В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Открыта запись на курсы по ФГОС третьего поколения. Подробнее

Урок литературы по творчеству М. Цветаевой (11 класс)

Урок литературы по творчеству М. Цветаевой (11 класс)

Юлия Синягина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 10346 комментариев: 2
Краткое описание
Конспект урока, презентация, аудиозаписи
Описание

Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой:"Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"

 учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 25, г. Орска 

Синягина Ю.В
 
 Цели: 
 

     
  • образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.
  • развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, 
  • воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
  •  
 Средства обучения – тексты стихов Марины Цветаевой, опорные конспекты, компьютер, сообщения учащихся
Методы: 
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; 
по степени активности  учащихся: конструктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические,  наглядные.
стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
мыслительной деятельности: аналитические, сравнения, 
контроля и самоконтроля: устный;
  — по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный
 Тип урока – комбинированный.
 Оборудование: выставка книг Цветаевой, проектор, компьютер, презентация
 На доске:
Андре́й Вячесла́вович Кура́ев  священнослужитель Русской Православной Церквипротодиакон; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер
Серге́й Я́ковлевич Эфрон (1893—август 1941) — публицистлитератор, офицер Белой армиимарковец, агент НКВД, репрессирован. 
 Ариа́дна Серге́евна Эфро́н (19121975) — переводчица, мемуарист, художница, искусствовед; дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 годуИрина Сергеевна Эфрон (1917—1920) — дочь (умерла от голода в детском приюте).  Георгий Сергеевич Эфрон (или «Мур», как его называла Марина) (1925—1944; умер от ранений?) — сын. Анастасия Цветаева  (18941993)- русская писательница, младшая сестра М. Цветаевой
  
 “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...” 
Марина Цветаева

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 15000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой (Восстановлен).docx Скачать


















Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой:

"Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"









Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 25, г. Орска

Синягина Ю.В.















Цели:

  • образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.

  • развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться,

  • воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.

Средства обучения – тексты стихов Марины Цветаевой, опорные конспекты, компьютер, сообщения учащихся

Методы:

- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;

- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные.

- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

- мыслительной деятельности: аналитические, сравнения,

- контроля и самоконтроля: устный;

- по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: выставка книг Цветаевой, проектор, компьютер, презентация

На доске:

Андре́й Вячесла́вович Кура́ев священнослужитель Русской Православной Церкви, протодиакон; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер.

Серге́й Я́ковлевич Эфрон (1893—август 1941) — публицист, литератор, офицер Белой армии, марковец, агент НКВД, репрессирован.

Ариа́дна Серге́евна Эфро́н (19121975) — переводчица, мемуарист, художница, искусствовед; дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. Ирина Сергеевна Эфрон (1917—1920) — дочь (умерла от голода в детском приюте). Георгий Сергеевич Эфрон (или «Мур», как его называла Марина) (1925—1944; умер от ранений?) — сын. Анастасия Цветаева (18941993)- русская писательница, младшая сестра М. Цветаевой



Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...”

Марина Цветаева

Ход урока

I. Оргмомент

II. Основная часть

  1. Вступительное слово учителя к теме:

Особое место среди поэтов Серебряного века принадлежит М.И. Цветаевой (фото). Сегодня мы будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.

Обратите внимание на тему урока. Это слова М. Цветаевой.

Скажите, к кому обращены эти слова?

(К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит Цветаева обращается к каждому из нас.)

Ее слова что это? Просьба ли? Призыв или требование?

Как вы думаете?

(Наверное, и первое и второе, и третье.)

Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимание. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.

Поэтому цель нашего урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте Серебряного века. Потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она была и творила, и любила, и страдала, и жила. И понять как – это тоже цель нашего урока. И, наверное, в том, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.

  1. Запишите тему урока, (чтение учителем стихотворения “Идёшь на меня похожий!”)

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала-тоже!

Прохожий, остановись!


Прочти -- слепоты куриной

И маков набрав букет-

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.


Не думай, что здесь-могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!


И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!


Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед:

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.


Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.


Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...

-- И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли. Коктебель, 3 мая 1913

Мне кажется, сама Цветаева произнесла бы эти слова с какой-то затаённой, до конца не выстраданной болью.

– Почему? Потому что при жизни её стихи были мало кому известны. И после её смерти сборники не печатались. Свой читатель у Цветаевой появился недавно: после 85-го года.

Книги о Цветаевой, о её творчестве, сборники стихов были изданы к знаменательным датам: к 100-летию и 50-летию со дня смерти. Обращение к выставке книг “Моим стихам...”

Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет эти пророческие строки: “Моим стихам, написанным так рано... (Читает ученик)

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,


Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

-- Нечитанным стихам!


Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед. Коктебель, 13 мая 1913

И она была права: её сейчас изучают в школе, её издают, на её стихи написаны песни. А самое главное – она имеет своего читателя, которого она имела при жизни, о котором она так мечтала. (Её имя произносят почтительно). Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в телефильме “Ирония судьбы или с лёгким паром”, “Мне нравится...” и “У зеркала” Вот одна из них: (Звучит песня “Мне нравится...”)

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.


Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!


Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!


http://www.litera.ru/stixiya/img/spacer.gif

Прослушав песню, можно сказать, о чём она писала?

3. Работа с эпиграфом

Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”- это слова Цветаевой. Ещё она говорила: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой” Следуя её совету, обратимся к её стихам, хотелось бы, чтобы, читая и слушая их, вы могли представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её стихи?! Послушаем короткое стихотворение Цветаевой, но какая простая мудрость в нём о терпимости. (Читает ученик: “Я знаю правду!”)

Я знаю правду! Все прежние правды-прочь!

Не надо людям с людьми на земле бороться.

Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.

О чем -- поэты, любовники, полководцы?


Уж ветер стелется, уже земля в росе,

Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,

И под землею скоро уснем мы все,

Кто на земле не давали уснуть друг другу.3 октября 1915

Вывод учителя: стихи Цветаевой непросты, в них нужно вчитываться, вдумываться. Я думаю, узнав её биографию, вы лучше её поймёте.

Итак, по ходу сообщений ребят составляем хронологическую таблицу.



Рассказ № 1 М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г. в центре Москвы в небольшом уютном доме. Она родилась в семье профессора-искусствоведа И.В. Цветаева и его жены Марии Александровны, талантливой пианистки. От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира встречаются в её произведениях. Своих дочерей она назовёт греческими именами: Ариадна и Ирина. “От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. После такой матери мне осталось одно – стать поэтом” – писала Цветаева.

Дополнение учителя: Потом она напишет о своём рождении: “Красною кистью рябина зажглась...” и т.д. Как и многие поэты, Марина верила указующим знакам судьбы. Она прочитала гороскоп своей судьбы: полночь, листопад, рябина, жаркая и горькая на излёте осени. Рябина, пылающая и горькая на излёте осени, станет символом её судьбы, горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.

Рассказ № 2 Стихи начала писать в 6 лет. Любимым поэтом с детства до конца дней стал Пушкин. В 3 года она узнала, что Пушкина убили на дуэли. Она писала потом: “Пушкин был первым моим поэтом, и моего первого поэта убили. Убили, потому, что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно”. Напишет книгу прозы: “Мой Пушкин” , где она пишет о своей любви к нему, к роману “Евгений Онегин”: Пушкин меня заразил любовью. Я влюбилась в Татьяну и в Онегина. И если потом я всю жизнь: первая писала, первая подавала руку, не страшась суда, то только потому, что Татьяна это сделала на моих глазах. И если потом, когда уходили, не подавала руки и т. п., то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей”. Татьяна для Марины – это урок смелости, урок гордости, урок верности, судьбы, одиночества.

Дополнение учителя Может быть, отсюда истоки её страстной, гордой поэзии о любви, любви невозможной, невзаимной. О такой любви она написала (звучит песня “У зеркала”, замечательное стихотворение “Мой милый, что тебе я ...”) (чтение стихотворения)

Вчера ещё в глаза глядел,

А нынче - всё косится в сторону!

Вчера ещё до птиц сидел,-

Все жаворонки - нынче - вороны!


Я глупая, а ты умён.

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

"Мой милый, что тебе я сделала?"


Вчера ещё - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал -

Жизнь выпала копейкой ржавою!


Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

"Мой милый, что тебе я сделала?"


Спрошу я стул, спрошу кровать:

"За что, за что терплю и бедствую?"

"Отцеловал - колесовать:

Другую целовать" - ответствуют.


Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

"Мой милый, что тебе я сделала?"


Все ведаю - не прикословь!

Вновь зрячая,- уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает смерть-садовница.


Само - что дерево трясти!-

В срок яблоко спадает спелое...

-За всё, за всё меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!

Рассказ № 3 Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом” . Это были стихи о детстве, о влюблённости, о смерти, т.к. рано потеряла мать. Книгу одобрили Н. Гумилёв, В. Брюсов, М. Волошин. Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался был М. Волошин. Главное, что отметил в её стихах – искренность. “Это очень юная и неопытная книга: её нужно читать подряд, как дневник, тогда каждая строка будет понятна. Это прекрасная книга о детстве из детства, исполненная истинно женским обаянием” Волошин станет ее другом и учителем на всю жизнь. Рассказ № 4 Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камушки. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь и который чудом уцелел и по сей день С. Эфрон, её возлюбленный, был ровно на год моложе её. Они обвенчались в январе. 1912 г. – свадьба Марины и Сергея, венчание

Есть такие голоса
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря... – это о нём

Из дневника Марины Цветаевой этих лет: “Серёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша. Наш брак до того не похож на обычный. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча-чудо...” II сборник “Волшебный фонарь”,выйдет в 1912 г., в год её бестревожного счастья. В нём будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда войдут стихи, посвященные дочери, которая родится 5 сентября 1912, рано утром, под звон колоколов. В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

- Говоря о развитии ее таланта, нельзя не сказать о тех, под чьим влиянием развивается её талант. Это были А. Ахматова, А. Блок.

Рассказ № 5 Анна Ахматова…Она вошла в жизнь Цветаевой как «прекраснейшая из муз», к ногам которой хотелось положить свои стихи, подарить что-то « вечное любви». “О. муза, прекраснейшая из муз...” – называла её”.

О Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце своё в придачу.

Рассказ № 6 Александр Блок… Они не были лично знакомы, но это не стало препятствием для любви. Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим. Он был послан на землю научить людей быть добрыми и милосердными.

Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ,
Имя твоё пять букв!
Я на душу твою - не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.

Рассказ № 7 1913 – Выход 3 сборника из двух книг. Вот по этим 3-м книгам знать Цветаеву в России до революции. Они вызвали большой интерес к автору. 1914 – Начинается I мировая война и недолгое бестревожное время заканчивается. Судьба распорядилась так, что Цветаева провела годы I мировой войны, революции в России. Её муж будет на фронте. А она одна останется с детьми (в апреле 1917 г. у неё родится вторая дочь Ирина). Она писала в это время о войне, где слышится голос в защиту страдающего народа. Жалость и печаль переполняли её сердце: стих “Белое солнце и низкие, низкие тучи”:

Чем прогневили тебя эти серые хаты
Господи! И для чего стольким простреливать грудь.
Поезд прошёл и завыл, и завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь...

С народным горем в её душу и стих входит тема родины, России. В ее стихах (1916–1917 гг.) этих лет появится много пространства, дорог, бегущих туч, каких-то злобных теней. Эти тревожные стихи войдут в ее книгу “Вёрсты”, которая не будет опубликована, сюда войдут стихи и поэмы, написанные в годы революции и гражданской войны, но они не станут достоянием читателя “по-моему литературному равнодушию”, как скажет она потом “Я жила, а мои книги лежали”.

Рассказ № 8 В годы революции и гражданской войны она вынуждена была, как и миллионы людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках с двумя детьми. 1918 – Её муж был в рядах белой армии. О его судьбе она не знала почти 3 года. Ее томила разлука, мучила неизвестность. “Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать – продано, сжечь – сожжено, чтобы не замёрзнуть”. Она отдала дочерей в приют, чтобы как-нибудь спасти от голода, но голод был и в приюте. Смерть дочери Ирины, “Спасало лишь одно - поэзия, надежда на встречу с любимым. Только в 1921 г. она узнала, что он жив и находится в Праге. В дневнике запишет :“С сегодняшнего дня – жизнь...” и начнёт готовиться к отъезду. В 1921 г., после восьмилетнего перерыва, в частном издательстве «Костры» вышла небольшая книжка М. Цветаевой «Версты» — всего 35 стихотворений, написанных с января 1917 по декабрь 1920 г.

Рассказ № 9 1922 – Марина Цветаева покидает Россию. Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины. 17 лет она проживёт за границей Берлин. Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской и незаслуженным позором в официальных кругах её родины. 3 года она проживёт в Чехии, под Прагой. Это будет самый светлый период жизни за границей. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925). 1925–1939 – живёт в Париже: ни стихи, ни поэмы, ни проза не появятся в её книгах после 25-го года, потому что книг не будет. Рок, о котором она писала, настигнет её и здесь, вдали от родины. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов.

Дополнение учителя Подлинным для неё несчастьем будет полное отсутствие читателя и слушателя. Однажды, отвечая корреспонденту, сказавшему, что ее не помнят, ока написала: “Нe помнят, а не знают. Я жила, а книги лежали. До эмиграции – 3 большие книги стихов пропали – не напечатаны. Потом я уезжаю за границу, а мой читатель остаётся в России, куда мои стихи не доходят. Итак, здесь без читателя, в России без книг “Разве это не подлинная трагедия для поэта!?» В эти годы часто обращается к прозе.

Рассказ № 10 В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др. Дальнейшие события сложились так, что она не могла плодотворно работать (1937 – возвращение в Россию дочери и мужа). Цветаева чувствует свою ненужность.1939 – возвращение в Россию. Её муж и дочь были обвинены в измене Родине и были арестованы. Родина встретила её неприветливо. Она была здесь чужая, скиталась по чужим углам вместе с сыном. Она старалась писать, делала переводы, разбирала архив.1941 – началась война, эвакуация в Елабугу. Силы ее были на исходе.

Дополнение учителя Ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить!
С волками площадей
Отказываюсь
– выть.

Поэт умирает – а его поэзия остаётся. Сбылось её пророчество: “Моим стихам настанет свой черёд” Её имя прочно вошло в историю нашей поэзии, духовной культуры и думается – навсегда. Я думаю, что, познакомившись с сё судьбой, вы лучше поймете её стихи; возможно и полюбите их. Анна Ахматова писала: “... Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии - не верьте этому. Её убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы мы были - безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся»

Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие кенотаф. Кенотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила.

В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой, тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено. Основанием для того послужило прошение младшей сестры Анастасии Цветаевой, а с нею — группы людей, в том числе диакона Андрея Кураева, к патриарху. (Допускается отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни)

III. Закрепление-обобщение

В чём трагедия судьбы М. Цветаевой как творческой личности?

Назовите темы её поэзии, Сборники.

Заканчивая рассказ о её судьбе, хочется вспомнить её замечательные стихи: “Уж, сколько их упало в эту бездну...”, которое звучит нам, как завещание - напутствие (чтение учеником)

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.


Застынет всe, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.


И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет всe -- как будто бы под небом

И не было меня!


Изменчивой, как дети, в каждой мине

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой,


Виолончель и кавалькады в чаще,

И колокол в селе...

-- Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!


-- К вам всем - что мне, ни в чем

не знавшей меры,

Чужие и свои?!

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.


И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто - слишком грустно

И только двадцать лет,


За то, что мне - прямая неизбежность -

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность,

И слишком гордый вид,


За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

-- Послушайте! - Еще меня любите

За то, что я умру. 8 декабря 1913

IV. Итоги урока. Оценки.

V. Д\з: 1) Конспект; 2) Стихи наизусть

11



Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой (2).rar Скачать
Обсуждение материала
Светлана Смирнова
15.02.2012 14:51
Спасибо!
Инна Малашенко
8.05.2012 18:41
Спасибо за урок, коллега.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос