В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Основные группы ССП по значению и союзам

Файл прикреплен к материалу: Основные группы ССП по значению и союзам
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

[Введите название документа]


Бабичева Анна Юрьевна

Волгоград

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 Ворошиловского района Волгограда»

Русский язык

УМК: Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. и др. / Под науч.рук. Шанского Н. М.
Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
.

Раздел: «Сложносочиненные предложения»

Урок № 1

Тема: «Основные группы ССП по значению и союзам»

Класс: 9

Продолжительность: 40 минут

Используемый ЦОР: Презентация «Основные группы ССП по значению и союзам»

Цели урока:

  • углубить знания о сложных предложениях, ввести представление о смысловых отношениях между предикативными частями в сложносочиненном предложении, классифицировать ССП по значению и союзам;

  • формировать умение определять смысловые отношения между частями ССП, совершенствовать навык постановки знаков препинания в ССП; развивать внимание, память, речь;

  • воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.



Эпиграф к уроку:

Будь любознателен – и многое тебе откроется.

Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать.

Будь отважен – и ты победишь. 


Ход урока



Этапы работы

Форма работы

Содержание этапа

конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

1.

Организационный момент

Психологический настрой на учебную деятельность.

Коллективная работа

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

- Здравствуйте, ребята. Прочитайте эпиграф к уроку – слайд 1 (Приложение 5)

- Какие предложения использованы в эпиграфе? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (сложные, сложносочиненные)

- Ребята, я желаю вам открытий на сегодняшнем уроке, отсутствия ошибок в работе и побед над собой.

- Приступим к работе.

2.

Исходная мотивация урока. Опрос учащихся Проверка качества усвоения предыдущего материала, проверка сформированности общеучебных навыков, оценка ЗУН.


Коллективная, фронтальная работа (опрос) по изученному ранее материалу






Индивидуальная разноуровневая работа по карточкам

  1. Чем отличается простое предложение от сложного? (количеством грамматических основ; в сложном предложении содержится больше информации)

  2. Какие знаки препинания могут использоваться в сложных предложениях? (запятая, точка с запятой и другие, выполняющие выделительную и разделительную функцию)

  3. Какие средства связи между частями используются в сложных предложениях? (интонация, сочинительные союзы, подчинительные союзы и союзные слова)

  4. На какие группы делятся сложные предложения? (союзные и бессоюзные, ССП и СПП)

- Проведем небольшое тестирование. Карточки будут разными, поэтому каждый из вас должен быть особенно внимателен, когда получит лист и начнет читать и выполнять задания.


1 уровень (слабые обучающиеся) – Восстановите схему (приложение 1)

2 уровень (средний уровень знаний) – Определите вид предложения (БСП, ССП, СПП, простое предложение с однородными членами) (приложение 2)

3 уровень (высокий уровень сложности)- Составьте предложения по схемам (приложение 3)

3.

Изучение нового учебного материала.

Совместное уточнение темы урока, постановка конкретной учебной цели обучающимися

Развитие умения извлекать информацию из самостоятельно прочитанного.


































Обобщение полученных ранее знаний, закрепление




























Развитие умения вести познавательную деятельность в коллективе, выделять главное, делать самостоятельные выводы, фиксировать свои знания в устной и письменной форме, в форме схем, таблиц; развитие умения работать в группе;

Развитие умения полно и ясно выражать свои мысли, коррекция и оценка действий партнера и самооценка


Коллективная работа,















































Коллективная фронтальная работа






























Групповая работа (группа 3-4 человека).


































Коллективная работа

Постановка учебной проблемы.

Учитель: - Сравните предложения, представленные на слайде- слайд 2

  1. Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Л. Толстой)

  2. Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце. (М. Горький)

  3. То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка. (В. Короленко)

  4. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. (К. Паустовский).

- Что вы заметили? Какие предложения перед вами? (1,2,3 – сложные предложения; 4- простое с однородными членами)

- Что общего во всех сложных предложениях? (Все они ССП)

- Назовите средства связи, которые использованы в этих ССП, что общего у них?

-Что общего у ССП и простого предложения? (используются сочинительные союзы)

-Какой шаг необходимо было сделать, чтобы различить ССП и простое предложение с однородными членами? (найти грамматические основы)

- Одинаковые ли будут смысловые отношения между частями этих сложносочиненных предложений?

- Как вы думаете, почему?

-Что указывает, что смысловые отношения не могут быть одинаковыми? (смысловые отношения будут разные, потому что союзы используются разные)

- Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

(О сложносочиненных предложениях и различных смысловых отношениях в них).

Запись темы урока в тетради- слайд 3

- Чего мы должны достичь на уроке?

- Что выяснить по данной теме? (выяснить какие смысловые отношения между частями ССП могут быть, развивать умение различать эти смысловые отношения, различать ССП и простые предложения, а также умение ставить знаки препинания)

- У каждого на парте таблица (приложение 4), точно такую вы видите на слайде- слайд 4. Она пуста, как вы думаете, чем мы заполним эту её? Что можно сделать с помощью таблицы? (систематизировать материал, изучаемый на уроке)











Актуализация знаний о сочинительных союзах

  1. Рассмотрите еще раз ССП. В них мы увидели лишь 3 сочинительных союза. В русском языке их, конечно, много больше. К каким группам союзов относятся те, которые мы видим в данных предложениях?

Заполнение второй строки в таблице (первую пока пропустим!)- слайд 5.


Соединительные

Противительные

Разделительные










  1. Союзы по группам распределены неверно- слайд 6Исправьте ошибки, заполните таблицу (устно исправляем ошибки).

Соединительные: и, да (=и), ни, ни не только, но и…, также, как…., так и

Противительные: а, но, да (но), однако, зато, тоже, только (= но)

Разделительные: или, либо, то.. то, не то.., не то.., то ли, то ли

Заполняем таблицу:

(слайд 7)


Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да (=и), ни, ни не только, но и…, также, как…., так и

а, но, да (но), однако, зато, тоже, только (= но)

или, либо, то.. то, не то.., не то.., то ли, то ли





Исследовательская деятельность (6 групп - не по группам союзов, а по тем значениям, которые они вносят в предложение). Предложения распечатать на больших листах, чтобы можно было группе прикрепить листы с предложениями на доску с помощью магнитов и рассказать о проделанной работе.

- Ребята, обратите внимание на инструкцию к предстоящей работе. То, что выделено жирным шрифтом вам надо будет озвучить при подведении итогов работы в группах.

Задание – инструкция (на слайде 8):

  1. Прочитайте предложение.

  2. Подчеркните грамматические основы.

  3. Выделите предикативные части квадратными скобками.

  4. Выявите, какие союзы использованы в них (группу по значению).

  5. Какое значение вносят данные союзы в ССП?

Соединительные союзы:

  1. Причина, условие

  • Тренер заболел, и занятия перенесли.

  1. Последовательность

  • Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из нее показался гражданин (М. Булгаков)

  1. Одновременность

  • Кричали дрозды, и по соседству в болоте что-то живое жалобно гудело. (А. Чехов)

Противительные союзы:

  1. Противопоставление

  • Уже пошел декабрь, но долгая поздняя осень бродила по хуторам. (Б. Екимов)

Разделительные союзы:

  1. Чередование

  • То хлопнуло где - то, то раздался вдруг вой, то словно кто - то прошёл по коридору. (Салтыков - Щедрин М.)

  1. Взаимоисключение

  • Не то светало, не то темнело. (Ю. Герман)



Заполнение таблицы смысловыми отношениями (след. строка) по ходу выступлений групп (слайды 9-13).


Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да (=и), ни…, ни.., не только, но и…, также, как…., так и

а, но, да (но), однако, зато, тоже, только (= но)

или, либо, то.. то, не то.., не то.., то ли, то ли

Причина - следствие

последовательность

одновременность

Противопоставление

сопоставление

Чередование

взаимоисключение


Работа с учебником.

- Сверьте свои выводы с теоретическим материалом, представленным в учебнике в параграфах учебника

1 ряд проверяет выводы по параграфу 13 (соединительным союзам), второй - по параграфу 14 (противительным союзам), третий - по параграфу 14 (разделительным союзам)

- Какой тип смысловых отношений не был представлен на доске группами? (дополняем противительные союзы - сопоставление)


Физкультминутка - зарядка для глаз

4.

Закрепление учебного материала

Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, развитие умения корректировать и оценивать действия партнера

Работа в парах с последующей взаимопроверкой по раздаточному материалу.







  1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки, определите значение сложносочиненных предложений (по союзу и смысловому значению). Взаимопроверка по ключу (ключ дается на обратной стороне другого варианта в паре)

  1. вариант

1)Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь.2) Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. 3)Кружились над поляной желтые и синие баб..чки и (не)умолчно тр..щали кузнечики.

2 вариант

1)То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. 2)Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. 3)Окунешься в воду и все пр..йдет!

5

Подведение итогов урока


Коллективная фронтальная работа с использованием составленной на уроке таблицы

Обратимся к таблице, которую мы заполняли с вами в течение урока. Как ее можно озаглавить? Запишите название в первую строку, которую пропустили.

С ее помощью составьте связное сообщение о классификации сложносочиненных предложений.



6.

Рефлексия


- В конце урока давайте еще раз обратимся к словам, которые были эпиграфом сегодняшнего урока (слайд 14):

- Помог ли сегодняшний урок вам узнать новое? Научил ли избегать ошибки? Смогли ли вы одержать победу в чем-то?

- Подведите итог, закончив предложения (ответ лишь по одному из продолжений):

Я узнал…

Я научился…

Оценивание обучающихся учителем с кратким комментарием.

7.

Задание на дом


Самостоятельный выбор домашнего задания. Дифференцированные задания трех уровней.

Учитель:

- Вам предстоит выбрать вариант домашнего задания самостоятельно. Что нужно делать в каждом варианте работы? (слайд 15) Уходя из класса возьмите лист с заданиями.

1 уровень

Решить орфографические и пунктуационные задачи в данном тексте. Закончить данный текст двумя предложениями ССП.

Ветер разлетелся и липа вздохнула и как (будто) выдохнула на себя мил(лл)ион золотых лис…тиков. Разыгравшийся ветер еще разлетелся рванул со всей силы – и тогда разом с ш..рохом слетели все листья. Остались на старой липе на ч..рных ее ветвях только ре...кие золотые монетки.

2 уровень

Придумайте предложения по заданным вопросам.

- Что происходит ранней осенью в лесу или в городе одновременно?

- Что можно услышать в поле или в осеннем лесу попеременно?

- Какое явление из двух возможно в течении дня поздней осенью?

- В какой последовательности происходит изменение осенью в природе перед дождем?

- Что происходит с наступлением холодов с деревьями, кустарниками, с землей (причины и следствие)?

3 уровень.

Напишите свой текст – миниатюру (3-5 предложений) используя ССП.

Темы: Ливень, дождь, радуга, метель, гроза, ветер и т.д.

































Сложное предложение



?_________________________



?________________________

Средство связи:

________________________





?______________________

Средства связи:

1)_____________________

2)_______________________________________________________________________________________





?_______________________

Средства связи:

1)_______________________

2)_______________________________________________________________________________________________



Приложение 1





































Приложение 2

Определите вид предложения (БСП, ССП, СПП, простое предложение). Укажите, какое предложение перед вами, справа

  1. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким.

  2. Дети, пока взрослые разговаривали, бегали по лужайке.

  3. Красуется ландыш недолго и, поблекнув, зарумянится горошинками семян.

  4. Печален я: со мною друга нет.



Приложение 3

Составьте предложения по схемам:

  1. [… ], [… ].





  1. Не только [… ], но и [ … ].





  1. (Когда…), [… ].





  1. [То O …, то O…].







Приложение 4

















Приложение 5

Презентация «Основные группы ССП по значению и союзам»

Среда создания: MS Power Point; 15 слайдов

Цель применения: создание проблемной ситуации, организация фронтальной работы на этапе актуализации знаний, фиксация итогов групповой работы, презентация домашнего задания



20


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос