В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Организация образовательного процесса в группах раннего возраста посредством интеграции

Организация образовательного процесса в группах раннего возраста посредством интеграции

Ольга Морозова
Тип материала: Планирование
просмотров: 3608
Краткое описание
Статья раскрывает значение интегрирования игровой и познавательной деятельности при работе с детьми раннего возраста.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Статья-Морозова-Волхов-Учмет.doc Скачать

Морозова Ольга Валентиновна,

Воспитатель 1 категории

ГБДОУ «Детский сад № 10 для детей раннего возраста

Колпинского района Санкт-Петербурга»


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ


Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развитии.

Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.

Интеграция в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Интегрированное обучение является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей. Основные преимущества интегрированного подхода в образовательном процессе заключаются в том, что он:

1) является условием развития системы знаний;

2) способствует формированию научной картины мира;

3) позволяет достигать большего эффекта в развитии воспитанников;

4) обеспечивает формирование качеств личности дошкольника для гармоничного вхождения в социум;

5) реализует сотворчество детей и значимых взрослых как взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Актуальность выбранной темы определена необходимостью разобраться, где и как применять данный принцип в процессе образовательной деятельности с детьми раннего возраста.

В нашем дошкольном образовательном учреждении для детей раннего возраста используются следующие направлений интеграции:

интегрированное занятие;

интегрирование познавательной и игровой деятельности;

при планировании и оборудовании предметно-пространственной среды;

при комплексно-тематическом планировании образовательного процесса и праздничных мероприятий.

Рассмотрим каждое из этих из этих направлений более подробно.

Интегрированное занятие соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.

Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.

Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

Интегрирование познавательной и игровой деятельности происходит при участии воспитателя в игровой деятельности ребенка. Воспитатель в этот момент продолжает воздействовать на ребенка, с целью:

 познавательного развития - что такое большой и маленький, какого цвета, какой формы и т.д.;

​  социально-коммуникативного развития - что такое хорошо и что такое плохо, как вести себя среди сверстников, воспитывать жалость и сострадание.

Тем самым в игровую деятельность ребенка интегрируются познавательные и воспитательные процессы.

Использование принципа интеграции образовательного процесса и игровой деятельности в решении задач нравственного воспитания.

Интегрирование различных игровых зон и уголков в единую концепцию. Как пример разберем концепцию «Игрушечный город». В этом «Игрушечном городе», есть все атрибуты окружающего мира: Свой дом, Парикмахерская, Поликлиника, Магазин, (уголки для сюжетно ролевых игр), Театр (уголок ряженья), Стадион (спортивный уголок), Библиотека (книжный уголок), Выставка, Парк (уголок природы). Все эти уголки расположены по периметру игрового помещения, они отделены друг от друга мебелью и ширмами, но открыты на центральную часть комнаты. Центральная часть помещения занимает улица, по которой ездят дети на машинах, где нужно быть очень осторожным при ее переходе. Здесь же разбираются ситуации, в которых определяется, что можно делать на улице, а чего нельзя. Где могут ездить машины, а где нет.

Таким образом, правильно спланированная и интегрированная игровая среда позволяет воспитывать и обучать детей в повседневной самостоятельной игровой деятельности.

Использование принципа интеграции при комплексно-тематическом планировании образовательного процесса и праздничных мероприятий в нашем детском саде проходит через создание целостного интегрированного процесса взаимодействия педагога и ребёнка на определённую тему в течение одной недели, в которой объединены различные образовательные области, способствующие созданию у ребенка целостной картины мира. Именно календарно-тематическое планирование выступает системообразующим фактором интеграции образовательных областей и определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса. Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в нашем дошкольном учреждении ведущим средством организации образовательного процесса, а ведущей формой становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Нами был разработан календарно-тематический план работы, в котором нашли отражение темы, изучаемые по Программе «От рождения до школы». Календарно-тематическое планирование составлено таким образом, чтобы педагоги могли на его основе, при прохождении темы, интегрировать все образовательные области во время непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и во время самостоятельной деятельности детей. Так, например:

- игра – занятие по изобразительной деятельности «Пирожки для Машеньки»;

- физкультурное занятие «Мы идем в лес за ёлкой»;

- игра – занятие «Курочка Ряба»;

- дидактическое упражнение «Паровоз»;

- дидактическая игра «Одень куклу Машу на прогулку».

Качественное осуществление интеграции возможно лишь при выборе тех форм интеграции, которые будут обеспечивать взаимопроникновение образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания и развития.

Мы активно используем разнообразные формы интегративного процесса, такие как: праздники; совместные творческие проекты; эксперименты; экскурсии; сюжетно-ролевые игры. Например: праздник на тему «Наши мамы» предполагает выбор таких образовательных областей, как «Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Художественно-эстетическая», а также разных видов деятельности: художественно творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник. В течение дня дети читают произведения о маме, рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы, организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами приготовления любимого лакомства для сына или дочки. Дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и усваивают идеал современной женщины, учатся ценить и уважать свою маму. Так происходит духовно-нравственное и гендерное воспитание, осуществляется социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Совместный творческий проект на тему «Моя семья» предполагает в качестве ведущей формы выбор проекта, организуемого на основе интеграции всех образовательных областей: «Социально-коммуникативной», «Познавательной», «Художественно-эстетической», «Физического развития». Проект достаточно трудоёмкий, поэтому его выполнение может проходить в течение 3–5 дней.

Системообразующим фактором интеграции образовательных областей может служить деятельность по составлению «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего) совместно с родителями, представление этого проекта и его защита каждой семьёй. При этом важно рассказать не только о членах семьи, но и об их правах, обязанностях, профессиях. Возможна также защита мини-проекта «Семейные традиции и увлечения», в котором дети вместе с родителями в свободной форме (рисунок, танец,

фотографии, драматизация) представляют свою семью, схемы-карты своих микрорайонов, домов, квартир.

В качестве материалов для проектов дети вместе родителями подбирают пословицы и поговорки о семье. В проекты могут быть включены и сюжетно-ролевые игры («Семья», «Мебельный салон», «Моя квартира», «Дом»); игры-драматизации сказок («Репка», «Гуси-лебеди»); творческое рассказывание («Как я помогаю дома», «Кем я буду», «Я буду папой», «Я буду мамой», «Наши любимые питомцы»). Помимо этого в такие проекты могут быть включены конкурсы («Утренняя гимнастика моей семьи», «Мама, папа и я – спортивная семья», «Моя семья», «Мы на отдыхе»); выпуск семейных газет, организация выставки «Семейное хобби».

Эксперимент как форма организации интегрированного образовательного процесса может быть представлен в теме «Мир вокруг нас», которую возможно конкретизировать как «Время года – весна». В основе такой интеграции лежит познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей

В заключении хотелось бы отметить, что интегрирование играет огромную роль в разностороннем развитии ребенка раннего возраста, оно:

​ снимает перенапряжение, перегрузку;

​ способствует повышению мотивации обучения;

​ формирует познавательный интерес воспитанников;

​ способствует восприятию целостной картины мира;

​ способствует развитию речи;

​ расширяет представления об окружающем мире, его закономерностях, расширяют кругозор;

​ развивает эмоциональную сферу детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.;

​ способствует всестороннему развитию личности.


ЛИТЕРАТУРА:

1 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н.Е. Вераксы. /// Мозаика – Синтез, 2014,

2 Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова в 4-х томах, Издательство "ТЕРРА", М., 1996.

3 Словарь иностранных слов под редакцией Лехина И.В.; Петрова Ф.Н., Издательство иностранных и национальных словарей, М., 1955.

4 Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики/// Образование и общество. - 2009. - N 1. С.

5 Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса/ Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После, 2011, №10, С.1-7.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров