В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Роль семейного чтения в духовно-нравственном развитии ребенка

скачать

Автор : Паликова Л. И.

Журнал : 2016 Выпуск 1

Дата публикации :  29 Апреля 2016

Паликова Л. И. Роль семейного чтения в духовно-нравственном развитии ребенка // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 188-192.

В статье рассматривается роль библиотеки в возрождении традиций семейного чтения как важнейшего компонента в духовно-нравственном развитии ребенка. Особое внимание обращается на формирование образа Родины через семейное чтение.

Kлючевые слова: семейное чтение, дети, духовно-нравственное развитие, краеведение.

THE ROLE OF FAMILY READING IN THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A CHILD

Lyudmila I. Palikova

The article discusses the role of the library in the revival of traditions of family reading as an essential component in the spiritual and moral development of the child. Particular attention is paid to the forming of motherland image through family reading.

Keywords: family reading, children, spiritual and moral development, study of local lore.

Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души.

Я. Корчак

В гражданско-патриотическом воспитании ребенка огромную роль играет семья. Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ребенок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением – бабушками и дедушками. Вырастая, ребенок переносит любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патрио-тические чувства.

Если в семье ребенок не научится с пониманием и любовью относиться к близким, а привыкнет следовать только своим прихотям и желаниям, если он с детства привыкнет только брать, но не научится отдавать, то в этом случае и речи не будет о формировании гражданства или патриотизма.

На мой взгляд, именно книга является тем инструментом, с помощью которого формируются нравственные и моральные принципы. Именно через книгу ребенок овладевает информацией, которая накапливалась веками. Именно книга развивает фантазию, учит думать, оценивать свои и чужие поступки, примерять ту или иную ситуацию к себе, переживать ее и анализировать. Поэтому книга и чтение становятся тем мостиком, который помогает родителям и детям найти общий язык и не отдалиться друг от друга. Книга как бы становится посредником для диалога между взрослым и ребенком. Поэтому перед библиотеками и школами стоит задача развивать интерес к чтению. А одним из средств развития такого интереса являются традиции семейного чтения.

Сегодня проблемы чтения стоят в одном ряду с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры. И неслучайно 2015 г. объявлен Годом литературы.

В этом плане велика роль семьи. Именно она формирует положительное отношение к книге и к чтению в целом. И только с возрождением традиций семейного чтения можно решить эту проблему. Именно дом, а не школа, является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники – родители. Именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения. Более того, на расширение прав и ответственности родителей как «первых педагогов» обращается внимание в Законе Российской Федерации «Об образовании», обязывающем родителей «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».

В этой связи деятельность школ и библиотек по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения трудно переоценить. Школы и библиотеки имеют специалистов в области детского чтения, которые убедительно могут объяснить необходимость совместного чтения родителя и ребенка, и при этом могут создать условия для непринужденного общения, сближения родителя с ребенком.

Что же такое семейное чтение?

Процесс семейного чтения включает в себя:

1) процесс чтения взрослыми ребенку;

2) чтение родителями педагогической и медицинской литературы для воспитания и ухода за ребенком;

3) организацию самостоятельного чтения ребенка (рекомендацию ему книг, их приобретение в книжных магазинах, походы в библиотеку за книгами, беседы о прочитанных книгах и др.).

У библиотеки Детско-юношеского центра г. Волгограда, конечно, не такой большой потенциал, как у школьных или публичных библиотек, но и мы не стоим в стороне, активно занимаемся проблемами семейного чтения.

Особенно активно эта работа ведется с родителями дошкольников.

Дошкольное детство играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в этот период образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Решая проблему семейного чтения, библиотека МОУ ДЮЦ г. Волгограда ставит перед собой следующие задачи:

- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, роди-телей.

В связи с этим с родителями практикуются различные формы работы:

- коллективные беседы по таким темам, как «Что читать ребенку», «Как стать родителем читающего ребенка», «Мама, почитай мне сказку», где мы вместе с родителями разбираем сказки, пробуем найти их скрытый смысл;

- индивидуальные беседы – рекомендации книг, как для родителей, так и для детей;

- консультативная и информационная помощь в вопросах воспитания и обучения детей;

- ведение обслуживания по семейному формуляру;

- различные рекомендации для родителей по развитию читательского интереса: «Советы родителям в помощь чтению», «Как начать семейное чтение», «Памятка для родителей» и др.

Взаимодействие работы библиотеки и семьи – это наиболее эффективный путь приобщения детей к чтению. Мы уже говорили о том, что именно в семейном кругу прививается ребенку любовь к своей родной земле, людям, любовь к чтению книг, воспитывается ответственное отношение к семейным ценностям, потому что семья – основа государства. В семье сеются первые семена патриотического воспитания, а школы и библиотеки вместе с родителями должны взрастить эти семена. Ведь суть патриотического воспитания, наверное, в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут земляками.

А наша земля богата историей, талантливыми людьми, и для нас очень важно показать мощь и красоту нашего края ребенку, чтобы он гордился и приумножал славу своих предков. И делать это надо с раннего возраста. Так, пропаганда выдающихся достижений наших земляков в области науки, культуры, спорта, экономики, литературы и т. д. – одна из важных задач библиотеки МОУ ДЮЦ, которая способствует воспитанию патриотизма.

Поэтому большое внимание библиотека уделяет организации книжных выставок по краеведению – это отличная реклама книг и чтения, которая привлекает читателей. Особенно интересны для ребят и их родителей были выставки: «Наш край в далеком прошлом», «По страницам Красной книги Волгоградской области», «Дети Сталинграда» и др.

Также библиотекой подготовлен рекомендательный список литературы для родителей «Почитайте вместе с детьми», в котором представлены произведения таких волгоградских авторов, как Маргарита Агашина, Владимир Богомолов, Владимир Овчинцев, Виктор Дроботов и др.

Уже начиная с дошкольного возраста вместе с детьми можно почитать такие книги, как «Пять поклонов сталинградцам» Сергея Алексеева и «За оборону Сталинграда» Владимира Богомолова из серии «Дедушкины медали». Эти книги написаны простым доступным языком, и ребенку дошкольного возраста они будут понятны и интересны.

Например, читая книгу В. Богомолова, родители вместе с детьми совершают путешествие в героическое прошлое города Сталинграда, а после ее прочтения им наверняка будет интересно пройтись по местам боевой славы, о которых они прочитали в книге, и почувствовать гордость за землю, на которой живут.

Весьма увлекательной и интересной может оказаться и другая прогулка по городу. Прочитав замечательные стихи нашей волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной (может быть, даже выучить некоторые), можно сходить с ребенком к ее памятнику напротив краеведческого музея, заглянуть в сам музей. Такие формы работы не только познакомят ребенка с историей родного города и его известными жителями, но и смогут посеять в ребенке крупицы патриотизма и любви к родной земле. Все это относится также к людям, которые жили и живут в нашем городе, ходили или ходят с нами по одним и тем же улицам и прославляют наш родной край.

Таким образом, мы видим, что постоянное сотрудничество родителей с библиотекой помогает увидеть в библиотеке центр полезного, интересного досуга, неформального общения, где родители могут получить консультацию по вопросам детской литературы, педагогики, детского чтения.

В свою очередь работа библиотеки МОУ ДЮЦ нацелена на семью, несмотря на то, что она работает с разными целевыми группами: дошкольники, обучающиеся начальных и средних классов, подростки, а также их родители и педагоги.

Если мы хотим решить проблему семейного чтения, то, конечно же, надо начинать с дошкольного возраста (где очень важен тесный контакт с родителями), далее формировать традицию семейного чтения в подростковом и юношеском возрасте, проговаривать с ними тему семьи и семейного уклада. Родителям необходимо затрагивать такие темы, как семейные традиции, семейные ценности, семейный уклад, семейное чтение, семейная библиотека, а в образовательных учреждениях обсуждать и развивать их. Но для того чтобы решить эту проблему в целом, нужны комплексные программы, которые охватили бы работу детских садов и школ, библиотек и учреждений дополнительного образования, музеев и театров. Таких программ, к сожалению, сегодня нет, и работа строится только на энтузиазме педагогов и библиотекарей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа в адрес семьи, работа по восстановлению и поддержке традиции семейного чтения – одно из приоритетных направлений работы современных институтов образования и библиотек.

Литература

Барковская Н. В. Роль детской книги в семейном воспитании / Н. В. Барковская // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 140–141.

Бикеева А. С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительства на каждый день / А. С. Бикеева // Воспитание школьников. – 2012. – № 2. – С. 69–71.

Кашкаров А. П. Проблемы семейного чтения / А. П. Кашкаров // Воспитание школьников. – 2012. – № 9. – С. 30–34.

Павлова Т. В. Рекомендации. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение. Рекомендации для родителей [Электронный ресурс]: PISMOREF.RU Мобильные рефераты. – URL: http://pismoref.ru/3487815760.html (дата обращения 27.10.2015).

Федосеева В. В. Роль семейного чтения в развитии личности ребенка как составляющая повышения качества образования [Электронный ресурс]: социальная сеть работников образования. URL: nsportal.ru (дата обращения: 29.10.2015).

Щербенко Э. М. Чтение – лучшее учение: заметки I Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» / Э. М. Щербенко // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 43–46.

Задать вопрос