В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по Литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по Литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Галина Сытенкова
Тип материала: Программа
просмотров: 12230 комментариев: 2

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
лит.чт..doc Скачать

Рабочая программа по Литературному чтению 3 класс

УМК «Начальная школа XXI века”

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 3 класса Л.А. Ефросининой, М.: Вентана – Граф, 2001. Программа рассчитана на 102 часа.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом : Ефросинина Л.А.Литературное слушание: учебник для 3 класса в 2 частях – М.: Вентана Граф, 2010.

Ефросинина Л.А.. Рабочие тетради «Литературное чтение» 3кл. М.: Вентана – Граф, 2011.

Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2ч. - М.: Вентана Граф, 2010.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член – корреспондент РАО проф. Н.Ф. Виногадова). – 2-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.

В авторскую программу изменения не внесены..

Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (читать вслух и молча, выразительно, выборочно и подробно изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только не уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношения и т.д.); воссоздать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и воспринимать текст, то есть уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации или включением себя в круг героев. Эти четыре компонента необходимы для осуществления правильной читательской деятельности в данной последовательности. Для того, чтобы ребёнок стал полноценным читателем, необходима организация читательского окружения, подбор материала для чтения, направляющего развитие читательской деятельности; овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (С. Михалков), а для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

Задачей литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в разнообразной деятельности – чтении, говорении, письме.

Основными образовательными линиями, составляющими курс «литературного чтения», являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявляется точка зрения писателя, формируется позиция читателя.

  2. Система работы над навыком самостоятельного чтения.

  3. Включение учащихся с эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям детей.

В начальной школе чтение является деятельностью, а следовательно оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Обучая чтению, необходимо работать на литературном материале и организовывать целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом», «Восприятие художественного произведения» разведены и каждый имеет своё содержание.

Курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

- его изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

- в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

- содержание курса литературного чтения строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. Программа и учебные материалы решают комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-эстетическое воспитание, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственным чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

  2. Работа над текстом как речевой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической единицей структуры и жанровых особенностей.

  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

  4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

В 3 классе главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципа предполагает одновременное рассмотрение одного того же автора, пишущего в разных жанрах. Ряд авторов показан в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявлений одного и того же автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов учтены общепедагогический принципы построения обучения: личностно-ориентированный, системности, преемственности и другие.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность.

Основные линии программы.

Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтения вслух) до чтения про себя. В 3 классе – наращивание скорости чтения про себя и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.

Развитие восприятия произведения

В третьем классе начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: сначала первичное, а затем углубленное восприятие. Заканчивается восприятие работой над выразительностью исполнения произведения.

Развитие литературоведческих представлений и понятий

В 3 классе вводятся определения жанров, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличиваются доля литературоведческих терминов. Даются представления о структуре книги.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи меткие слова и выражения.

Развитие творческой деятельности

Трудно добиться развития уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вносить такие работы с произведением (книгой), чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предполагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.

Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические методы действия учащихся (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах и т.п.)















Содержание программы по курсу

«Литературное чтение»

(Автор: Л. А. Ефросинина).

в 3 классе ( 3 часа в неделю, 102 часа)

п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

18

2

Басни

5

3

Александр Сергеевич Пушкин

12

4

Стихи русских поэтов

6

5

Лев Николаевич Толстой

9

6

Николай Алексеевич Некрасов

8

7

Антон Павлович Чехов

7

8

Сказки зарубежных писателей

7

9

Стихи русских поэтов

5

10

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

6

11

Александр Иванович Куприн

8

12

Сергей Александрович Есенин

6

13

Константин Георгиевич Паустовский

10

14

Самуил Яковлевич Маршак

3

15

Леонид Пантелеев

6

16

Аркадий Петрович Гайдар

6

17

Михаил Михайлович Пришвин

5

18

Произведение зарубежных писателей

10

Итого 102 часа



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по

ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Всего 102 часов, 3 часа в неделю.

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата провед.

1 ЧАСТЬ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (13 ч)

1

Загадки.

В. И. Даль. Старик-годовик.

Пословицы

1


2

Самое дорогое. Рус. нар. сказка

1


3

Про Ленивую и Радивую. Рус. нар. сказка

1


4

Лиса и Котофей Иванович. Рус. нар. сказка

Дрозд Еремеевич. Рус. нар. Сказка

1

д/ч, 1ч., с. 27


5

Дочь-семилетка. Рус. нар. сказка

1


6

Царевич Нехитер-Немудёр. Рус. нар. сказка

1


7

Умная внучка. Рус. нар. сказка в пересказе А. Платонова


1

д/ч, 1ч., с. 116


8,9

Елена Премудрая. Рус. нар. сказка

1

д/ч, 1ч., с. 34


11

12

Добрыня и Змея

Илья Муромец и Соловей-разбойник

1


13

14

Алёша Попович и Тугарин Змеёвич

Вольга и Микула

1


15,16

Первый бой Ильи Муромца.

Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.


1

д/ч, 1ч., с. 7


17

Алёша Попович.

Проверьте себя

1

д/ч, 1ч., с. 21


18

Проверка техники чтения

1


БАСНИ (4 ч)

19

Лисица и виноград. Эзоп

Лисица и виноград. И. А. Крылов (наиз.)

1


20

Ворона и Лисица. И. А. Крылов (наиз.)

Ворон и Лисица. Эзоп

1

д/ч, 1ч., с. 125


21

Петух и жемчужное зерно. И. А. Крылов

Волк и Ягнёнок. И. А. Крылов

1

д/ч, 1ч., с. 129


22

Голубь, который хотел пить. Эзоп

Безхвостая Лисица. Эзоп

Филин и Чиж. А. Е. Измайлов

1

д/ч, 1ч., с. 125


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (10 ч)

24

А. С. Пушкин. Руслан и Людмила

«У лукоморья дуб зелёный» отрывок (наиз.)

1


25

Бой Руслана с головой. А. С. Пушкин

1

д/ч, 1ч., с. 56


26-28

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

2


29

30

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

А. С. Пушкин. Сказка о попе и работнике его Балде. (д/з)


1

д/ч, 1ч., с. 64

д/ч, 1ч., с. 81


31

Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны».

1

д/ч, 1ч., с. 87


32

А. С. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… (наиз.)

1


33

А. С. Пушкин. Зимний вечер. (наиз.)

1


34

А. С. Пушкин. Няне.

1


35

К. Г. Паустовский. Сказки Пушкина. В сокращении

Проверьте себя

Произведения А. С. Пушкина

1


СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ (5 ч)

36

Ф. И. Тютчев. Есть в осени первоначальной… (наиз.)

1


37

Ф. И. Тютчев. Чародейкою зимою… (наиз.)

1


38

А. Н. Майков. Осень

1


39

А. А. Фет. Мама! Глянь-ка из окошка…

А. А. Фет. Кот поёт, глаза прищуря...

1


40

41

И. А. Бунин. Листопад (наиз.)

Проверьте себя

1

д/ч, 1ч., с. 131


ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (6 ч)

42

Л. Н. Толстой. Два брата

Л. Н. Толстой. Белка и волк

1


43,44

Л. Н. Толстой. Работник Емеля и пустой барабан

1

д/ч, 1ч., с. 92


45

46

Л. Н. Толстой. Лебеди

Л. Н. Толстой. Зайцы

Л. Н. Толстой. Лев и собачка (д/з)

1

д/ч, 1ч., с.167


47

Л. Н. Толстой. Прыжок

Л. Н. Толстой. Как боролся русский богатырь

1


48

А. Сергеенко. Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах

1

д/ч, 1ч., с. 105


49

Л. Н. Толстой. Ореховая ветка

1

д/ч, 1ч., с. 103



НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ(7 ч)

51

Н. А. Некрасов. Крестьянские дети

1


52

Мужичок с ноготок. Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети». Н. А. Некрасов. (наиз.)

К. И. Чуковский. Мужичок с ноготок

1


53

Н. А. Некрасов. Славная осень (наиз.)

1


54

Н. А. Некрасов. Зелёный шум

К. И. Чуковский. Зелёный шум

1

д/ч, 1ч., с. 156


55

Н. А. Некрасов. Мороз-воевода. Отрывок

1


56

Н. А. Некрасов. Саша

1

д/ч, 1ч., с. 159


57

Н. А. Некрасов. Перед дождём

1

д/ч, 1ч., с. 158


АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (6 ч)

59

А. П. Чехов. Степь. Отрывок

1


60

И. С. Тургенев. Лес и степь.

1

д/ч, 1ч., с. 140


61,62

А. П. Чехов. Белолобый

1

д/ч, 2ч., 29


63

А. П. Чехов. Ванька

1


64

Л. Н. Андреев. Кусака

1

д/ч, 1ч., с. 168


65

Проверьте себя

Произведения А. П. Чехова

1


СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (6 ч)

66

Ш. Перро. Подарки феи.

1


67

Ц. Топелиус. Солнечный Луч в ноябре

1


68

Ц. Топелиус. Зимняя сказка

1

д/ч, 2ч., с. 152


69

Х.-К. Андерсен. Снеговик

1

д/ч, 2ч., с. 145


70

Братья Грим. Умная дочь крестьянская

1

д/ч, 2ч., с. 140


72

Проверка техники чтения

1


2 ЧАСТЬ

СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ (4 ч)

73

И. С. Никитин. Русь

И. С. Никитин. Утро

1


74

75

И. З. Суриков. Детство (наиз.)

И. С. Никитин. Помню я: бывало няня… (д/з)

1

д/ч, 1ч., с. 163


76

С. Д. Дрожжин. Привет

С. Д. Дрожжин. Зимний день

1


77

Ф. Н. Глинка. Москва

Проверьте себя

1

д/ч, 1ч., с. 161



ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК (4 ч)

78,79

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш

1


80,81

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Умнее всех

2


82

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Постойко

1

д/ч, 2ч., с. 78


АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (5 ч)

84-86

А. И. Куприн. Синяя Звезда

2


87

А. И. Куприн. Барбос и Жулька

1


88,89

А. И. Куприн. Собачье счастье

1

д/ч, 2ч., с. 3


90

А. И. Куприн. Ю-ю

1

д/ч, 2ч., с. 13


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (4 ч)

92

93

С. А. Есенин. Стихи о Родине

С. А. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы…

С. А. Есенин. Стихи о берёзе

1

+ д/ч, 1ч., с. 164


94

С. А. Есенин. Бабушкины сказки

1


95

С. А. Есенин. С. А. Есенин. Топи да болота…

С. А. Есенин. Сыплет черёмуха снегом…

Проверьте себя

1

д/ч, 1ч., с. 164,165


97

И. С. Тургенев. Деревня

1

д/ч, 1ч., с. 148


КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ (8 ч)

98

К. Г. Паустовский. Стальное колечко

1


99

К. Г. Паустовский. Кот-ворюга

1


100

К. Г. Паустовский. Какие бывают дожди? (отрывок наиз.)

1


101,102

К. Г. Паустовский. Заячьи лапы

1

д/ч, 2ч., с. 97


103

К. Г. Паустовский. Тёплый хлеб

1

д/ч, 2ч., с. 35


104

Проверьте себя

1


105,106

В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип

1

д/ч, 2ч., с. 122


107

И. С. Тургенев. Перепёлка

1

д/ч, 1ч., с. 141


САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК (2 ч)

108

109

С. Я. Маршак. Урок родного языка

С. Я. Маршак. Ландыш

1


110

С. Я. Маршак. Кошкин дом. (Пьеса в сокращении)

1

д/ч, 2ч., с. 110


ЛЕОНИД ПАНТЕЛЕЕВ (4 ч)

111,112

Л. Пантелеев. Честное слово

1


113

Л. Пантелеев. Камилл и учитель

1


114

Л. Пантелеев. Новенькая


1

д/ч, 2ч., с. 44


115

Л. Пантелеев. Фенька

Проверьте себя

1

д/ч, 2ч., с. 66


АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ ГАЙДАР (4 ч)

117

А. П. Гайдар. Горячий камень (отрывок наиз.)

1


118,119

А. П. Гайдар. Тимур и его команда

1


120

С. В. Михалков. Аркадий Гайдар

К. Г. Паустовский. Об Аркадии Петровиче Гайдаре

1


121

122

С. В. Михалков. Ошибка

В. Ю. Драгунский. Девочка на шаре

1

д/ч, 2ч., с. 131

д/ч, 2ч., с. 132


МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН (4 ч)

123

124

М. М. Пришвин. Моя Родина

М. М. Пришвин. Выскочка

1


125

М. М. Пришвин. Двойной след

1

д/ч, 2ч., с. 104


126

М. М. Пришвин. Жаркий час

В. Чалмаев. Воспоминания о М. М. Пришвине.

1


127

В. В. Бианки. По следам

1

д/ч, 2ч., с. 78


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (6 ч)

128-130

Д. Лондон. Волк

2


131

Э. Сетон-Томпсон. Чинк

1


132,133

Дж. Чиарди. Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн

1

д/ч, 2ч., с. 165


135

Итоговая контрольная работа

1


136

Итоговая проверка техники чтения

1


Итого: 102 часа

Основные требование к уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • Читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;

  • Знать наизусть 6 – 7 стихотворений и 2 – 3 отрывка из прозы;

  • Выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;

  • Определять смысл событий и поступков героев; выражать своё отношение;

  • Пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;

  • Самостоятельно читать произведения и книги по изученным темам;

  • Пользоваться библиотечным фондом;

  • Отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, авторской принадлежности;

  • Пользоваться справочной литературой.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение». Учебник в двух частях. 3 класс. М.:»Вентана-Граф», 2010 год издания

  2. Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение». Учебнная хрестоматия в двух частях. 3 класс. М.:»Вентана-Граф», 2010 год издания

  3. Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь в двух частях. 3 класс. М.:»Вентана-Граф», 2010 год издания

  4. Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания». М.:»Вентана-Граф», 2006 год издания


Обсуждение материала
Татьяна Дубина
6.11.2011 16:32
Грамотно составлена программа.
Галина Сытенкова
6.11.2011 20:52
Большое спасибо.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос