Классный час "Кем быть —" (11 класс)
«КЕМ БЫТЬ?»
Тематический классный час в 11 классе «Кем быть?»
Цель:
-формировать информационную основу выбора профессии;
— создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;
-оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав профессиональные предпочтения обучающихся;
-помочь избежать ошибок в выборе профессии;
-познакомить с профессиями, которые являются перспективными в современном обществе;
-объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии;
-формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию
Подготовительная работа: разработка сценария, подготовка презентаций «Прекрасное далеко», оформление выставки «В поисках будущей профессии», работа над индивидуальными проектами «Моя будущая профессия». Проведение комплексного тестирования на профессиональное соответствие.
Ход классного часа
(Слайд 2) 1.Актуализация темы. (Рекламная тумба, на которой развешаны объявления о предоставлении и поисках работы)
Выходят юноша и девушка
Юноша: Привет, Настя! Что объявления читаешь? Работу ищешь?
Девушка: Да вот читаю объявления и думаю, какую профессию выбрать. Какие специалисты более востребованы на рынке труда, а проучишься 5 лет и будешь без работы сидеть.
Юноша: Будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Ты вообще-то кем хочешь стать?
Девушка: Я? Ну…. Может быть, менеджером, а может, экономистом. Нет лучше дизайнером!
Юноша: А почему ты решила выбрать такие профессии?
Девушка: Престижно, модно Приходишь куда – нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Комарова».
Юноша (передразнивает): Известный дизайнер Комарова.
А что знаешь об этой профессии?
Девушка: Вот поступлю, тогда узнаю.
Юноша: а я так не хочу. Я хочу стать программистом. Но не потому что это модно или денежно. А потому, что мне нравится работать на компьютере. И я уже сегодня много что умею. Я покупаю книги о компьютерах, выписываю журналы. Я хочу быть профессионалом в этой области
Девушка: Ты серьезно?
Юноша: Вполне! И тебе советую выбирать профессию, так чтобы она тебя тоже выбрала.
Девушка: Ты думаешь, у меня получится?
Юноша: Если чего – то очень сильно хочешь – непременно получится
Девушка: А давайте поговорим о профессиях, ведь мы скоро заканчиваем школу.
(Слайд 3) 1.Вступительное слово учителя.
Именно об этом мы сегодня и погорим. Тема классного часа «Кем быть?» На этот вопрос через несколько месяцев вы должны будете найти ответ. Скоро вам придется сделать в своей жизни очень серьезный выбор: выбрать профессию.
Этот выбор в ранней юности – один из важнейших.
Как показало тестирование большинство из вас уже готовы к выбору профессии, но ни один из вас не продемонстрировал высокую степень этой готовности. Значит, наш классный час будет очень актуальным и полезным!
Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно… Продолжите фразу. («… задуматься о будущем», «… выбрать работу по душе», «… найти свое место в жизни»).
Эти слова вы уже слышали — и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему.
(слайд 4)3.Целеполагание. В ходе сегодняшней беседы вы должны будете
-выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии;
-научиться планировать свою будущую карьеру.
-научиться адекватно оценивать свои способности и возможности.
4. Беседа.Вопрос «Кем быть?» задает себе каждый молодой человек. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
А возможен и другой путь: надо изучить прежде всего самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.
-Зачем человек трудится?
(Это потребность человеческой жизни, труд -средство самовыражения и развития личности. Л.Н.Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».
-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии? (Слайд 5) Социологи выделяют следующие основные факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата. Согласны ли вы с мнением специалистов?
-Как вы думаете, чем нужно руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся)
(Слайд 6) Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:
«Надо» — потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.
«Хочу» — желания, интересы, склонности личности,
«Могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.
Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.
5. Работа над составляющими правильно выбора профессии.
Давайте подробнее остановимся на каждой из составляющих правильного выбора профессии.
(слайд 7) Итак, первая составляющая «Надо» — потребности рынка труда.
На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.
-Какие профессии наиболее востребованы в наше время и какие будут востребованы через 7- 10 лет? Ответ на этот вопрос я попросила подготовить Абысова.А.
(слайд 8) Сообщение. На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:
профессии, связанные со сферой управления
профессии, связанные с внедрением компьютерной техники
строительные профессии
консультирование
профессии в сфере образования
профессии, связанные с сервисом семьи
профессии в области здравоохранения
профессии в области информации и связи
профессии, связанные с банковским делом
профессии в сфере производства
профессии, связанные с туристическим сервисом.
(слайд 9) А через 10 лет очень востребованными будут…
1.
Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)
2.
2.Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)
3.
3.Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец»
4.
Профессии, связанные с сервисом
5.
Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)
6.
Медицинские специальности (медсестра, врач)
7.
Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер
(Слайд 10) Итак, вторая составляющая «Хочу» (желания, интересы, склонности).
Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности, которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас — технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.
Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому — программировать что-либо на компьютере, третьему — исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.
Идеальное совпадение способностей и интересов — это и есть призвание.
Что можно сказать о желаниях, интересах, склонностях каждом из вас. Проведем небольшой тест, называемы «Психогеометрия»
(Слайд 11) Тест «Психометрия»
-У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин». Как вы понимаете ее смысл? (ответы) Именно поэтому при выборе профессии нужно обязательно учитывать особенности своего характера, склонности.
Недавно я пыталась определить ваши интересы и склонности в выборе профессий, используя методику Л. Йоваши. Хотели бы вы узнать, каковы ваши профессиональные склонности?
(слайд 12,13)Результаты тестирования.
На протяжении многих веков предпринимались также попытки найти связь между особенностями личности и знаком Зодиака, под которым родился человек. Хотели бы вы узнать, какой вид деятельности предписан вам в соответствии с вашим знаком Зодиака.
Профессиональный прогноз (Слайд 14,15)
Какая же профессия подойдет именно вами и будет соответствовать вашим интересам, характеру? Ответ на этот вопрос, поможет методика, разработанная Е.А.Климовым. Используя ее, я определила ваш профессиональных тип и могу ознакомить вас с результатами (слайд 16-21)
Результаты тестирования по методике, разработанной Е.А.Климовым
Думаю, что результаты диагностических исследований заставили вас и многом задуматься, а дальнейшем мне хотелось бы, чтобы вы учитывали их при выборе профессии.
(слайд 21)Третья составляющая «Могу» (уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения) Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
(слайд 22) Итог. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху.
(слайд 23 – 26) Рассказ о выдающихся людях.
-Люди, которые в свое время правильно сделали профессиональный выбор, состоялись в профессии, но и в жизни. Они сумели самореализоваться и много сделали для страны, для спорта, культуры, общества. Мне хотелось продолжить наш разговор рассказами о таких людях, чтобы вы поняли, что успех в жизни во многом зависит от успеха в профессиональной деятельности.
Рассказы учащихся о С. Федорове, А. Пугачевой, И. Родниной, В. Путине
Просмотр презентаций «Моя будущая профессия» (Чижов Н.- «Программист», Горюнова Е. – «Менеджер», Комарова А. – «Врач – педиатр»
-Я знаю, что некоторые из вас уже наметили свои профессиональные ориентиры. И мне хотелось бы, чтобы эти ребята рассказали о том, кем они хотят стать. И пусть их рассказы побудут для тех, кто еще всерьез не задумывался об этом, стимулом к профессиональному определению.
(слайд 27)10. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
-«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» — сказал Сенека (римский философ)
Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы)Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.
Давайте вспомним цель классного часа и подведем итоги нашей встречи
(цель — выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии; научиться планировать свою будущую карьеру, научиться адекватно оценивать свои способности и возможности)
-Узнали ли вы сегодня о себе что-то новое?
-Поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?
(слайд 28) Надеюсь, что то, что вы узнали, хотя бы немного вам в жизни пригодится. Мне хотелось бы, чтобы уходя из класса вы поняли, что
1) судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;
2) чтобы вы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
3) что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
4) С что счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.
А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте и небольшим сюрпризом.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
«Тропинка» Саматовой Л.С
Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Однажды размышляя о вашем будущем, я попробовала представить будущее каждого из вас. И вот что у меня получилось, Просмотр презентации «Прекрасное далеко».
ФЕДОРОВ Святослав Николаевич (1927 - 2000), российский офтальмолог.Родился в семье военного. В 1943, после окончания школы, поступил в Ереванское подготовительное артиллерийское училище, но учебу не закончил. В 1952 окончил медицинский институт в Ростове-на-Дону. После окончания института в течение года работал врачом-окулистом районной больницы в станице Вешенская. В 1957 стал заведующим клиническим отделом Чебоксарского филиала Государственного института глазных болезней. В 1960 создал искусственный хрусталик и впервые в стране провел уникальную операцию по его вживлению в глаз человека. В 1967 был переведен в Москву и возглавил кафедру глазных болезней. В 1973 впервые в мире разработал технологию операции по лечению глаукомы на разных стадиях. Основатель и с 1986 директор Межотраслевого научно-технический комплекса «Микрохирургия глаза». В 1996 возглавил Палату по науке, здравоохранению, образованию и культуре. 2 июня 2000 Святослав Федоров погиб в результате крушения . Автор 480 научных работ, 7 монографий, 238 авторских свидетельств, 130 зарубежных патентов и более 180 изобретений. Удостоен званий «Заслуженный изобретатель СССР», «Герой Социалистического Труда» (1987) и др. В 1986 за научные исследования в области офтальмологии и микрохирургии глаза был удостоен высшей награды РАН — Золотой медали имени М.В.Ломоносова, являлся лауреатом ряда международных научных премий.
ПУГАЧЕВА Алла Борисовна (р. 1949), российская эстрадная певица, народная артистка СССР (1991), член Общественной палаты РФ. Окончила дирижерско-хоровое отделение Московского музыкального училища им. Ипполитова-Иванова и режиссерский факультет ГИТИСа им. Луначарского (ныне РАТИ) (1981). Еще школьницей спела на радио песню «Робот, стань человеком». В 1972-73 выступала в оркестре. В 1974-75 работала в ансамбле «Веселые ребята». В 1975 стала обладательницей Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария) с песней «Арлекино», после которой певица стала по-настоящему популярной. Певицей были подготовлены яркие эмоционально насыщенные концертные программы: «Монологи певицы», «Пришла и говорю», «Рождественские встречи». Ею создан целый ряд песен на слова известных поэтов (Ахматовой, Мандельштама). 1988 год ознаменовался созданием «Театра песни», давней мечты Пугачевой, ставшей художественным руководителем театра-студии.Пугачева объездила весь мир со своими сольными программами. В 1992 получила приз «Овация» в номинации «Лучшая певица года», в 1994 — в номинации «Живая легенда», в 1995 — в номинации «Лучший режиссер-постановщик». В 1999 награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
До последнего времени Пугачева продолжает активную творческую деятельность. Она постоянный участник престижных концертов и телевизионных шоу. Певица регулярно выпускает новые компакт-диски, последним из которых является альбом «Живи спокойно, страна!» (2003). В декабре 2003 она была удостоена премии «Золотой граммофон» «Русского радио».
РОДНИНА Ирина Константиновна (р. 12 сентября 1949, Москва), российская спортсменка и тренер (фигурное катание), заслуженный мастер спорта (1969). Чемпионка Олимпийских игр (1972, 1976, 1980), мира (1969-78), Европы (1969-78, 1980), СССР (1970-71, 1973-75, 1977) в парном катании (в 1968-72 с А. Н. Улановым, в 1973-80 с А. Г. Зайцевым). Член Общественной палаты РФ. В детстве Ирина часто болела; чтобы закалить ее, родители записали девочку в школу фигурного катания ЦСКА. Вскоре с фигуристкой начал заниматься тренер Станислав Жук, который сумел оценить ее характер и талант. В 19 лет Ирина дебютировала вместе А. Улановым на чемпионате Европы в Гармиш-Партенкирхене, и неожиданно для всех они стали чемпионами. Ирина выиграла все соревнования, в том числе три Олимпиады (Саппоро, 1972; Инсбрук, 1976; Лейк-Плесид,1980) и 10 чемпионатов мира (1969-1978). За спортивные успехи Ирина награждена орденами Трудового Красного Знамени (1972) и Ленина (1976). Роднина — автор книги «Негладкий лед» (1978).В1990-1999 жила в США, работала тренером в Лейк-Эрроухед. В 1995 воспитанники Родниной — чешская пара Радка Коваржикова и Рене Новотны — стали чемпионами мира. После этого успеха Ирине была вручена персональная грамота от президента, а вскоре приобрела статус почетного гражданина Чехии. В 1999 вернулась в Москву, где возглавила центр фигурного катания.
ПУТИН Владимир Владимирович российский государственный деятель, бывший президент Российской Федерации .Родился в семье рабочего, отец — участник Великой Отечественной войны, мать пережила блокаду Ленинграда. В 1975 окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ). Мастер спорта по самбо (1973) и мастер спорта по дзюдо (1975). По окончании ЛГУ был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1976-1990 служил в Первом главном управлении (внешняя разведка) КГБ СССР, долгое время работал в Германии, в Дрездене в расположении Западнойт группы войск ГДР. В 1990, выйдя в отставку в чине подполковника, вернулся в Ленинград, где работал проректором Ленинградского университета по международным связям. В 1990 стал советником председателя Ленсовета А. А. Собчака. В 1996 перебрался в Москву, где получил пост в администрации президента РФ.В июле 1998 был назначен директором Федеральной службы безопасности РФ. После добровольной досрочной отставки в декабре 1999 первого президента России Б. Н. Ельцина занял пост исполняющего обязанности президента РФ. В марте 2000 победил на президентских выборах. В марте 2004 был избран на второй срок. Сейчас является Председателем Правительства РФ
Цель использования презентации - наглядное представление информации
Презентация выполнена с использование Power Point 2007
Количество слайдов –31
Смена слайдов прописана в разработке классного часа
Чижова Н.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ им. М.И.Калинина КАШИНСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА в 11 КЛАССЕ
«КЕМ БЫТЬ?»
Тематический классный час в 11 классе «Кем быть?»
Цель:
-формировать информационную основу выбора профессии;
- создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;
-оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав профессиональные предпочтения обучающихся;
-помочь избежать ошибок в выборе профессии;
-познакомить с профессиями, которые являются перспективными в современном обществе;
-объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии;
-формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию
Подготовительная работа: разработка сценария, подготовка презентаций «Прекрасное далеко», оформление выставки «В поисках будущей профессии», работа над индивидуальными проектами «Моя будущая профессия». Проведение комплексного тестирования на профессиональное соответствие.
Ход классного часа
(Слайд 2) 1.Актуализация темы. (Рекламная тумба, на которой развешаны объявления о предоставлении и поисках работы)
Выходят юноша и девушка
Юноша: Привет, Настя! Что объявления читаешь? Работу ищешь?
Девушка: Да вот читаю объявления и думаю, какую профессию выбрать. Какие специалисты более востребованы на рынке труда, а проучишься 5 лет и будешь без работы сидеть.
Юноша: Будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Ты вообще-то кем хочешь стать?
Девушка: Я? Ну…. Может быть, менеджером, а может, экономистом. Нет лучше дизайнером!
Юноша: А почему ты решила выбрать такие профессии?
Девушка: Престижно, модно Приходишь куда – нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Комарова».
Юноша (передразнивает): Известный дизайнер Комарова.
А что знаешь об этой профессии?
Девушка: Вот поступлю, тогда узнаю.
Юноша: а я так не хочу. Я хочу стать программистом. Но не потому что это модно или денежно. А потому, что мне нравится работать на компьютере. И я уже сегодня много что умею. Я покупаю книги о компьютерах, выписываю журналы. Я хочу быть профессионалом в этой области
Девушка: Ты серьезно?
Юноша: Вполне! И тебе советую выбирать профессию, так чтобы она тебя тоже выбрала.
Девушка: Ты думаешь, у меня получится?
Юноша: Если чего – то очень сильно хочешь – непременно получится
Девушка: А давайте поговорим о профессиях, ведь мы скоро заканчиваем школу.
(Слайд 3) 1.Вступительное слово учителя.
Именно об этом мы сегодня и погорим. Тема классного часа «Кем быть?» На этот вопрос через несколько месяцев вы должны будете найти ответ. Скоро вам придется сделать в своей жизни очень серьезный выбор: выбрать профессию.
Этот выбор в ранней юности – один из важнейших.
Как показало тестирование большинство из вас уже готовы к выбору профессии, но ни один из вас не продемонстрировал высокую степень этой готовности. Значит, наш классный час будет очень актуальным и полезным!
Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу. («...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни»).
Эти слова вы уже слышали — и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему.
(слайд 4)3.Целеполагание. В ходе сегодняшней беседы вы должны будете
-выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии;
-научиться планировать свою будущую карьеру.
-научиться адекватно оценивать свои способности и возможности.
4. Беседа. Вопрос «Кем быть?» задает себе каждый молодой человек. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
А возможен и другой путь: надо изучить прежде всего самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.
-Зачем человек трудится? (Это потребность человеческой жизни, труд -средство самовыражения и развития личности. Л.Н.Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».
-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии? (Слайд 5) Социологи выделяют следующие основные факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата. Согласны ли вы с мнением специалистов?
-Как вы думаете, чем нужно руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся)
(Слайд 6) Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:
«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.
«Хочу» - желания, интересы, склонности личности,
«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.
Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.
5. Работа над составляющими правильно выбора профессии.
Давайте подробнее остановимся на каждой из составляющих правильного выбора профессии.
(слайд 7) Итак, первая составляющая «Надо» - потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.
-Какие профессии наиболее востребованы в наше время и какие будут востребованы через 7- 10 лет? Ответ на этот вопрос я попросила подготовить Абысова.А.
(слайд 8) Сообщение. На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:
профессии, связанные со сферой управления
профессии, связанные с внедрением компьютерной техники
строительные профессии
консультирование
профессии в сфере образования
профессии, связанные с сервисом семьи
профессии в области здравоохранения
профессии в области информации и связи
профессии, связанные с банковским делом
профессии в сфере производства
профессии, связанные с туристическим сервисом.
(слайд 9) А через 10 лет очень востребованными будут …
-
Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)
-
2.Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)
-
3.Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец»
-
Профессии, связанные с сервисом
-
Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)
-
Медицинские специальности (медсестра, врач)
-
Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер
(Слайд 10) Итак, вторая составляющая «Хочу» (желания, интересы, склонности). Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности, которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.
Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.
Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.
Что можно сказать о желаниях, интересах, склонностях каждом из вас. Проведем небольшой тест, называемы «Психогеометрия»
(Слайд 11) Тест «Психометрия»
-У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин». Как вы понимаете ее смысл? (ответы) Именно поэтому при выборе профессии нужно обязательно учитывать особенности своего характера, склонности.
Недавно я пыталась определить ваши интересы и склонности в выборе профессий, используя методику Л. Йоваши. Хотели бы вы узнать, каковы ваши профессиональные склонности?
(слайд 12,13) Результаты тестирования.
На протяжении многих веков предпринимались также попытки найти связь между особенностями личности и знаком Зодиака, под которым родился человек. Хотели бы вы узнать, какой вид деятельности предписан вам в соответствии с вашим знаком Зодиака.
Профессиональный прогноз (Слайд 14,15)
Какая же профессия подойдет именно вами и будет соответствовать вашим интересам, характеру? Ответ на этот вопрос, поможет методика, разработанная Е.А.Климовым. Используя ее, я определила ваш профессиональных тип и могу ознакомить вас с результатами (слайд 16-21)
Результаты тестирования по методике, разработанной Е.А.Климовым
Думаю, что результаты диагностических исследований заставили вас и многом задуматься, а дальнейшем мне хотелось бы, чтобы вы учитывали их при выборе профессии.
(слайд 21)Третья составляющая «Могу» (уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения) Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
(слайд 22) Итог. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху.
(слайд 23 – 26) Рассказ о выдающихся людях.
-Люди, которые в свое время правильно сделали профессиональный выбор, состоялись в профессии, но и в жизни. Они сумели самореализоваться и много сделали для страны, для спорта, культуры, общества. Мне хотелось продолжить наш разговор рассказами о таких людях, чтобы вы поняли, что успех в жизни во многом зависит от успеха в профессиональной деятельности.
Рассказы учащихся о С. Федорове, А. Пугачевой, И. Родниной, В. Путине
Просмотр презентаций «Моя будущая профессия» (Чижов Н.- «Программист», Горюнова Е. – «Менеджер», Комарова А. – «Врач – педиатр»
-Я знаю, что некоторые из вас уже наметили свои профессиональные ориентиры. И мне хотелось бы, чтобы эти ребята рассказали о том, кем они хотят стать. И пусть их рассказы побудут для тех, кто еще всерьез не задумывался об этом, стимулом к профессиональному определению.
(слайд 27) 10. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
-«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы) Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.
Давайте вспомним цель классного часа и подведем итоги нашей встречи
(цель - выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии; научиться планировать свою будущую карьеру, научиться адекватно оценивать свои способности и возможности)
-Узнали ли вы сегодня о себе что-то новое?
-Поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?
(слайд 28) Надеюсь, что то, что вы узнали, хотя бы немного вам в жизни пригодится. Мне хотелось бы, чтобы уходя из класса вы поняли, что
-
судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;
-
чтобы вы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
-
что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
-
С что счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.
А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте и небольшим сюрпризом.
Тысячи тропок
готовит судьба,
Сотни загадок в запасе
хранит.
Какой она будет – тропинка
твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь
ли ты водить корабли,
Или секреты веков
узнавать,
Построишь ли мост от Луны
до Земли
Может, ты станешь железо
ковать.
Вырастешь клоуном – самым
смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны
тоже на свете нужны –
Они отправляют
наши души в полет.
Выбрать какую
тропинку себе –
Не узнаешь, пока не
откроется дверь.
Человеком
старайся пройти по тропе
Поверь в свои
силы, в победу поверь.
«Тропинка» Саматовой Л.С
Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Однажды размышляя о вашем будущем, я попробовала представить будущее каждого из вас. И вот что у меня получилось, Просмотр презентации «Прекрасное далеко».
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Новые технологии для нового поколения. Интерактивная инфографика в детском саду как современный тренд в мнемотехнике»
- Методика работы с неговорящими детьми с ОВЗ по чтению и развитию речи ФГОС НОО
Преподаватель рассмотрел проблему будущей профессии своих выпускников с разных точек зрения и предложил различные пути решения выбора. В материалах представлены следующие формы работы: инсценировка, беседа, анализ современной ситуации на рынке труда, рассказ о выдающихся людях, работа над индивидуальными проектами «Моя будущая профессия» и показ презентаций учащихся, комплексное тестирование на профессиональное соответствие, прогноз по окончанию тестирования.
В методической разработке классного часа упоминается об оформлении выставки «В поисках будущей профессии», которой, к сожалению, читающий не увидел, можно было бы вставить фотографию, если мероприятие уже прошло.
Глубокое изучение проблемы делает ее интересной, познавательной, развивающей личности школьников для адаптации в сложном современном мире профессиональных отношений.
Хочется сказать спасибо преподавателю за добросовестный труд, небезразличное воздействие на своих воспитанников.