Презентации к урокам по ИЗО в 3 кл. Урок. Пейзаж в графике. Русская зима. Урок. Орнамент народов мира. Север
«Русская зима»
- Какой вам представляется зима? Опишите.
- Как только не называют люди нашу русскую зиму! Она и барыня, и чародейка, и красавица, и царица! Как вы думаете, почему?
- Давайте рассмотрим произведения художников и народных мастеров в учебнике на с. 43 – 47. и слайдах. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл. 2 - 3) Они запечатлели красоту родной природы в зимнюю пору. Как называется этот художественный жанр? (пейзаж)
- Чем написаны эти пейзажи? Как называется этот вид изобразительного искусства?
- Мы рассмотрели живописные пейзажи. Для их изображения художник использовал ЦВЕТ.
- С помощью, каких материалов можно изобразить нашу зиму?
- Каждый художник, любуясь зимними пейзажами, выбирает свои художественные приемы для передачи красоты зимы. Один работает цветом и его работы получаются живописные, а другой – использует краски, которые не содержат цвет и тогда работы называют графические. Какие краски использует художник график?
- Есть две группы цветов – хроматические и ахроматические. Названия их образованы от греч слова «хроматос»- «цвет». Следовательно, ХРОМАТИЧЕСКИЕ – все цветные краски, АХРОМАТИЧЕСКИЕ – не содержащие цвет. Какие краски мы можем отнести к ахроматическим? (черный, серый и белый).
- Рассмотрите графические работы. В них торжество и красота зимы переданы лишь с помощью черного и белого цветов. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 4 - 5)
- Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой. Деревья почти черные на фоне белого снега.)
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл.6)
- Как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики? Почему?
- А вот, что о черном и белом цветах можно узнать из фольклора. Отгадайте загадки:
-
Белые мухи на поле сели. (Снег, снежинки)
-
Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)
-
На деревья, на кусты с неба падают цветы,
Белые пушистые, только не душистые. (Снег)
- А теперь давайте вернемся к произведениям графиков и вспомним с помощью каких выразительных средств художник изображает красоту зимнего леса, деревьев.
-
Линия (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7)
-
Точка, штрих (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 8 - 9)
-
Пятно (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 10 – 11)
«Орнамент народов Севера»
- Как вы думаете, почему народы Севера не боятся лютых морозов? (Теплая одежда). Верно, а из чего шьют одежду?
- Полюбуйтесь одеждой жителей Севера. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2- 4 )
- Изделия из оленьих шкур, расшитые бисером и подшейным волосом, выглядят как национальные художественные ценности.
Все свободное время были заняты женщины-северянки пошивом и украшением одежды, обуви, головных уборов, рукавиц. По сложности и красоте вышивок и других форм декора оценивалась способность девушки стать женой и матерью.
- Что придает особую красоту вещам из меха? (Узор, орнамент)
- Верно, северяне изготавливают искусно орнаментированные одежду, обувь. Каждый мастер, по-своему используя художественные традиции своего края, выражает дух народа, его представление о прекрасном.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл.5 - 6).
- Орнамент используется при изготовлении изделий их меха, сукна, бисера. Орнаментом украшалась мужская и женская одежда, сумки различной конфигурации и размеров, служащие для хранения семейного и личного имущества (пороха, предметов женского рукоделия и др.).
Орнамент из меха используется при изготовлении меховых изделий: национальной одежды, обуви, сумок, капоров, покрытий на нарты, бурок. Техника его изготовления — меховая мозаика. К орнаментальной отделке относится и аппликация по меху и сукну, вышивка бисером.
Орнамент из бисера (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7) является в последние десятилетия одним из часто используемых северянами декоративных средств. Основная техника его создания — нанизывание. Мотивы узорных лент из нанизанного бисера воспроизводят мозаичные бордюры, знакомые по меховой орнаментации.
- Кроме того, каждой народности присуща своя цветовая гамма, имеющая определённую символику. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл. 2 – 3 ) Например:
-
нганасаны используют только три цвета: черный, красный и белый. (Такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой по преданию произошёл род нганасан)
-
ненцы используют эффект контраста светлого и тёмного меха. Монохромный строй обогащают вставки сукна синего, зелёного и жёлтого цветов. Эти цвета ассоциируются с долгожданным летом, бурной, но короткой порой цветения природы.
-
долганы используют сочетание шести основных цветов. Это чёрный, белый, синий, красный, жёлтый, зелёный. Превалирующие цвета – красный и синий. Красный – олицетворение народного представления о солнце, синий – о бесконечности бытия.
- С какими видами орнамента мы с вами уже знакомы? (Растительный, геометрический).
- К какому виду вы отнесете орнамент северян? (Геометрическому) Почему?
- Верно, орнаментальные мотивы конструируются из квадратиков и ромбиков с помощью несложных вариантов их группировки, основанных на попеременном, шахматном чередовании темных и светлых частей узора. В основе многих, даже самых сложных по конфигурации мотивов лежат простые геометрические элементы: зигзаг, уголок, косой крест, ромб, полоса с отростками. Характерная черта орнаментации у народов - расположение орнамента на предмете в виде полосы, часто отмечающей край изделия – бордюр. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 8 – 11) или сетки.
Мотивы выстраиваются в бордюр, его секционное строение также отражает шахматный принцип компоновки узора. Мотиву или группе мотивов отведено здесь индивидуальное пространство, ограниченное вертикальными перегородками.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»