Вода-чудо природы.Бережное отношение к воде.
(Заседание круглого стола)».
Цель урока: «Познакомить учащихся со значением воды в природе для человека, с источниками загрязнения, с правилами пользования водой.
-продолжить обучение учащихся пользоваться дополнительными источниками;
— воспитывать бережное отношение к природе, к воде, как чудесам природы».
Оборудование: глобус, физическая карта, пробирки для опытов, вода, лед, плакат «Круговорот воды в природе», плакат о бережном отношении к воде.
План урока.
1.Организация класса. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о воде, о значении ее для животного и растительного мира, для человека; разработаем целый ряд правил пользования водой, так как человек использует ее неразумно. Урок наш пройдет в виде заседания круглого стола. Мы пригласили информаторов, экспертов, географов, экологов и пресс-центр, которые познакомят нас с обстановкой в природе.
2.Информационная группа. Сообщение.
Ребята этой группы познакомят нас со значением воды для всего живого на земле, приведут примеры и докажут всем, что вода необходима.
1 ученик. Знаете ли вы, что на глобусе и карте голубые пятна – это вода: океаны, моря, реки, озера. Вода занимает три четвертых поверхности земного шара. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой земной шар. И в воздухе находится тоже много воды, вводе пара, облаков, туч.
2ученик. А знаете ли вы, что в организме человека массой 70 кг, воды50кг, а тело новорожденного ребенка состоит из три четвери воды. Вода жизненно необходима. При голодании человек может потерять весь свой жир, 50%белка, но потеря тканями 10%воды смертельно, потому что в крови 83% воды. Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2л воды. Но для нормальной работы ему нужно у 5 раз больше.
3 ученик. А знаете ли вы, что человек должен умеренно применять воду. Лучше утолить жажду слегка подсоленной или подкисленной ягодами водой. Интересный опыт был проведен в пустыни Каракумы. Две группы людей отправились в поход через пустыню. Первой группе дали леденцы, второй нет. Но обеим группам выдали одинаковое количество литров воды. Первой группе воды хватило, так как они утоляли жажду леденцами. При рассасывании леденцов, чувство жажды исчезает. Второй — воды не хватило. Но были проведены и другие опыты. Были сделаны выводы: введение в организм большого количества воды, вызывает водное отравление. Признаки водного отравления могут быть у рабочих горячих цехов — потеря чувствительности, рвота, судороги.
4 ученик. А знаете ли вы, что вода регулирует температуру нашего тела, удаляет из организма вредные вещества.
5 ученик. А знаете ли вы, что вода для рыб является единственным местом обитания.
6 ученик. Без воды не могут жить и растения. Примерно четыре пятых организма растения составляет вода. Благодаря воде, семена растений набухают и растут.
— Какой же вывод мы можем сделать из данной информации?
( Вода необходима всему живому на Земле, употреблять ее надо придерживаясь норму).
3.Эксперты- лаборанты. Практическая работа.
Узнав о необходимости воды для всего живого на Земле, выясним, где встречается вода в природе и в каком состоянии? Эксперты-лаборанты нам продемонстрируют опыты.
1 ученик. Возьмем пробирку со льдом, подогреем. Лед растаял. Продолжаем греть, вода закипает, идет пар.
-В каких состояниях бывает вода в природе?
(Вода в природе встречается в трех состояниях: в твердом: снег, лед; в жидком и газообразном: туман, пар.)
-Кто знает, при какой температуре снег и лед начинает таять, а вода кипеть?
(При 0 температуре снег и лед тают, а при высокой кипеть).
2 ученик. Можно проделать другой опыт. Нальем немножко воды в блюдечко, понаблюдаем, через день или два воды на блюдечке не окажется. Так происходит и в природе. Вода постоянно испаряется с поверхности суши, рек, морей, океанов. Невидимый пар расходится в воздухе.
-Ребята, какой же мы сделаем вывод?
(Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.)
-А вся ли вода пригодна для жизни?
(Для жизни пригодна только пресная вода)
-Где встречается пресная вода?
(Все реки и озера- источники пресной воды.)
— Ледники, айсберги, вершины гор покрыты ледником — это тоже пресная вода.
Ребята, а почему наши водоемы неиссякаемые?
(Благодаря круговороту воды в природе, подземным водам).
4.Группа географов.
-Группа географов расскажет вам еще раз о круговороте воды в природе. Послушайте сказку.
Географы. Сказка.
1 ученик. Жила была в океане капелька: кругленькая, искристая, веселая, игривая. Захотелось капельке посмотреть на мир. Поднялась она на край волны и почувствовала, что ее тянет вверх к яркому солнцу. Не успела она опомниться, как оказалась в тучке, где увидела много таких же капелек, своих сестричек. Но вот сильный ветер поднял тучку, и сестричкам капелькам стало холодно. Они задрожали, заплакали, и полились на землю дождем. Одни капельки упали прямо в море, другие в речку, а наша капелька очутилась в лесном ручейке. Загрустила она, стала скучать о своих сестричках. Пока капелька грустила, ручей донес ее до большой реки, а река до моря, а оттуда капелька попала в океан. Здесь она и повстречала своих сестер и обрадовалась.
-Как можно назвать путешествие капельки?
(Круговорот воды в природе).
-Ребята, благодаря какому же явлению в природе водные ресурсы нашей планеты неиссякаемые?
(Благодаря круговороту воды в природе)
-Когда капельки повстречались, они стали жаловаться друг другу на людей, которые очень плохо обращаются с водой.
К данному уроку вы должны написать сочинение или стихотворение, или частушку, или рассказ, которые будут высмеивать людей, которые своими действиями уничтожают природу.
Домашнее задание учащихся:
Алюминиевый завод Исток Дона захламили
В Волгу грязный сток дает, И засыпали землей,
Каждый день и каждый час Чтобы нам сказал на это
Гибнет реченька у нас. Предок наш Дмитрий Донской.
А любой наш речной порт На Волге мы построили
От других не отстает Каскады Волжских ГЭС
Он, как выпустит мазут, Вместе с тем каскадом,
Донской рыбе всей капут. Осетрам конец.
— Из вашего домашнего задания мы видим: природа загрязнена.
Кричат SOS реки: Волга, Дон, Днепр, Ока. Неумолимо посылают сигналы бедствия озера: Ладожское, Аральское, Байкал.
Прослушайте стихотворение Андрея Вознесенского «Байкал».
( звучит запись)
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мертвое озеро — священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу, не спит иркутянин во мгле,
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда, ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны,
И кто-то добавил из глубины:
«Байкал — заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер подсвечивал вполнакала.
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала.
И неужели мы будем в истории:
«Эти Байкал загубили, которые?»
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует олень, тюлень?
Это не только отстойников числа,
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху.
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воды не целлюлозило,
Чтобы никто, никогда не сказал:
«Мертвое море — священный Байкал».
-Выскажите свое мнение о том, что вас волнует в стихотворении?
(Озеро Байкал скоро станет мертвым. В этом виноват человек)
-Чтобы не случилось беды с озером, что необходимо построить?
( Очистковые сооружения)
-А какие реки протекают в нашей местности?
(Северский Донец, Каменка)
-Наши реки тоже загрязнены. Кто назовет источники загрязнения?
(Бытовые и промышленные отходы, минеральные удобрения смываются с полей в реки; гниение древесины; горючие и смазочные масла, канализация)
-Как же узнать вредная вода для рек или нет? Предположим, для проверки возьмем неподкупного контролера — золотую рыбку.
Если нашу золотую рыбку посадить в сетчатый садок и опустить в реку вблизи сточных труб и каналов. Понаблюдаем. Если рыбка останется живой — значить вода очищенная. Если погибнет — надо скорей закрывать сток, спасать от гибели других обитателей реки. На наш опыт мы взяли простую воду из реки. Рыбка плавает. Значит воды очищенные. В наших реках продолжается жизнь. Благодаря очистковым сооружениям сейчас удалось спасти
от загрязнения Москву-реку. После прекращения сброса в нее неочищенных вод, река стала чистой и в ней появилась рыба.
5.Группа экологов.
Прослушав наш разговор на уроке, группа экологов составила правила поведения природе, правила обращения с водой. Прочтите их и заучите наизусть:
Не бросайте мусор в водоемы.
Не ловите сетями рыбу, особенно весной.
Не мойте автомобили вблизи водоемов.
Экономьте воду! Закрывайте краны!
6 Подведение итогов.
В заключении мне хотелось бы прочесть слова А. Довженко:
«Река моя, жизнь моя, люблю я воду твою ласковую, животворящую и берега твои чистые и всех людей, что трудятся на твоих берегах. Кланяюсь тебе за ласку, за богатство, что дала ты моему сердцу; за то, что глядя на тебя, делаюсь я добрым, человечными счастливым.»
Ребята берегите воду и любите нашу природу.
Использованная литература:
1.АстапенкоМ.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Ростов – на — Дону. БАРО-ПРЕСС,2003г
21ВиноградоваН.В., Калинова Г.С. «Окружающий мир» учебник 3 класса. М., Издательский центр «Вентана — Граф» 2005г.
3.Журнал «Начальная школа» №4 1984г.
4ЕлкинаН.В., МиринечеваЩ.Л. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль, Академия развития,1997г.
5. Каткова Е.Г. Природоведение. Сборник статей. М «Интеллект-Центр».2000г
6. Мошнина Р.Ш. «Материалы для проверочных работ» М., АСТ-АСТРЕЛЬ, 2001г.
7… Майсурян «Энциклопедия для детей» М ,1996г.
8.Плешаков Н. А. «Страницы природы» М.Просвещение 1994г.
9ЧудаковаН.В. «Я познаю мир» М.АСТ,1997г.
Байдикова Ольга Алексеевна
учитель начальных классов МОУ СОШ №3
г. Донецк Ростовская область
Тема урока: «Вода-чудо природы. Бережное отношение к воде.
(Заседание круглого стола)».
Цель урока: «Познакомить учащихся со значением воды в природе для человека, с источниками загрязнения, с правилами пользования водой.
-продолжить обучение учащихся пользоваться дополнительными источниками;
- воспитывать бережное отношение к природе, к воде, как чудесам природы».
Оборудование: глобус, физическая карта, пробирки для опытов, вода, лед, плакат «Круговорот воды в природе», плакат о бережном отношении к воде.
План урока.
1.Организация класса. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о воде, о значении ее для животного и растительного мира, для человека; разработаем целый ряд правил пользования водой, так как человек использует ее неразумно. Урок наш пройдет в виде заседания круглого стола. Мы пригласили информаторов, экспертов, географов, экологов и пресс-центр, которые познакомят нас с обстановкой в природе.
2.Информационная группа. Сообщение.
Ребята этой группы познакомят нас со значением воды для всего живого на земле, приведут примеры и докажут всем, что вода необходима.
1 ученик. Знаете ли вы, что на глобусе и карте голубые пятна – это вода: океаны, моря, реки, озера. Вода занимает три четвертых поверхности земного шара. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой земной шар. И в воздухе находится тоже много воды, вводе пара, облаков, туч.
2ученик. А знаете ли вы, что в организме человека массой 70 кг, воды50кг, а тело новорожденного ребенка состоит из три четвери воды. Вода жизненно необходима. При голодании человек может потерять весь свой жир, 50%белка, но потеря тканями 10%воды смертельно, потому что в крови 83% воды. Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2л воды. Но для нормальной работы ему нужно у 5 раз больше.
3 ученик. А знаете ли вы, что человек должен умеренно применять воду. Лучше утолить жажду слегка подсоленной или подкисленной ягодами водой. Интересный опыт был проведен в пустыни Каракумы. Две группы людей отправились в поход через пустыню. Первой группе дали леденцы, второй нет. Но обеим группам выдали одинаковое количество литров воды. Первой группе воды хватило, так как они утоляли жажду леденцами. При рассасывании леденцов, чувство жажды исчезает. Второй - воды не хватило. Но были проведены и другие опыты. Были сделаны выводы: введение в организм большого количества воды, вызывает водное отравление. Признаки водного отравления могут быть у рабочих горячих цехов - потеря чувствительности, рвота, судороги.
4 ученик. А знаете ли вы, что вода регулирует температуру нашего тела, удаляет из организма вредные вещества.
5 ученик. А знаете ли вы, что вода для рыб является единственным местом обитания.
6 ученик. Без воды не могут жить и растения. Примерно четыре пятых организма растения составляет вода. Благодаря воде, семена растений набухают и растут.
- Какой же вывод мы можем сделать из данной информации?
( Вода необходима всему живому на Земле, употреблять ее надо придерживаясь норму).
3.Эксперты- лаборанты. Практическая работа.
Узнав о необходимости воды для всего живого на Земле, выясним, где встречается вода в природе и в каком состоянии? Эксперты-лаборанты нам продемонстрируют опыты.
1 ученик. Возьмем пробирку со льдом, подогреем. Лед растаял. Продолжаем греть, вода закипает, идет пар.
-В каких состояниях бывает вода в природе?
(Вода в природе встречается в трех состояниях: в твердом: снег, лед; в жидком и газообразном: туман, пар.)
-Кто знает, при какой температуре снег и лед начинает таять, а вода кипеть?
(При 0 температуре снег и лед тают, а при высокой кипеть).
2 ученик. Можно проделать другой опыт. Нальем немножко воды в блюдечко, понаблюдаем, через день или два воды на блюдечке не окажется. Так происходит и в природе. Вода постоянно испаряется с поверхности суши, рек, морей, океанов. Невидимый пар расходится в воздухе.
-Ребята, какой же мы сделаем вывод?
(Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.)
-А вся ли вода пригодна для жизни?
(Для жизни пригодна только пресная вода)
-Где встречается пресная вода?
(Все реки и озера- источники пресной воды.)
- Ледники, айсберги, вершины гор покрыты ледником - это тоже пресная вода.
Ребята, а почему наши водоемы неиссякаемые?
(Благодаря круговороту воды в природе, подземным водам).
4.Группа географов.
-Группа географов расскажет вам еще раз о круговороте воды в природе. Послушайте сказку.
Географы. Сказка.
1 ученик. Жила была в океане капелька: кругленькая, искристая, веселая, игривая. Захотелось капельке посмотреть на мир. Поднялась она на край волны и почувствовала, что ее тянет вверх к яркому солнцу. Не успела она опомниться, как оказалась в тучке, где увидела много таких же капелек, своих сестричек. Но вот сильный ветер поднял тучку, и сестричкам капелькам стало холодно. Они задрожали, заплакали, и полились на землю дождем. Одни капельки упали прямо в море, другие в речку, а наша капелька очутилась в лесном ручейке. Загрустила она, стала скучать о своих сестричках. Пока капелька грустила, ручей донес ее до большой реки, а река до моря, а оттуда капелька попала в океан. Здесь она и повстречала своих сестер и обрадовалась.
-Как можно назвать путешествие капельки?
(Круговорот воды в природе).
-Ребята, благодаря какому же явлению в природе водные ресурсы нашей планеты неиссякаемые?
(Благодаря круговороту воды в природе)
-Когда капельки повстречались, они стали жаловаться друг другу на людей, которые очень плохо обращаются с водой.
К данному уроку вы должны написать сочинение или стихотворение , или частушку, или рассказ, которые будут высмеивать людей , которые своими действиями уничтожают природу.
Домашнее задание учащихся:
Алюминиевый завод Исток Дона захламили
В Волгу грязный сток дает, И засыпали землей,
Каждый день и каждый час Чтобы нам сказал на это
Гибнет реченька у нас. Предок наш Дмитрий Донской.
А любой наш речной порт На Волге мы построили
От других не отстает Каскады Волжских ГЭС
Он, как выпустит мазут, Вместе с тем каскадом,
Донской рыбе всей капут. Осетрам конец.
- Из вашего домашнего задания мы видим: природа загрязнена.
Кричат SOS реки: Волга, Дон, Днепр, Ока. Неумолимо посылают сигналы бедствия озера: Ладожское, Аральское, Байкал.
Прослушайте стихотворение Андрея Вознесенского «Байкал».
( звучит запись)
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мертвое озеро - священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу, не спит иркутянин во мгле,
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда, ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны,
И кто-то добавил из глубины:
«Байкал - заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер подсвечивал вполнакала.
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала.
И неужели мы будем в истории:
«Эти Байкал загубили, которые?»
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует олень, тюлень?
Это не только отстойников числа,
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху.
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воды не целлюлозило,
Чтобы никто, никогда не сказал:
«Мертвое море - священный Байкал».
-Выскажите свое мнение о том, что вас волнует в стихотворении?
(Озеро Байкал скоро станет мертвым. В этом виноват человек)
-Чтобы не случилось беды с озером, что необходимо построить?
( Очистковые сооружения)
-А какие реки протекают в нашей местности?
(Северский Донец, Каменка)
-Наши реки тоже загрязнены. Кто назовет источники загрязнения?
(Бытовые и промышленные отходы, минеральные удобрения смываются с полей в реки; гниение древесины; горючие и смазочные масла, канализация)
-Как же узнать вредная вода для рек или нет? Предположим, для проверки возьмем неподкупного контролера - золотую рыбку.
Если нашу золотую рыбку посадить в сетчатый садок и опустить в реку вблизи сточных труб и каналов. Понаблюдаем. Если рыбка останется живой - значить вода очищенная. Если погибнет - надо скорей закрывать сток, спасать от гибели других обитателей реки. На наш опыт мы взяли простую воду из реки. Рыбка плавает. Значит воды очищенные. В наших реках продолжается жизнь. Благодаря очистковым сооружениям сейчас удалось спасти
от загрязнения Москву-реку. После прекращения сброса в нее неочищенных вод, река стала чистой и в ней появилась рыба.
5.Группа экологов.
Прослушав наш разговор на уроке, группа экологов составила правила поведения природе, правила обращения с водой. Прочтите их и заучите наизусть:
Не бросайте мусор в водоемы.
Не ловите сетями рыбу, особенно весной.
Не мойте автомобили вблизи водоемов.
Экономьте воду! Закрывайте краны!
6 Подведение итогов.
В заключении мне хотелось бы прочесть слова А. Довженко:
«Река моя, жизнь моя, люблю я воду твою ласковую, животворящую и берега твои чистые и всех людей, что трудятся на твоих берегах. Кланяюсь тебе за ласку, за богатство, что дала ты моему сердцу; за то, что глядя на тебя, делаюсь я добрым, человечными счастливым.»
Ребята берегите воду и любите нашу природу.
Использованная литература:
1.АстапенкоМ.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Ростов – на - Дону. БАРО-ПРЕСС,2003г
21ВиноградоваН.В.,Калинова Г.С. «Окружающий мир» учебник 3 класса. М., Издательский центр «Вентана - Граф» 2005г.
3.Журнал «Начальная школа» №4 1984г.
4ЕлкинаН.В.,МиринечеваЩ.Л. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль, Академия развития,1997г.
5. Каткова Е.Г. Природоведение. Сборник статей. М «Интеллект-Центр».2000г
6. Мошнина Р.Ш. «Материалы для проверочных работ» М.,АСТ-АСТРЕЛЬ, 2001г.
7..Майсурян «Энциклопедия для детей» М ,1996г.
8.Плешаков Н. А. «Страницы природы» М.Просвещение 1994г.
9ЧудаковаН.В. «Я познаю мир» М.АСТ,1997г.
Байдикова Ольга Алексеевна
учитель начальных классов МОУ СОШ №3
г. Донецк Ростовская область
Тема урока: «Вода-чудо природы. Бережное отношение к воде.
(Заседание круглого стола)».
Цель урока: «Познакомить учащихся со значением воды в природе для человека, с источниками загрязнения, с правилами пользования водой.
-продолжить обучение учащихся пользоваться дополнительными источниками;
- воспитывать бережное отношение к природе, к воде, как чудесам природы».
Оборудование: глобус, физическая карта, пробирки для опытов, вода, лед, плакат «Круговорот воды в природе», плакат о бережном отношении к воде.
План урока.
1.Организация класса. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о воде, о значении ее для животного и растительного мира, для человека; разработаем целый ряд правил пользования водой, так как человек использует ее неразумно. Урок наш пройдет в виде заседания круглого стола. Мы пригласили информаторов, экспертов, географов, экологов и пресс-центр, которые познакомят нас с обстановкой в природе.
2.Информационная группа. Сообщение.
Ребята этой группы познакомят нас со значением воды для всего живого на земле, приведут примеры и докажут всем, что вода необходима.
1 ученик. Знаете ли вы, что на глобусе и карте голубые пятна – это вода: океаны, моря, реки, озера. Вода занимает три четвертых поверхности земного шара. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой земной шар. И в воздухе находится тоже много воды, вводе пара, облаков, туч.
2ученик. А знаете ли вы, что в организме человека массой 70 кг, воды50кг, а тело новорожденного ребенка состоит из три четвери воды. Вода жизненно необходима. При голодании человек может потерять весь свой жир, 50%белка, но потеря тканями 10%воды смертельно, потому что в крови 83% воды. Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2л воды. Но для нормальной работы ему нужно у 5 раз больше.
3 ученик. А знаете ли вы, что человек должен умеренно применять воду. Лучше утолить жажду слегка подсоленной или подкисленной ягодами водой. Интересный опыт был проведен в пустыни Каракумы. Две группы людей отправились в поход через пустыню. Первой группе дали леденцы, второй нет. Но обеим группам выдали одинаковое количество литров воды. Первой группе воды хватило, так как они утоляли жажду леденцами. При рассасывании леденцов, чувство жажды исчезает. Второй - воды не хватило. Но были проведены и другие опыты. Были сделаны выводы: введение в организм большого количества воды, вызывает водное отравление. Признаки водного отравления могут быть у рабочих горячих цехов - потеря чувствительности, рвота, судороги.
4 ученик. А знаете ли вы, что вода регулирует температуру нашего тела, удаляет из организма вредные вещества.
5 ученик. А знаете ли вы, что вода для рыб является единственным местом обитания.
6 ученик. Без воды не могут жить и растения. Примерно четыре пятых организма растения составляет вода. Благодаря воде, семена растений набухают и растут.
- Какой же вывод мы можем сделать из данной информации?
( Вода необходима всему живому на Земле, употреблять ее надо придерживаясь норму).
3.Эксперты- лаборанты. Практическая работа.
Узнав о необходимости воды для всего живого на Земле, выясним, где встречается вода в природе и в каком состоянии? Эксперты-лаборанты нам продемонстрируют опыты.
1 ученик. Возьмем пробирку со льдом, подогреем. Лед растаял. Продолжаем греть, вода закипает, идет пар.
-В каких состояниях бывает вода в природе?
(Вода в природе встречается в трех состояниях: в твердом: снег, лед; в жидком и газообразном: туман, пар.)
-Кто знает, при какой температуре снег и лед начинает таять, а вода кипеть?
(При 0 температуре снег и лед тают, а при высокой кипеть).
2 ученик. Можно проделать другой опыт. Нальем немножко воды в блюдечко, понаблюдаем, через день или два воды на блюдечке не окажется. Так происходит и в природе. Вода постоянно испаряется с поверхности суши, рек, морей, океанов. Невидимый пар расходится в воздухе.
-Ребята, какой же мы сделаем вывод?
(Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.)
-А вся ли вода пригодна для жизни?
(Для жизни пригодна только пресная вода)
-Где встречается пресная вода?
(Все реки и озера- источники пресной воды.)
- Ледники, айсберги, вершины гор покрыты ледником - это тоже пресная вода.
Ребята, а почему наши водоемы неиссякаемые?
(Благодаря круговороту воды в природе, подземным водам).
4.Группа географов.
-Группа географов расскажет вам еще раз о круговороте воды в природе. Послушайте сказку.
Географы. Сказка.
1 ученик. Жила была в океане капелька: кругленькая, искристая, веселая, игривая. Захотелось капельке посмотреть на мир. Поднялась она на край волны и почувствовала, что ее тянет вверх к яркому солнцу. Не успела она опомниться, как оказалась в тучке, где увидела много таких же капелек, своих сестричек. Но вот сильный ветер поднял тучку, и сестричкам капелькам стало холодно. Они задрожали, заплакали, и полились на землю дождем. Одни капельки упали прямо в море, другие в речку, а наша капелька очутилась в лесном ручейке. Загрустила она, стала скучать о своих сестричках. Пока капелька грустила, ручей донес ее до большой реки, а река до моря, а оттуда капелька попала в океан. Здесь она и повстречала своих сестер и обрадовалась.
-Как можно назвать путешествие капельки?
(Круговорот воды в природе).
-Ребята, благодаря какому же явлению в природе водные ресурсы нашей планеты неиссякаемые?
(Благодаря круговороту воды в природе)
-Когда капельки повстречались, они стали жаловаться друг другу на людей, которые очень плохо обращаются с водой.
К данному уроку вы должны написать сочинение или стихотворение , или частушку, или рассказ, которые будут высмеивать людей , которые своими действиями уничтожают природу.
Домашнее задание учащихся:
Алюминиевый завод Исток Дона захламили
В Волгу грязный сток дает, И засыпали землей,
Каждый день и каждый час Чтобы нам сказал на это
Гибнет реченька у нас. Предок наш Дмитрий Донской.
А любой наш речной порт На Волге мы построили
От других не отстает Каскады Волжских ГЭС
Он, как выпустит мазут, Вместе с тем каскадом,
Донской рыбе всей капут. Осетрам конец.
- Из вашего домашнего задания мы видим: природа загрязнена.
Кричат SOS реки: Волга, Дон, Днепр, Ока. Неумолимо посылают сигналы бедствия озера: Ладожское, Аральское, Байкал.
Прослушайте стихотворение Андрея Вознесенского «Байкал».
( звучит запись)
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мертвое озеро - священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу, не спит иркутянин во мгле,
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда, ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны,
И кто-то добавил из глубины:
«Байкал - заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер подсвечивал вполнакала.
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала.
И неужели мы будем в истории:
«Эти Байкал загубили, которые?»
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует олень, тюлень?
Это не только отстойников числа,
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху.
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воды не целлюлозило,
Чтобы никто, никогда не сказал:
«Мертвое море - священный Байкал».
-Выскажите свое мнение о том, что вас волнует в стихотворении?
(Озеро Байкал скоро станет мертвым. В этом виноват человек)
-Чтобы не случилось беды с озером, что необходимо построить?
( Очистковые сооружения)
-А какие реки протекают в нашей местности?
(Северский Донец, Каменка)
-Наши реки тоже загрязнены. Кто назовет источники загрязнения?
(Бытовые и промышленные отходы, минеральные удобрения смываются с полей в реки; гниение древесины; горючие и смазочные масла, канализация)
-Как же узнать вредная вода для рек или нет? Предположим, для проверки возьмем неподкупного контролера - золотую рыбку.
Если нашу золотую рыбку посадить в сетчатый садок и опустить в реку вблизи сточных труб и каналов. Понаблюдаем. Если рыбка останется живой - значить вода очищенная. Если погибнет - надо скорей закрывать сток, спасать от гибели других обитателей реки. На наш опыт мы взяли простую воду из реки. Рыбка плавает. Значит воды очищенные. В наших реках продолжается жизнь. Благодаря очистковым сооружениям сейчас удалось спасти
от загрязнения Москву-реку. После прекращения сброса в нее неочищенных вод, река стала чистой и в ней появилась рыба.
5.Группа экологов.
Прослушав наш разговор на уроке, группа экологов составила правила поведения природе, правила обращения с водой. Прочтите их и заучите наизусть:
Не бросайте мусор в водоемы.
Не ловите сетями рыбу, особенно весной.
Не мойте автомобили вблизи водоемов.
Экономьте воду! Закрывайте краны!
6 Подведение итогов.
В заключении мне хотелось бы прочесть слова А. Довженко:
«Река моя, жизнь моя, люблю я воду твою ласковую, животворящую и берега твои чистые и всех людей, что трудятся на твоих берегах. Кланяюсь тебе за ласку, за богатство, что дала ты моему сердцу; за то, что глядя на тебя, делаюсь я добрым, человечными счастливым.»
Ребята берегите воду и любите нашу природу.
Использованная литература:
1.АстапенкоМ.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Ростов – на - Дону. БАРО-ПРЕСС,2003г
21ВиноградоваН.В.,Калинова Г.С. «Окружающий мир» учебник 3 класса. М., Издательский центр «Вентана - Граф» 2005г.
3.Журнал «Начальная школа» №4 1984г.
4ЕлкинаН.В.,МиринечеваЩ.Л. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль, Академия развития,1997г.
5. Каткова Е.Г. Природоведение. Сборник статей. М «Интеллект-Центр».2000г
6. Мошнина Р.Ш. «Материалы для проверочных работ» М.,АСТ-АСТРЕЛЬ, 2001г.
7..Майсурян «Энциклопедия для детей» М ,1996г.
8.Плешаков Н. А. «Страницы природы» М.Просвещение 1994г.
9ЧудаковаН.В. «Я познаю мир» М.АСТ,1997г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО