В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках музыки.

Наталья Абрамова Наталья Абрамова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 59    комментариев: 1
Краткое описание
Статья о реализации индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках музыки в общеобразовательной школе в специальных коррекционных классах VII вида.
Пожаловаться 26 сентября 2017
Файлы
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках музыки.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_60.gif

Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках музыки

Абрамова Н.А.

Учитель музыки

г. Таганрог, Ростовская обл.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №32

« Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна прежде всего

узнать его тоже во всех отношениях».

К. Д. Ушинский

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный, поэтому в обучающей деятельности необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Даже простое наблюдение показывает, что в пределах каждого возраста между детьми имеются большие индивидуальные различия, которые определены природными задатками, различными жизненными условиями и первоначальным воспитанием ребенка. К индивидуальным особенностям относят такие свойства и качества ребенка, как характер, темперамент, способности.

Работая с детьми с ОВЗ понимаешь, что необходимость индивидуального подхода при их обучении и воспитании очень велика. С каждым годом детей с ограниченными возможностями здоровья и с задержкой психического развития становится все больше, в связи с этим индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании этих детей становиться актуальным.

Необходимость индивидуального подхода вызвана еще и тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс обучения и воспитания. Природную основу индивидуальных психологических различий, как в области характера и темперамента, так и в отношении способностей, составляют типологические свойства нервной системы. Природные данные, задатки - одно из условий очень сложного процесса развития индивидуальных способностей.

Давайте мы с вами выясним, что же означают понятия дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

То, что обучение и воспитание, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ на уроках музыки я использую такие технологии как:

-          индивидуальный и дифференцированный подход

-          игровая технология

-          информационно-коммуникационная

- мультимедийные технологии

-          здоровьесберегающая технология

Без использования этих технологий не возможно развитие музыкальных способностей у детей.

Итак, что такое музыкальные способности?

Музыкальные способности - это индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.

Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Они могут сохраняться даже после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием. Именно совокупность музыкальных способностей можно обозначить общим понятием -"музыкальность".


К основным музыкальным способностям, раскрыть которые необходимо учителю музыки на своих уроках, можно отнести, прежде всего, развитие чувства ритма, вокально-хоровых навыков, навыки музыкально - слухового восприятия, а также развитие музыкальной памяти и внимания, навыки музыкально-ритмического движения.

Для этого существуют различные упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, и выполняют ряд учебных и коррекционных задач.

Готовясь к урокам, для этих детей готовлю индивидуальные карточки – задания, учитывая их индивидуальные особенности, степень умственного и психического развития и личный опыт. При подготовке урока музыки для них комбинирую варианты этих заданий, которые они отрабатывают в рамках занятий по дополнительной образовательной программе.

При знакомстве с новой песней или новым музыкальным произведением учитываю то, что дети по разному усваивают и запоминают новый материал, т.е дети делятся на психотипы восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты).

Визуалы - это люди, которые воспринимают мир в большинстве случаев через глаза.

Аудиалы - это представители рода человеческого, которые лучше воспринимают информацию на слух.

Кинестетики – это люди, которые более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания.

Дискреты - информацию воспринимают через цифры, логическое осмысление, четкие доводы.

Поэтому при знакомстве с новым музыкальным произведением, или перед тем как выучить новую песню, я предлагаю передать характер этого произведения через пластику или движение, нарисовать «душу» музыки, графически (через символы) изобразить последовательность событий происходящих в произведении, сделать аппликацию, пропеть главную интонацию или мелодию, понюхать, и т.д..

Занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья должны проводиться в игровой форме, или с элементами игры. Дети их очень любят(«Отгадай, чей голос?», «Мелодическое и ритмическое лото», «Живое пианино», «Угадай мелодию», «Алиса в зазеркалье», «Сочини мелодию», «Музыкальная шкатулка» и т.д.). Все эти игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей.

Музыкальная деятельность включает детей в общий процесс, развивает эмоционально-волевую сферу детей. В процессе каждого урока происходит постепенное включение детей в различные виды музыкальной деятельности. Смена деятельности на уроках предусматривает переключение педагогом внимания детей, а сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает педагогу вести обучение динамично и разнообразно.


Так как детям сразу трудно высказываться о музыке, поэтому нужно научить их пользоваться простейшими музыкальными понятиями. Поэтому педагог должен говорить на доступном им, но в тоже время грамотном и профессиональном языке. Доступность изложения материала не должна быть примитивной. К тому же детям необходимо знать музыкальные термины, элементарные музыкальные понятия, чтобы учиться самим грамотно излагать свои мысли.

Со временем, посредством музыкальной деятельности, у детей накапливается свой собственный музыкальный опыт, из которого постепенно формируются и собственные музыкальные потребности детей, расширяется их кругозор и появляется определённый музыкальный вкус.

С помощью индивидуальных и групповых творческих заданий дети получают представления о жанрах, формах и стилях музыки разных эпох, о стилистических особенностях того или иного композитора, узнают о высоте и продолжительности музыкальных звуков, формируется музыкальное мышление детей. Конечно, необходимо включать в процесс обучения как можно больше наглядных средств, начиная от простых карточек с изображением животных, картин природы, дидактических игр, до использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На своих уроках я использую мультимедийные презентации, презентации-тесты, просмотр музыкальных фильмов, мультимедийные программы: «Sonata», «Музыкальная энциклопедия», «Волшебная флейта», «Шедевры музыки», «История музыкальных инструментов».

Эффективность нашей с детьми совместной деятельности за небольшое количество времени уже значительно возросла, дети с удовольствием поют, с желанием выступают на сцене. А самое главное достижение – это то, что дети с ограниченными возможностями здоровья активно вовлечены в общий музыкальный процесс, и это создаёт необходимые предпосылки для развития их эмоционально – волевой сферы и социализации.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»

  2. «Шедевры музыки»

  3. «Музыкальный класс»

  4. «Теория музыки».

  5. Мультимедиа энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства».

  6. http://school-collection.edu.ru/collection/.

  7. http://fcior.edu.ru/

  8. http://www.intoclassics.net/ 

  9. http://www.classic-online.ru/

  10. http://musicmp3.spb.ru/

  11. http://www.forumklassika.ru/

  12. http://www stanislavskiy. Info

  13. http://www.math.rsu.ru/orfey 

  14. http://classic.chubrik.ru 

  15. http://www.maestroes.com 

  16. http://elegia.me

  17. http://www.russian-romance.ru

  18. http://www.websib.ru/noos/mhk/el3.php



Обсуждение материала
  • Светлана Львова
    27 сентября 201721:01
    Светлана Львова

    Наталья, добрый день.
    Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
    С уважением, Львова С.А.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru