Братья наши меньшие.
Тема «Братья наши меньшие»
занятие для кружка по биологии
Категория учащихся: 5 класс
Продолжительность: 45мин.
УМК «Линия жизни» под рук. В.В.Пасечника
Автор: учитель биологии Клевитова Светлана Владимировна, I кв.категория, Московская область, Можайский район, Мокровская СОШ
«Братья наши меньшие».
Цель: формирование нравственности, толерантности, чувства сострадания и бережного отношения детей к животному миру.
Задачи:
Образовательные: обогатить знаниями о домашних животных; обогатить словарный запас новыми понятиями.
Развивающие: развивать познавательный интерес; внимание; способствовать развитию творческих способностей детей; побуждать детей к наблюдению за повадками животных.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование и материалы: раздаточный материал для конкурсов-
Форма и методы: конкурсная программа (игровой)
Связь с другими предметами: зоология, экология, литература, музыка, технология, изо
Ход занятия
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя.
-
Объявление темы мероприятия.
-
Деление учеников на "Собак" и "Кошек".
В ходе мероприятия ребята будут получать жетоны с изображением мышей ("Кошки") и костей ("Собаки"), которые подсчитываются в конце игры.
Вступление: Надеюсь, что всем нам сегодня будет уютно и весело! Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз доказать себе, что без домашних любимцев жить нельзя! Недаром это утверждали такие великие мудрецы как
- Даниель Дефо, он говорил, что у кого есть кошка, тот может не бояться одиночества.
- Артур Шопенгауэр: Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
- Дейл Карнеги : Только собака живет, не давая ничего, кроме любви.
- Уинстон Черчилль: Поразительные существа эти домашние животные.
А вот буддийская мудрость гласит, что человек находится выше всех других существ, не потому, что он сильнее их или умнее, а потому, что сострадает всему живому.
А вам известно, когда появились первые домашние животные и кто это был? Действительно, первым спутником человека стал волк, «прибившись» к нему в каменном веке (10-15 тыс. лет назад). Генетики установили, что впервые волки были одомашнены человеком в Южной Азии. Так от прирученных волков и шакалов произошла домашняя собака. Почти так же долго (не менее 10 тыс. лет) длится дружба человека с овцами и козами. Предком овец был горный баран — муфлон, обитавший в Южной Европе и Передней Азии.
Основной этап
Конкурс № 1 - Кроссворд "Детёныши домашних животных и птиц".
Задание - впишите в кроссворд названия детёнышей домашних животных и птиц.
Время заполнения кроссворда останавливается когда кто-то готов его сдать.
Конкурс № 2 - Верите ли Вы?
Задание - определить в предложенных интересных фактах верные утверждения. Ребята отвечают на вопросы, заполняя таблицу и сдают учителю.
-
Австралия считается рекордсменом по числу кошек на душу населения - на 10 жителей приходится 9 кошек.
-
В 1947 году была создана международная федерация европейских любителей кошек - ФИФЕ.
-
Самым старым котом считается кот Пусс, который прожил 36 лет.
-
Лучшим охотником считается кот Таузер, за свою жизнь поймавший 28899 мышей (в среднем по 3 штуки в день).
-
Самый тяжёлый домашний кот Химми умер в возрасте 10 лет и 4 месяцев в 1986 году, имея вес 21,3 кг.
(Все утверждения верные).
Конкурс №3 - Пословицы и поговорки.
Задание - дописать окончания пословиц и поговорок о кошках.
-
Ночью все кошки:
-
Жить как кошка:
-
Кошке игрушки, а мышке:
-
Чует кошка:
-
Купить кота:
-
Метаться как угорелая:
-
Кошки скребут:
-
Чёрная кошка:
-
Коту под:
-
Кот из дома:
-
Страшнее кошки:
-
Почему кот гладок:
Ответы:
-
Ночью все кошки серы.
-
Жить как кошка с собакой.
-
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
-
Чует кошка, чьё мясо съела.
-
Купить кота в мешке.
-
Метаться как угорелая кошка.
-
Кошки скребут на душе.
-
Чёрная кошка пробежала.
-
Коту под хвост.
-
Кот из дома - мыши в пляс.
-
Страшнее кошки зверя нет.
-
Почему кот гладок - поел и на бок.
Конкурс №4 - Кластер - Задание - составить кластер по теме "Домашние животные".
Конкурс №5 - «Насколько мы близки?» Это конкурс пантомим, каждому участнику нужно изобразить свое животное, его необычные повадки. Участие по желанию, приносит участникам дополнительные жетоны.
Конкурс №6 – викторина
Молодцы ребята, а теперь вас ждет викторина, правила её просты, я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них правильно ответить, выкрикивать ответ запрещается, он будет аннулирован, отвечает тот, кто первым поднял руку. За правильный ответ вы получаете вот такой жетон.
Вопросы-ступеньки:
-
Какое домашнее животное болеет теми же болезнями что и человек? - У этого животного необычайно острый нюх, оно, как и собаки может отыскать пропавшего под снегом человека. - Хотя принято считать, что это животное не чистоплотно, это далеко не так, ведь измазываясь в грязи, оно пытается наоборот избавиться от паразитов.(свинья)
-
В старинных манускриптах об этом домашнем животном нашли такую запись: «В нем наша сила, в нем наша одежда, в нем наша победа». - Во многих странах это животное считалось священным и даже хоронилось с почестями. - Сейчас такое почитание сохранилось лишь в Индии. (корова)
-
Какое домашнее животное благодаря тонкому слуху способно за несколько сот метром расслышать шаги хозяина. – Разные породы этого домашнего животного способны развивать скорость до 60 км/ч, и поднимать вес до 20 тонн. – Еще в начале прошлого века это животное встретить на улице можно было также часто как теперь автомобиль (лошадь)
-
Это южное домашнее животное имеет 4 колена. – В древнем мире именно из этих животных пытались сделать боевые устрашающие легионы. – Сердце этого животного бьется около 10 ударов в минуту. – В современном мире оно используется как верховое и вьючное животное. (верблюд)
-
Какое домашнее животное в Англии может официально устроиться на работу на почту?(голубь)
-
Кого изучает наука кинология?(собак)
-
Как называется домашний дом для змей и ящериц? (террариум)
Вопросы рубрики: «Путаница»
-
Какое выносливое животное в древности использовали на войне, запрягая их в колесницы? (Лошадь.)
-
У какого животного толстое туловище, короткие ноги, маленькие копытца и клыки, которые высовываются наружу?
(У свиньи.)
-
Одинаковы ли глаза у кошек днем и ночью?
(Ночью зрачки у кошек слишком расширены, а днем они маленькие.)
-
Какое полезное для человека животное дает мясо, молоко, сметану, творог, масло? (Корова.)
-
Какое одно из первых одомашненных животных ближайший родственник лошадей, только меньше их ростом? (Осел.)
-
Какое домашнее животное дает целебное молоко, мясо, шерсть и пух? (Коза.)
-
Из шкуры какого домашнего животного делают дубленки, шапки и варежки? (Из овчины.)
-
Какое животное легко узнать по длинным ушам и кисточке на конце хвоста? (Осла.)
-
Какое животное для жителей Севера и транспорт, и пища, и одежда, и жилище? (Олень.)
-
Какое животное дает нам мясо, сало и кожу, из которой делают обувь, перчатки и сумки? (Свинья.)
-
Из молока этого животного делают вкусный соленый сыр —брынзу. (Из овечьего молока.)
-
Какие домашние животное живут в домиках –клетках с сетчатым полом? (Кролики.)
-
Шотландская овчарка. (Колли.)
-
Русская голубая, сибирская, персидская, шотландская, ориентальная, сиамская и другие породы этих красавиц. (Кошка.)
-
Африканский попугайчик, который не выживет один и на воле, ни в клетке. Пестрый красавец с подружкой имеют один недостаток — слишком громко любезничают. (Неразлучник.)
Заключение - Памятники животным.
Задание - прослушать рассказ учителя о Хатико - собаке, ждавшей своего хозяина до самой смерти (приложение 1). Рассказ, диалог с учащимися о внимательном, добром отношении к домашним животным.
Памятники животным:
-
Белый Бим Чёрное ухо - в Воронеже.
-
Санкт-Петербург - собака Павлова, служитель науки.
-
Берлин - памятник собаке - поводырю.
-
Париж - памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов 40 человек.
-
Италия - пёс Верный, 14 лет ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне.
-
Урюпинск - коза.
-
Канарские острова - верблюд.
-
Голландия и Непал - корова.
-
Япония - пёс Хатико.
-
Пермь - собаке-спасателю.
Подведение итогов - учёт жетонов и определение победителей.
IV. Рефлексия.
А) Чтение стихотворения А.Дмитриева "Бездомная кошка".
Однажды я встретил бездомную кошку:
- Как Ваши дела?
- Ничего, понемножку:
- Я слышал, что Вы тяжело заболели.
- Болела.
- Так значит лежали в постели?
- Лежала на улице много недель -
Бездомной мне некуда ставить постель.
Подумал я: "Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным".
Итог мероприятия - Мы в ответе за тех, кого приручили.
Задание: найти дома фото животных для коллажа на след.занятие
Информационные источники:
Электронные учебники:
- Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. (библиотека ГИМЦ)
- Лабораторный практикум Биология 6 – 11 класс (библиотека ГИМЦ)
- Биология Интерактивные творческие задания 7 – 9 класс (библиотека ГИМЦ)
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». www.issl.dnttm.ru
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»