В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Факультативное занятие в 11 классе "Цветопись в поэтическом творчестве С.Есенина"

Валентина Олюнина Валентина Олюнина
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 9593    комментариев: 1
Краткое описание
Цвет в творчестве С.Есенина стоит наравне с другими важными средствами выражения сложной, напряженной и стремительной мысли.  Есенинская палитра широка и разнообразна, Он активно использовал цветовую лексику в своих произведениях и создал  собственную картину мира, яркого, красочного, поэтичного.

Описание
Факультативное занятие в 11 классе
Цветопись в поэтическом творчестве С.Есенина
Составитель: Олюнина Валентина Саввична, 
учитель русского языка и литературы Олюнина В.С.
МБОУ «Школа № 17» г.Ачинска Красноярского края
    
 
 У каждого поэта есть свой общий 
 

 тон красок, свой ларец слов и образов. 
 

 С.Есенин
 

  
Цели и задачи: 
1.  Введение учащихся в яркий по своей образности, но внутренне сложный мир С.Есенина.
2.  Наглядно показать, что цвет – важное составляющее поэзии С.Есенина.
3.  Овладение художественными образами, выразительными свойствами языка.
4.  Воспитывать у учащихся любовь к родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование: выставка книг С. Есенина, мультимедийная система, видео и аудио сопровождение.
    
 

 Лекция учителя с элементами беседы.
 

Мы живём в мире цвета. Именно поэтому у нас складываются яркие, выразительные, самобытные образы. Было бы странно, если бы богатейшая палитра мира не нашла бы отражения в литературе (как в прозе, так и в поэзии). И весьма не бесполезно проследить, какое место занимает цвет среди множества словесно-изобразительных приёмов, используемых автором для воплощения своего видения в произведениях. Многие русские поэты сумели придать поэтическому слову многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. По словам Г.Р.Державина, поэзия – “ говорящая живопись”.  Именно он помогает раскрыть символику каждого цвета:
 Лист желтый, например, надменность
 

 Явит, что гордо ты жила;
 

 На синем — скупость вскрикнет, ревность,
 

 Что ты соперниц враг была;
 

 На серебряном — вструбит богатство,
 

 Что ты в свой век прельщалась им;
 

 На темном – зашипит лукавств,
 

 Что в грудь вилась друзьям твоим;
 

 На алом – засмеется радость,
 

 Что весело любила жить;
 

 На розовом – воспляшет младость,
 

 Что с ней хотела век свой длить;
 

 Надежда на листах зелёных
 

 Шепнет о всех твоих мечтах;
 

 На сереньких листах смиренных
 

 Печаль завоет во слезах.
 

 Но гений, благ твоих свидетель,
 

 На белых листьях в блеске слов
 

 Покажет веру, добродетель
 

 И беспорочную любовь.
 

<lock aspectratio=«t» v:ext=«edit»><imagedata o:title=«Есенин» src=«file:///C:\WINDOWS\Temp\msohtml1\01\clip_image001.png»>     Из Википедии узнаём, что «цветопись  — искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако  может выражаться и в существительных, и в других частях речи».   В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Он предсказывал появление поэта, который принесёт в поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин. 
Просмотр видеоклипа «С добрым утром!»[3].
 
 
И сегодня мы поговорим о том, какую роль цветопись играет в поэтическом творчестве Сергея Есенина. Все его лучшие произведения посвящены именно России. Не удивительно, что в лирике очень значимое место занимают пейзажи, различные картины любимой им страны.  Создавая произведения, автор вкладывает в них оттенки настроения своей души,  которые “выливаются” в стихотворениях в виде какого-либо цвета.  
 Тяжко и горько мне ...
 

 Кровью поют уста ...
 

 … О красная вечерняя заря!
 

 Прости мне крик мой ...
 

 О звезды, звезды,
 

 Восковые тонкие свечи,
 

 Капающие красным воском
 

  На молитвенник зари... 
 

Цвет в творчестве С.Есенина стоит наравне с другими важными средствами выражения сложной, напряженной и стремительной мысли. 
Есенинская палитра широка и разнообразна, но мне хотелось бы остановиться на красном цвете.
 Вопрос учащимся
Какое значение красного цвета вы знаете? (Красный цвет и его модификации означают цвет жизни в ее высшем проявлении. Синонимический ряд с общим значением красного цвета: красный, пурпурный, алый, рдяный, розовый, румяный, багровый, багряный, червленый, кровавый, огненный, пламенный — имеет такую основную семантику: собственно красный цвет; цвет крови; цвет зари; цвет горения и т.п. Красный цвет символизирует могущество, опасность, страсть, мощную созидательную силу, лидерство, упорство, динамичность, насилие, нетерпимость, бесстыдство).
Действительно, красный цвет  не только ярок, красив, притягателен, но и глубоко противоречив сам по себе. Олицетворяя одновременно богатство, силу, лидерство и хаос, разрушение, кровь, каждый человек по-своему воспринимает этот цвет. Его возбуждающий, агрессивный характер благодаря мастерству поэта становится мягким и спокойным. С помощью этого цвета Есенин часто описывает закат:
 … Плещет рдяный мак заката
 

 На озерное стекло...
 

 Выткался на озере алый цвет зари ...
 

 … В багровом зареве закат шипуч и пенен...
 

 … По пруду лебедем красным
 

 Плавает тихий закат...
 

 Есенинская заря — это смена цветов неба, сопровождающая как заход, так и восход солнца.
 Из-за леса, леса темного, 
 

 Подымается красна зорюшка ... 
 

 А кругом роса жемчужная
 

  Отливала блестки алые ...
 

 Мы вместе с лирическим героем любуемся восходом солнца, а порой разделяем его веру в счастье:
 Заря молитвенником красным 
 

 Пророчит благостную весть. 
 

 О верю, верю, счастье есть ...
 

Но иногда рассвет воспринимается как символ тревоги:
 А с запада, как лента широкая,
 

  Подымается заря кровавая ...
 

  Сказали ангелы солнышку: 
 

 "Разбуди поди мужика, красное,
 

  Потрепи его за головушку, 
 

 Дескать, беда для тебя опасная".
 

 Постоянный эпитет "красное" (солнце), входящий в состав олицетворения, придает стихотворению сказочное звучание.
А иногда Есенин "изображает" солнце на воде. И тогда красный цвет становится приглушенным и не таким ярким:
 Качают лужи солнца рдяный лик ... 
 

Есенинский предметный мир не может обойтись без красного цвета и его оттенков:
 Заиграй, сыграй, тальяночка малиновы меха, 
 

 Выходи встречать к околице, красотка, жениха ...
 

  … Белая свитка и алый кушак, 
 

 Рву я на грядке зардевшийся мак ... 
 

 … Хороша была Танюша, краше не было в селе, 
 

 Красной рюшкою по белу сарафан на подоле ...
 

 А сколько страсти передают постоянные эпитеты, когда поэт описывает женские губы, с которых лирический герой хочет сорвать поцелуй:  
 Мне хотелось в мерцании пенистых струй
 

 С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй...
 

  … У ней губы краснее малины...
 

  … Красной розой поцелуи веют,
 

  Лепестками тая на губах ... 
 

Иногда мы видим, что алый цвет "оживляет" женское лицо, придавая ему прелесть:
 С алым соком ягоды на коже, 
 

 Нежная, красивая была 
 

 На закат ты розовый похожа ... 
 

В цветописи Сергея Есенина красный цвет используется разнопланово, но всё-таки чаще встречается в пейзажных зарисовках. В одном из стихотворений поэт сам будто задается вопросом:
 Ты ли, Русь, тропой — дорогой 
 

 Разметала ал наряд?
 

Здесь можно  заметить и образ — символ, так как алый цвет характерен для русского народного костюма, и личное восприятие поэта. То, что Россию он видит именно в красном цвете, доказывают многие его стихотворения:
 Уж давно мне стала сниться
 

 Полей малиновая ширь…
И в то же время  для своей родины у Сергей Есенина  было множество красок, поэтому его мир так живописен, ярок, прекрасен.
 Вопросы учащимся: 
К какому цвету после красного мы перейдем? (К черному).
Почему?  (Символизм красного и черного восходит к первобытно-ритуальной христианской традиции; это цвета жизни и смерти, их борения. Очень часто красный цвет торжествует над черным, как свет над тьмою. Однако символизм красного и черного может быть связан и со смертью через образы крови и разрушительного огня).
Какое значение чёрного цвета вы знаете?(Черный цвет имеет много значений как позитивных ( мотивированное применение силы, создание, обучение, способность к предвидению, содержательность, скрытые сокровища), так и негативных (разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения). Черный цвет скрывает то, чем обладает. Человек, предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный   символизирует конец).
Мы говорили  уже о том, что цветовая палитра Есенина очень насыщенна и разнообразна. Но  иногда поэт тяготеет к черно-белому видению природно-предметного мира:
 Вечер, как сажа,
 

 Льется в окно.
 

 Белая пряжа
 

 Ткет полотно.
 

 … Липнет к окошку
 

 Черная гать.
 

 
Лирика Есенина, какой бы "легкой" она не казалась на первый взгляд, несет в себе глубокий философский смысл. Часто взгляд поэта направлен  на пространство между небом и землей, т.е. в поднебесье.
 Алый мрак в небесной черни
 

 Начертил пожаром грань.
 

 … За окошком полночь чертит свой узор ...
 

  Траурные косы тучи разметали...
 

 … А вдали, чернея, выползают тучи, 
 

 И ревет сердито грозная река.
 

 … Колесом на черную дорогу
 

  Выкатился месяц из-за гор.
 

 Ахроматический цвет, который Есенин использовал не только в стихотворениях, написанных в последние  годы жизни, но еще и в "Радунице", актуализируется в восприятии человека в случае созерцания природы, когда тот всматривается в пейзажные зарисовки.
При помощи цветописи поэт передает свои впечатления от окружающего мира, но мы  можем еще наблюдать, как "краски" используются в качестве эпитетов ("на чёрную  дорогу", "в небесной черни"), входят в состав метафор и олицетворений ("чернея, выползают тучи", "траурные косы тучи pазметали") и других выразительных средств языка.
У Есенина, пожалуй, нет разделения на значения собственно цветовые и чисто символические. Условны лишь цветообозначения, идущие от фольклорной традиции. В стихотворении "Русь" (1914 г.) мы встречаемся с народнопоэтическим эпитетом "чёрные вороны":
 Понакаркали черные вороны:  
 

 Грозным бедам широкий простор.
 

  Кружит вихрь леса во все стороны, 
 

 Машет саваном пена с озер. 
 

Черные вороны -  символы беды, предвещающие войну, которая нависла над любимой родной землей поэта. В старину говорили: "Ворон крылом накрыл", т.е. пришла страшная беда.
Фольклорная метафора ("надвигалась туча черная") встречается в стихотворении "Лебедушка" (1915г.), которая вместе со сравнением ("орел, как точка черная"), передает тревожное чувство приближающейся опасности:
  Но не чуяла лебедушка, 
 

 Не видала оком доблестным, 
 

 Что от солнца золотистого
 

  Надвигалась туча черная ... 
 

 … И орел, как точка черная, 
 

 Стал к земле спускаться кольцами...
 

Черный цвет появляется в есенинской палитре, когда он с болью пишет об обнищании русских деревень:
 Черная, потом пропахшая выть!
 

  Как мне тебя не ласкать, не любить?
 

 И читатель не может оставаться равнодушным, безучастным. Родная деревня, милые, знакомые с детства поля и луга, что может быть дороже?! Но и что может быть тяжелее, чем смотреть на нищету и страдания своей родины?
В 20-е годы черный и серый цвета все чаще появляются в стихах Сергея Есенина. Каким-то чувством тоски, безвозвратности веет от них.
 Вижу сон. Дорога черная. 
 

 Белый конь. Стопа упорная...
 

Контраст белого и черного цвета в этом стихотворении служит предвестником какой-то трагедии, которая уже витает в воздухе.
 Здравствуй ты, моя черная гибель,
 

  Я навстречу тебе выхожу! 
 

"Черная гибель" и "черный человек" — вот последние траурные образы, которые слово тени прошлого появляются в сознании лирического героя и поэта, подталкивая к последнему рубежу Сергея Есенина.
 И березы в белом плачут по лесам. 
 

 Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
 

Грустно, не правда ли? 
 Вопрос учащимся: 
Как вы думаете, какому цвету Сергей Есенин отдавал своё предпочтение? (синий, голубой).
А знаете ли вы, что синий — цвет печали, "вдовий цвет", близкий к траурному? Он же символизирует организованность, силу духа, непреклонность, послушание, фанатизм, подчинение, силу и мощь; очищает и преобразует. Цвет космоса и религиозности; таинственности и непознанности.
Словарное значение слова "синий" четко определено (оно стилистически нейтрально, не рождает эмоционального отклика).
Но вот мы смотрим на зеркальную гладь моря, в котором отражается яркое голубое небо, и происходит чудо. Обычное слово "синий" наполняется сокровенным смыслом, связанным с нашим восприятием и настроением. Так и в поэтическом тексте оно способно обрести новую жизнь. И Сергей Есенин, непревзойденный мастер поэтического слова, простое превращал в необычное.
Литературный критик Р. Гуль писал:«… сине-голубой — любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения… Синим цветом залито все. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин… У Есенина на "цвете" построено все. Часто "цветом", а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов»[2].
Давайте вместе вчитаемся  и всмотримся  в есенинские краски, пойдём  за ним, потому что синий цвет успокаивает,  даёт наслаждение  взору, дарит уравновешенность душе и уверенность разуму, а порой неожиданно заставляет испытывать глубокую печаль.
Вот "Радуница" Сергея Есенина. В строках стихотворений этого цикла свежим, молодым вихрем сквозит неповторимый, самобытный русский дух. Синева усиливает ощущение необъятности и религиозности загадочной Родины:
 … с утра над церковными главами 
 

 Голубеет небесный песок ...
 

  Каждый вечер, как синь, затуманится ... 
 

 Ты идешь, моя бедная странница, 
 

 Поклониться любви и кресту ...
 

 
или
 Опять предо мною голубое поле, 
 

 Качают лужи солнца рдяный лик ...
 

  … Брожу по синим селам, 
 

 Такая Благодать ... 
 

Русь… Она скрывает добрую, волшебную тайну, узнать ее под силу не каждому. Счастлив тот, кто сумел. Счастлив Сергей Есенин, с детства знакомый с самой глубиной исконно-русской национальной жизни.
"Любовь к родному краю, меня томила, мучила и жгла", — скажет Есенин. Он смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками:
  Не видать конца и края –
 

 Только синь сосет глаза. 
 

"Тих мой край после бурь, после гроз", — говорит поэт восторженно. И здесь для синего цвета предназначена иная роль, нежели восхищение первозданной тайной. Он очищает и преобразует все, "что случилось в стране". Как воздух, очищенный после грозы, успокаивает душу есенинское "несказанное, синее, нежное", приятно согревает его "синий май, заревая теплынь", освежает угнетенные чувства "голубая прохлада", навевает сокровенные воспоминания "синий туман, снеговое раздолье", и "сотворяет" тонкую, легкую и такую хрупкую печаль "вечером синим, вечером лунным" память о "синем счастье".
Творчество поэта одухотворено красотой "голубого" края, не случайно "голубой", "синий" цвета — постоянные эпитеты есенинской Руси, а иногда в них воплощается представление о молодости, о лучших годах жизни: 
 Пройдут голубые года ... 
 

В некоторых стихотворениях  голубой цвет — это как бы дымка воспоминаний о прошлом:
 Все истлело в дыму голубом ... 
 

или, реже, воплощение мечты поэта:
 Звенит голубая звезда ... 
 

В ряде стихотворений образ "голубой Руси" резко противопоставлен городу, "Москве кабацкой":
 Что-то всеми навек утрачено. 
 

 Май мой синий! Июнь голубой! 
 

 Не с того ль так чадит мертвечиной
 

  Над пропащею этой гульбой. 
 

В таком городе лирическому герою нужна защита: 
 Защити меня, влага нежная. 
 

 Май мой синий, июнь голубой ... 
 

Эпитеты "голубой" и "синий" как лейтмотивы проходят через все творчество поэта, и мы видим, что обычно они у Есенина рисуют картины родной природы, которые в свою очередь служат лирическим аккомпанементом к рассказу о душевном состоянии поэта:
 Вечером синим, вечером лунным
 

 Был я когда-то красивым и юным.
 

 В некоторых стихотворениях  эти эпитеты получают обобщенное, символическое значение, — в них олицетворяется дорогая сердцу поэта Россия:
 Я покинул родимый дом,
 

 Голубую оставил Русь. 
 

Так появляется ведущий в поэзии Есенина мотив покинутого отчего дома, а лирический герой — это "вечно странствующий странник", "в лазурь уходящий":
 Воздух прозрачный и синий, 
 

 Выйду в цветочные чащи. 
 

 Путник, в лазурь уходящий,
 

 Ты не дойдешь до пустыни. 
 

 Воздух прозрачный и синий. 
 

Попадая в поэтический мир "Персидских мотивов", мы видим, что роль сине-голубого цвета несколько изменяется. Он создает атмосферу таинственности и привлекательности не родного "далекого синего края", а чужой земли. Но вновь поэт покорен красотой "голубой и ласковой страны", "синими цветами Тегерана", "голубой родиной Фирдоуси". Он восхищается глазами женщины, "полыхающими голубым огнем".
Сергей Есенин наполнил обычные слова (синий и голубой) своим сокровенным смыслом и передал нам свое настроение. 
 
Проанализировав стихотворную речь С.Есенина, можно отметить, что он активно использовал цветовую лексику в своих произведениях и создал  собственную картину мира, яркого, красочного, поэтичного.
<imagedata o:title="" src=«file:///C:\WINDOWS\Temp\msohtml1\01\clip_image003.png»>В этом имени – 
  свет России –
 Голубые её глаза,
Зеркала озёр её синих,
Спелой ржи золотая краса.
 

  
 

Просмотр видеоклипа «Край родимый»[3].
  
 

 Домашнее задание: Написать эссе на темы «В пряже солнечных дней время выткало нить…»; «Хорошо бы, как ветками ива, опрокинуться в розовость вод…», «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…», в основе которых анализ золотого(жёлтого), розового и зелёного цветов в стихотворениях С.Есенина.
 
Литература
1. Блок А.А. Краски и слова. /Статья 1906 года/."Золотое руно", 1906, N 1.
2. Гуль Р.Б. Газета «Накануне», 1923, 21 октября, №466, Берлин.
3. Православный медиапортал ТВСПАС.Ru — Видео раздел 
Пожаловаться 21 августа 2011
Файлы
Обсуждение материала
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru