В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Разработка инновационного проекта по созданию условий для реализации образовательных областей "Физическое развитие" и "Здоровье" в процессе интеграции здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Светлана Титкова Светлана Титкова
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234  голосов:6    просмотров: 22396    комментариев: 5
Краткое описание
В статье представленна концепция разработки инновационного проекта по озданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через интеграцию деятельности дошкольников  в здоровьесберегающей среде  ДОУ

Описание

Инновационный проект по озданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ


 

 1.     Обоснование актуальности проекта.
   
  "Дошкольное детство" — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Познание окружающего мира ребёнком происходит в процессе различной детской деятельности, в процессе выполнения движений. Всё, что окружает ребенка, является объектом приложения его сил. Поэтому правильно организованная предметная среда является гарантией безопасного развития ребёнка, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников. 
  В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей". Поэтому необходим активный курс на создание условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников  в здоровьесберегающей среде  ДОУ.
  Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Между тем, по мнению многих авторитетных специалистов, сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована главным образом на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи преимущественно двигательного характера. В то же время, как указывает И.М. Козлов, интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. 
  Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
  Однако работ, связанных с обоснованием теоретико-методических и организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, явно не хватает. Интеграционные связи между различными разделами программ дошкольного образования разработаны недостаточно, изложены противоречиво, имеется много разногласий в понимании сущности этих связей. Воспитатели и руководители физического воспитания, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются осуществлять реализацию интегрированного подхода в образовательном процессе в ДОУ на эмпирическом уровне. 
  Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности (Л.П.Матвеев, 1997; Ю.М.Николаев, 1999). Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического совершенствования и духовного развития занимающихся, возвращает теоретиков и практиков к развитию в основном двигательной сферы учащихся (Ю.М. Николаев, 1999). При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К.Спирина, 2000).
  Вместе с тем, многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцова и др.) Изысканиями Г.А.Каданцевой (1993), И.К.Спириной (2000), А.С.Дворкина, Ю.К.Чернышенко (1997), В.А.Баландина (2000; 2001) и др. установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников. В работах Н.И.Дворкиной (2002), В.А.Пегова (2000) выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств. Положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственной работоспособности установлено Н.Т.Тереховой (1989), А.В.Запорожцем и др. (1980), А.П.Ерастовой (1989). В то же время исследования Н. Сладковой (1998), О.В.Решетняк и Т.А.Банниковой (2002) показывают, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств.
   
  2. Анализ исходной ситуации.
  ·   В практику работы ДОУ внедряется проектная деятельность по физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект «Оздоровительные дорожки» по организации самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке;
  ·   Создан банк консультативного материала для педагогов и родителей по различным направлениям совместной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста; 
  ·   В ДОУ реализуется совместный проект ДОУ и родительской общественности «Детский сад – территория здоровья» по оснащению современным физкультурно-развивающим оборудованием дворовой и внутрисадовой территории. А именно: «Мини-стадион», «Танцландия». 
  В результате реализации первого этапа коллектив ДОУ стал лауреатом среди детских садов с численностью детей до 100 человек;
  ·   Педагоги ДОУ приняли активное участие во 2-й городской конференции для родителей «Детский сад-территория здоровья», где предложили печатную продукцию с рекомендациями для родителей по физкультурно-оздоровительному направлению;
  ·   ДОУ приняло участие в городском смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок, зал, оснащение раздела «Физическое развитие» в методическом кабинете и завоевало призовые места в каждой из номинаций;
  ·   Дети, родители и педагоги ДОУ приняли активное участие в городских соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивно-цирковом конкурсе «Цирк и спорт 2011», награждены дипломами победителей, грамотами, благодарственными письмами участников;
  ·   70% педагогов используют интернет-ресурсы в целях улучшения качества физкультурно-оздоровительной работы с детьми; 
  ·    ДОУ является городской опорной площадкой по разработке пакета диагностического инструментария по разделам «Физическое развитие» и «Здоровье»;
  ·   В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области физического развития дошкольников (хореографическая студия, кружок «Фитбол»);
  ·   В ДОУ имеются педагогические кадры для реализации данного направления: инструктор по физической культуре – кмс по спортивной акробатике, учится в Ростовском-на-Дону институте физической культуры.  
  ·   Внедряются информационные технологии в управление ДОУ по данной проблеме, создается банк данных по имеющимся исследованиям в данной области.
   
  3. Проблемы.
   
  В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в основном используются стандартные формы работы, подобранное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь не являются многофункциональными.  Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
  Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задания, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: отбор оборудования, содержание физкультурно-оздоровительной работы, содержание двигательной деятельности детей в группе, на прогулке, дома в процессе интеграции с другими идами детской деятельности, дифференцирование физической нагрузки в процессе интегрированной двигательной деятельности.
  Причинами являются:
  1.     недостаточные знания специфики процессов интеграции;
  2.    неумение анализировать созданные условия с точки зрения полифункциональности;
  3.    неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
  Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации необходимо за основу взять:
  –    изучение имеющегося опыта работы по данному направлению; 
  –    повышение педагогической компетентности коллектива дошкольного учреждения по данному направлению;
  –    просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры и приобщение их к созданию оптимальных условий для физического развития и здоровья детей в ДОУ и дома. 
  4.     Сущность проектного предложения.
   
  Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного  процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды здоровьесохранной деятельности ДОУ. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности. С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию здоровьесохранной деятельности являются движения, которые используются в разных видах детской деятельности. 
  Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. 
  На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. 
  Исходя из вышеизложенного, и осуществляется работа по  созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ.
     5.Цели проекта:
     • проектирование содержания здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей;
  • оценить педагогический и методический ресурс ДОУ по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ.
  • создание оптимальных условий двигательной активности в группах и на участке ДОУ
  6.Методы и средства реализации проекта. 
  1.     Теоретико-методологический анализ управленческой и методической, психолого-педагогической литературы по проблеме создания условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ;
  2.     Изучить новые, инновационные подходы в работе ДОУ по данному направлению, обобщить имеющийся опыт ДОУ;
  3.     Сформировать электронный банк диагностических методик по образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье».
  4.     Провести семинар — практикум по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ и сотрудничества с родителями воспитанников.
  Разработка части образовательной программы ДОУ по образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье».
  5.  Разработать серии методических пособий для педагогических и административных работников ДОУ по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ.
     7.Сроки реализации проекта: 
   январь 2011 — май 2014 г.
     8.Этапы деятельности
  1.     Подготовительный (аналитический) – 
  создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта.
  январь  2011– август 2011г.г.;
  2.      Организационный (информационно-методологический) – 
  постановка целей, разработка организационно-информационного сопровождения инновационной деятельности.
  сентябрь 2011 – август 2012г.г..;
  3.     Практический (реализация намеченных планов) - ;
  апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта 
  сентябрь 2012 – май 2013г.г.;
  4.  Обобщающий (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) - Подведение итогов экспериментальной работы по внедрению и апробации проекта по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ. Трансляция опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
  июнь 2013– май 2014 гг.
       9. Ожидаемые результаты. 
     §     Разработка методики диагностики инновационных потенциалов ДОУ и использование современных образовательных технологий в деятельности педагогического коллектива;
  §     Проведение мастер-классов по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ;
  §     В практику работы ДОУ внедряется проектная деятельность по работе с  детьми в уголках движения групп и на мини-стадионе, танцплощадке; 
  §     ДОУ реализует активные форм работы с родителями (конференции, клубы, соревнования, спортивные кружки, творческие мастерские);
  §     Повышение компетентности педагогов ДОУ через участие в методической работе ГМК по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ;
  §     Используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы по теме; 
  §     В ДОУ разработан пакет диагностического инструментария по разделам «Здоровье» и «Физическая культура»;
  §     В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области художественно-эстетического, физического развития дошкольников;
  §     Внедряются ИКТ в управление ДОУ по данной проблеме, создан банк данных по имеющимся исследованиям в данной области.
  §     Разработана система повышения коммуникативной компетентности педагогов;
  §     Разработан семинар — практикум по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ и сотрудничества с родителями воспитанников (с использованием интерактивных форм обучения);
  §     Разработана серия методических пособий для педагогических и административных работников ДОУ по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ;
  §     Внедрение пособий в практику научно-исследовательской и инновационной деятельности специалистов в области дошкольного образования
  §     Трансляция результатов инновационной деятельности ДОУ на другие образовательные учреждения через систему мастер-классов, семинаров, публикаций в предметных журналах и др.
   
Пожаловаться 06 октября 2011
Файлы
Обсуждение материала
  • Татьяна Бычугина
    3 декабря 201101:05
    Татьяна Бычугина

    Данный инновационный проект заслуживает особого внимания!
    Актуальность проекта раскрыта обширно, в полном объеме.
    Вызывает несомненный интерес разработанная система взаимодействия с педагогами и родительской общественностью по созданию условий для реализации образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура".

  • Виктор Иваненко
    7 декабря 201100:09
    Виктор Иваненко

    Теоретическое обоснование данной статьи точно выделило цель, необходимость этого инновационного проекта.
    А аналогов организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста в изложении автора статьи я не встречал!
    Спасибо за творческий, научный подход к созданию проекта! :)

  • Елена Баранова
    11 декабря 201121:06
    Елена Баранова

    Представленный проект заслуженно можно назвать инновационным. Я с удовольствием буду использовать его в своей работе. По моему мнению он заслуживает очень высокой оценки. Предлагаю автору не останавливливаться на достугнутом - с нетерпением буду ждать новых проектов.

  • Титков Владислав
    19 декабря 201119:46
    Титков Владислав

    Представленный в статье проект безусловно является инноватикой. Он поможет руководителям подойти к освоению ФГТ с позиции чёткого видения приоритетов детского сада, а также системы планирования данного направления работы и отслежевания результатов. Очень актуальная и нужная статья!

  • Наталья Калинина
    22 декабря 201110:48
    Наталья Калинина

    Проблема организации ФОР в ДОУ является актуальной, особенно создание условий для успешной реализации ФГТ. Проект заслуживает высокой оценки, можно сказать, что он является руководством к внедрению в ДОУ.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru