В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

Инна Николайчук Инна Николайчук
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 17816    комментариев: 2
Краткое описание
В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-квест».

Описание
Тема:     «Что значит счастливая семья?
(По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).
 Класс – 8. Программа - Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.
 Учебник  — Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.
 Тип урока – подготовка к сочинению-рассуждению.
 Форма урока – веб-квест «Счастливая семья».
 Продолжительность   — 2 урока по 40 минут.
 Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").
 Задачи:
• проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
• проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
• познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
• выявить художественно-композиционные особенности рассказов (проблематика, психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
 Оборудование: мультимедийный проектор, не менее 4-х ПК.
 Технологии
v интернет-технология «Образовательный веб-квест»;
v интерактивная модель обучения: работа в малых группах, экспресс-диспут, ролевая игра;
v технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, презентации-отчеты;
v технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье».
 Аннотация
 
 Место урока в учебной программе (Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.):
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».
 Система уроков
     
 Тематическое содержание урока
 
 Кол-во часов
 
 А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа.
 
  
1
 
 И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.
 
  
1
 
 А.И.Куприн.   Слово   о   писателе.   Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». 
 
  
 
 Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.
 Веб-квест «Что значит счастливая семья?» (по рассказам И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви»).
 
  
 
2
 
 В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-квест». Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
 Структура веб-квеста
 Интернет – адрес проекта http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru
Во введении четко описаны главные роли участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. 
 Центральное задание - написать сочинение-рассуждение на тему "Что значит счастливая семья?" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви"). Таким образом, четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
 Рабочие материалы проекта  — ссылки на ресурсы, адреса веб-страниц по теме, необходимые для выполнения задания. В качестве рабочих материалов проекта учащимся предложены тексты произведений (А.П.Чехов «О любви», А.И.Куприн «Куст сирени», И.А.Бунин «Кавказ»), отчетные карты, страницы помощи, памятки.
 Ролевые группы - Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при выполнении задания (этапы). Данный квест предусматривает четыре ролевые группы: «Хранитель семейных историй», «Семейный психоаналитик», «Семейный духовник», «Пейзажист».
 Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Стадия рефлексии. Составление кластера к понятию «счастье».
 Описание критериев и параметров оценки веб-квеста
 Особенности веб-квестабогатый иллюстративный материал, четко прописанные задачи и этапы  работы для каждой ролевой группы, «рассыпанные» по страницам проекта цитаты, поэтические строки, литературоведческая терминология; наличие различных памяток: «Правила диспута», «Законы диспута», «Памятка участника диспута», «Как писать сочинение-рассуждение»; в качестве рабочих материалов проекта используются, в первую очередь, тексты произведений, а также исследовательские литературоведческие статьи (адаптированные для учащихся), видеоролики; на странице «Оценка проекта» прописаны критерии оценки выполненной работы, что стимулирует учащихся к самооценке.
 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 Ход урока
1.     Оргмомент   — 1мин.
2.     Подготовительный этап – 3 мин.
Просмотр отрывка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
3.     Определение цели урока, формулировка учебных задач – 2 мин.
 Цель урока  — подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").
 Задачи:
– проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
– проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
– познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
– выявить художественно-композиционные особенности рассказов (психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
4.     Знакомство учащихся с формой урока – 3 мин.
На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием веб-квест, его структурой, распределяет ролевые группы. 
5.     Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя – 20 мин.
Подробное описание, задания, вопросы, рекомендации см. на страницах веб-квеста.
   
 Этапы работы над квестом
§  Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, материалами проекта. Учащиеся самостоятельно распределяю роли в команде.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
§  Ролевой этап 
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с определенной ему учителем ролевой группой, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет (по возможности). Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
§  Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством координатора веб-квеста (т.е. учителя), ощущает свою ответственность за работу.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. 
 6.     Презентации-отчеты групп. Выводы – 30 мин:
• Хранители семейных историй – 5 мин.,
• Просмотр видеоролика «Таинство брака» — 10 мин.,
• Семейные духовники – 5 мин.,
• Семейные психоаналитики – 5 мин.,
• Пейзажисты – 5 мин.
На данном этапе урока учащиеся представляют результаты своей работы: отчеты, выводы, дают с позиции ролевой группы советы, рекомендации (как психоаналитики, семейные духовники), направленные на укрепление семейных отношений. 
 
7.     Экспресс-диспут – 10 -12 мин.
На данном этапе предполагается актуализация личного субъективного опыта учащихся, поскольку вопросы экспресс-диспута обращены к ранее накопленным знаниям по данной проблеме (подробнее см. на странице веб-квеста «Экспресс-диспут»).
  Вопросы для диспута:
 Хранители семейных историй  — Сколько раз в жизни может любить человек?
 Семейные психоаналитики  — Что делает людей родными?
 Семейные духовники  — Что делать, если испытываешь сильные чувства к человеку, который уже состоит в браке?
 Пейзажисты -  Следует ли прислушиваться к мнению других, например,  родителей, когда любишь?
 
8.     Рефлексия. Составление кластера – 5 мин.
 Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания.
 Самое ценное в жизни человека - любовь, семья, дружба. Это  главные составляющие счастья человеческого. В заключение нашей работы предлагаю составить кластер с ключевым понятием "счастье".
9.     Оценки, домашнее задание – 5 мин.
На данном этапе обращается внимание учеников на критерии выполненной работы, учитель выставляет и комментирует оценки.
Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение «Что значит счастливая семья?» (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).
Пожаловаться 07 мая 2011
Файлы
ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов











ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru


















Автор - Николайчук Инна Владимировна.

Должность - учитель русского языка и литературы.

Квалификация- 1 квалификационная категория.

Стаж - 9 лет.

Наименование учебного заведения – Муниципальная основная общеобразовательная школа № 5 г.Ярцево Смоленской области






















Тема: «Что значит счастливая семья?

(По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).

Класс – 8. Программа - Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.

Учебник - Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.

Тип урока – подготовка к сочинению-рассуждению.

Форма урока – веб-квест «Счастливая семья».

Продолжительность - 2 урока по 40 минут.

Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:

"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").

Задачи:

  • проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");

  • проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;

  • познакомиться с христианской точкой зрения на семью;

  • выявить художественно-композиционные особенности рассказов (проблематика, психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).

Оборудование: мультимедийный проектор, не менее 4-х ПК.

Технологии:

  • интернет-технология «Образовательный веб-квест»;

  • интерактивная модель обучения: работа в малых группах, экспресс-диспут, ролевая игра;

  • технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, презентации-отчеты;

  • технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье».

Аннотация


Место урока в учебной программе (Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.):

Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».

Система уроков

Тематическое содержание урока

Кол-во часов

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа.


1

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.


1

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».


Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.

Веб-квест «Что значит счастливая семья?» (по рассказам И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви»).



2

В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-квест». Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Структура веб-квеста

Интернет – адрес проекта - http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru

Во введении четко описаны главные роли участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание - написать сочинение-рассуждение на тему "Что значит счастливая семья?" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви"). Таким образом, четко определен итоговый результат самостоятельной работы.

Рабочие материалы проекта - ссылки на ресурсы, адреса веб-страниц по теме, необходимые для выполнения задания. В качестве рабочих материалов проекта учащимся предложены тексты произведений (А.П.Чехов «О любви», А.И.Куприн «Куст сирени», И.А.Бунин «Кавказ»), отчетные карты, страницы помощи, памятки.

Ролевые группы - Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при выполнении задания (этапы). Данный квест предусматривает четыре ролевые группы: «Хранитель семейных историй», «Семейный психоаналитик», «Семейный духовник», «Пейзажист».

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Стадия рефлексии. Составление кластера к понятию «счастье».

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Особенности веб-квеста: богатый иллюстративный материал, четко прописанные задачи и этапы работы для каждой ролевой группы, «рассыпанные» по страницам проекта цитаты, поэтические строки, литературоведческая терминология; наличие различных памяток: «Правила диспута», «Законы диспута», «Памятка участника диспута», «Как писать сочинение-рассуждение»; в качестве рабочих материалов проекта используются, в первую очередь, тексты произведений, а также исследовательские литературоведческие статьи (адаптированные для учащихся), видеоролики; на странице «Оценка проекта» прописаны критерии оценки выполненной работы, что стимулирует учащихся к самооценке.







ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Ход урока


  1. Оргмомент - 1мин.

  2. Подготовительный этап – 3 мин.

Просмотр отрывка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

  1. Определение цели урока, формулировка учебных задач – 2 мин.

Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:

"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").

Задачи:

  • проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");

  • проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;

  • познакомиться с христианской точкой зрения на семью;

  • выявить художественно-композиционные особенности рассказов (психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).

  1. Знакомство учащихся с формой урока – 3 мин.

На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием веб-квест, его структурой, распределяет ролевые группы.

  1. Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя – 20 мин.

Подробное описание, задания, вопросы, рекомендации см. на страницах веб-квеста.




Этапы работы над квестом

  • Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, материалами проекта. Учащиеся самостоятельно распределяю роли в команде.

Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

  • Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с определенной ему учителем ролевой группой, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет (по возможности). Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

  • Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством координатора веб-квеста (т.е. учителя), ощущает свою ответственность за работу.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.

  1. Презентации-отчеты групп. Выводы – 30 мин:

  • Хранители семейных историй – 5 мин.,

  • Просмотр видеоролика «Таинство брака» - 10 мин.,

  • Семейные духовники – 5 мин.,

  • Семейные психоаналитики – 5 мин.,

  • Пейзажисты – 5 мин.

На данном этапе урока учащиеся представляют результаты своей работы: отчеты, выводы, дают с позиции ролевой группы советы, рекомендации (как психоаналитики, семейные духовники), направленные на укрепление семейных отношений.


  1. Экспресс-диспут – 10 -12 мин.

На данном этапе предполагается актуализация личного субъективного опыта учащихся, поскольку вопросы экспресс-диспута обращены к ранее накопленным знаниям по данной проблеме (подробнее см. на странице веб-квеста «Экспресс-диспут»).

  Вопросы для диспута:

Хранители семейных историй - Сколько раз в жизни может любить человек?

Семейные психоаналитики - Что делает людей родными?

Семейные духовники - Что делать, если испытываешь сильные чувства к человеку, который уже состоит в браке?

Пейзажисты -  Следует ли прислушиваться к мнению других, например,  родителей, когда любишь?


  1. Рефлексия. Составление кластера – 5 мин.

Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания.

Самое ценное в жизни человека - любовь, семья, дружба. Это  главные составляющие счастья человеческого. В заключение нашей работы предлагаю составить кластер с ключевым понятием "счастье".

  1. Оценки, домашнее задание – 5 мин.

На данном этапе обращается внимание учеников на критерии выполненной работы, учитель выставляет и комментирует оценки.

Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение «Что значит счастливая семья?» (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).





























Обсуждение материала
  • Татьяна Прядкина
    3 июня 201109:51
    Татьяна Прядкина

    Интересно, ново, замечательно. Хочется тоже создать собственный веб-квест. Надеюсь, что получится. До скорых встреч!

  • Скребнева Светлана
    11 марта 201215:25
    Скребнева Светлана

    8) Оригинально! Большая подготовка учителя, однако интересно. Хочется попробовать...

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru