В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

«Организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Елена Шмидт Елена Шмидт
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 923
Краткое описание
В данной статье мы затронем проблему организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста, поскольку создание в детском саду пространства, в котором могут включаться в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность дети 3-4 лет особенно актуально и в связи с введением в действие новых образовательных стандартов.
Пожаловаться 20 сентября 2016
Файлы
Организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

G:\3 МЕТОД РАБОТА САД 17\КОНКУРСЫ+положения\Наши публикации + ПЕДКОНКУРСЫ\УЧИТЕЛЬ\логотип Учитель.gif

Фамилия, имя, отчество

Шмидт Елена Петровна

Место работы, адрес. Должность.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №17 «Светлячок»

141800, Московская область, г. Дмитров пер. Инженерный, д. 4-а


Старший воспитатель

Контактный телефон (с федеральным кодом города), моб. телефон и E-mail:

(8496) 22-7-43-28(раб)

8(965) 359 97 73(моб)

helen-schmidt@mail.ru

Педагогический стаж,

17 лет

Ученые степени, научные звания, награды (если есть)

нет



Тема «Организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Особенное значение в ДОО отводится предметно-игровой среде, это обусловлено тем, что основополагающим видом деятельности детей в этом возрасте выступает игра, поэтому ее воздействие на формирование многосторонней личности сложно недооценить. Термин «предметно-игровая среда» выступает компонентом «развивающей предметной среды». В дошкольном образовательном учреждении развивающая предметно-игровая среда – это совокупность условий, которые гарантируют развитие всех видов деятельности ребенка; формирование высших психических функций и коррекцию их отклонений; становление личности каждого из детей в отдельности.

Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

И.А. Яценко отмечает, что предметно-пространственная среда лишь тогда приобретает развивающий характер, когда выступает средством и содержанием образования детей. Поэтому далеко не любая окружающая ребенка среда способствует его развитию. Развивающий потенциал окружающей среды, по мнению автора, необходимо «запустить» при помощи:

-структурирования и наполнения пространства;

- предъявления его особым образом ребенку;



- организации освоения среды ребенком.

Экспериментальное исследование влияния предметно-пространственной среды на развитие речи детей младшего дошкольного возраста было проведено на базе МДОУ №17 «Светлячок».

В качестве испытуемых в рамках экспериментальной работы выступили 12 детей в возрасте от 3 до 4 лет. Среди участников исследования 7 мальчиков и 5 девочек. Отметим, что дети были привлечены к исследованию неслучайно. По данным воспитателей и психолога, у данных детей речевые навыки развиты заметно хуже, чем у их сверстников. Детям, принявшим участие в эксперименте, часто сложно объяснить желаемое, участвовать в игровых диалогах, отвечать на вопросы. В связи с этим было принято решение, что именно этим детям будет более полезно принять участие в работе по развитию речи.

Целью экспериментальной работы выступило изучение особенностей развития речи у детей 3-4 лет. В качестве гипотезы исследования мы предположили, что преображение предметно-пространственной среды позволит стимулировать развития речи у младших дошкольников. Экспериментальная работа проходила в три этапа:

Этап 1 – констатирующий. На данном этапе нами было проведено первичное изучение уровня развития речи в группе детей.

Этап 2 – формирующий. На данном этапе нами была разработана и апробирована программа стимулирования развития речи у младших дошкольников посредством преображения предметно-пространственной среды

Этап 3 – контрольный. На данном этапе нами было проведено вторичное изучение уровня развития речи в группе детей после проведения разработанной программы.

В рамках изучения состояния речевых компетенций у детей 3-4 лет были использованы следующие методики: методика «Изучение понимания речи» Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной; «Найди игрушку» Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.

Для достижения высокого уровня развития речи у воспитанников педагогами была проведена предварительная работа по организации предметно-развивающей среды, согласно следующим принципам: обеспечение структурирования пространства; предъявление его особым образом ребенку; организация освоения среды ребенком.

Указанные принципы были реализованы через следующие педагогические действия: через сопровождение ребенка в процессе освоение им специально подготовленной среды; через совместное с детьми планирование и оформление среды; через стимулирование коммуникации в процессе оформления; через совместную рефлексию по поводу сделанного.

Основным средством преображения предметно-пространственной среды с целью стимулирования речевого развития детей 3-4 лет выступает создание речевого уголка. Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал).

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием.

Также, частью речевого уголка должна стать игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, ее героем может стать добрый гном, который будет учить говорить правильно, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи: развитие словаря ребёнка; работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи); развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами); воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения); развитие мелкой моторики и графомоторной функции; знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок). Примерное оборудование и наполнение речевой зоны:

1. Закрепление правильного речевого выдоха :

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи). Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»;

5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

6. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

7. Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Работа по обогащению предметно-пространственной среды подразумевает и создание речевой среды развития. Создание речевой среды включает в себя следующие направления работы:

  • постоянный разговор с ребенком;

  • единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;

  • определенные требования к речи окружающих взрослых;

Далее мы постараемся описать, как именно целесообразно реализовывать выделенные направления.

Постоянный разговор с ребенком

Для развития речи с ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривать все игровые и бытовые ситуации. В процессе проговаривания происходящего взрослый должен время от времени обращаться к ребенку с уточняющими вопросами. При этом неверно ожидать немедленного ответа от ребенка, ведь такие вопросы призваны активизировать внимание ребенка, а не уличить его в ошибке. В случае отсутствия ответа на свой вопрос, взрослый сам произносит верный ответ. Это позволяет закреплять у ребенка эталонное поведение, способствует развитию у него понимания речи взрослого. Для того чтобы переходить к активным действиям с тем или иным предметом, предлагать ребенку его обсудить в процессе общения, взрослому необходимо организовать подробное знакомство ребенка с предметом. Для этого полезно предложить ребенку потрогать, понюхать, внимательно рассмотреть предмет, несколько раз произнести его название (при этом подходов к знакомству с предметом должно быть несколько, и эти подходы должны быть разделены по времени).

Единые требования к речевому общению с ребенком для всех взрослых

Любой ребенок в процессе формирования речи опирается на эталонную речь окружающих его взрослых. В связи с этим в процессе развития речи детей необходимо, чтобы все окружающие ребенка взрослые (логопед, воспитатель, психолог, родители и близкие родственники) соблюдали единые требования. Противоречивые требования со стороны взрослых в процессе развития речи вредны для ребенка. Единые и постоянные требования к речевому общению обеспечивают для ребенка ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. Противоречивость же требований к речевому развитию, напротив, приводит ребенка в замешательство: он теряет ориентиры на пути развития речи.

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых

Навык речи формируется у ребенка в результате подражания, в связи с чем, исключительное значение приобретает правильная и грамотная речь всех взрослых, окружающих ребенка. Педагогический персонал и родители должны стараться следить за своей речью все время, чтобы демонстрировать для ребенка речь эталонную, достойную подражания и повторения. Неверное произнесение слов, бранные слова, бедность речи – все эти негативные проявления речи будут усвоены ребенком с пугающей скоростью.

Учитывая вышесказанное, необходимо стремиться к тому, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:

- была правильной (чистой и без речевых нарушений);

- была четкой (с четкой артикуляцией звуков, с выделением ударного слога);

- была простой (предпочтительно использование простых коротких фраз);

- была повторяемой (употребление одних и тех же слов, словосочетаний и предложений по несколько раз в течение одного занятия);

- была богатой (предполагает использование в речи различных интонаций, различной силы голоса, темпа речи).

Таким образом, в результате проведенной формирующей работы по организации предметно-пространственной среды наши воспитанники смогли развить свой уровень понимания речи по следующим параметрам: знание игрушек, знание обиходных предметов, знание слов обобщенного характера, знание частей тела, зрительная концентрация, тактильная реакция, общий уровень развития понимания речи.

Проведенный качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что преображение предметно-пространственной среды позволит стимулировать развития речи у младших дошкольников.



Список литературы



  1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М. : Гаудеамус : Академический Проект, 2015. – 254 с.

  2. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений / Г.Ю. Беляев. – М. : ИЦКПС, 2010. – 217 с.

  3. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 70 с.

  4. Глушкова, Г.В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях / Г.В. Глушкова // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 76–84 ; – № 6. – С. 83–86.

  5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2010. – 128 с.

  6. Ясвин, В.А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин ; Моск. гор. психол.-пед. ин-т. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Смысл, 2011. – 365 с.





Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru