В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Конспект урока русского языка на тему "Части речи"

Конспект урока русского языка на тему "Части речи"

Елена Харченко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:3просмотров: 2016 комментариев: 1
Краткое описание
Тема урока-путешествия «Части речи»

Тип урока: повторение изученного материала
Цели урока:
•    Формирование умения распознавать части речи.
•    Развитие творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.
•    Содействие воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.
•    Воспитание уважительного, бережного и заинтересованного отношения к русскому языку.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
русский язык ЧАСТИ РЕЧИ.doc Скачать

Предмет: русский язык 3 класс по учебнику Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунееева

образовательная программа «Школа 2100»


Учитель высшей квалификационной категории Харченко Елена Александровна

МАОУ СОШ № 37 с углубленным изучением искусств и английского языка г.Таганрога


Тема урока-путешествия «Части речи»



Тип урока: повторение изученного материала

Цели урока:

  • Формирование умения распознавать части речи.

  • Развитие творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.

  • Содействие воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

  • Воспитание уважительного, бережного и заинтересованного отношения к русскому языку.

Оборудование: эмблемы-улыбки

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами путешествие. А отправляться в путь всегда удобней небольшими группами, поэтому я вам предлагаю приобрести билеты и отправиться в путь. (метод «Счастливый билет») Чтобы путешествие было весёлым, нужно создать хорошую атмосферу, поэтому повернитесь к соседу в группе и скажите: «Привет!» и прикрепите свои эмблемы-улыбки! (метод «Подари улыбку»)

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

- Ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. А в какую страну, вам предстоит расшифровать. (На доске запись: 13-10-15-4-3-10-15-10-33) Какая группа быстрее справиться с заданием? (Лингвиния)

Блок 2. Содержательная часть

- Путешествие будет долгим и трудным, поэтому мы должны к нему основательно подготовиться. Откроем бортовой журнал, запишем сегодняшнее число, классная работа. А высказывание великого мастера слова Максима Горького поможет в проведении каллиграфической минутки. Постарайтесь запомнить это выражение (запись на доске):


Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

Максим Горький

II. Актуализация знаний по теме.

- Как вы понимаете это высказывание? (Метод «Мозговой штурм»)

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о словах различных частей речи)

-Наша цель с вами – научиться читать и понимать значение слов.

«На помыслы чистые» и «дела хорошие», словами «певучими» и «бездонными» я приглашаю вас в путешествие по океану… океану знаний Русского языка. Итак, в путь! Перед вами карта (рисунок острова с частями речи на доске), на ней вы видите страну Лингвинию. Наш корабль причалит к берегу большого острова Морфология. Сосчитайте, сколько стран на этом острове. (14)

- Многие страны вам еще неизвестны, поэтому мы посетим сегодня только особенные страны:

Имя существительное – именно в этой стране живут такие слова, как: Солнышко, Полюшко, Зёрнышко, Душа, Мысль, Факт, Одежда, Путешественник. Что вы знаете о жителях этой страны? (они обозначают предмет, явление или человека и отвечают на вопросы «кто?» и «что?»).

Имя прилагательное – в этой стране живут Певучие, Народные, Исконные, Кипучие, Горючие, Добрые да Ладные, Лучистые, Пригожие, Чистые – это наши старые знакомые. Что вам известно о них? (обозначают признак предмета и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?). Как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? (они уточняют смысл слов, они украшают нашу речь, делают ее богатой)

Глагол. Что же особенного у жителей этой страны? Они всё время находятся в действии, ни минуты не могут сидеть без дела. Что вы знаете о жителях этой страны?

-Молодцы, ребята, много знаете! А теперь задание для каждой группы-корабля.

Блок 3. Интеллектуальная разминка

(Метод фразеологизмов) Перед вами известные фразеологизмы, запишите их, укажите знакомые части речи. А ниже изобразите их в рисунке. («Вот где собака зарыта!», «Вернёмся к нашим баранам», «Дело в шляпе», «Зарубить на носу», «Медвежья услуга», «Ударить в грязь лицом»)

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.

- Итак, слов в русском языке много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы, - части речи. Части речи стоят на «трёх китах» - трёх грамматических признаках. Давайте выясним, что это за «три кита».

Первый признак – грамматическое значение. (открывается рисунок кита, на котором написано: Грамматическое значение: сущ. – предмет; глаг. – действие; прилаг. – признак предмета)

- В доказательство того, что вы поняли, приведите, пожалуйста, свои примеры.

- Чтобы узнать второй признак, надо выполнить два задания.

1. Образуйте однокоренные слова разных частей речи. I вариант желт, IIкрас

- Как вы определили части речи? (по вопросу и окончанию)

2. Спишите отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в Зазеркалье» и укажите, какими частями речи являются «Зазеркальные» слова.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

- Как вы догадались? (слова похожи на наши) Молодцы!

- Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказали о втором признаке частей речи. (открывается рисунок кита, на котором написано: Морфологический признак: сущ., прилаг – число, род; глаг. – число, время)

- А сейчас мы с вами поиграем в уже полюбившуюся вами игру «Цепочка признаков». (приём «Цепочка признаков»)

- Спишите загадки, подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Над существительными и прилагательными подпишите число, род, а над глаголами – число, время. Сделайте морфологический разбор слов домовитая, пришла.

I вариант.

Домовитая хозяйка

Прол…тает над лужайкой.

Похл...почет над цв…тком –

Он поделится ме…ком.

II вариант.

Ос…нь в са… к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь скв…рцы, др…зды снуют

И, галдя, его клюют.

Блок 4. Психологическая разгрузка

Физкультминутка (игра: называется имя сущ. – дети делают наклон вперёд, прилаг. – наклон назад, глагол – подпрыгивают)

- А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? Давайте разберёмся.

Запись на доске:

и костёр небольшой сидеть полночь у собака охотник около

- Прочитайте слова, какими частями речи они являются? А теперь поставьте их в определённой форме и последовательно нанизывайте на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов – предложение. Запишите предложение из наших слов.

Проверяем:

Около полуночи охотник и собака сидели у небольшого костра.

- Вы собрали разрозненные слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение, нарисуйте схему. (Повест., невоскл, прост., осложн. однородными подлежащими).

- Определить член предложения – значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет. Это есть «третий кит» (открывается рисунок кита, на котором написано: Синтаксический признак: роль в предложении)


III. Закрепление и повторение материала.


- Ребята, все задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку:

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова: 
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?


2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?


3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – … , … . 
шум – … , … . 
лес - … , … .

- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

Блок 4. Резюме

IV. Рефлексия.

- С каким настроением заканчиваем наше путешествие?

Дети прикрепляют к доске знаки:

  • ? – если не всё понятно, требуется помощь учителя;

  • . - если всё понятно;

  • ! - если всё понял, было интересно!

V. Подведение итогов урока.

- Ребята! Вам понравилось путешествовать? С какими частями речи нам пришло время прощаться? Чем они похожи и чем отличаются? Достигли ли мы цели урока?

- Как вы думаете, в жизни вам эти знания пригодятся? Где?

VI. Домашнее задание.

Упр. 460 и творческое задание по желанию - в книжку-малышку написать сказку про части речи.

Выставление оценок.

- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми и дружными! Наше путешествие закончилось.




Обсуждение материала
Ольга Кихтева
17.08.2016 22:57
Урок очень интересный и содержательный!  Успехов Вам!!!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров