В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Однозначные и многозначные слова, слова-синонимы, слова-антонимы"

Татьяна Ковригина Татьяна Ковригина
Тип материала: Урок
просмотров: 2720
Краткое описание
Представлены Фантастическое экспресс-исследование "Создание планеты Солнечной системы" (проект совместной деятельности учащихся и родителей) и результат проектной работы - урок-путешествие на фантастическую планету "Лингвия" "Однозначные и многозначные слова, слова-синонимы, слова-антонимы" (с презентаций, подготовленной учащимися)

Описание

 Фантастическое экспресс-исследование "Создание планеты Солнечной системы"
 

 
Вид деятельности: творческая, познавательная, информационная, коммуникативная; проблемно-ценностное общение.
 Направление внеурочной деятельности: исследовательское, проектное.
 Вид проекта: информационно-творческий.
 Уровень результатов: приобретение знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности.
 Форма достижения воспитательных результатов: игра с ролевым и деловым акцентом, детский исследовательский проект (сотрудничество с родителями).
 Формируемые ключевые компетенции: общекультурная, учебно-познавательная, информационные, коммуникативные, личностное самосовершенствование.
 Учебная цель: создание условий для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле; реализации себя в интересующих областях практической, исследовательской, познавательной деятельности; реализации творческих способностей; развитие интереса к изучаемому материалу.
 Воспитательная цель: развитие творческой активности учащихся, умения работать в группе.
 Педагогические задачи: способствовать углублению знаний и расширению информации о планетах, космических кораблях, развитию интереса к изучаемому материалу; создать условия для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле, реализации себя в интересующих областях: практической, исследовательской, познавательной деятельности; содействовать реализации творческих способностей.
 
 
Пожаловаться 05 декабря 2011
Файлы
Экспрес-исследование (Панченко).doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Фантастическое экспресс-исcледование

(проект)

«Создание планеты Солнечной системы»

Вид деятельности: творческая, познавательная, информационная, коммуникативная; проблемно-ценностное общение.

Направление внеурочной деятельности: исследовательское, проектное.

Вид проекта: информационно-творческий.

Уровень результатов: приобретение знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Форма достижения воспитательных результатов: игра с ролевым и деловым акцентом, детский исследовательский проект (сотрудничество с родителями).

Формируемые ключевые компетенции: общекультурная, учебно-познавательная, информационные, коммуникативные, личностное самосовершенствование.

Учебная цель: создание условий для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле; реализации себя в интересующих областях практической, исследовательской, познавательной деятельности; реализации творческих способностей; развитие интереса к изучаемому материалу.

Воспитательная цель: развитие творческой активности учащихся, умения работать в группе.

Педагогические задачи: способствовать углублению знаний и расширению информации о планетах, космических кораблях, развитию интереса к изучаемому материалу; создать условия для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле, реализации себя в интересующих областях: практической, исследовательской, познавательной деятельности; содействовать реализации творческих способностей.


I. Подготовительный этап.

  1. Учащиеся ставят проблему (выбор темы исследования).

  2. Предлагают возможные варианты решения.

  3. Собирают материал (изучают фотографии, слайды, находят необходимые сведения в различных источниках информации).

  4. Делают сообщения.

  5. Готовят проект (макеты, рисунки).

  6. Защищают проект.


II Основной этап.

Деление учащихся на группы. (Руководителями групп являются родители.). Осуществляется сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет; используются собственные знания и опыт; проходит обмен информацией; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.


I группа «СОЗДАТЕЛИ»

  • Создание планеты Солнечной системы (отбор информации о планетах, сбор фотографий, рисунков)

  • Разработка проекта и построение макета фантастической планеты Солнечной системы «ЛИНГВИЯ»

Интервью с детьми (звуковая запись)

- Какой вы представляете фантастическую планету Солнечной системы?


II группа «ЭКСПЕРТЫ»

  • Создание космического корабля будущего (отбор информации о космических кораблях, сбор фотографий, рисунков)

  • Разработка проекта и построение макета космического корабля (из бумаги, картона, упаковок из-под различных продуктов)

  • Подготовка чертежей, схем, рисунков.

Интервью с детьми (звуковая запись)

- Каким представляете космический корабль, на котором отправимся в путешествие на созданную планету?


III группа «ХУДОЖНИКИ»

  • Изготовление из различных материалов и рисование жителей планеты Солнечной системы.

Интервью с детьми (звуковая запись)

- Расскажите о жителях вашей планеты.


IV группа «МЫСЛИТЕЛИ»

  • Создание книжки-самоделки о планете Солнечной системы «ЛИНГВИИ»


V группа «ПИСАТЕЛИ»

  • Составление рассказа о фантастической планете Солнечной системы (можно в стихотворной форме)

  • Написание текста о планете «ЛИНГВИЯ»

Интервью с детьми (звуковая запись)

- Рассказы детей о фантастической планете «ЛИНГВИЯ»


III Заключительный этап.


Урок-путешествие

на фантастическую планету Солнечной системы «ЛИНГВИЮ»

(презентация)

Тема: Однозначные и многозначные слова, слова-синонимы, слова-антонимы.

Педагогическая цель: способствовать формированию умения определять лексическое значение многозначных и однозначных слов; создать условия для закрепления умения образовывать антонимические пары на материале противопоставленных синонимических рядов, прослеживания взаимосвязи групп слов, развития конструктивности мышления; содействовать развитию речи учащихся, формированию умения разграничивать прямое и переносное значение.

Планируемые результаты (предметные): овладевают начальными представлениями о нормах русского литературного языка (лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, умением находить, характеризовать языковые единицы; контролируют свои действия, проверяют сказанное и написанное.

Личностные результаты: осознают язык как основное средство человеческого общения; понимают, что правила устной и письменной речи есть показатели индивидуальной культуры человека; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: общеучебные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной речи; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи; логические - проводят анализ, сравнение, классификацию, обобщение; делают выводы; постановка и решение проблем – самостоятельно создают способы решения проблем.

Коммуникативные: выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты); стремятся к более точному выражению и отстаиванию собственного мнения и позиции; умеют работать в группе.

Основное содержание темы, понятия и термины: лингвистика, слово, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, пословица

Оборудование: на столах таблички с названиями экспедиционных групп путешественников «СОЗДАТЕЛИ», «ЭКСПЕРТЫ», «ХУДОЖНИКИ», «МЫСЛИТЕЛИ», «ПИСАТЕЛИ»; маршрутный лист путешествия; карточки для групповой работы.


I Мотивирование к учебной деятельности.

Организационный момент.


- Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!


II Подготовка к основному этапу занятия.

1слайд.


Мы отправимся в путешествие на фантастическую планету Солнечной системы «ЛИНГВИЮ».

Жители «ЛИНГВИИ»- слова и предложения - помогут понять, что заниматься русским языком вовсе не скучное дело. Напротив, очень интересное и увлекательное.


2слайд. Девиз: «Друг за дружку держаться — ничего не бояться»


3слайд.

Экспедиционные группы путешественников.


1 группа «СОЗДАТЕЛИ» (создатели планеты Солнечной системы «ЛИНГВИИ»,

фото детей)


4 слайд. Интервью с детьми (звуковая запись)

  • Какой вы представляете фантастическую планету?


5-7 слайд. Показ планет, которые создали дети.


8 слайд. 2 группа «ЭКСПЕРТЫ» (создатели космического корабля, на котором отправимся в путешествие, фото детей)


9 слайд. Интервью с детьми (звуковая запись)

  • Каким представляете космический корабль, на котором отправимся в путешествие на созданную планету?


10 — 11 слайд. Показ космических кораблей.


12 слайд. 3 группа «ХУДОЖНИКИ» (изображали жителей планеты, фото детей)


Интервью с детьми (звуковая запись)

  • Расскажите о жителях вашей планеты»


13 слайд. Рисунки жителей планеты.


14 слайд. 4 группа «МЫСЛИТЕЛИ» (создатели книжки-самоделки о планете, фото детей)


15 слайд. Работа семейных мастерских.


16 слайд. 5 группа «ПИСАТЕЛИ» (сочиняли текст о фантастической планете, фото детей)


17 слайд. Видеозапись: Рассказы детей.


18 слайд. Видеозапись: Рассказы детей.


III. Постановка учебной задачи.


19 слайд. Маршрутный лист путешествия.


СЛОВО

/

Многозначные и однозначные слова

/

Прямое и переносное значение слов

/

Синонимы

/

Антонимы


20 слайд. Отправляемся в путешествие (музыка, взлет корабля.)


21 слайд. Космический корабль прилетает на планету «ЛИНГВИЮ» (вращающаяся планета)


IV Актуализация знаний и выявление затруднений.


22 слайд. 1 станция «СЛОВО»


- Что такое слово? (Это лексическая единица. Оно имеет свое содержание, может называть предмет, обозначать действие предмета и признак предмета.)

- Прочитайте слова: космос — образуйте слово, которое называет признак предмет. (космический)

- лететь — образуйте слово - предмет (полет)

- красивый — образуйте слово - предмет (красота)

- Что вы заметили? (слова называют предмет, обозначают действие, признак предмета)


Запись с комментированием.


- Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.


23 слайд. 2 станция «Многозначные и однозначные слова»


- Как делятся слова по значению? (бывают однозначные и многозначные)

- Найти однозначные слова:

ключ, тарелка, пальто, кисть, свежий, хвост, плитка, облака.

- Найти многозначные слова:

шуба, ключ, дерево, погода, тетрадь, ручка, миска, душ.


24 слайд. 3 станция «Прямое и переносное значение слов»


(Задание в группах) Подчеркнуть и записать в тетрадь.


25 слайд. 4 станция «Синонимы»

-Что это за слова синонимы? (разные по звучанию, но близкие по значению, отвечают на один вопрос, слова одной и той же части речи)


-Как можно назвать эти слова: исключить лишнее слово?


Огонь, дым, пламя

Бросать, кидать, ловить


26 слайд. (Каждой группе дается конверт с пословицами)


- Допишите предложения. Объясните смысл пословиц.


Надо людям делать не зло, а___________.

Мы уважаем в людях__________ и презираем трусость.


27 слайд. Физкультминутка для глаз. (планета-шар вращается)


28 слайд. К подчеркнутым словам подберите синонимы из предложенных в скобках вариантов.

Запись в тетрадь. Проверка.


29 слайд. 5 станция «Антонимы»


Спорим летом и зимой

Спорим днем и ночью,

Ты — со мной, а я — с тобой:

Разные мы очень!


- Кто догадался, о каких словах идет речь? (антонимы)


- Проведем игру: я называю слово, а вы его антоним.

Зима, плакать, учиться, холод, быстро, влево, интересный.


V. Закрепление знаний и способов действий.


30 слайд. Задание по группам:


  • Соедини стрелками антонимы.

Проверка (показ лазерным лучом)

  • Впиши антонимы. (Работа в группе)


VI Итог урока. Рефлексия (самооценка)


- Над какой темой работали?

-Что нам помогло?

- Оцени себя.

- МОЛОДЦЫ!

- Какие твои качества помогли в выполнении заданий?

- Какие твои качества мешали в выполнении заданий?

- Что в работе вашей группы вызывает у тебя гордость?


Составление диаграммы.


  1. Лень, трудолюбие, неряшливость.

  2. Старание, аккуратность, невнимательность, рассеянность.

  3. Взаимопомощь, отзывчивость, дружба.

на планету лингвия.ppt
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru