Конспект непосредственно образовательной деятельности «Краски волшебной сказки» по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций. Эмоции должен уметь выражать каждый человек в любом возрасте. Целью данного занятия является развивитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии.
В современной психологии есть такое важное, новое понятие как эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций. Эмоциональный интеллект — это совокупность четырех навыков:
-
Точность оценки и выражения эмоций;
-
использование эмоций в мыслительной деятельности;
-
понимание эмоций;
-
управление эмоциями.
Актуальность данной темы заключается в том что, сейчас развитию эмоционального интеллекта взрослых людей, управленцев уделяется много внимания и средств, так вот может лучше начинать делать это уже в дошкольном возрасте и тогда не надо будет на работе уделять столь огромное внимание развитию такого навыка, как эмоциональный интеллект. Обычно в детском саду развивая у детей интеллектуальные способности, мы забываем про то, что способность грамотно реагировать нате или иные события в жизни это тоже проявление интеллектуальности и ее необходимо развивать. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления в дошкольной педагогике, которое обошлось бы без использования сказки. Поэтому одним из направлений деятельности по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста – сказкотерапия. Сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с развитием эмоционального интеллекта у детей и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога психолога помогает оптимизировать психолого – педагогическое сопровождение детей с проблемами в эмоциональной сфере. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, видеоизображения и сопроводить их звуком.
Главная задача, которую педагоги ставят перед собой, — всестороннее развитие и гармонизация личности ребенка. Комплексная работа со сказками, которая включает литературное творчество детей, драматизацию и реализацию сказочных сюжетов в лепке и изобразительном творчестве, как нельзя лучше отвечает этой задаче, является актуальной и способствует реализации положений ФГОС дошкольного образования.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Краски волшебной сказки»
по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Выполнила
Медведева Марина Юрьевна,
педагог - психолог
2017 год
Тема: «Краски волшебной сказки»
Цель: Развивать эмоциональный интеллект у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-
Раскрепостить детей, создать благоприятный эмоциональный фон занятия;
-
установить положительные эмоциональные связи между детьми в группе;
-
развивать у детей точность оценки и выражения эмоций;
-
формировать умение понимать свои и чужие эмоции;
-
учить управлять эмоциями.
Материалы и оборудование: флеш – карта; ноутбук; мультимедийное оборудование; камушки (для раскраски); краски; кисти; магнитная доска; ватман; маркер; набор нарисованных животных к сказке «А просто так».
Приемы и методы: показ, объяснение, вопросы и ответы, музыкальное сопровождение, двигательные упражнения.
Ход занятия
1 этап – приветствие
Педагог – психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Предлагаю вам поздороваться необычным способом. Проходите, вставайте в круг. Я хочу, чтобы вы почувствовали, какие мы дружные, сплоченные. Для этого первый ребенок протягивает ладошки вперед и называет свое имя. Следующий ребенок свои ладошки кладет на ладошки предыдущего ребенка и также называет свое имя и т.д. В результате образуется веселая башенка из ладошек (педагог-психолог начинает игру, называет свое И. О. и протягивает ладонь вперед в круг). Здорово! Теперь мы одна дружная, веселая команда!
2 этап - «Вхождение в сказку»
Педагог психолог: Ребята давайте представим, что у нас появилась возможность попасть в волшебную страну. Но, что бы туда попасть, нам нужно выполнить несколько волшебных превращений. Поможет нам в этом игра «Раз, два, три в фигуру (радости, грусти, удивления.) себя ты преврати ».
(На экране появляется заставка «Волшебная страна».)
3 этап – сказочная задача
Педагог – психолог: Ребята, вот мы и очутились в волшебной стране, здесь живут необычные жители и правит тут королева Эмоция. Но что это, наступила полная тишина и птицы не поют, и ветерок затих.
(Раздается звук скайпа, на экране появляется письмо.)
Педагог – психолог: Ребята, нам письмо от королевы Эмоции. Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте маленькие странники! В нашем сказочном царстве был волшебный камень, он охранял страну от всяких напастей и защищал жителей страны. Но вот однажды все потемнело вокруг, поднялась буря. А когда рассеялся мрак, то увидели жители, что нет их волшебного камня».
Педагог – психолог: Ребята, как мы можем помочь жителям страны? (Ответы детей). Правильно! Молодцы! По слухам волшебной страны камень последний раз видели на волшебной поляне, но чтобы туда добраться нужно пройти через заколдованный лес, сказочное озеро!
Вы готовы? Тогда в путь…
4 Этап – Игра «Угадай сказку и эмоцию у героев»
Педагог – психолог: Чтобы добраться до заколдованного леса нужно сделать пять шагов. (Дети делают шаги, появляется заставка «Заколдованный лес».)
Педагог – психолог: Вот мы и на месте. Лес хочет проверить, как мы знаем сказки и эмоции. Подойдите к экрану. (Включается игра.)
Педагог – психолог: Вам нужно в представленных иллюстрациях определить эмоцию и назвать, какая сказка здесь изображена. (Дети играют в игру.) Молодцы!
Педагог – психолог: Ребята, а кто помнит, куда нам нужно теперь двигаться (Ответы детей). Верно в сказочную деревню!
Продолжаем наш путь…
5 Этап – «Знакомство детей с базовыми эмоциями»
Педагог – психолог: Вот мы и подошли к сказочному озеру, здесь можно отдохнуть и послушать сказку, которую я вам сейчас расскажу с помощью жителей этой деревни, называется она «А просто так»:
1.Маленький песик гулял по лесу
2. Вдруг он увидел, что навстречу ему идет ослик с огромным букетом цветов
3. Ослик, напевая песенку, подошел к песику и подарил ему букет
4. Удивился песик и спросил ослика: «А за что»
5. «А просто так», ответил ослик и побежал дальше
6. Постоял песик, посмотрел на букет и запел веселую песенку
7. Он был очень рад!!!
Вопросы детям:
-
Какое чувство испытывает песик в начале сказки?
-
А, в конце?
-
А, почему?
Педагог – психолог: Ребята, вам всем знакомо чувство радости, и грусти, давайте продолжим предложение:
Я радуюсь, когда….
Я грущу, когда….
Педагог - психолог: Сделайте вдох выдох вот мы и восстановили волшебную силу, можно двигаться дальше…
6 Этап – Подвижная игра
Педагог – психолог: Ребята, куда мы дальше должны идти? (Ответы детей.) Верно на волшебную поляну, тогда в путь…(Звучит музыка.)
Педагог - психолог: Представьте, что под ногами у нас волшебная дорожка, на ней мягкая травка, дорожка меняется, на ней - то камушки, то сосновые иголочки, то песочек. А теперь мы выходим на поляну и там много зверей (пройдите как мишки, зайчики…)
(Появляется заставка «Волшебная поляна».)
7 Этап – Диагностический рисунок
Педагог – психолог: Ребята, вот мы и на месте (Педагог – психолог обращает внимание детей на горсть осколков)
Педагог – психолог: Ребята, а что это такое, как вы думаете? Все правильно это осколки от нашего камня. Осколки остались, а всю краску нашего камня унес ветер. Поможете раскрасить его? (Ответы детей.)
Педагог – психолог: Возьмите первый осколок – это камень радости (злости, страха, удивления), разукрасьте его любым цветом, каким захотите…. Ребята, жители очень ждут нашей помощи, поэтому работаем быстро! (Работа детей с камнями.)
Педагог – психолог: Молодцы, а теперь давайте из наших осколков сложим большой камень! (На экране появляется большой сияющий камень.)
Педагог – психолог: Ребята, сейчас мы отправим наш камень королеве Эмоций, подойдите к экрану и повторяйте за мной волшебное заклинание: «Снип – снап – снурре – буре»! (идет отправка камня.)
Педагог – психолог: Спасибо вам от лица всех жителей! Вам Королева Эмоций тоже что - то приготовила… (Детям раздаются подарки)
8 Этап – Выход из «Волшебной страны» через «Волшебные превращения» Наше волшебное путешествие подошло к концу, нам пора в детский сад.
9 Этап – Итог
Расскажите, что вам запомнилось? Что понравилось?
Литература:
-
Васькова О.Ф Политыкина А.А. Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста. – Детство – Пресс 2017.
-
Н. А. Сакович Практика сказкотерапии.— СПб.: Речь, 2004
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»