В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Коммуникативные игры как средство социализации детей младшего дошкольного возраста.

Ольга Шаройко Ольга Шаройко
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12  голосов:3    просмотров: 693    комментариев: 1
Краткое описание
В статье говорится о важности социализации детей дошкольников, о том что в этом возрасте именно коммуникативные игры необходимое средство для социализации детей младшего дошкольного возраста.
Пожаловаться 22 марта 2017
Файлы
Коммуникативные игры как средство социализации детей младшего дошкольго возраста.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif



Шаройко Ольга Владиленовна

Республика Карелия, г. Петрозаводск

МДОУ «Финно – угорский детский сад

комбинированного вида № 20 «Лумикелло»



Коммуникативные игры как средство социализации детей младшего дошкольного возраста.


Дошкольное детство – период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения. Социализируясь, ребёнок осваивает окружающий мир и определяет в нём своё место. [5;67]Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации.Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Процесс социализации дошкольников является одним из актуальных проблем современной педагогики. Социализация - процесс, в ходе которого дети усваивают ценности, представления, модели поведения и роли, присущие данному конкретному обществу. [2;8] По мнению Ф.А.Мустаевойсоциализация – это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром.Л.В.Мардахаев определяет социализацию как процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.М.А.Галагузова определяет процесс социализации ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения).Наше мнение более приближено к пониманию социализации как процесса и результата усвоения и активного воспроизводства социального опыта в деятельности, путем коммуникации детей.

Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев,изучая данную проблему, говорят, что одним из важных условий развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности, являются -коммуникативные способности, т.к. в общении реализуются межличностные и общественные отношения детей.По мнению А. В. Запорожеца, Д. Б. Эльконина и др.главнейшим показателем готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми, являются егосформированные коммуникативные способности. Наличие этих способностей позволяет детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. Важным фактором развития коммуникативных способностей ребёнка-дошкольника является совместная деятельность детей.

Играпредставляет собой совместную деятельность детей. Вэтом возрасте игра является ведущим видом деятельности, а также является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. В игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом:

активно вступать в диалог,

задавать вопросы,

слушать и понимать речь,

строить общение с учетом ситуации,

легко входить в контакт,

ясно и последовательно выражать свои мысли,

пользоваться формами речевого этикета,

регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. [4;200]

Л.С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу общественного воспитания ребёнка, как «арифметику социальных отношений». Действительно, данная характеристика Л.С. Выготского подходит к описываемому в этой статье возрасту детей. Так как в 3-4 года дошкольники уже умеют слушать наставления, рекомендации воспитателя. Все их игры и занятия носят целенаправленный характер. Внимание детей этого возраста уже более устойчиво, но непроизвольно, т. е. вызывается изменениями в окружающей обстановке.Совершенствуется память детей, с развитием речи воспоминания вызываются через слово. В игре ребенок придает воображаемое значение любому предмету (палочка вместо термометра, которой он лечит заболевшую Настю; кубик вместо мыла, которым он купает «маленькую Таню»). Чтобы выполнять требуемые действия, ребенок все время ведет диалог и с воспитателем, и со сверстниками, со своими родными. В связи с этим словарный запас детей этого возраста увеличивается. В своей речи ребенок уже может употреблять распространенные и сложные предложения, он с легкостью повторяет на память небольшие стихи, песенки, сказки. В возрасте 3 лет ребенок понимает смысл речи, слова, значения, относящиеся к тому, что его окружает, что касается его лично, что связано с его переживаниями. С ним можно говорить не только о данном предмете или явлении, но и о прошлом, и о будущем: поинтересоваться, куда он пойдет с родителями в воскресенье, что он будет делать сегодня со своей сестренкой, вспомнить зимой о том, где он отдыхал летом, и т. д. Изменения в психике детей четвертого года жизни отражаются их взаимоотношениях со сверстниками: речь для детей этого возраста становится основным средством общения с другими детьми. Взрослый с помощью речи может управлять развитием и поведением ребенка, а именно: формировать у него понятия, вызывать воспоминания, направлять действия, изменять его эмоциональное состояние. [3;37]

Учитывая данные новообразования возраста, именно коммуникативные игры имеют большое значение для социализации ребенка, являются средством социально-личностного развития ребенка, предполагают формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

Важное значение для закрепления положительных взаимоотношений со сверстниками у детей 3—4 лет имеет образовательная деятельность с коммуникативными ситуациями. Именно на таких обучающих ситуациях дети постепенно усваивают правила поведения, необходимые как для игровой деятельности, так и для повседневного общения. Общее коммуникативное правило поведения детей в игре формулируется так: бережно относиться к игре, постройке, рисунку сверстника; уметь уступить игрушку или найти ей замену, вежливо просить нужную вещь и терпеливо ждать, когда ее дадут, соблюдать очередность. Когда дети обучатся всему этому на занятиях, можно предложить им совместно поиграть без присмотра воспитателя.[1;51]

Игра оказывает огромное влияние на развитие коммуникативных умений детей.Общение дошкольника 3-4 летразворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Таким образом, можно сказать что игра имеет социальную основу, т.к. в ней формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.


Список используемой литературы:


  1. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б.1. Социальная педагогика: курс лекций./Галагузова М.А. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

  2. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 84

  3. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008. - 192 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

  4. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб./ О. Е. Смирнова. — СПб.:Питер, 2009. 304 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

  5. Толмачева А. А. Социализация детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания. 2006. – 67 с


Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    22 марта 201722:48
    Сергей Колодин

    Нет опыта работы, не показана разработанная автором система работы по данной теме. В разработке дан очень краткий, сжатый перечень научных работ по обозначенной теме; не раскрыты её особенности, нет описания авторской методики.

    Материал не соответствует заявленному типу.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru