В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Педагогические технологии.

Паршукова Надежда Паршукова Надежда
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 1602    комментариев: 1
Краткое описание
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе  психолого-педагогических установок.

Описание

Материал представлен:
1. Педагогические технологии (информация- сообщение)
2. Педагогические технологии (презентация)
3. Рефлексия (презентация)
Пожаловаться 04 декабря 2011
Файлы
Педагогические технологии..docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Педагогические технологии в образовательном процессе.


Педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе психолого-педагогических установок.

В педагогической науке появилось специальное направление – педагогическая технология.

Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. В психолого-педагогической

литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология». Слово "технология" произошло от двух греческих слов: "техно" - мастерство и "логос" - наука, т. е. технология - это наука о мастерстве.

Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из "непререкаемого авторитета" стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы

обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучающегося. Педагогами и психологами разработано много методов передачи информации, развития умений и навыков, обмена опытом между участниками образовательного процесса.

Условно методы обучения могут быть поделены на три категории:


1. Сосредоточенные на учителе.

2. Индивидуализированные.

3. Интерактивные.


Методы обучения, сосредоточенные на учителе.

Учитель — преобладающий источник информации с тенденцией к полностью односторонней коммуникации. Это то, что называется «говорящей головой» на телевидении или «мел, урок и монолог» в традиционной лекционной аудитории.

Метод эффективен, когда учитель хочет передать большой объем

информации, синтезированной из разных источников. Может также успешно

использоваться для мотивации и эмоционального воздействия на обучаемых.


Методы индивидуализированного обучения.

Эти методы предполагают максимальную степень самоуправления обучаемого. Все они могут быть использованы в рамках внеаудиторной работы для обучения специфическим практическим приемам и навыкам или для освоения исходной информации к занятию. Выполняются обычно в форме реферата, доклада или презентации.

Интерактивные методы обучения.

Термины "интерактивные методы" и "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка. Interactive: inter — между, меж; act — действовать, действие. Таким образом «интерактивный» означает «взаимодействующий или находящийся в режиме беседы».

Интерактивные методы, хотя и не являются чем-то новаторским, недостаточно

широко применяются в современном образовательном процессе, а порой и вообще выпадают из арсенала педагогов. В то же время эти методы имеют исключительную важность, так как их сущность заключается во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Результатом использования этих методов станет повышенный интерес обучающихся к изучаемому курсу.


В существующей сегодня организации учебного процесса в качестве способа

передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции учителем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимися.

Основным источником обучения является опыт педагога. Ученик находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда ученик что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.

Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на

лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не учитель,

а ученик транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные учителем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации, неприемлема сегодня по многим причинам.

Прежде всего – пассивность отдельных обучающихся во время занятия, его функция – слушание, в то время как педагогические и социологические исследования показывают, что от пассивного участия в процессе обучения очень скоро не остается и следа.

Вторая причина: односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа лектора. Сегодня в большинстве случаев это не так. Учитель, как правило, использует материал, который не является оригинальным. Оригинальны лишь способы его конструирования, логика и манера изложения. Это, безусловно, ценно и свидетельствует об уровне и мастерстве учителя, но мало чем способствует в конструировании знания обучающихся – чужая конструкция знания никогда не становится своей. Ею можно восхищаться, но создавать все равно придется свою.


Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в

образовательном процессе. Специально организованный способ многосторонней

коммуникации предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только учителя. Для реализации актуальных требований сегодняшнего образования должны быть разработаны новые методы обучения. Традиционные занятия должны быть заменены интерактивными методами обучения.

Под интерактивными методами обучения понимается система правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивные методики требуют определенных условий их применения. Это, прежде всего:

  • Четкая формулировка целей. Учителю необходимо убедиться в том, что обучающиеся понимают смысл, правила групповой работы или игры, принимают их и готовы работать в группе;

  • Учитель должен учитывать особенности данного коллектива, степень их

готовности к совместной деятельности;

  • Необходимо помнить, что важную роль играют цели и задачи использования метода. Учитель должен ясно представлять себе, с какой целью он использует данный метод;

  • Учитель должен четко, шаг за шагом представлять себе основные этапы

реализации того или иного метода обучения, прогнозируя его результаты.


Принципы работы на интерактивном занятии:


Занятие – не лекция, а общая работа.

Суммарный опыт группы больше опыта тренера.

Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места

работы.

Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к

размышлению.


Совместная деятельность педагога и слушателей в процессе освоения учебного

материала означает, что каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному

подходу в обучении. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса

обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Главными в процессе обучения становятся связи между учащимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты достигаются взаимными усилиями всех участников процесса обучения. Учащиеся несут взаимную ответственность за итоги занятий.

В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся формулировать собственное

мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. На

интерактивном занятии формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.

Таким образом, технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ обучения, отвечающий требованиям технологичности процесса.

Термин «современные технологии» подразумевает наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества.



Педагогические технологии.ppt
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Людмила Некрасова
    18 января 201211:41
    Людмила Некрасова

    Хороший материал, спасибо! Понятия систематизированы, описания краткие. Буду использовать.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru