В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Интегрированный урок ОБЖ и обществознания "Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях"

Оксана Табуньщикова Оксана Табуньщикова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:3    просмотров: 3578
Краткое описание
Интегрированный урок, который можно провести в 9 - 10 классе совместно с учителем обществознания. Рассматривается история возникновения международного гуманитарного права, его источники, символы, принципы. Предполагается работа с документами, самостоятельная работа учащихся индивидуально и в парах, тест с самопроверкой. Урок имеет богатую воспитательную составляющую. Сопровождается презентацией.
Пожаловаться 19 января 2012
Файлы
КОНСПЕКТ УРОКА.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Табуньщикова Оксана Викторовна

учитель ОБЖ I квалификационной категории

МБОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов города Тамбова


МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


Интегрированный урок по ОБЖ и обществознанию, 9 класс

Урок сопровождается презентацией.


Цель: 1. сформировать представление учащихся об основных принци­пах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов; способствовать осознанию учащимися необходимости соблюдения норм, которые защи­щают жертв вооруженных конфликтов и регулируют поведение участни­ков военных действий;

2. развивать умение логически обосновывать суждения, пользоваться анализом и синтезом, аргументировать свою точку зрения;

3. воспитывать у учащихся уважение к человеческо­му достоинству, милосердие, сострадание к беззащитным.


Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Подводящая беседа.

Работа с высказываниями знаменитых людей.

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди.

Б. Шоу

Война – это не отношения между людьми, но между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты… Если цель войны – уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются, они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать.

Ж.-Ж. Руссо

Учитель объявляет тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Ребята, мы с вами познакомимся с отраслью права, ранее нами не изучаемой, это международное гуманитарное право. Вслушайтесь в это название и скажите, каково назначение этого права? О каких нормах здесь может идти речь? И почему мы говорим о Международном гумани­тарном праве? (Ответы учащихся.)

Итак, я открываю первую страницу нашего журнала «Из истории международного гуманитарного права».

1-я страница

ИЗ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА (МГП)

24 июня 1859 г. возле селения Сольферино разразилась битва, в которой столкнулись солдаты французской, итальянской и австрийской армий. 16 тыс. его участников пали на поле битвы, 40 тыс. получили ранения. Огромное поле боя было усеяно ранеными — они истекали кровью, погибали от жажды. Свидетелем этой ужасающей картины стал молодой швейцарец - предприниматель Анри Дюнан. Эта бойня потрясла его до глубины души. Более всего его поразило, что никто не оказывал помощь раненым, молящим о сострадании, о глотке воды. Дюнан обратился к жителям близлежащих селений с призывом помочь несчастным, не считаясь с тем, какой они национальности, в какой армии воевали, на каком языке говорят. Призыв “Все люди - братья” был услышан.

Анри Дюнан родился 8 мая 1828 г. в Женеве. Благополучный молодой человек с хорошим образованием успешно занимался коммерцией, был красив, умен. Ему пророчили блестящую карьеру. Неожиданно, оставив свои дела, он взялся за необычное и совершенно новое по тем временам дело – занялся созданием организации помощи жертвам войны.

В 1862 г. Дюнан издал книгу “Воспоминание о битве при Сольферино”, которую разослал европейским монархам, политическим деятелям, военачальникам, своим друзьям. Успех оказался мгновенным и превзошел все ожидания. Автор выступал за создание в европейских странах действующих на добровольных началах обществ по оказанию помощи раненым, за необходимость принять международное соглашение, которое гарантировало бы этим добровольцам признание и уважение.

В книге «Воспоминание о Сольферино» А. Дюнан впервые высказал идею о подготов­ке добровольных помощников военно-медицинской службе в мирное время, а также призвал созвать международный кон­гресс, на котором следует принять конвенцию о предоставле­нии правовой базы защите военных госпиталей и медицин­ского персонала. Таким образом, если первое положение книги А. Дюнана привело к созданию Красного Креста, то второе — к принятию Женевской конвенции.

Следует сказать и о том, что Россия играла самую ак­тивную роль как в создании общества Красного Креста, так и в создании правовых документов, положивших начало оформлению международного гуманитарного права. Рус­ский хирург Н. И. Пирогов, создавший общину сестёр милосердия в годы Крымской войны 1853-56 гг., считается предшественником А. Дюнана.

22 августа 1864 г. состоя­лась Дипломатическая конференция, на которой был при­нят первый правовой документ — Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых на поле боя». На этой же конференции был создан Международный комитет пяти, по­ложивший начало созданию общества оказания помощи ра­неным. В 1880 г. Комитет пяти был переименован в Между­народный комитет Красного Креста (МККК). Вскоре Женевская конвенция бы­ла принята всеми независимыми в то время государствами. С момента принятия первой Женевской конвенции на­чалось становление и развитие гуманитарного права.


2-я страница

ИСТОЧНИКИ МГП

Познакомимся с основными источниками МГП. Прежде всего, ими являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Каждая из четырёх Женевских конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооружённых конфликтов.

I Женевская конвенция обеспечивает правовую защиту больных и раненых в действующих армиях;

II – раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;

III – военнопленных;

IV – гражданского населения во время войны.

Принимая во внимание особенности вооружённых конфликтов, имевших место после 1949 г., содержание Женевских конвенций в 1977 г. было дополнено и расширено двумя Дополнительными протоколами.


Понятие «комбатант» было введено в международное гуманитарное право в 1907 г. Это одно из основных понятий в гуманитарном праве.

Комбатанты – лица, имеющие право принимать участие в военных действиях.


Практическая работа с текстами Конвенций и Протоколов

Задание: по текстам охарактеризовать отношение к каждой категории населения и в чём выражается их защита.

Вывод: слайд

В случаях международных и немеждународных вооружённых конфликтов необходимо вести военные действия, строго соблюдая нормы МГП, руководствуясь принципами гуманности. Признавая наличие особых потребностей у женщин и детей, МГП предоставляет им дополнительную защиту.

Международное гуманитарное право – отрасль международного права, совокупность правовых норм, основанных на принципе гуманности и направленных на защиту переставших участвовать в боевых действиях (военнопленных, раненых и больных из состава вооружённых сил), неучаствующих (гражданское население), гражданские объекты, культурные ценности и ограничивающих воюющих в средствах и методах ведения боевых действий.


Карточка.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – отрасль международного права, совокупность норм, которые

ДЕЙСТВУЮТ (когда?) ________________________________________________________

ЗАЩИЩАЮТ (кого?) _________________________________________________________

И (кого?) _________________________________________________________

(что?)_________________________________________________________

ОГРАНИЧИВАЮТ (кого?) ____________________________________________________

( в чём?) ___________________________________________________

ОСНОВЫВАЮТСЯ

НА ПРИНЦИПЕ (на каком?) __________________________________________________


МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – отрасль международного права, совокупность норм, которые

ДЕЙСТВУЮТ (когда?) в ситуации вооружённого конфликта

ЗАЩИЩАЮТ (кого?) неучаствующих (гражданское население)

И (кого?) переставших участвовать (раненых, больных, военнопленных)

(что?) гражданские объекты, культурные ценности

ОГРАНИЧИВАЮТ (кого?) воюющих

( в чём?) в выборе средств и методов ведения боевых действий

ОСНОВЫВАЮТСЯ

НА ПРИНЦИПЕ (на каком?) гуманности


3-я страница

СИМВОЛЫ МГП.

МГП является юридической базой деятельности Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, которое в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооруженных конфликтов.

Отдавая должное Швейцарии, в которой зародилось движение, в ка­честве отличительной эмблемы покровительства раненым воинам было решено использовать обратное положение цве­тов швейцарского флага (белый крест на красном фоне) — красный крест на белом фоне. Несмотря на то, что эмблема носила не религиозный, а геральдический характер, сначала Турция, а затем и часть мусульманских стран в качестве символа стали использо­вать знак Красного Полумесяца. Женевская конвенция 1929 г. признала его в качестве второй официальной эмблемы МККК. Позднее еще несколько стран обратились просьбой о придании законного статуса их эмблемам, но по­лучили отказ. Для того чтобы исключить религиозные ас­пекты и тем самым способствовать укреплению единства лю­дей Земли, в 2005 г. на очередной Женевской конференции была утверждена новая эмблема международных гуманитар­ных организаций — Красный Кристалл (красный квадрат на белом фоне). Эта эмблема имеет одинаковый статус с прежними — Красным Крестом и Красным Полумесяцем.


4-я страница

7 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА

Учащиеся получают карточку с названиями принципов и их краткой характеристикой. Термины и их толкования даны вразброс. Необходимо найти правильное соответствие. В результате должно получиться следующее:


ГУМАННОСТЬ

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах, как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призва­но защищать жизнь и здоровье людей и обеспечи­вать уважение к человеческой личности. Оно спо­собствует достижению взаимопонимания, друж­бы, сотрудничества и прочного мира между народами.

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

Движение не проводит никакого различия по при­знаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать стра­дания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооружен­ных конфликтах и вступать в споры политическо­го, расового, религиозного или идеологического характера

НЕЗАВИСИМОСТЬ

Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны тем не менее всегда сохра­нять автономию, чтобы иметь возможность дей­ствовать в соответствии с Основополагающими принципами Красного Креста.

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ

В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

ЕДИНСТВО

В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полуме­сяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Движение является всемирным. Все националь­ные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.


  1. Закрепление

Учащимся предлагаются рисунки, иллюстрирующие некоторые принципы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Необходимо догадаться, о каких принципах идёт речь (Добровольность и Единство)


  1. Проверка усвоения изученного материала.

Тест.

1.Международное гуманитарное право – это…

А) совокупность норм, направленных на защиту прав человека в мирное время;

Б) совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооружённых конфликтов;

В) совокупность норм, направленных на защиту жертв стихийных бедствий.

2.Международное гуманитарное право защищает…

А) лиц, прекративших принимать участие в военных действиях,

Б) лиц, осужденных за попытку свержения правительства,

В) лиц, осужденных за террористические акты.

3.Основные документы Международного гуманитарного права – это…

А) Декларация прав человека,

Б) Устав ООН,

В) четыре Женевские конвенции (1949) и два дополнительных протокола к ним (1977).

4.Международное гуманитарное право защищает объекты…

А) производящие вооружение,

Б) производящие боеприпасы,

В) не служащие непосредственно военным действиям.

5. Какого цвета должно быть поле, в центре которого расположен Красный Крест (отличительный знак военной и гражданской медицинских служб)?

А) голубого,

Б) зелёного,

В) белого.

6. Какая из эмблем была принята позже других:

А) Красный Кристалл

Б) Красный Крест

В) Красный Полумесяц

7.Для обозначения людей, имеющих право принимать участие в военных действиях, в международном праве используется термин:

А) репатрианты,

Б) комбатанты,

В) интернированные.

8.Особую защиту международное гуманитарное право предоставляет:

А) раненым и больным,

Б) женщинам и детям,

В) добровольцам и партизанам.



9.Международное гуманитарное право запрещает любые средства и методы ведения войны, которые:

А) причиняют излишние повреждения и страдания;

Б) не наносят серьезный или долговременный ущерб природной среде;

В) позволяют проводить различия между теми, кто не участвует в военных действиях и теми, кто принимает в них участие.

10. Стороны, участвующие в конфликте:

А) свободны в использовании всех средств и методов ведения военных действий;

Б) могут использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;

В) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против военного объекта и имеет неизбирательное действие.

6. Самопроверка.

7. Подведение итогов урока.

7


Международное гуманитарное право по защите населения в ЧС.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru