В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Реализация метода проектов с использованием инфомационных технологий

Наталья Сметанникова Наталья Сметанникова
Тип материала: другое
просмотров: 750

Описание

Реализация метода проектов с использованием информационных технологий в начальной школе
Наталья Юрьевна Сметанникова
 
   Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.
  Создаваемые проекты могут быть разнообразными: исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочным (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектов, но и форма их организации, их технологическая основа — в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций. В последнем случае меняется лишь основа, способ организации и проведения проектной деятельности. Если учитель приступает к реализации таких проектов, ему следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Учителю необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для школы (города, области и т.д.), будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города (села), опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).
   Совершенно иная картина с выбором подтем — здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов — энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.). Например, для темы «Дом» типовые подтемы выглядят так: географический  аспект — «Дом в разных странах», исторический аспект — «Дом в разные времена», культурный аспект — «Дома литературных героев», «Дома в сказках», «Дома на картинах» и т.д.
 Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации деятельности учащихся при работе над проектами могут быть различными: индивидуальные проекты, парные проекты, групповые проекты. Чтобы возбудить у учащихся активную познавательную деятельность, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить проблему в проекте, значимую для себя и окружающих.
    Когда проблема всего проекта будет сформулирована, переходите к определению гипотез её решения. После этого учитель разбивает класс на группы, учитывая интересы детей,  и даёт задание каждой группе исследовать одну из гипотез.
     В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации — библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую раннее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы, города и т. д.
Формы презентации:
1.Деловая игра
2.Демонстрации видеофильма с комментарием
3.Научная конференция
4.Отчет исследовательской экспедиции
5.Телепередача
  Дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это, ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
  Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.
Каждый ребенок имеет право:
— не участвовать ни в одном из проектов;
— участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
— выйти в любой момент из любого проекта;
— в любой момент начать свой, новый проект.
     Приведем пример разработки проекта с использованием информационных технологий во внеклассной деятельности в МОУ «ООШ № 88» г. Кемерово.
 
 
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» главной особенностью государственных стандартов обучения является введение регионального компонента. Стала актуальна проблема разработки и использования регионального компонента в обучении, т.к. проведённые беседы, опросы учащихся показывают, что они мало знакомы с историей, символикой, культурой, природой родного края. Возникла идея создания проекта «Моя улица». Были определены цели работы над проектом: 
·  собрать как можно больше сведений о своей улице;
·  воспитать любовь к родному городу, краю;
·  профориентационное воспитание учащихся.
Определены сроки работы над проектом — 2 месяца. 
Учащимися были выдвинуты основные направления  проектной деятельности. Ими стали:
1.     Знакомство с культурно- историческими  памятниками города.
2.     Знакомство с жизнью знаменитых людей проживающих на улице.
3.     Знакомство с предприятиями города.
   Были созданы четыре группы учащихся, учитывая их личные интересы. Определены пути проведения своих исследований: беседы, интервью, видео и фото — репортажи, опросы, поиск информации в сети Интернет, а также выбрана формы представления результатов.  Разрабатывая I направление (знакомство с культурно- историческими  памятниками города) ребята в группах, собранный материал оформляли в рефераты. Знакомясь с культурно-историческими памятниками города, группы, путешествуя по улицам, паркам, скверам Кемерово, продумывали маршруты новых экскурсий. Итогом работы по II направлению (знакомство с жизнью знаменитых людей города) стали фоторепортажи, видеозаписи, доклады. О предприятиях города учащиеся узнали, проводя беседы, интервью, опросы родителей, знакомых и оформили результаты в доклады, буклеты.
На завершающем этапе сопоставлялись первоначальные цели и результаты исследования, обсуждались результаты проектной деятельности и то  какие познавательные и нравственные находки были приобретены. Итогом всей работы стала компьютерная  презентацией в среде Power Point.
Теперь учащиеся школы могут получить точную наглядную увлекательную информацию о своём городе. С целью контроля и оценки полученных знаний составлена тестовая работа по этой теме. Проведение таких работ в компьютерном классе не только экономит время, но и способствует объективному точному оцениванию знаний учащихся.
Итак, применение метода проектов с использованием информационных   технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
 
 
Пожаловаться 02 ноября 2011
Файлы
статья для пуб.doc
HTML Войдите для скачивания файлов





Реализация метода проектов с использованием информационных технологий в начальной школе

Наталья Юрьевна Сметанникова



Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.

Создаваемые проекты могут быть разнообразными:исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочным (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектов, но и форма их организации, их технологическая основа — в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций. В последнем случае меняется лишь основа, способ организации и проведения проектной деятельности. Если учитель приступает к реализации таких проектов, ему следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Учителю необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для школы (города, области и т.д.), будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города (села), опыт





учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем — здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов — энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.). Например, для темы «Дом» типовые подтемы выглядят так: географический аспект — «Дом в разных странах», исторический аспект — «Дом в разные времена», культурный аспект — «Дома литературных героев», «Дома в сказках», «Дома на картинах» и т.д.

Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации деятельности учащихся при работе над проектами могут быть различными: индивидуальные проекты, парные проекты, групповые проекты. Чтобы возбудить у учащихся активную познавательную деятельность, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить проблему в проекте, значимую для себя и окружающих.

Когда проблема всего проекта будет сформулирована, переходите к определению гипотез её решения. После этого учитель разбивает класс на группы, учитывая интересы детей, и даёт задание каждой группе исследовать одну из гипотез.

В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации - библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят





к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую раннее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы, города и т. д.

Формы презентации:

1.Деловая игра

2.Демонстрации видеофильма с комментарием

3.Научная конференция

4.Отчет исследовательской экспедиции

5.Телепередача

Дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это, ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.

Каждый ребенок имеет право:

не участвовать ни в одном из проектов;

участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

выйти в любой момент из любого проекта;

в любой момент начать свой, новый проект.

Приведем пример разработки проекта с использованием информационных технологий во внеклассной деятельности в МОУ «ООШ № 88» г. Кемерово.





В соответствии с Законом РФ «Об образовании» главной особенностью государственных стандартов обучения является введение регионального компонента. Стала актуальна проблема разработки и использования регионального компонента в обучении, т.к. проведённые беседы, опросы учащихся показывают, что они мало знакомы с историей, символикой, культурой, природой родного края. Возникла идея создания проекта «Моя улица». Были определены цели работы над проектом:

  • собрать как можно больше сведений о своей улице;

  • воспитать любовь к родному городу, краю;

  • профориентационное воспитание учащихся.

Определены сроки работы над проектом — 2 месяца.

Учащимися были выдвинуты основные направления проектной деятельности. Ими стали:

  1. Знакомство с культурно- историческими памятниками города.

  2. Знакомство с жизнью знаменитых людей проживающих на улице.

  3. Знакомство с предприятиями города.

Были созданы четыре группы учащихся, учитывая их личные интересы. Определены пути проведения своих исследований: беседы, интервью, видео и фото - репортажи, опросы, поиск информации в сети Интернет, а также выбрана формы представления результатов. Разрабатывая I направление (знакомство с культурно- историческими памятниками города) ребята в группах, собранный материал оформляли в рефераты. Знакомясь с культурно-историческими памятниками города, группы, путешествуя по улицам, паркам, скверам Кемерово, продумывали маршруты новых экскурсий. Итогом работы по II направлению (знакомство с жизнью знаменитых людей города) стали фоторепортажи, видеозаписи, доклады. О предприятиях города учащиеся узнали, проводя беседы, интервью, опросы родителей, знакомых и оформили результаты в доклады, буклеты.

На завершающем этапе сопоставлялись первоначальные цели и результаты исследования, обсуждались результаты проектной деятельности и то какие





познавательные и нравственные находки были приобретены. Итогом всей работы стала компьютерная презентацией в среде Power Point.

Теперь учащиеся школы могут получить точную наглядную увлекательную информацию о своём городе. С целью контроля и оценки полученных знаний составлена тестовая работа по этой теме. Проведение таких работ в компьютерном классе не только экономит время, но и способствует объективному точному оцениванию знаний учащихся.

Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.



Другие материалы автора
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru