одаренность.

А еще? А еще доброта, бескорыстие, готовность помочь, которая, как добрый огонек, согревает душу.

10 слайд ( зимняя природа)

Чтец. Погружены в томительный мороз,

Вокруг меня снега оцепенели,

Оцепенели маленькие ели,

И было небо темное, без звезд.

Какая глушь! Я был один живой,

Один живой в бескрайнем мертвом поле!

Вдруг тихий свет ( пригрезившийся, что ли?)

Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

Я был совсем как снежный человек

Входя в избу ( последняя надежда!),

И услыхал, отряхивая снег:

- Вот печь для вас и теплая одежда…-

Потом хозяйка слушала меня,

Но в тусклом взгляде жизни было мало,

И, неподвижно сидя у огня,

Она совсем, казалось, задремала…

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой Земля полным полна,

И близких всех душа не позабудет…

- Скажи, родимый, будет ли война?

И я сказал: - Наверное, не будет.

- Да дай Бог, дай Бог. Всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет…-

И вдруг опять: - Не будет, говоришь?

- Нет,- говорю, - наверное, не будет.

- Дай Бог, дай Бог… И долго на меня

Она смотрела, как глухонемая,

И, головы седой не поднимая,

Опять сидела тихо у огня.


Что снилось ей? Вот этот белый свет,

Быть может, встал пред нею в то мгновенье?

Но я глухим бренчанием монет

Прервал ее старинные виденья…

- Господь с тобой! Мы денег не берем!

- Что ж, - говорю,- желаю вам здоровья!

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…

Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле – и нет тебе покоя…

(Н. М. Рубцов. «Русский огонек»

Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня...


Наш русский народ всегда отличался такими личностными качествами как силой духа, простотой и щедростью души, оптимизмом, несмотря на все тяготы жизни, гостеприимством и чистой любовью.

Знаете ли вы русскую притчу о лебединой верности?

В народе существует поверье, что лебеди живут дружными стаями, и о том, что лебедь поёт только один раз в жизни- перед смертью, отсюда и выражение «лебединая песня», о том, что стая окружает умирающего лебедя и плывёт вокруг него до последней минуты; о том что когда умирает лебёдушка, от тоски по ней умирает и её лебедь. 1

К этой теме обращались многие композиторы.

Песня «Лебединая верность»+


Когда вы станете взрослыми, вам придётся покинуть родной дом, только не покидайте его навсегда! Уважайте своих родителей и навещайте их как можно чаще.

Есть очень сильное человеческое чувство как ностальгия (тоска по родине), и ощущают его люди, к сожалению, только тогда, когда покинут Родину. И только тогда люди ощущают всю сладость и прелесть тех мест, где они родились. Великолепно передал эти чувства М.Ю.Лермонтов в поэме «Мцыри»:

Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас-

Зачем?... Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно, ты хотел, старик,

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имён,-

Напрасно: звук их был рождён

Со мной. Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ- могил!

Тогда, пустых не тратя слёз,

В душе я клятву произнёс:

Хотя когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! Теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я, как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой

ТАНЕЦ « Я,ТЫ, Он, ОНА….»


(Звучит песня «Берега России» в исполнении Витаса


- Россия – Родина очень многих людей. У нас есть родное село, улица, дом, семья – всё это тоже родина. Всё это мы любим, даже если и не задумываемся об этом..

У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

Родина! Это и наш с вами город, и наша школа с тишиной уроков и шумом перемен.


СТИХИ О ПРОКОПЬЕВСКЕ


Я живу в этом городе,

Для меня он родной!

И с виду прост вроде бы,

Но совсем не простой.


Когда цифру по добыче угля

Узнаём на его родниках,

То простые, шахтерские будни

Превращаются в праздник для нас


Устремленные ввысь терриконики,

Как огромные треугольники

Разметались по городу всюду.

Их нигде столько нет по Союзу.

И количество шахтных копров

Никому не равно из других городов.


Сердце угольного Кузбасса!

Знаменит он копрами своими,

Знаменит горняками своими,

Что создали руками своими,

Этот лучший город Кузбасса!


Все про наш шахтерский город

С гордостью говорят, знают о нем

И недаром его называют

Городом, рожденным Октябрем!


Завалишин Иван, 8 А, 2009


Город славы шахтерской

Тронул душу мою,

Мой Прокопьевск,

Эту песню пою.


Ведь недаром «жемчужиной »

Тебя люди зовут,

И о славе шахтерской

Всюду песни поют


Это солнечный камень

Мы стране выдаем,

Чтоб сияла огнями

Она ночью и днем!


Чтобы тоннами уголь

Получала страна,

И в лучах его ярких

Утопала она.


В недра шахты спускается

Твой шахтер рядовой,

И с лавиною угольной

Начинается бой.


И уходят эшелоны,

Лишь колес шумок,

И увозят наш Кузбасский,

Черный уголек


И для химии – царицы,

На лавсан, нейлон,

Если надо, мы добудем

Миллионы тонн.


Сколько стали нам поможет

Он расплавить в срок.

Самый яркий! Самый жаркий!

Черный уголёк!


Карпова Настя,.

Ведущий : Отчизной наделен всякий человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится ее горестями, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. —  Российские люди любят свою Родину. Наша страна прекрасна. Прекрасно и то, что сделано нами на нашей земле. Прекрасны наши заводы, наши города и каналы, наши поля и сады.


Славное прошлое нашей Родины, как родник, вспоивший нас, нашу силу, ум, богатство,— священно для нас.

 Земной поклон тебе, Россия,

За трудный путь через века.

Легенд свидетели немые

Плывут над степью облака.

Былинный край,

Любимый с детства:

И удалые бубенцы,

И песен вольное наследство,

И ран жестокие рубцы.

Россия… Речка над обрывом,

Тугие стрелы камыша

И окрыленная порывом

Великой щедрости душа.

Каких героев ты взрастила,

Как тяжело тебе жилось

С твоею добротой и силой

И не разгаданным «авось…»

Ты не была рабою мнений,

И даже в лютую беду

Ты не вставала на колени

И не плелась на поводу.

Из тьмы веков

Ты вышла к свету

Сквозь море крови и огня.

И стала знаменем планеты,

Надеждой завтрашнего дня. (Л. Шакутина)


(Звучит финальная песня «Вся Россия!». Демонстрируется видеофрагмент фильма «Родина» (о городе Прокопьевске).






1

пояснительная записка.docx Скачать


Храмко Валентина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ОШ № 68» города Прокопьевска Кемеровской области


Разработка внеклассного мероприятия по литературе, проведенного в рамках «Месячника русского языка и литературы

«Россия – родина моя!» в 8- 11 классах.


Данный материал можно использовать на уроках литературы 8-11 классов при изучении произведений о Великой Отечественной войне, о родном крае и классных часах о Родине. Материал направлен на:

  • формирование чувства гордости и любви к своей Родине, родному краю;

  • формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;

  • формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны;

  • формирование положительной оценки таких нравственных качеств, как

самопожертвование, героизм, патриотизм;

  • формирование активной жизненной позиции.

Внеклассное мероприятие способствует развитию таких качеств личности, как коммуникативность, способность к общению, критическое мышление, креативность, самостоятельность и ответственность.



В сценарии использовались отрывки из произведений:

В. Баснера «С чего начинается Родина», «Моя Россия» (слова Н.Соловьёвой, музыка Г.Струве), «Священная война», видеофрагмент «Начало Великой Отечественной войны», мелодии из кинофильма «Профессионал», фрагмент 4-й симфонии П.А. Чайковского, песня «Березовый сок»
(слова М. Матусовского, музыка В. Баснера. Также был специально подготовлен и показан фильм о родном городе, Прокопьевске.



Фильм Родина.wmv Скачать
Обсуждение материала
Игорь Буханов
19.02.2012 20:49
Уважаемая Валентина! Добавьте пожалуйста список использованной литературы. Это обязательное требование портала.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос