В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Занятие для ребят среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию «Такие разные настроения»

Занятие для ребят среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию «Такие разные настроения»

Елена Пазылова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4546
Краткое описание
Материал будет интересен психологам ДОУ, воспитателям, заботящимся об эмоциональном развитии своих подопечных. Предложенные игры, работа над сказкой "Мишка - грязнуля" будут способствовать закреплению знаний ребят об эмоциях, развитию эмпатии.
Описание
Цели занятия: закреплять полученные знания об эмоциях; расширять словарный запас за счёт слов, обозначающих разные эмоциональные состояния; учить выражать эмоции творческими способами (в частности, рисованием); продолжать развивать эмпатию.
 Материалы: пиктограмма «Радость», «Грусть», «Удивление», «Гнев», «Страх», шаблоны и силуэты героев сказки «Мишка – грязнуля», альбомные листы, наборы карандашей по числу детей.
 
Ход занятия:
Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем вспоминать настроения, о которых говорили на прошлых занятиях. 
 
1. Игра – приветствие «Эхо» [1].
Сначала давайте поприветствуем друг друга и сыграем в игру под названием «Эхо». Саша, попробуй одновременно произносить громко своё имя и изо всех сил топать ногами… Отлично! Теперь мы все вместе произносим имя «Саша» и топаем ногами. Дальше то же самое сделает Сашина соседка справа, а мы за ней повторим. Таким образом все по очереди назовут и протопают своё имя.
 2. «Назови похожее».
Продолжаем играть. Сейчас я с помощью лица, рук и всего тела буду показывать вам разные настроения. Вы, ребята, сначала попробуйте догадаться, какую эмоцию я изображаю. Затем вспоминайте и говорите слова, которые обозначают это настроение. Помните, что одному настроению можно дать несколько разных названий.
3. Чтение  и обсуждение сказки «Мишка  – грязнуля» [2].
Ребята, я хочу познакомить вас с интересной сказкой. Она называется «Мишка — грязнуля». В процессе чтения мы будем останавливаться и изображать настроения героев истории. Итак…
Жил-был в кукольном домике медвежонок Мишка, который очень не любил мыться. Из-за того другие жители домика часто смеялись над ним: «Грязнуля! Ты поросёнок, а не медведь!»
Однажды, когда все пошли купаться, Мишка спрятался за диван.
– Вода мокрая, а мыло лезет в глаза и в уши! Нет уж, не пойду я с ними, мне и так хорошо! – ворчал он, сидя в пыли.
Но вечером, когда все снова собрались вместе, с медвежонком никто не захотел играть.
– Фу, какой ты грязный! – отпрыгнул от него зайка.
– Неряха, ты нас всех перепачкаешь своими грязными лапами, – сказала красивая кукла Даша. – Уходи, мы не хотим с тобой дружить… (Какое настроение было у куклы Даши? Покажите его.)
– Ну и не надо, я найду себе других друзей! – С этими словами Мишка повернулся и пошёл в сторону леса.
Но лесные зверюшки даже разговаривать с ним не стали и разбежались по своим норкам. Тогда Мишка пошёл на поле, где жил крот.
– Ты ведь сам роешься в земле, значит, тебе всё равно, чистые у меня лапы или нет, – объяснил Мишка кроту, предлагая стать его другом.
Крот рассердился:
– Я работаю в земле, а не вожусь в грязи. А после работы я всегда умываюсь. Не нужен мне такой грязный друг, как ты!... (Какое настроение у крота? Изобразите его.)
Мишка приуныл и неуклюже поплёлся дальше. Тем временем уже стемнело и начался дождь. Медвежонок искал, где бы ему провести ночь. Но ведь он никому не нравился, поэтому никто бы не пустил его в свою норку или домик. Мишка решил переночевать в канавке, накрывшись от дождя большим лопухом. Ему было мокро, холодно и одиноко. Со слезами на глазах он заснул… (Покажите, с каким настроением на лице заснул Мишка?)
Утром дождя уже не было и приветливо светило солнышко. Мишка выбрался из канавки, в которой за ночь образовалась целая лужа. Когда он проходил мимо пруда, то заметил, как громко смеются над ним лягушки.
– Вот я вам сейчас! – пригрозил Мишка и подбежал к воде. Но тут же испуганно отшатнулся. Из пруда на него смотрел кто-то страшный весь облепленный грязью, со свалявшейся шерстью. (Мишка испугался? Покажите как…)
– Ква-ква, он такой чумазый, что даже сам себя не узнал! – потешались лягушки.
«Неужели это и правда я? Такой грязный, страшный, противный?.. (А сейчас у медвежонка какое настроение? Изобразите его.) Теперь я понимаю, почему со мной играть никто не хочет! – подумал Мишка, – Но если так оставить, то скоро я превращусь в огромную кучу грязи и меня все будут обходить стороной». И он решил помыться. Лягушки дали ему мыло и поплескали водой. Он вытерся большими мягкими листьями и пошёл обратно в кукольный домик. 
– Смотрите, смотрите, какой Мишка чистый и красивый! – закричали куклы и зверюшки. – Иди скорее к нам играть!
Все пожимали Мишке лапу, обнимали его, а красивая кукла Даша даже подарила ему свою синюю ленточку. Мишка пообещал своим друзьям, что теперь он всегда будет мыться. И они устроили Праздник чистоты и веселились до самого вечера. (Какие лица были у жителей кукольного домика?)  (Автор сказки М. Марченкова.)
Каждый раз, задавая вопрос об эмоциональном состоянии персонажей, можно показывать ребятам соответствующую пиктограмму.
После знакомства со сказкой необходимо провести небольшое обсуждение, направленное на её осмысление, формирование своего отношения к поступкам героев. Можно спросить у детей, чему учит нас эта история? Кто из героев вам понравился, кого хотелось пожалеть, а также оказать свою помощь, на кого вы бы хотели быть похожим? Кто помог Мишке справиться с его трудностями и понять, что купание – это нужное и приятное занятие?
Согласно авторам, использование данной сказки  метафоры позволяет решать проблемы и трудности детей, связанные с освоением навыков самообслуживания. В нашем случае я делаю акцент на эмоциональной составляющей истории: мы обсуждаем настроения героев, радуемся вместе с ними, выражаем своё сочувствие.
 4. Рисование любого героя сказки с акцентом на его эмоциональное состояние.
Я предлагаю нарисовать вам любого героя сказки, который запомнился. Обязательно изобразите настроение своего персонажа.
Детям, затрудняющимся в изображении жителей кукольного домика, лягушек или крота, можно предложить обвести подготовленные шаблоны или силуэты героев сказки, а затем дорисовать, раскрасить их.
5. Обсуждение работ.
Ребята, кто хочет показать свой рисунок и рассказать, что на нём изображено?
 
6. Ритуальная игра «Башня прощания» [3].
Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся друг с другом особенным способом. Вытяните вперёд руки, сожмите ладошки в кулачки, поставьте один на другой. Я кулачки опущу вниз, а вы ставьте свои кулачки сверху, друг на друга… Вот какая высокая красивая башня у нас получилась! Теперь скажем дружно, громко: «Всем  всем, до свидания!». 
Во время игры дети должны почувствовать свою принадлежность группе, ощутить чувство единения с ней.
 
Мне было интересно и весело с вами! До следующей встречи!
Литература
      1. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3 – 6 лет. – М.: Генезис, 2007.
     2. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.
3. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Такие разные настроения для НУМИ - копия.doc Скачать

Занятие для ребят среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию «Такие разные настроения»


Цели занятия: закреплять полученные знания об эмоциях; расширять словарный запас за счёт слов, обозначающих разные эмоциональные состояния; учить выражать эмоции творческими способами (в частности, рисованием); продолжать развивать эмпатию.


Материалы: пиктограмма «Радость», «Грусть», «Удивление», «Гнев», «Страх», шаблоны и силуэты героев сказки «Мишка грязнуля», альбомные листы, наборы карандашей по числу детей.


Ход занятия:

Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем вспоминать настроения, о которых говорили на прошлых занятиях.


1. Игра – приветствие «Эхо» [1].

Сначала давайте поприветствуем друг друга и сыграем в игру под названием «Эхо». Саша, попробуй одновременно произносить громко своё имя и изо всех сил топать ногами… Отлично! Теперь мы все вместе произносим имя «Саша» и топаем ногами. Дальше то же самое сделает Сашина соседка справа, а мы за ней повторим. Таким образом все по очереди назовут и протопают своё имя.


2. «Назови похожее».

Продолжаем играть. Сейчас я с помощью лица, рук и всего тела буду показывать вам разные настроения. Вы, ребята, сначала попробуйте догадаться, какую эмоцию я изображаю. Затем вспоминайте и говорите слова, которые обозначают это настроение. Помните, что одному настроению можно дать несколько разных названий.

3. Чтение и обсуждение сказки «Мишка – грязнуля» [2].

Ребята, я хочу познакомить вас с интересной сказкой. Она называется «Мишка - грязнуля». В процессе чтения мы будем останавливаться и изображать настроения героев истории. Итак…

Жил-был в кукольном домике медвежонок Мишка, который очень не любил мыться. Из-за того другие жители домика часто смеялись над ним: «Грязнуля! Ты поросёнок, а не медведь!»

Однажды, когда все пошли купаться, Мишка спрятался за диван.

– Вода мокрая, а мыло лезет в глаза и в уши! Нет уж, не пойду я с ними, мне и так хорошо! – ворчал он, сидя в пыли.

Но вечером, когда все снова собрались вместе, с медвежонком никто не захотел играть.

– Фу, какой ты грязный! – отпрыгнул от него зайка.

– Неряха, ты нас всех перепачкаешь своими грязными лапами, – сказала красивая кукла Даша. – Уходи, мы не хотим с тобой дружить… (Какое настроение было у куклы Даши? Покажите его.)

– Ну и не надо, я найду себе других друзей! – С этими словами Мишка повернулся и пошёл в сторону леса.

Но лесные зверюшки даже разговаривать с ним не стали и разбежались по своим норкам. Тогда Мишка пошёл на поле, где жил крот.

– Ты ведь сам роешься в земле, значит, тебе всё равно, чистые у меня лапы или нет, – объяснил Мишка кроту, предлагая стать его другом.

Крот рассердился:

– Я работаю в земле, а не вожусь в грязи. А после работы я всегда умываюсь. Не нужен мне такой грязный друг, как ты!... (Какое настроение у крота? Изобразите его.)

Мишка приуныл и неуклюже поплёлся дальше. Тем временем уже стемнело и начался дождь. Медвежонок искал, где бы ему провести ночь. Но ведь он никому не нравился, поэтому никто бы не пустил его в свою норку или домик. Мишка решил переночевать в канавке, накрывшись от дождя большим лопухом. Ему было мокро, холодно и одиноко. Со слезами на глазах он заснул… (Покажите, с каким настроением на лице заснул Мишка?)

Утром дождя уже не было и приветливо светило солнышко. Мишка выбрался из канавки, в которой за ночь образовалась целая лужа. Когда он проходил мимо пруда, то заметил, как громко смеются над ним лягушки.

– Вот я вам сейчас! – пригрозил Мишка и подбежал к воде. Но тут же испуганно отшатнулся. Из пруда на него смотрел кто-то страшный весь облепленный грязью, со свалявшейся шерстью. (Мишка испугался? Покажите как…)

– Ква-ква, он такой чумазый, что даже сам себя не узнал! – потешались лягушки.

«Неужели это и правда я? Такой грязный, страшный, противный?.. (А сейчас у медвежонка какое настроение? Изобразите его.) Теперь я понимаю, почему со мной играть никто не хочет! – подумал Мишка, – Но если так оставить, то скоро я превращусь в огромную кучу грязи и меня все будут обходить стороной». И он решил помыться. Лягушки дали ему мыло и поплескали водой. Он вытерся большими мягкими листьями и пошёл обратно в кукольный домик.

– Смотрите, смотрите, какой Мишка чистый и красивый! – закричали куклы и зверюшки. – Иди скорее к нам играть!

Все пожимали Мишке лапу, обнимали его, а красивая кукла Даша даже подарила ему свою синюю ленточку. Мишка пообещал своим друзьям, что теперь он всегда будет мыться. И они устроили Праздник чистоты и веселились до самого вечера. (Какие лица были у жителей кукольного домика?) (Автор сказки М. Марченкова.)

Каждый раз, задавая вопрос об эмоциональном состоянии персонажей, можно показывать ребятам соответствующую пиктограмму.

После знакомства со сказкой необходимо провести небольшое обсуждение, направленное на её осмысление, формирование своего отношения к поступкам героев. Можно спросить у детей, чему учит нас эта история? Кто из героев вам понравился, кого хотелось пожалеть, а также оказать свою помощь, на кого вы бы хотели быть похожим? Кто помог Мишке справиться с его трудностями и понять, что купание – это нужное и приятное занятие?

Согласно авторам, использование данной сказки метафоры позволяет решать проблемы и трудности детей, связанные с освоением навыков самообслуживания. В нашем случае я делаю акцент на эмоциональной составляющей истории: мы обсуждаем настроения героев, радуемся вместе с ними, выражаем своё сочувствие.


4. Рисование любого героя сказки с акцентом на его эмоциональное состояние.

Я предлагаю нарисовать вам любого героя сказки, который запомнился. Обязательно изобразите настроение своего персонажа.

Детям, затрудняющимся в изображении жителей кукольного домика, лягушек или крота, можно предложить обвести подготовленные шаблоны или силуэты героев сказки, а затем дорисовать, раскрасить их.

5. Обсуждение работ.

Ребята, кто хочет показать свой рисунок и рассказать, что на нём изображено?


6. Ритуальная игра «Башня прощания» [3].

Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся друг с другом особенным способом. Вытяните вперёд руки, сожмите ладошки в кулачки, поставьте один на другой. Я кулачки опущу вниз, а вы ставьте свои кулачки сверху, друг на друга… Вот какая высокая красивая башня у нас получилась! Теперь скажем дружно, громко: «Всем всем, до свидания!».

Во время игры дети должны почувствовать свою принадлежность группе, ощутить чувство единения с ней.


Мне было интересно и весело с вами! До следующей встречи!


Литература


1. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3 – 6 лет. – М.: Генезис, 2007.

2. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.

3. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос