В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Образование родственных слов по схеме "Солнышко" в модульно-блочных технологиях обучения

Нина Крапивенко Нина Крапивенко
Тип материала: другое
Рейтинг: 123  голосов:1    просмотров: 5330
Краткое описание
Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с дисграфией. У них преобладает наглядно-действенное восприятие, поэтому показ предмета, картинки, способа действия,  схемы действует на них сильнее, чем слово.
Дети-логопаты всегда неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают много ошибок при образовании новых слов. А пробелы в сфере словообразования в устной речи способствуют и затруднениям на письме.
Для того, чтобы правильно сформировать понятие «родственные слова» и развить у обучающихся умение осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений разработана схема «Солнышко». Обучение подбору родственных слов по схеме «Солнышко» и бланковые методики  обучения способствуют:
-качественному усвоению материала,
-повышают уровень образовательного процесса,
-развивают память и самоконтроль у учащихся,
- пополняют их словарный  запас,
- способствуют развитию навыков словообразования и правильного согласования слов в предложениях, и тем самым обогащают  связную речь детей-логопатов.  

Описание
ОБРАЗОВАНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ ПО СХЕМЕ «СОЛНЫШКО»
В МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ.
 
 Работая учителем-логопедом более 30 лет, я с горечью  наблюдаю, что детей с нарушением познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и речи приходит в школу год от года все больше и больше. При обследованиях выявляю не только нарушения звукопроизношения, фонетико-фонематическое недоразвитие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза, но и серьезные пробелы в лексике и грамматике. У ребят, зачисленных на обучение  в школьный логопункт, отмечаю бедность словаря: у них преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Младшие школьники  плохо классифицируют предметы, в их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояния и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека; особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий и поступков. В разговорной речи они предпочитают пользоваться словами без суффиксов и приставок. Это приводит к обеднению словарного запаса и ограничивает речевое общение учащихся.
Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с дисграфией. У них преобладает наглядно-действенное восприятие, поэтому показ предмета, картинки, способа действия,  схемы действует на них сильнее, чем слово.
Дети-логопаты всегда неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают много ошибок при образовании новых слов. А пробелы в сфере словообразования в устной речи способствуют и затруднениям на письме.
«Неумение образовывать новые слова, в том числе родственные, не дает возможности проверять безударные гласные в корне и таким образом ведет к большому количеству ошибок. Детям с дисграфией часто трудно устанавливать смысловую связь даже между двумя родственными словами, если сходство значений не так явно выражено», как считает Л.М Козырева.
Для того, чтобы правильно сформировать понятие «родственные слова» и развить у обучающихся умение осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений, я придумала схему «Солнышко» и использую в работе над этой темой детский рисунок. Детскому рисунку в логопедической работе придаю большое значение, потому что он развивает еще зрительно-моторную координацию и память. Что же  это за схема?
   В центре листа   — большой круг – это «Солнышко».  В этом круге мы и будем рисовать картинку, символизирующую главное слово. От «Солнышка» отходят лучи. На конце каждого луча маленький кружок. Сообщаю детям, что мы будем подбирать родственные слова к главному слову и обозначать их картинками в маленьких кружках. Дети всегда заинтересованно подсчитывают количество маленьких кружочков и определяют, сколько родственных слов можно подобрать. Но вот какие?
Привожу пример, как я помогала второклассникам подбирать родственные слова к слову «рука»:
 в большом круге дети рисовали кисть руки, а я на доске показывала способ ее рисования. В первом маленьком кружочке нарисовали футболку с рукавами, выделив для схемы слово «рукава», во втором – ручку маленького ребенка. Затем вспомнили, каким большим может быть великан, и у него, большого-большого, не глаза, а -глазищи, не нос, а -носище, не руки, а -ручищи. Ручищу рисовали во весь маленький кружок. Заметила, как дети, рисуя, проговаривали это слово несколько раз и это меня несказанно радовало. 
Когда все справились с работой, спросила: «Что надевают на руки каменщики, когда строят дом из кирпичей?». Путем поиска выяснили, что – рукавицы. Показала на доске, какой линией  можно быстро и правильно нарисовать рукавицу и предложила детям сначала нарисовать ее в воздухе, а затем – на схеме. Справились все.
 Затем спросила, что  у каждого, лежит на парте? Все отметили ручку. Взяли  её в руки, рассмотрели, выяснили, что название предмета происходит от слова «рука», потому что мы  берем её в руки и пишем ею.  Чтобы не путать название этого предмета с ласковым названием руки ребенка, решили называть ее в схеме « авторучка». Срисовали её.
 Перечислили все картинки в маленьких кружках и сделали вывод, что  в их названиях есть общая часть «рук» или «руч» (отметили чередование согласных  «   к — ч»). Сделали с детьми вывод: все наши родственные слова  связаны с главным словом «рука».
После динамической паузы возвратились к схеме «Солнышко» и подбору родственных слов к слову «рука». Я достала  молоток и предложила детям забить гвоздик в дощечку. Затем более внимательно рассмотрели  молоток, его части и учащиеся выделили слово «рукоятка», которая так называется, потому что мы за нее беремся рукой, чтобы действовать молотком.
Когда я нарисовала в следующем кружке птицу,  дети удивились: какая взаимосвязь между словами «рука» и «птица»? Объяснила, что есть птички, живущие дома. Они не боятся людей и кормятся с руки. Таких птиц называют ручными. Показала, как можно быстро нарисовать хвостик и лапки птички.
Следующее слово «рукомойник». Слово для моих учащихся незнакомое, поэтому показала рукомойник на картинке и рассказала, как с его помощью моют руки, и еще о том, что рукомойниками до сих пор люди пользуются на дачах и в деревнях, так как это   — удобная вещь. 
Показала учащимся вышивку на пяльцах и объяснила, почему эта вещь называется рукоделием. Предложила желающим обвести рисунок рукоделия пальчиком на доске, затем дети нарисовали его на схеме, проговаривая слово вслух.
Когда все маленькие кружочки схемы «Солнышко» были заполнены, учащиеся  вновь назвали главное слово «рука» и все родственные к нему слова перечислили сначала по картинкам, а затем – по памяти. Тот, кто запомнил и назвал все родственные слова, получил приз. Эти две инструкции  были выполнены на одном уроке.
    В следующий раз работа над родственными словами по данной схеме «Солнышко»  планировалась как часть урока. Дети получили свои бланки, просмотрели  рисунки, вспомнили  все родственные слова к слову «рука», уточнили их значение. Затем я предложила им прочесть 3-ю инструкцию и написать родственные слова на коротких линиях ниже схемы, поставить в них ударения. При написании слов «авторучка», «рукомойник», «рукоделие» применяли комментированное письмо.  Работали в парах: общались, решали, где поставить ударение в словах, осуществляли взаимопроверку написанных родственных слов.
Письменную нагрузку даю всегда дозированной. И в этом помогает бланковая методика. На третьем уроке продолжили работу по данной схеме и выполняли  4-ю и 5-ю инструкции. (См. Приложение № 13 – бланки). Сначала дети устно составляли предложения с понравившимися словами, затем с теми, на которые указала я. Выполняя 5-ю инструкцию, записали те предложения, которые выбрали сами учащиеся:
— Мойте руки перед едой.
— У Светы дома живет ручной щегол.
-  В субботу дедушка купил рукомойник для дачи.
Хочу отметить, что на начальном периоде работы по схеме «Солнышко», на бланках было только по 3 задания.  Позже,  предусмотрев возможности бланковой методики обучения, я увеличила количество инструкций до 5 ( детские работы — Приложения №№ 15, 16, 17, 18) с учетом того, что работа по одной лексической теме рассчитана на несколько уроков. Конечно, в своей работе обязательно учитываю возраст детей, сроки обучения на логопункте, вид речевых нарушений.
 
На  Приложениях 1-12 можно видеть, какие родственные слова подбирали с детьми по разным лексическим темам.
Приложение № 1. ЁЖ—ежиха, ёжик, ежата, ежовые ( иголки, рукавицы ).
Приложение № 2. ГРИБ – грибки, грибочки, грибница, грибной (дождь), грибная, грибник.
Приложение № 3. ГУСЬ – гусыня, гусёнок, гусята, гуськом, гусиное (перо), гусятина, гусятница.
Приложение № 4. ЗАЯЦ – зайчиха, зайчик, зайчата, заячьи, заячья, заячий (тулуп), зайчатина.
Приложение  № 5. СТРЕЛА – стрелки, стрелковый (тир), стрелковая (мишень), стрелок, стрелолист, стрелочник, стреляный (воробей).
Приложение  № 6.РУКА — рукава, ручка (ребенка), ручища, рукавица, авторучка, рукоятка, ручная (птичка), рукомойник, рукоделие.
Приложение № 7.СНЕГ – снежинка, снегопад, снежный (ком), снеговик, снегирь, Снегурочка, подснежник, Белоснежка, снегоход.
Приложение № 8. ГЛАЗ – глаза, глазки, глазик, глазищи, глазная (мазь), глазунья, глазок (дверной), глазница, глазной (врач) –окулист.
Приложение № 9. ПЯТЬ – пятёрка, пятёрочник, пятак, пятачок, пятый, пятиконечная, пятерня, пятница, пятеро.
Приложение № 10. СВЕТ – светило, светильник, свеча, светофор, светёлка, светловолосый, рассвет, светлячок, светобоязнь.
Приложение № 11. РЫБА – рыбёшки, рыбина, рыбка, рыбья (чешуя), рыбий (жир), рыбалка, рыбак, рыбачка, рыбный, рыболовецкое (судно).
Приложение № 12. ХЛЕБ – хлебушек, хлебец, хлебница, хлеборезка, хлебать, нахлебник, хлебный (квас), хлебопечка, хлебороб, хлебозавод.
В своей работе по обучению детей с дисграфией  подбору родственных слов я прибегаю к модульно-блочным технологиям. Минимальной единицей учебного процесса в модульно-блочных технологиях является цикл уроков. Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на схему «Солнышко». 
Например, подбирая  родственные слова к слову «гусь», (Приложения № 3 и 14), на первом уроке дети рисуют картинки на предложенной схеме отраженно за логопедом и запоминают  имена существительные: гусыня, гусенок, гусята, гусятина, гусятница, имя прилагательное – гусиное, наречие – гуськом. Развивается зрительно-моторная память.
 На втором  уроке, который называют еще уроком общения, прочитав инструкцию № 3, дети пользуются своими схемами-подсказками и  записывают родственные слова, ставят в них ударение, работая в парах и   «шлифуя» знания в общении со своим собеседником.  Не исключаю я и взаимопроверку. Учащиеся запоминают графические образы уже знакомых им слов, а работа на бланках помогает  закрепить сходство значений и общность буквенного состава родственных слов, и, наконец, «сдают» выполненное задание учителю-логопеду. Конечно, перед уроком я располагаю  на доске большую схему «Солнышко»(Приложение №3) с картинками .
Третий урок отводится полностью под закрепление. Для закрепления родственных слов по выбранной лексической теме, вновь предлагаю детям рассмотреть схему «Солнышко»  на их бланках, назвать все родственные слова к слову «гусь» по картинкам. В 4-й инструкции учащиеся читают: « Устно составить предложения с любым словом из схемы или  с заданным учителем-логопедом словом, словами».
 Ставлю детей перед выбором: либо удерживать в памяти трехступенчатую инструкцию и выполнять её ( что и делают учащиеся посильнее), либо поэтапно выполнять задания по инструкциям на бланке. Во время записи предложений/ по инструкции № 5/ учащиеся могут уточнять написание слов с образцами из 3-го задания, так как правильность написания их уже проверена. Всегда даю детям возможность принять самостоятельное решение и записать предложения, придуманные коллективно или свои. Чаще выбирают первый вариант и дают мне повод задуматься о том, что мои воспитанники еще неуверенны в себе, и нужно работать и работать.
 В данном случае бланк является сильным элементом рассматриваемой технологии (Приложение № №13 — бланки), так как его структура и  содержание соответствует принципам поэтапного формирования умственных действий. А необходимость аккуратно рисовать нужные картинки в указанных кружках схемы «Солнышко» нормализует и упорядочивает ориентировочную деятельность и самоконтроль детей-логопатов.
« Использование  бланков  помогает мне:
-закрепить навыки каждого ученика  по выбранной лексической теме,
-определить степень усвоения изучаемого материала,
-проследить динамику продвижения каждого учащегося или всей группы детей,
— изучить характер ошибок, допускаемых детьми-дисграфиками.
« А предварительное чтение и изучение инструкций способствуют развитию и пониманию речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов», как считает Е.В Кузьмина/ «Бланковые методики в работе логопеда», М.2009 г.
Какими же методами и приемами пользуюсь я в своей работе с учащимися начальных классов по схеме «Солнышко»?
Во-первых, наглядными методами. Они обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Их использование отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями познавательных психических процессов детей-логопатов.
Словесными методами. Они обращены к сознанию детей и помогают осмысливанию поставленной задачи и сознательному выполнению заданий по инструкциям.
Практическими методами. Они предполагают постановку конкретной задачи перед детьми и упражнение в ее выполнении.
Так же игровыми методами /разновидности практических методов/ и соревнованием. Соревнование использую в целях совершенствования уже отработанных двигательных и речевых навыков.
  Приемы:
— использование наглядных пособий,
— рассказ (такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер),
— показ образца (образцом является выполненный мной рисунок на схеме, на доске, либо речевой образец),
— объяснения и пояснения (даются перед выполнением задания, требующие впоследствии от детей самостоятельности действий по инструкциям бланков),
— указание, необходимое при воспроизведении показанного учителем-логопедом способа действия или при самостоятельном выполнении задания детьми,
— прием преднамеренной ошибки, он концентрирует внимание учащихся на задании,
— повторение – довольно простой, но, пожалуй, самый важный прием для развития навыков образования родственных слов и их запоминания,
— мотивационная оценка действий и ответов детей,
— прием подражания речи учителя-логопеда (сопряжено-отраженное проговаривание родственных слов),
— игровые эпизодические приемы ( загадки, игровые действия в промежутках между выполнением учебных заданий, игры с пальчиками),
— прием фантазирования. Он направлен на самостоятельное придумывание детьми  различных по сложности предложений с родственными словами,
— «ловушки»- прием запуска учебных дискуссий.
Практика показала, что обучение подбору родственных слов по схеме «Солнышко» и бланковые методики  обучения способствуют:
-качественному усвоению материала,
-повышают уровень образовательного процесса, 
-развивают память и самоконтроль у учащихся,
— пополняют их словарный  запас, 
— способствуют развитию навыков словообразования и правильного согласования слов в предложениях, и тем самым обогащают  связную речь детей-логопатов.  
А я всегда в работе со своими учениками стараюсь быть поводырем, идущим сзади них.
 
Бланк №___
Фамилия, имя учащегося_____________________класс_____ дата __________
Инструкции:
1.     Срисовать указанное количество картинок по схеме Солнышко»;
2.     Перечислить и запомнить родственные слова;
3.     Записать родственные слова к заданному слову, поставить в них ударение.
4.     Устно составить предложения:
— с любым словом из схемы;
— с заданным словом;
— с заданными словами.
5.  Записать предложения 
 
  
 __________________  ___________________   _______________________
__________________  ___________________   _______________________
__________________  ___________________   _______________________
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _____
 
Бланк №___
Фамилия, имя учащегося_____________________класс_____ дата __________
Инструкции:
1.     Срисовать указанное количество картинок по схеме Солнышко»;
2.     Перечислить и запомнить родственные слова;
3.     Записать родственные слова к заданному слову, поставить в них ударение.
4.     Устно составить предложения:
— с любым словом из схемы;
— с заданным словом;
— с заданными словами.
5.  Записать предложения
  
 __________________  ___________________   _______________________
__________________  ___________________   _______________________
__________________  ___________________   _______________________
__________________
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _____
Бланк №___
Фамилия, имя учащегося_____________________класс_____ дата __________
Инструкции:
1.     Срисовать указанное количество картинок по схеме Солнышко»;
2.     Перечислить и запомнить родственные слова;
3.     Записать родственные слова к заданному слову, поставить в них ударение.
4.     Устно составить предложения:
— с любым словом из схемы;
— с заданным словом;
— с заданными словами.
5.  Записать предложения
  
 __________________  ___________________   _______________________
__________________  ___________________   _______________________
__________________  
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _____
 
Бланк №___
Фамилия, имя учащегося_____________________класс_____ дата __________
Инструкции:
1.     Срисовать указанное количество картинок по схеме Солнышко»;
2.     Перечислить и запомнить родственные слова;
3.     Записать родственные слова к заданному слову, поставить в них ударение.
4.     Устно составить предложения:
— с любым словом из схемы;
— с заданным словом;
— с заданными словами.
5.  Записать предложения
 __________________  ___________________   _______________________
__________________  ___________________   _______________________
 
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _____
 
Бланк №___
Фамилия, имя учащегося_____________________класс_____ дата __________
Инструкции:
1.     Срисовать указанное количество картинок по схеме Солнышко»;
2.     Перечислить и запомнить родственные слова;
3.     Записать родственные слова к заданному слову, поставить в них ударение.
4.     Устно составить предложения:
— с любым словом из схемы;
— с заданным словом;
— с заданными словами.
5.  Записать предложения
  
 __________________  ___________________   _______________________
__________________  ___________________   
 
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _____
Пожаловаться 17 июня 2011
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru