Здравствуй, цветок
Фамилия, имя, отчество: |
Кузьмина Наталия Германовна |
Место работы: Адрес: Должность: |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72» 428008 Чувашская республика г.Чебоксары, ул.Энергетиков, 21 |
Контактные данные: Мобильный телефон: E-mail: |
8-906-132-10-26 cuz.nat@yandex.ru |
Педагогический стаж: Квалификационная категория: |
15лет первая |
Ученые степени, научные звания, награды (если есть): |
нет |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №72» города Чебоксары Чувашской республики
1.Содержание………………………………………………………………..2
2. Паспорт проекта …………………………………………………………3-4
3. Актуальность проекта……………………………………………………5-7
4. Тест-анализ внешней среды………………………………………………8-9
5. Swot-анализ внутренней среды…………………………………………. 10
6 .Стратегия реализации проекта…………………………………………..11-13
7. Этапы работы над проектом……………………………………………..14-15
7.1. План действий по реализации проекта………………………………. 16-20
9. Заключение………………………………………………………………..21
10. Список литературы……………………………………………………….22
-
Наименование проекта
«Здравствуй, цветок!»
Цель проекта
Организация эстетичного и эффектного ландшафтного дизайна цветников, как элемента благоустройства территории детского сада, для осуществления экологического и нравственного воспитания детей.
Задачи проекта
1.Совершенствование экологического и эстетического состояния территории дошкольного учреждения;
2.Развитие проектной культуры педагогов в области ландшафтного дизайна цветников, поддержка новых идей в оформлении территории дошкольного учреждения.
3.Повышение творческой активности педагогов и воспитанников в образовательном учреждении, развитие эстетического вкуса и дизайнерских способностей.
4.Организация эффективной совместной деятельности педагогов, работников учреждения и родителей воспитанников по созданию цветников на территории детского сада.
5.Приобщение детей к посильной трудовой деятельности, воспитание у них потребности вносить элементы прекрасного в природное окружение.
Вид проекта
По составу участников - коллективный
По целевой установке – практико-ориентированный
По срокам реализации – краткосрочный
По тематике - тематический
База реализации проекта
МБДОУ «Детский сад №72» г. Чебоксары
Участники проекта
Педагоги
Сотрудники
Родители
Воспитанники
Сроки реализации проекта
Апрель-сентябрь 2014
Ожидаемые результаты проекта
- создание эстетически привлекательной территории дошкольного учреждения и воспитание у детей чувства прекрасного;
-эстетическое оформление прогулочных участков;
-привлечение родителей, общественности к благоустройству территории детского сада;
-удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей воспитанников;
-повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;
- реализация задач в воспитательно-образовательном процессе не только с эстетической точки зрения, но и в плане экологического, нравственного и трудового воспитания.
- создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании зданий, ограды, построек (вертикальное, горизонтальное с использованием вьющихся растений и цветущих газонов) на прогулочных участках.
-создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне.
Разработчик
Творческая группа педагогов МБДОУ «Детский сад №72» г. Чебоксары.
Руководитель: Есина Надежда Михайловна
Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Изучение данной области, ее влияния на психическое состояние, началось за рубежом относительно недавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды приходится на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений. Подчеркивается важная мысль: озеленение пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека, на его чувства, эмоции, участвующие в формировании его духовного мира. Растения в учреждениях и их территориях помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно - организационного и художественно-декоративного характера.
В настоящее время особое внимание уделяется благоустройству и озеленению образовательных учреждений. Ежегодно проводятся городские конкурсы проектов по благоустройству территорий дошкольных образовательных учреждений города Чебоксары, в которых участвует большинство образовательных учреждений города.
Эстетично оформленная территория детского сада становится эффективным средством формирования экологической культуры воспитанников, имеет важнейшее значение в становлении личности ребенка и непосредственно влияет на эмоциональный микроклимат детского коллектива. Именно эстетическое окружение, выраженное во всем: в оформлении детских площадок, многообразии предметов, созданных руками и творчеством воспитателей, работников детского сада и родителей, заставит детей, не только с уважением и любовью относится к природе, но и вызовет желание творить самостоятельно, осознанно бережно относиться к объектам природы.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. И это замечание справедливо по отношению к ландшафту участка детского сада, имеющего свои неповторимые прелести в каждое время года, суток, при любом состоянии погоды.
Обсудив с коллективом вопросы благоустройства территории детского сада, проанализировав условия, сложившиеся в нашем дошкольном учреждении мы выявили следующие проблемы:
1.В результате перепланировки здания детского сада в 2013 году и строительства 4-х запасных пожарных выходов со 2-го этажа, были уничтожены имеющиеся центральные цветники.
2.Площадь территории, пригодную для посадки цветов занимают теперь эвакуационные выходы.
3. Бывшие газоны засорены остатками строительного материала: гравием, остатками асфальта, уничтожено много кустарников.
С целью решения данной проблемы и превращения территории детского сада в небольшой цветущий островок, который бы радовал детей, работников детского сада, родителей и просто гостей, мы решили разработать проект «Здравствуй, цветок!».
Опрос родителей, педагогов и работников детского сада показал, что для 95% респондентов проблема благоустройства территории детского сада актуальна. При этом 80% респондентов указали, что хотят видеть территорию детского сада утопающей в цветах. Ведь цветы приносят в нашу жизнь что-то особое, которое каждый может формулировать для себя по разному: тяга к природе, стремление к достижению гармонии с самим собой, эстетическое удовлетворение или психологическая разгрузка.
Наблюдая за ухоженными, красивыми, всегда цветущими клумбами, воспитанники получат возможность не только испытывать положительные эмоции, но и учиться замечать и оберегать красоту, создавая её своими руками. Цветы как объекты природы дают большие возможности для сенсорного, логико-математического развития ребенка, приобретения экологического опыта и развития; проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок; формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам. «Жители» цветочного царства дают возможность наблюдать за жизнью природы и отдельных ее обитателей, учиться трудиться и ухаживать за теми, кого «мы приручили» и просто созерцать красоту цветочного царства, получая эстетическое наслаждение от жужжания пчел, аромата цветов, сверкающих капель росы. Все это способствует развитию детской фантазии и творчества, пробуждению не только познавательной активности у детей, самостоятельности, интереса к знаниям, но и развивает их чувственную сферу. Процесс общения с природой заряжает положительными эмоциями и взрослых, и детей, создает благоприятную атмосферу для совместного творчества!
80% респондентов: родителей, педагогов, работников детского сада согласны оказать физическую и материальную помощь в создании цветников на территории детского сада. Таким образом, благоустройство детсадовской территории цветущими клумбами – это универсальное средство, за кажущейся простотой которого скрывается вдохновенный творческий процесс, объединяющий всех участников образовательного процесса.
Положительные факторы влияния среды |
Отрицательные факторы влияния среды |
Проводится система мероприятий, предусмотренная Федеральной целевой программой «Повышение плодородия почв России», представляющая собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия имеют финансовое, материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение. Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия включает: агрохимические мероприятия; системы земледелия и землеустройство; агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия; гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия. |
Неблагоприятная экологическая обстановка: факторы городской среды являются причиной большинства заболеваний. Наличие в воздухе высокой концентрации аллергенов, пыли, токсичных веществ и др. оказывают неблагоприятное влияние на физическое развитие детей.
|
Действует Республиканская целевая программа «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010–2015 годы», результатом реализации которой предусмотрено повышения экологической безопасности, нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды на территории Чувашской Республики.
|
Состояние окружающей природной среды во многих регионах страны продолжает оставаться напряженным. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов, почв значительно превышает установленные нормативы, растут площади земель, отчуждаемых под размещение отходов. В ряде регионов из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биоразнообразия животных и растительных сообществ. |
Реализуется Муниципальная
целевая программа "Экологическая
программа города Чебоксары на 2011 -
2013 годы и на период до 2016», задачами
которой является сохранение и
восстановление природной среды города;
сохранение, реконструкция и приумножение
видового разнообразия зеленых
насаждений города; снижение негативного
воздействия на окружающую среду;
оптимизация деятельности в сфере
обращения с отходами; |
Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения, вследствие чего многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами... |
Город Чебоксары –победитель всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» по итогам 2012 года». |
|
В действующих законах Российской Федерации «Об образовании», и «Об охране окружающей природной среды» создается правовая база для формирования системы экологического образования, где начальным звеном является дошкольное образование. |
|
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Большое количество новинок научно-методической литературы, в частности в области экологического образования, вышедших в последние годы в печать, позволяет приобретать их и адаптировать под условия нашего дошкольного учреждения. |
Отсутствие мотивации у сотрудников, родителей вследствие стереотипов общественного сознания, низкий уровень родительской компетентности. |
Дошкольное образовательное учреждение, расположено в относительной близости от основных культурных центров г. Чебоксары: Парк Победы; памятники Чапаеву в детском парке, К.В.Иванову; музеи: национальный, художественный, геологический; музей г.Чебоксары в Доме культуры Хузангая; набережная залива. Такое выгодное расположение дошкольного учреждения позволяет посредством экскурсий наглядно познакомить детей с природными объектами города. |
Недостаточное количество цветников на территории ДОУ вследствие неблагоприятного почвенного состава
Преобладание почвенного грунта с щебнем и другими строительными остатками вследствие реконструкции эвакуационных выходов осенью 2013г |
Детский сад укомплектован педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием, что открывает большие возможности для развития творческого потенциала педагогов. |
Уменьшение территории, пригодной для посадки цветов, вследствие реконструкции эвакуационных выходов.
|
Учреждение расположено в экологически благоприятном районе. |
Неблагоприятный ветровой режим - дошкольное учреждение расположено на высоком правом берегу реки Волги, где дуют постоянные ветры, что пагубно влияет на растительность участков. |
|
Неэффективность взаимодействия педагогов с родителями, пассивность последних в процессе воспитания трудолюбия у детей. |
|
Низкая проектная культура педагогов
|
|
Недостаточно финансовых средств для обеспечения полноценного воспитательно - образовательного процесса по данному направлению. |
|
Высокая занятость детей и родителей- общение с природой заменяется подготовкой к школе. |
7.1 План действий по реализации проекта
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Ответственный |
|
|
1 этап – подготовительный |
|||
1. |
Презентация положения о городском конкурсе проектов по благоустройству территории дошкольных образовательных учреждений города Чебоксары «Art-ландшафт». |
Апрель |
Заведующий ДОУ |
|
2. |
Подбор, изучение, анализ литературы по теме; изучение интернет-ресурсов, аккумулирование их на бумажных носителях. |
Апрель
|
Педагоги ДОУ |
|
3. |
Организация общего собрания коллектива: -определение цели и задач проекта; -создание творческой группы |
Апрель |
Старший воспитатель |
|
4.
|
Индивидуальные и групповые беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в благоустройстве территории ДОУ и участию в конкурсе. Определение степени участия каждого родителя в реализации проекта, возможности оказания помощи в приобретении семян цветов и рассады. |
Апрель
|
Педагоги ДОУ |
|
5. |
Визуальное обследование, анализ и оценка - состояния территории и прогулочных участков. |
Апрель |
Творческая группа |
|
6. |
Организация субботников, чистых четвергов по очистке территории от камней, щебней, мусора и других строительных остатков после реконструкции вторых выходов. |
Апрель |
Сотрудники ДОУ |
|
7. |
Выкорчевывание старых пней деревьев и кустарников. |
Апрель |
Рабочий по обслуживанию здания |
|
8. |
Разработка методических рекомендаций по оформлению клумб, рабаток, вазонов. Составление рекомендаций по оптимальному уходу за растениями. |
Апрель
|
Творческая группа |
|
9. |
Веб-консультации ландшафтных дизайнеров |
Апрель |
Педагоги ДОУ |
|
10. |
Составление эскизов цветочных композиций, определение их места расположения, содержание сопроводительной записки к эскизу. (Приложение) |
Апрель |
Творческая группа |
|
11. |
Составление перечня необходимых материалов для реализации проекта. |
Апрель |
Творческая группа |
|
12. |
Составление бюджета проекта, обсуждение источников финансирования. Составление договоров, их заключение. |
Апрель |
Заведующий ДОУ |
|
|
2 этап – основной |
|||
1. |
Проведение акции среди родительской общественности «Экодекор». Цель: привлечение к сотрудничеству родителей для взаимодействия по вопросам создания цветников на территории ДОУ |
Апрель |
Администрация Педагоги доу |
|
2. |
Проведение общего собрания. Повестка дня: 1.Презентация проекта «Здравствуй цветок». 2.Разбивка территории детского сада на участки и закрепление отдельных цветников и участков за определёнными работниками ДОУ. Назначение ответственных за выполнение проекта по участкам. 3.Организация смотра-конкурса среди педагогов на тему: «Лучшее оформление цветников на групповом участке». |
Май |
Администрация Педагоги доу |
|
3.
|
Проведение подготовительных работ: предпосевная обработка почвы, выравнивание почвы, приобретение семян цветочных культур, выращивание рассадо- посадочного материала, заготовка емкости для выращивания рассады, подготовка почвосмеси для рассады, изучение потребности цветочных культур, выбранных для композиции, к условиям выращивания их рассады, приобретение готовой рассады цветов. |
Апрель Май |
Педагоги доу |
|
4. |
Разбивка клумб по разработанным эскизам. Оформление границ клумб. Внесение удобрений. |
Май |
Педагоги и сотрудники доу |
|
5.
|
Высаживание рассады цветов на цветники в соответствии с эскизами проекта. |
Апрель Май |
Педагоги доу |
|
6.
|
Совместная трудовая деятельность взрослых и детей: -прореживание всходов -орошение и рыхление почвы |
Июнь Июль Август |
Педагоги доу |
|
7.
|
Наблюдение за объектами природы Ведение фенологического дневника |
Июнь Июль Август |
Педагоги доу Воспитанники |
|
8. |
Осуществление контроля со стороны администрации детского сада за выполнением работ по реализации проекта. |
Июнь Июль Август Сентябрь |
Администрация
|
|
9. |
Оздоровительный досуг «Луговые цветы» |
15 июля |
Инструктор по физической культуре |
|
|
3 этап – заключительный |
|||
1. |
Тематическая неделя «Вальс цветов»: -конкурс среди воспитанников и педагогов ДОУ на лучший рисунок цветка с натуры; -наблюдения за цветущими растениями; -беседы о разнообразии и пользе цветов; -игры-перевоплощения; -чтение познавательных рассказов и сказок о цветах; -загадывание загадок о цветах; - развлечение на участке ДОУ «В гостях у цветочной Феи» -конкурс «Знатоки цветов» -психогимнастика «Волшебные цветы» -создание фотоальбомов «Цветы вокруг детского сада в 2014 году» |
С 18 по 24 августа |
Педагоги ДОУ Воспитанники Музыкальный руководитель Педагог-психолог |
|
|
Подведение итогов смотра-конкурса на лучшее оформление клумбы на групповом участке: -Фотографии, презентация; -Фотовыставка; -Награждение дипломами за лучшее оформление клумбы. |
Сентябрь |
Администрация |
|
2.
|
Оценка деятельности коллектива ДОУ в данном направлении Отчет о реализации проекта Доклад, презентация итогов проекта на педагогическом совете. |
с 20 по 25 августа 2014г. |
Старший воспитатель Педагоги доу |
|
3.
|
Итоговая фотовыставка «Цветочный хоровод». |
сентябрь |
Старший воспитатель Педагоги доу |
|
4.
|
Разработка методических рекомендаций по эстетическому оформлению территории детского сада.
|
сентябрь |
Старший воспитатель |
|
5. |
Выездная экспертиза. Соответствие идеи проекта реальному исполнению. |
с 25 августа по 10 сентября 2014г. |
Организационный комитет |
Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего
мира. Уже повзрослев, человек, часто на подсознательном уровне, воспроизводит стандарты
своего детства и старается им подражать. Территория дошкольного образовательного
учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника – здесь он
проводит чуть ли не половину всего своего времени. От того, насколько ухоженной, красивой
и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.
Отношение к природе, экологическое образование должно основываться на положительных
эмоциях, образном, радостном восприятии окружающего мира. Отрадно, что большинство
педагогов это понимает. В этом убеждает разработанный нами проект «Здравствуй, цветок! ,
который был представлен на городском конкурсе проектов по благоустройству территории
дошкольных образовательных учреждений города Чебоксары «Art-ландшафт».
Одним из достоинств проекта является то, что он предполагает не только экологическое
воспитание детей, но и повышение уровня компетентности педагогов в новых подходах
оформления территории дошкольного учреждения. Он объедянияет профессиональные и
личностные интересы педагогов ДОУ, родителей и детей, не оставив никого равнодушным.
Мы верим, что пройдет совсем немного времени, и дошкольные учреждения будут утопать в зелени разнообразных природных ландщафтов. Наверное, так случится, но, чтобы прекрасное будущее наступило, мы должны уже сегодня учить детей и их родителей общаться с природой и понимать ее. Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!
1.Алябьева Е.А. «Как организовать работу с детьми летом»- Москва. Творческий центр «Сфера»,2012
2.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»-Санкт- Петербург, «Детство- Пресс», 2006г.
3. Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников»-Волгоград, Издательство «Учитель», 2008г.
4.Дитя природы //Обруч. 2008,№4,с 3-6
5.Засыпкина Е.А. «Как благоустроить территорию ДОУ» // Управление дошкольным образовательным учреждением,2010,№1,с48-64
5. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду»- Творческий центр «Сфера», 2009г.
6. Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве»-М, Новая школа, 1995г.
7. Николаева С.Н. «Юный эколог»-Мозаика- Синтез, 2004г.
8. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду»- Изд. Дом «Карапуз», 2001г.
9. Шишкина В.А. «Прогулки в природу». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.
10.Фокина В.Г. «Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении» //Справочник старшего воспитателя».2008,№3, с31-40
- Международный вебинар «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через сказки народов России в условиях реализации ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"