В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Диагностика факторов и условий профессионально-личностной самореализации будущего педагога в вузе

скачать

Автор : Максименкова И. А.

Журнал : 2016 Выпуск 1

Дата публикации :  29 Апреля 2016

Максименкова И. А. Диагностика факторов и условий профессионально-личностной самореализации будущего педагога в вузе // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 29-33.

В статье описан диагностический эксперимент, целью которого было выявление степени развития компонентов самореализации. Автор диагностирует факторы и условия профессионально-личностной самореализации будущего педагога в вузе.

Kлючевые слова: самоопределение, самопонимание, самооценка, самореализация, педагогическая помощь, рефлексия.

DIAGNOSIS OF FACTORS AND CONDITIONS OF VOCATIONAL AND PERSONAL SELF-ACTUALIZATION OF RISING TEACHERS IN UNIVERSITY

Irina A. Maksimenkova

The article describes the diagnostic experiment whose objective was to identify the extent of development of self-actualization components. The author examines factors and conditions of vocational and personal self-actualization of a rising teacher in university.

Keywords: self-determination, self-understanding, self-esteem, self-actuali-zation, pedagogical assistance, reflection.

Исследуя проблему самореализации будущего педагога в вузе, нам необходимо выявить внешние условия и внутренние факторы, обеспечивающие самореализацию и динамику ее развития.

При этом вслед за Н. М. Борытко [2008: 40–44] под условиями понимаем внешние обстоятельства, существенно влияющие на протекание педагогического процесса. В сопоставлении с условиями факторы – это внутренние силы саморазвития феномена, обеспечивающие самодвижение процесса.

Именно выявленные факторы представляют собой критерий отбора эффективных условий самореализации. Становится очевидным, что выявление факторов, анализ педагогических условий, является актуальной задачей педагогической теории и практики образования.

Самореализация личности связывается с внешними (наличие стимулов извне) и внутренними факторами. Говоря иначе, она не происходит «сама собой», а значит, для процесса ее осуществления требуются подходящие условия.

Следует заметить, что при определении педагогических условий, стимулирующих самореализацию личности будущего учителя, важно учитывать их взаимовлияние и взаимосвязь [Барышникова 2002].

По мнению Ф. У. Базаевой, самореализация студента складывается из самопонимания (становления интереса к познанию своего внутреннего мира как гаранта полноценного формирования зрелых морально-ценностных установок), самооценки (сопоставления собственных учебных и профессиональных достижений с результатами других) и самоутверждения (предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта) и выполняет в его профессиональном становлении функции рефлексии, оценивания, коммуникации, мотивации, формирования опыта [Базаева 2011].

В основу диагностического эксперимента было положено понимание становления самореализации будущего учителя как качественно определенных со-стояний.

В качестве критериев диагностики была выбрана сформированность компонентов: самопонимания, самооценки, самоутверждения, а показателями служили выраженность выделенных функций рефлексивной, субъектной регуляции, коммуникативной, мотивационной, проекционной функции.

В качестве диагностической методики нами было проведено анкетирование, цель которого – выявить степень развития компонентов самореализации. Для этого мы решили обратиться к социальной сети «ВКонтакте».

В анкетировании были задействованы учащиеся магистратуры не только Волгоградского государственного социально-педагогического университета, но и магистранты таких вузов, как Казанский федеральный университет, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и др.

В анкетировании участвовало 10 человек.

Студентам предлагалось ответить на 4 вопроса путем выбора вариантов ответов, а на некоторые вопросы предлагалось дать развернутый ответ.

Первый этап был посвящен диагностике степени развития компонента самореализации – самопонимания.

Нами был проведен опрос среди студентов: «Где, по вашему мнению, самореализуется студент в настоящее время?»

Были предложены варианты ответов: а) учеба; б) спорт; в) досуг; г) нигде; д) другое.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, что 50 % респондентов ответили, что самореализация проходит в процессе обучения, 30 % респонден- тов отдали предпочтение спорту, 10 % посчитали возможным самореализоваться на работе и 10 % ответили, что студент в настоящее время нигде не может реализоваться.

Таким образом, в жизненном пространстве студентов делается упор на учебную деятельность, можно сказать, что это главная сфера для самореализации. На следующем месте находятся занятия спортом.

Необходимым условием для самореализации студента в процессе обучения в вузе является наличие развитости рефлексии и самопонимания.

Успешное самопонимание способствует возрастанию целостности и гармоничности психологических проявлений человека как субъекта. Говорить о сформировавшемся самопонимании субъекта можно, если он:

· автономен, относится к себе с уважением, способен достаточно полно и искренне выразить себя (вербально и невербально);

· может понять побудительные мотивы, движущие силы (в том числе и бессознательные) поведения и их влияние на свою жизнь;

· не только сознает убеждения, установки, разрушающие гармонию его отношений с самим собой и миром, но и интенционально направлен на выработку конструктивных способов их изменения [Знаков 2005].

Второй этап был посвящен диагностике степени развития компонента самореализации – самооценки. В связи с этим нами был задан вопрос: «Считаете ли вы себя самореализованным?» с предложенными вариантами ответов: а) самореализовался полностью; б) самореализовался не полностью; в) не самореализовался; г) затрудняюсь ответить.

Суммируя полученные результаты, можно сказать, что 80 % респондентов самореализовались не полностью, 10 % затруднились ответить и 10 % опрошенных не самореализовались.

При анализе полученных данных возникает вопрос: почему ни один из респондентов не считает себя полностью реализованным? Ведь во время обучения в вузе есть большое количество возможностей для самореализации: участие в конференциях, помощь в их организации, участие в стипендиальных программах, конкурсах, возможность заниматься спортом и показывать высокие результаты на соревнованиях.

Если будущие педагоги не реализованы сами, то как в ближайшее время они будут помогать реализовываться школьникам? Ведь, по мнению педагога К. Д. Ушинского, «воспитательное влияние есть влияние развитого характера на характер формирующийся, а характер – есть личность человека» [Информационный…].

Говоря о базовых условиях самореализации личности, можно выделить психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы.

В пользу психоэкологической системы воздействия на успешность либо неуспешность самореализации субъекта говорят результаты исследований Р. А. Зобова и В. И. Панова, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина, где отмечается влияние экологических факторов (повышенный фон радиации, загрязнение воздуха, некачественная питьевая вода, неблагоприятный температурный режим и т. д.) на психику человека, вследствие чего могут проявляться повышение агрессивности поведения, снижение жизненного тонуса, психологической активности, проявление депрессии и других негативных факторов, отрицательно влияющих на самореализацию личности.

К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.

Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующими основами самореализации.

По мнению Н. М. Борытко, большое внимание на начальном этапе обучения необходимо уделять организации педагогической практики; исходя из этого, приобретение опыта профессиональной деятельности содействует объективизации самооценки у будущих учителей и адекватности рефлексии, а также является базой для формирования адекватной самооценки и профессионального самосознания [Борытко 2001].

В связи с этим педагогическую практику следует рассматривать как условие самореализации будущего педагога в процессе обучения в вузе.

В рамках нашего исследования важна точка зрения Л. П. Качаловой, которая определяет, что самореализация личности осуществляется в процессе обучения при педагогической поддержке.

Самореализация студента в процессе обучения в вузе зависит от умения педагога правильно организовать работу со студентами.

Анализ работ Н. М. Борытко позволяет выделить виды педагогической помощи: это «педагогическое руководство», «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение» [Его же 2008: 40–44].

· Педагогическое руководство предполагает такую помощь воспитаннику в преодолении затруднений, когда педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;

· педагогическая поддержка состоит в совместном с воспитанником определении его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствий его самораз-вития;

· педагогическое сопровождение понимается как создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Педагогическое взаимодействие студентов между собой, студента с группой, студента с преподавателями становится условием профессионально-личностной самореализации.

Наконец, для более глубокого понимания студентов мы использовали в качестве диагностического средства разработанную Н. М. Борытко [Базаева 2011] методику педагогического эссе «Актуальная педагогическая проблема». Эта методика представляется нам близкой широко известной методике незаконченных предложений. Только вместо предложений в ней мы задали вопрос: «Что такое самореализация?» На данный вопрос надо доказательно ответить. В этой методике нас привлекли необходимость логики и доказательности в рассуждениях студента, краткости и обоснованности его суждений, простота обработки результатов. К тому же она не раскрывает своей диагностической направленности.

Ведущим фактором, определяющим профессионально-личностную самореализацию будущего педагога в процессе обучения в вузе, является способность к рефлексии, к осознанию своего внутреннего мира и личностных качеств.

Ключевым условием является педагогическая помощь студентам в самореализации, систематически проводимая педагогом рефлексия тех или иных аспектов студенческой жизни обучающихся – обращение внимания студентов на себя самих и на свое сознание, на продукты собственной активности и какое-либо их переосмысление.

Анкетирование помогло нам получить информацию о типичности тех или иных проявлений компонентов самореализации. При составлении вопросов мы стремились подбирать те, которые наиболее точно характеризуют проявления компонентов самореализации, дают надежную информацию, используют как прямые, так и косвенные вопросы, исключают подсказки в формулировках воп-росов.

Результаты анкетирования дали нам основание для более глубокого изучения внутренних факторов и внешних условий становления самореализации, для корректировки способов работы с ними, для оценки сложившейся педагогической ситуации.

Литература

Базаева Ф. У. Самореализация будущего учителя в условиях перехода к многоуровнему профессиональному образованию: национально-культурный аспект: монография. – М., 2011. – 136 с.

Барышникова Т. И. Педагогические условия развития способности к самореализации у студентов вуза: На материале изучения иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Хабаровск, 2002. – 26 с.

Борытко Н. М. Гуманитарно-целостная стратегия воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 1. – С. 40–44.

Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / под науч. ред. Н. К. Сергеева. – Волгоград: Перемена, 2001. – 214 с.

Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. – М., 2005. – 500 с.

Информационный образовательный портал [Электронный ресурс]. URL: http:// vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/13_1/ (дата обращения: 05.04.2016).

Задать вопрос