В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Роль пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии детей

Роль пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии детей

Ирина Четверикова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2822
Описание
Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. 
Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.doc Скачать

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга







Роль пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии детей















Материал подготовлен

по страницам Интернет-сайтов

учителем-дефектологом

педагогом высшей квалификационной категории

ЧЕТВЕРИКОВОЙ Ириной Викторовной


















Санкт-Петербург, 2012г.

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Сведения о пальчиковой гимнастике

Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка.

В чем же причина задержки речи? Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Однако исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук.

Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр

Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов.

Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей.

В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции. 

Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых.

Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми.

С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Мало кто знает, что любимая всеми Сорока-ворона не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца:
Ты дров не носил,
воды не носил.

Игра имела продолжение.

Взрослый говорит:
Знай наперед:
Здесь водичка холодненька (и поглаживал ребенка у запястья).
Здесь тепленька (поглаживал у локтя);
Здесь горяченька (поглаживал у плеча);
А здесь – кипяток, кипяток! (щекотал под мышкой).

Такая игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.

Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук (игры Колечки, Чет-нечет и др.) Эти игры расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров.

При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении.

Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны.

Особое внимание к упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца следует уделять детям с 2-2,5 лет, так как самые маленькие дети в упражнениях используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.

Пальчиковый игротренинг является эффективным для детей с различными нарушениями, в том числе и речи.

На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему, например, прогулка в лес. Детям совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как улитка ползет, бабочка летает, трава колышется от ветра, прилетает птица, кормит их и т.д.

Примеры пальчиковых игр и упражнений.

«Птенцы в гнезде»









Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими.

«БИНОКЛЬ»







Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».

ИГРЫ С «ТЕНЬЮ»

ОРЕЛ.





СОБАКА







Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности. 


РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос