В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Олеся Муковникова Олеся Муковникова
Тип материала: Урок
просмотров: 7623    комментариев: 2

Описание
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе
 
Презентация
 Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
 Цели:  — изучить правила поведения в природе;
— познакомить с цветами и бабочками луга; показать их красоту;
— обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; — выработки элементарных эколого-этических норм; 
— воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение.
Оборудование: презентация, смайлики «Солнышко», запись голосов птиц и шума травы, картинка Муравьишки Вопросика. 
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Долгожданный дан звонок – 
  Начинается урок.
— В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас? Покажите солнышко, которому соответствует ваше настроение.  (Ребята показывают смайлики с изображением солнышка)
2. Сообщение целей и темы урока.
— Ребята, вы любите прогулки? А  куда вы совершаете прогулки? А чем вы занимаетесь на прогулках?
— Сегодня мы тоже совершим прогулку. Мы с вами сегодня будем туристами.
— Как вы думаете, кто такие туристы?
(это люди, совершающие путешествия в целях отдыха и самообразования)
— Муравьишка Вопросик приглашает нас в гости к себе домой.
-А как вы думаете, куда, где его дом? 
— Он  познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми и  поможет ответить на вопросы: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; почему в лесу надо со-блюдать тишину?
 Сценка.
Слышится шум. К доске выходит лесогуб, ломает ветку дерева, топчет насекомых, ловит бабочек.
Учитель: Кажется, что-то случилось в нашем лесу. Включим наш телевизор. Послу-шаем экстренное сообщение из леса.
Диктор: Внимание! Внимание! Экстренное сообщение. В окрестностях наших лесов появился нарушитель спокойствия, разрушитель птичьих гнезд, губитель растений и животных – лесогуб.
Учитель: Думаю, надо послать наших дозорных – юных друзей природы и поймать злодея.
Лесогуб: Сказал, отпустите. Все равно всех погублю. Я может этих птиц, букашек, зверюшек с детства не люблю. Кусаются, колются, щиплются.
Учитель: Что же ты, лесогуб, в природе живешь и ее же и обижаешь?
Лесогуб: Я бедненький сиротка. Я в школу не ходил, правил не учил.
Учитель: А хотел бы научиться беречь все, что тебя окружает? Тогда садись с ребятами и слушай.
3. Знакомство с лугом. (Слайд луг)
— Ребята, Закройте глаза. Послушайте и представьте себе картину (включается запись голосов птиц, шелест травы, жужжание насекомых).
— Откройте глазки. Оглянитесь вокруг (показываю на слайд), как вы думаете, где мы с вами очутились?
— Совершенно верно, на лугу. А кого вы увидели в своих представлениях.
(Слайд: Заселяем луг: ромашка, колокольчик, жук, пчела, бабочка)
— Давайте оживим наш луг. Я буду загадывать загадки, кто отгадает, тот выходит  к доске и поселяет этого жителя на лугу.
Белая корзинка, 
Золотое донце. 
В ней лежит росинка 
И сверкает солнце.  (ромашка)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.   (колокольчик)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (бабочка)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.  (жук)
Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.   (пчела)
Слайд: дети на лугу учебник с.100
— Оказывается не мы одни сегодня туристы, другие ребята тоже пришли на луг.
— Расскажите, чем занимаются дети на лугу?
— Подумайте и словесно нарисуйте, каким будет луг после того, как уйдут эти дети.
(Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.)
Слайд: что принесли дети с собой с луга
– Что принесли домой дети с луга? (Букет цветов, бабочку.)
— Что будет с букетом через время?
– Что произойдет с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у нее сломались крылышки.)
– Правильно ли поступили дети? (Нет)
— А как нужно было поступить?
Слайд: учебник с. 100 дети фотографируют луг
— А теперь послушайте Виталика Башкирцева.
  …Давай пройдемся 
     медленно по лугу 
     И «здравствуй!» 
     скажем каждому цветку. 
     Я должен над цветами  наклониться 
     Не для того, чтоб рвать или срезать, 
     А чтоб увидеть   добрые их лица 
     И доброе лицо им показать. 
  Мне очень нравятся бабочки. Они великолепны во всем своем разнообразии. По-этому я не ловлю бабочек на лугу, а создаю их в своих работах из лепестков цветов, выращенных  в домашних условиях, так как садовые цветы можно срезать. А луговые  — нет.
— Вот такие работы выполнил Виталик.
— А почему бабочки и цветы всегда рядом? 
— Могут ли цветы и бабочки жить друг без друга? 
— Почему бабочки не могут жить без цветов?  (питаются нектаром) 
— Почему цветы не могут без бабочек? (бабочки их опыляют, чтобы у цветов были    плоды и семена)  
— Так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?  (Они не могут жить друг без друга.) 
— В природе ничто  не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее. А для этого, прежде всего надо усвоить простые правила в природе.
— Давайте еще раз повторим, какие правила нужно соблюдать на лугу.
Слайд: правила поведения на лугу: не рвать цветы и не ловить бабочек.
   Физкультминутка:
Мы по лугу прогулялись 
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем. 
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
     
4. Знакомство с лесом.
— А сейчас отгадайте загадку и скажите, куда теперь мы попали?
Дом со всех сторон открыт. 
Он резною крышей крыт. 
Заходи в зеленый дом — 
Чудеса увидишь в нем. 
— Правильно, это лес. 
 Слайд: лес 
— Ребята, есть такая фраза «Лес – наш друг». 
— Как вы думаете, почему мы лес называем другом?
— Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?
  Мы сегодня входим в лес,
  Полный сказок и чудес.
  Кто в глуши его таится?
  Что за зверь? Какая птица?
   Все узнаем без утайки!
   Разгадаем леса тайны!
— Лес – это многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь укрытие и корм. Лесные соседи живут дружно, потому что у каждого есть свой лесной этаж ( их 4), своя лесная квартира.
— Почему лес называют  многоэтажным домом?
— Какие этажи леса вы знаете? (Травы, грибы, кустарники, деревья)
— А сейчас мы поиграем в игру «Какой этаж?».  Мы будем животных и растения заселять в наш лес, но не просто так. Сначала я буду загадывать загадку, вы ее отгадываете, называете на каком этаже живет животное или растет растение, потом, стучите пальчиком по доске в нужном месте.
Слайд: заселяем лес: белка, мухомор, синичка, змея, орехи, земляника, сова
С ветки на ветку
Быстрый как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач. 
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал  (белка-1)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика   (синичка – 2)
Шелестя, шурша травой
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел   (змея – 4)
Угадайте что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это…   (сова -1)
А этот красавец
На беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки   (мухомор – 4)
Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и душистая
Попадает в кружки  (земляника – 3)
Растут на ветках группами,
Покрытые скорлупками  (орехи -2)
— Молодцы! А вы, ребята, любите ходить в лес?
— Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)
— Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)
— Что полезного находит человек в лесу? (Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное растения, орехи, звери, птицы, сено и т. д).
— Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами, (дарами леса)? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы).
— Послушайте, что однажды произошло в лесу, когда его посетил дикарь.
      «Дикарь в лесу»
Хозяйка белочка в лесу 
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви.
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
— Правильно ли вёл себя человек в лесу?
— Чего он не знал?
Слайд: дети в лесу учебник с 103
— Посмотрите на рисунок.
— Кто пришёл в лес? (Дети)
— Чем они заняты?
— Что стало с животными, которые жили на этой поляне?
— Почему они убегают?
— Правильно ли ведут себя дети в лесу?
— Могут ли эти дети услышать те звуки, которые слышали мы в начале урока? Почему? 
— Почему надо соблюдать тишину в лесу?
— Потому что это дом растений и животных, а мы в нем гости.
— Давайте послушаем Виталика Фатхуллина.
Территория нашего  края покрыта в основном лесной растительностью. Можно получить большое удовлетворение от общения с лесом, не сорвав ни единого цветка или листа, не обидеть жителей лесного дома. Наш лес называется тайгой, в нем есть болота, а в болотах тоже живут животные, например лягушки. Их тоже нужно беречь и охранять, так как они сами за себя постоять не могут. Поэтому я решил сделать свой проект в защиту этих животных.
— Ребята, мне хочется вспомнить слова Н.Сладкова из рассказа "Лесные тайнички":
"Хочешь услышать – стань… (невидим)
Хочешь услышать – стань...(неслышим)
Хочешь узнать – ..." (затаись).
– О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!) 
— Но в лесу кроме этого правила, нужно соблюдать еще множество других правил. Над этим работал Саша Вагнер, он сочинил сказку. Вы, ребята, послушайте и сделайте выводы, какие еще правила нужно соблюдать в лесу?
Чтение сказки.
5. Подведение итогов. 
Слайд: знаки-правила поведения в лесу.
— Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в лесу и всегда будем следовать им.
— В заключении мне хочется прочитать вам  стихотворение.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– ПОМНИТЕ об этом, ребята!
— Какое настроение у вас в конце урока? Почему? Ребята, подарите хорошее настроение, т.е смайлики, деткам из детского сада.
 
Пожаловаться 21 декабря 2011
Файлы
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    10 января 201214:45
    Сергей Колодин

    Уважаемая Олеся Викторовна!

    Не надо копировать и вставлять в описание загружаемого материала весь конспект урока. Пожалуйста, прикрепите его к описанию в том формате, в котором он у Вас сделан. Пожалуйста, обратите внимание на Требования к размещаемым в библиотеке Портала материалам.

    С уважением, С.А. Колодин.

  • Марина Гилярова
    14 января 201220:57
    Марина Гилярова

    Материал полностью отображен на странице, хотя замечание по оформлению давно написано в комментариях. Видимо преподавателю абсолютно все-равно, что происходит с его работой. Информация подобрана замечательная, но неудовлетворительным представлением своего проекта вы «зачеркнули» его адекватное восприятие. Не сомневаюсь, что урок прошел на высоком уровне, а методическая разработка составлена несоответствующим образом. В ней говорится о презентации, но она не была представлена на странице портала.
    Хочется пожелать преподавателю более ответственно относиться к выполняемой работе.

Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru