В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Проект на тему «Почему заяц зимой белый?»

Проект на тему «Почему заяц зимой белый?»

Татьяна Толпеева
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 8270
Краткое описание
Целью данного проекта предполагалось создание условий для изучения зайца, внешнего вида и его характерных особенностей. В проекте проводились опыты, образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию, игры по речевому и физическому развитию.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Проект Зайка 2 мл..docx Скачать















Проект:


«Почему заяц зимой белый?»










Разработали: Толпеева Татьяна Евгеньевна

Дианова Елена Владимировна

Республика Карелия,

Медвежьегорский район,

пгт. Пиндуши


2017 год



Тип проекта: групповой, информационно – исследовательский.http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Участники: дошкольники 3-х лет, педагоги и родители.

Продолжительность: среднесрочный, 2 недели.

Актуальность:

Рассматривая тематический альбом «Дикие животные» мы внесли интригу, поместив на одном развороте альбома двух зайцев в разное время года (белый и серый) так как дети заинтересовались тем, что зайцы в разных шубках стали задавать вопрос. Почему один зайчик серый, а другой белый? У детей появилась проблема, значимая для них, а у педагога появилась тема для  проекта.

Цель: создание условий для изучения зайца, внешнего вида и его характерных особенностей.

Целеполагание:

Для педагога:

1. Расширять первоначальное представление детей о животном мире, воспитание любви к животным (зайцам, желание помогать им).

2. Развивать эмоциональный отклик на литературное произведение, стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.

3. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; поддерживать интерес к движениям.



4. Формировать у детей интерес и положительное отношение к художественному творчеству; вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения. http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

5. Создать ситуацию успеха, формировать личную значимость каждого ребенка в жизни коллектива.

Для родителей:

1. Создать в семье благоприятных условий для развития личности ребенка в совместной деятельности: заучивание стихотворений, чтение сказок, совместные творчество детей и родителей.

2. Повысить уровень вовлечённости родителей в деятельность ДОУ как активных субъектов.

3.Оформление выставки «То ли зайки –то ли снег?!»

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Дети:

- знают о необходимых условиях для жизни зайчика.

Педагог:

- овладение техникой проектной деятельности;

- высокий уровень коммуникации детей, их речевая активность.

Родители:

- активно участвуют в образовательном процессе.







План работы по осуществлению проекта:

  1. Подготовительный этап

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Деятельность педагогов:

1. Поиск информации для реализации проекта: создание альбома о диких животных, образцы шкурок, подбор стихов, сказок, игр;


2. Подбор материалов для опытно – экспериментальной деятельности с детьми.


Деятельность детей:

1. Рассматривают иллюстрации, альбом с дикими животными, разучивание подвижных игр, речевых, музыкально – дидактических игр;

2. Обращаются с просьбой к родителям рассказать почему заяц зимой белый.


Деятельность родителей:

1. Помогают ребёнку узнать о жизни зайца зимой: читают сказки, стихи, идут в лес с детьми поискать следы зайчика;

2. Помогают в оформлении выставки: «Толи зайки – то ли снег?»












2 этап: Основной http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Разделы программы

Основные направления реализации проекта по образовательным областям

Социально – коммуникативное развитие

1.Режиссёрская игра: зайчик испугался волка и убежал; 2.игровая импровизация: изображение весёлых зайчиков,

3.дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Собери из частей целое», «Кто, что ест?», «Назови ласково».

4.Настольный кукольный театр.

Познавательное развитие

1.Беседа с детьми «У кого какие шубки?».

2.Наблюдение за живым объектом (зайцем).

3.Опыты: «Почему заяц зимой белый?», «Какая шубка теплее?», «Найди зайчонка». (Приложение №1)



Речевое развитие

1.Заучивание стихов о зайчике,

2.Речевая игра: «Жил – был зайчик».

3.Отгадывание загадок.

4.Чтение сказок «Почему заяц летом серый, а зимой белый?», «Почему зайцы зимой белые шубки носят» (приложение №2)

Художественно – эстетическое развитие

1.Рисование «Пушистый зайчик»

2.Коллективная аппликация «Зайка».

3.Лепка зайчика из пластилина, а затем раскрашивание его в белый цвет

4.Музыкально – дидактическая игра: «Зайчики и лисички».

5.Танцевально – ритмическая игра: «Скачут зайки по дорожке» (Приложение №3)

Физическое развитие

1.Утренняя гимнастика «Заячья зарядка»

2. Пальчиковые игры, физкультминутки.

3.Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Лиса и зайцы», русская народная игра «Прыг да скок». (Приложение №4)



Заключительный этапhttp://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

1. Итоговое мероприятие: физкультурное развлечение: «В гости к зайке»

2. Презентация в виде детских работ.

3. Выставка рисунков, поделок: «То ли зайки – то ли снег?!»

Оценка результатов

За сравнительно короткое время реализации проекта уровень знаний о жизни животных на примере зайчика значительно повысился. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Дети:

1. Имеют представление, кто такой зайкапознакомились с внешним видом зайца и его характерными особенностями.

2. Обогатилась речевая и двигательная активность.

3. Сформировано положительное отношение к художественному творчеству, эмоциональный отклик на музыкальные произведения.

4. Начала проявляться личная значимость каждого ребенка в жизни коллектива.

Педагоги:

1. Повысился уровень творческой инициативы, умение к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

2. Создала условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Родители:

1.Повысился уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.



Приложение №1http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Опыт №1: Почему заяц зимой белый?

- Вырежьте из белой бумаги силуэт зайчика.

- Положите силуэт зайчика на лист белой бумаги. Прикрепите. Можно чуть приклеить клеящим карандашом. Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово и можно подозвать детей к себе. Скажите, что Вы придумали для него загадку. Вы сейчас покажете кого-то, а он попробует догадаться, кто это.

- Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите Вашу картинку малышу (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего ребенок скажет, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Спросите ребенка, почему так трудно догадаться, кто это?

- А теперь, открепите силуэт и положите на зеленый фон. Покажите ребенку тоже издалека. Спросите малыша, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

Опыт №2: Найдём зайчика

На участке заранее прячут зайца серого и зайца белого. Детям предлагают их найти. Как только дети найдут, спросите, почему вы быстрее нашли серого зайца, а зайца белого не сразу?

Опыт №3: Какая шубка теплее?

Возьмите две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю. А другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть малыш сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объясните, что животным на



зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Приложение №2

C:\Users\Лидия\Desktop\проект зайка\b0854382281518098506585fd7c7bf3e.png

Речевая игра «Зайчики»

Цель: Постараться, проговаривая слова выполнять движения.

Жили – были зайчики


Жили – были зайчики

На лесной опушке

В беленькой избушке

Мыли свои лапочки

Мыли свои ушки.

Наряжались зайчики -

Надевали тапочки.


Три пальца сжимают в кулак, указательный и средний – ушки.

Хлопают в ладоши.

Показывают ушки.

Показывают домик.

Трут ушки

Моющими движениями ладонями рук.

Ладонями двигают по туловищу сверху вниз

Показывают, выставляя по – очереди ноги на пятку.



Стихиhttp://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Поменяли шубки зайки

Разбежались по лужайке.

Шубки белые у всех!

То ли зайки – то ли снег?!



Т. Прописнова

Заяц лёг на бугорок, 
Подремать решил часок. 
А пока он сладко спал, 
Первый снег на землю пал. 
Вот проснулся заяц серый, 
Удивился: 
- В чём же дело? 
Был я сер, а стал я бел, 
Кто меня переодел?


И. Пивоваровой


Заяц зимой

В белой шубке, пока снега нет, заяц на виду у всех врагов. Оттого и ждут зайцы снега, как избавления от своих страхов. Спасает снег зайцев и от холода. В сильные морозы и бураны забираются они на отдых в снежные норы – пещеры под стволами поваленных деревьев. Зимой под снегом не найти зайцам зелёных побегов. Приходиться грызть горькую кору и жёсткие ветки.

(По Л. Сонину)

Сказка «Почему заяц летом серый, а зимой белый?»

Жил в лесу Зайчик в серой шубке. Всю весну, лето и осень он бегал по лесу и лугу и радовался жизни. Его серая шубка была почти незаметна среди высокой травы и пёстрых цветов.
Но вот пришла зима. Снег укрыл землю, укутал деревья и кустарники. И зайчик вдруг понял, что его серая шубка на белом снегу далеко видна. Стало

ему страшно, что хищные звери его увидят. Забился он под куст и дрожит. Вдруг из-под снега выскочила Мышка:http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

- Ты чего, Заяц, под кустом сидишь, как осиновый лист дрожишь?

- Моя шубка серая на белом снегу далеко видна. Мне страшно: меня хищные звери увидеть могут.

- А ты выкопай норку поглубже, заберись в неё и зимуй. Никакие звери тебя не увидят.

- А что я кушать буду?
- Ну, не знаю. У меня в норке полная кладовочка зёрнышек припасена.
- Нет, Мышка, мне это не подходит. Мы, зайцы, не делаем запасов на зиму.
- Ну, как знаешь!

Мышка нырнула в снег и исчезла. А Заяц подумал:

- Дай-ка и я в снег закопаюсь. Может не так страшно будет.

И стал он лапками снег разгребать. Разгребал, разгребал и вдруг видит – под снегом кучка опавших листьев зашевелилась, и из неё вылезает колючий Ёжик:
- Ты зачем, Заяц, меня разбудил?
- Прости пожалуйста, я нечаянно!
- А что это ты под кустом сидишь, как осиновый лист дрожишь?
- Моя шубка серая на белом снегу далеко видна. Мне страшно: меня хищные звери увидеть могут.
- А ты найди ямку, свернись клубочком, листвой укройся, а снегом тебя и так присыплет. Вот и спи до весны. Никакие звери тебя не увидят.
- А как же ты, Ёжик, спишь и от голода не умираешь?
- Так я всё лето и осень хорошо кушаю, жирок под кожей коплю. Вот он меня зимой и согревает, и питает.
- Нет, я так не умею. Я от голода умру.
- Ну, тогда закидай меня листьями. Мне спать надо.

Лёг Ёжик в ямку, а Заяц его листвой укрыл и снегом присыпал. А сам опять под кустом дрожит. Тут к нему Белочка заглянула:

- Ты чего это под кустом сидишь, как осиновый лист дрожишь?http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

- Моя шубка серая на белом снегу далеко видна. Мне страшно: меня хищные звери увидеть могут.
- А ты найди на дереве дупло поглубже, залезь в него и сиди. Так тебя никакие звери не увидят.
- А что я кушать буду?
- Ну, не знаю. Я на зиму орехов, желудей запасла, грибов насушила. Самой хватит, а поделиться не могу.
- Нет, Белка, не умею я по деревьям лазить, и запасов у меня нет.
- Тогда я побежала. Дел много. Извини!

Сидит Заяц под кустом, дрожит и вдруг слышит: снег скрипит – кто-то идёт. Стало ему так страшно, что он и глаза закрыл. А шаги у самого куста остановились. Заяц глаза приоткрыл и видит: ветка у куста приподнимается, и под куст заглядывает сам Дедушка Мороз:

- А кто это у нас тут под кустом сидит, как осиновый лист дрожит?
- Это я, Заяц! - отвечает Заяц. У меня шубка серая на белом снегу далеко видна. Мне страшно – меня хищные звери увидеть могут!
- Ну, это дело поправимое, - говорит Дед Мороз.

Взял он Зайчика за ушки приподнял над землёй и подул на его шубку со всех сторон. А когда опустил на землю, увидел Зайчик, что шубка его стала белая, как снег, только кончики ушей остались чёрненькие, потому что за них Дед Мороз его держал.

С тех пор все зайцы зимой в белые шубки наряжаются, а летом опять серую шубку надевают и Деда Мороза благодарят.



Сказка «Почему зайцы зимой белые шубки носят»

Повстречались как-то в лесу Мороз и Заяц. Мороз стал хвастаться.
— Я самый сильный в лесу. Любого заморожу, в сосульку превращу.

Не хвастай, Мороз Васильевич, не заморозишь! — говорит Заяц. Спорили они, спорили, и решил Мороз заморозить Зайца.
И говорит:
— Давай поспорим, Заяц, что я тебя заморожу?
— Давай, — согласился Заяц.
Принялся тут Мороз Зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А Заяц стал прыгать и скакать. На бегу-то не холодно. Катается по снегу да поёт:
Зайцу тепло,
Зайцу жарко!
Греет, горит —
Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «До чего же крепкий заяц!» А сам ещё силь- нее морозит. А Заяц то на гору бегом, то с горы кувырком. Устал Мороз, а Заяц и не думает замерзать.
Говорит Мороз Зайцу:
— Разве тебя, косой, заморозишь — ловкий ты!
Подарил Мороз Зайцу белую шубу. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубах. http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Приложение №3

Музыкально-дидактическая игра: Слова и музыка М. Картушиной

«ЗАЙЧИКИ И ЛИСИЧКА»



 (Дети сидят на корточках, руки сложенны как «заячьи лапки»)

1. Мы - зайчики, мы - белые,  (Качают головой вправо-влево.)

Под елочкой сидим,

И ушками мы слушаем, (Поворачивают голову вправо-влево.)

И глазками глядим:

Не слышно ли лисички, (Встают и грозят указательным пальчиком одной руки.)

Не видно ли плутовки,http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Чтоб спрятаться зайчатам (Грозят указательным пальчиком другой руки.)

В сугробе очень ловко.

2. Послушайте, зайчишки, (Приставляют ладошку к уху «прислушиваются»)

Лиса спешит сюда.

В сугроб скорей, братишки,    (Садятся на корточки)

Не то придет беда!                           

Идет лиса-красавица, (Выходит «лисичка» и гуляет вокруг «зайчиков»)

Хвостом метет снежок.

Искать зайчат ей нравится: —

Найду я вас, прыг, скок!   (Говорит и грозит пальчиком.)

Не видать нигде зайчат,   (Разводит руки в стороны.)

Только хвостики торчат! ( «Лисичка» хлопает в ладоши, «зайчики» убегают на места)

Танцевально – ритмическая игра: «Скачут зайки по дорожке»

Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом. Обучать умению имитировать движения зайчиков.

          1. Зайки по дорожке,

              Топ-топ, ножки

  Весело шагают

              Ножки поднимают.     Проигрыш:  (кружатся)

          2. Зайки по дорожке,

              Прыг-скок, ножки.

              Маленькие ножки

              Скачут по дорожке.

          3. Заиньки устали

              Ножки гладить стали.

              Заиньки на спинку лягут,

              Ножками скорей помашут







Приложение №4http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Физкультминутка: «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – белые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.  Шагают

Два! Руками машут вместе.  Машут руками

Три! Присели, дружно встали.  Приседание

Все за ушком почесали.  Выполняют движение

На четыре потянулись.  Потянулись

Пять! Прогнулись и нагнулись.  Наклоны

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.  Шагают



Прыг да скок  (Русская народная игра)    

             Прыг да скок,

                                         Прыг да скок,

                                         Скачет зайка  -

                                         Серый бок.

                (Дети прыгают на двух ногах в разных направлениях.) 

                                          Летом – серенький,

                                          Зимой – беленький  (Прыгают вокруг себя.)  

                                          По лесочку

                                          Прыг-прыг-прыг,

                                            По снежочку

                                           Тык-тык-тык. (Прыгают в разных направлениях.)

                                          Под кусточком присел.

                                          Схорониться захотел. (Дети приседают.)  







Физкультурное развлечение: «В гости к зайке»http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Цель: Создать у детей радостное и веселое настроение, приобщать к здоровому образу жизни через физические упражнения.

Задачи: 1. Способствовать формированию начальных представлений о здоровом образе жизни;

2. Упражнять в ходьбе и беге колонной по одному, выполняя задания по указанию воспитателя;

3. Закреплять умение прыгать на 2-х ногах с продвижением вперёд;

4. Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых образов;

5. Воспитывать умение играть вместе; развивать дружеские чувства, положительные эмоций.

Оборудование: письмо, музыкальное сопровождение, ёлочки, кольца для прыжков, следы зайчика, костюм для вороны.



Ход развлечения:



Дети входят в зал, сидит ворона. Воспитатель обращает внимание на птицу.

Ворона: - Кар – кар, я вам письмо из леса принесла.

Воспитатель: Хотите узнать, кто прислал вам письмо?

Загадка поможет найти вам ответ! (читает загадку)

«Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку». Кто это?

Зайчик приглашает нас в гости на зимнюю полянку.

Воспитатель:

По сугробам мы шагаем,

              Выше ножки поднимаем!

              По сугробам мы идем

            И ничуть не устаем. (Ходьба с высоким подниманием колена.)

Холодно в лесу зимо

 Побежали все за мной!http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

С бегом будет веселей,

              С бегом будет нам теплей. (Быстрый бег в колонне.)

Ух, как холодно в лесу,

Но идти нам нужно. (Ходьба)

Чтоб согреться нам скорей

Попрыгаем все дружно! (Прыжки с продвижением вперёд)

Вот дошли мы до опушки

Чьи торчат тут ушки?

(Воспитатель и дети подходят к сугробу, где торчат заячьи ушки.)

Зайчик: Это я, зайчик, прыг-скок

Хвостик пушистый, беленький бок!

Воспитатель: Что ты, заинька – дружок, за сугробом сидишь?

Зайчик: (грустно). Боюсь выйти, вдруг встречу волка!

Воспитатель: Ты зайчишка выходи, на друзей погляди.

Чтобы лисы и волка не бояться, надо быть сильным и ловким.

А значит надо делать зарядку.

Зайчик: А как?

Воспитатель и дети: А вот так!

(Дети с зайчиком выполняют зарядку по музыку «Заячья зарядка»)

Заяц: У меня шубка белая и тёплая, но как же спасаться от лисы и волка?

Воспитатель и дети: Быстро бегать.

Заяц: Это я умею!

(Предлагает детям поиграть в игру «Лиса и зайцы»)

На земле снежок лежит

Зайка по лесу бежит.

Прыг – скок, прыг – скок,

Зайка по лесу бежит. (прыжки на 2 –х ногах с продвижением вперёд)

Мёрзнут ушки, мёрзнут лапки,

Нету варежки и шапки.http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп.

Ой, лиса бежит, зайчатки,

Убегайте без оглядки.

(Игра повторяется 2 – 3 раза)

Заяц: Я не только быстро бегаю, но и следы умею запутывать.

Воспитатель А как?

Заяц: А вот так!

(Предлагает пройти змейкой вокруг ёлочек, прыгать по кочкам)

Заяц: Вы ребята молодцы, быстро бегаете «змейкой» и ловко прыгаете.

Воспитатель: А ещё зайчонок, можно снежки бросать, в волка метко попадать.

Заяц: А как?

Воспитатель А вот так!

(Высыпает белые набивные мешочки, дети бросают друг в друга, в зайчика.)

Зайчик: (радостно)

Вот спасибо, вам, друзья!

Научили вы меня

Теперь от волка отобьюсь

Теперь я волка не боюсь!

Воспитатель: Помогли, ребятки, зайчику молодцы!

Заяц: У меня есть любимая игра называется "Сугробы и Снежинки".

Мы мороза не боимся,

Мы внимательны во всем,

Скажу "сугробы" - мы садимся,

Скажу "сосульки" - все встаем.

Как скажу "снежинки" – покружились.

Кто из вас внимательный мы сейчас узнаем.

Заяц: Какие вы все внимательные.

Ну спасибо, вам, ребята!

Весело со мной играли

И друг другу помогали

Вот поэтому, друзья,

Гостинец вкусный от меня.

(заяц предлагает морковку для ребят).

Воспитатель: Давайте скажем спасибо зайчику, попрощаемся и пойдем в детский сад. До свидания!

Заяц: До свидания!

Воспитатель: Короткой лесной дорогой отправимся домой.



Использованная литература

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Изд: ИП Лакоценина, 2009

  2. Изобразительная деятельность и художественный труд 2 младшая группа: Конспекты занятия / авт – сост. О.В.Павлова. – Изд. 2-е, - Волгоград: Учитель. – 2014. - 163 с.

  3. Сайт: Вектор – успеха. РФ ( http://21vu.ru/)

  4. rodnaya-tropinka.ru/

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif



















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров