В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках музыки.

Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках музыки.

Наталья Абрамова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1502 комментариев: 1
Краткое описание
Статья о реализации индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках музыки в общеобразовательной школе в специальных коррекционных классах VII вида.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках музыки.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_60.gif

Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках музыки

Абрамова Н.А.

Учитель музыки

г. Таганрог, Ростовская обл.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №32

« Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна прежде всего

узнать его тоже во всех отношениях».

К. Д. Ушинский

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный, поэтому в обучающей деятельности необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Даже простое наблюдение показывает, что в пределах каждого возраста между детьми имеются большие индивидуальные различия, которые определены природными задатками, различными жизненными условиями и первоначальным воспитанием ребенка. К индивидуальным особенностям относят такие свойства и качества ребенка, как характер, темперамент, способности.

Работая с детьми с ОВЗ понимаешь, что необходимость индивидуального подхода при их обучении и воспитании очень велика. С каждым годом детей с ограниченными возможностями здоровья и с задержкой психического развития становится все больше, в связи с этим индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании этих детей становиться актуальным.

Необходимость индивидуального подхода вызвана еще и тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс обучения и воспитания. Природную основу индивидуальных психологических различий, как в области характера и темперамента, так и в отношении способностей, составляют типологические свойства нервной системы. Природные данные, задатки - одно из условий очень сложного процесса развития индивидуальных способностей.

Давайте мы с вами выясним, что же означают понятия дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

То, что обучение и воспитание, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ на уроках музыки я использую такие технологии как:

-          индивидуальный и дифференцированный подход

-          игровая технология

-          информационно-коммуникационная

- мультимедийные технологии

-          здоровьесберегающая технология

Без использования этих технологий не возможно развитие музыкальных способностей у детей.

Итак, что такое музыкальные способности?

Музыкальные способности - это индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.

Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Они могут сохраняться даже после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием. Именно совокупность музыкальных способностей можно обозначить общим понятием -"музыкальность".


К основным музыкальным способностям, раскрыть которые необходимо учителю музыки на своих уроках, можно отнести, прежде всего, развитие чувства ритма, вокально-хоровых навыков, навыки музыкально - слухового восприятия, а также развитие музыкальной памяти и внимания, навыки музыкально-ритмического движения.

Для этого существуют различные упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, и выполняют ряд учебных и коррекционных задач.

Готовясь к урокам, для этих детей готовлю индивидуальные карточки – задания, учитывая их индивидуальные особенности, степень умственного и психического развития и личный опыт. При подготовке урока музыки для них комбинирую варианты этих заданий, которые они отрабатывают в рамках занятий по дополнительной образовательной программе.

При знакомстве с новой песней или новым музыкальным произведением учитываю то, что дети по разному усваивают и запоминают новый материал, т.е дети делятся на психотипы восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты).

Визуалы - это люди, которые воспринимают мир в большинстве случаев через глаза.

Аудиалы - это представители рода человеческого, которые лучше воспринимают информацию на слух.

Кинестетики – это люди, которые более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания.

Дискреты - информацию воспринимают через цифры, логическое осмысление, четкие доводы.

Поэтому при знакомстве с новым музыкальным произведением, или перед тем как выучить новую песню, я предлагаю передать характер этого произведения через пластику или движение, нарисовать «душу» музыки, графически (через символы) изобразить последовательность событий происходящих в произведении, сделать аппликацию, пропеть главную интонацию или мелодию, понюхать, и т.д..

Занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья должны проводиться в игровой форме, или с элементами игры. Дети их очень любят(«Отгадай, чей голос?», «Мелодическое и ритмическое лото», «Живое пианино», «Угадай мелодию», «Алиса в зазеркалье», «Сочини мелодию», «Музыкальная шкатулка» и т.д.). Все эти игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей.

Музыкальная деятельность включает детей в общий процесс, развивает эмоционально-волевую сферу детей. В процессе каждого урока происходит постепенное включение детей в различные виды музыкальной деятельности. Смена деятельности на уроках предусматривает переключение педагогом внимания детей, а сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает педагогу вести обучение динамично и разнообразно.


Так как детям сразу трудно высказываться о музыке, поэтому нужно научить их пользоваться простейшими музыкальными понятиями. Поэтому педагог должен говорить на доступном им, но в тоже время грамотном и профессиональном языке. Доступность изложения материала не должна быть примитивной. К тому же детям необходимо знать музыкальные термины, элементарные музыкальные понятия, чтобы учиться самим грамотно излагать свои мысли.

Со временем, посредством музыкальной деятельности, у детей накапливается свой собственный музыкальный опыт, из которого постепенно формируются и собственные музыкальные потребности детей, расширяется их кругозор и появляется определённый музыкальный вкус.

С помощью индивидуальных и групповых творческих заданий дети получают представления о жанрах, формах и стилях музыки разных эпох, о стилистических особенностях того или иного композитора, узнают о высоте и продолжительности музыкальных звуков, формируется музыкальное мышление детей. Конечно, необходимо включать в процесс обучения как можно больше наглядных средств, начиная от простых карточек с изображением животных, картин природы, дидактических игр, до использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На своих уроках я использую мультимедийные презентации, презентации-тесты, просмотр музыкальных фильмов, мультимедийные программы: «Sonata», «Музыкальная энциклопедия», «Волшебная флейта», «Шедевры музыки», «История музыкальных инструментов».

Эффективность нашей с детьми совместной деятельности за небольшое количество времени уже значительно возросла, дети с удовольствием поют, с желанием выступают на сцене. А самое главное достижение – это то, что дети с ограниченными возможностями здоровья активно вовлечены в общий музыкальный процесс, и это создаёт необходимые предпосылки для развития их эмоционально – волевой сферы и социализации.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»

  2. «Шедевры музыки»

  3. «Музыкальный класс»

  4. «Теория музыки».

  5. Мультимедиа энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства».

  6. http://school-collection.edu.ru/collection/.

  7. http://fcior.edu.ru/

  8. http://www.intoclassics.net/ 

  9. http://www.classic-online.ru/

  10. http://musicmp3.spb.ru/

  11. http://www.forumklassika.ru/

  12. http://www stanislavskiy. Info

  13. http://www.math.rsu.ru/orfey 

  14. http://classic.chubrik.ru 

  15. http://www.maestroes.com 

  16. http://elegia.me

  17. http://www.russian-romance.ru

  18. http://www.websib.ru/noos/mhk/el3.php



Обсуждение материала
Светлана Львова
27.09.2017 21:01
Наталья,  добрый день.
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru