Тренинговое занятие "Учись дружить и понимать"
Тренинг на тему «Учись дружить и понимать» в 1–4 классах
Если
я чем-то на тебя не похож,
я
этим вовсе не оскорбляю тебя,
а
напротив одаряю.
Антуан
де Сент-Экзюпери
Цель:
-
формирование уважительного отношения друг к другу,
-
установки на принятие другого,
-
развитие эмпатии и уважения друг к другу,
-
способствовать созданию положительной атмосферы в классе.
Задачи:
-
формирование уважительных установок по отношению к разным людям;
-
формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой;
-
развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
-
стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций.
Форма работы: беседа, выполнение упражнение.
Целевая аудитория: обучающиеся 1–4 классов.
Длительность: 45–60 минут.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, распечатки с проблемными ситуациями (3 шт.).
Ход занятия.
-
Вводное слово (7 мин.).
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении. Мы часто слышим слово “уважение”. Может, кто знает, что обозначает это слово? Уважение – это отношение с пониманием к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна единственная в своём роде. Поэтому необходимо с уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с пониманием.
Предлагаю посмотреть небольшие отрывки из мультфильмов:
-
отрывок из м/ф «Дюймовочка» (сцена с Жуком)
-
отрывок из м/ф «Гадкий утенок» (сцена во дворе)
Обсуждение мультфильмов.
Вопрос. Ребята, чем люди отличаются друг от друга?
Ответы детей. (Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Так же, есть люди не похожие на нас из-за своих возможностей. Этих людей называют «Люди с ограниченными возможностями». Как вы думаете, кто они? Это люди с проблемами со здоровьем. Слабослышащие, слепые, люди с ограниченными двигательными функциями. Но это не означает, что они плохие. Это такие же люди, как и мы, которые учатся, любят животных, любят рисовать, петь и т. д. Очень многие из них становятся спортсменами.)
Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который с уважением относится к другим людям?
Ответы детей. (Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, помогать в трудную минуту, уметь выходить из конфликтов.)
-
Основная часть.
– Сейчас мы с вами попробуем эти качества выявить в себе и проявить.
Упражнение 1. «Друзья, не похожие на меня» (К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?», часть 4). (10–15 мин.)
Цель упражнения: нам очень важно ценить различия между людьми и принимать других такими, какие они есть. Тот, кто исходит из того, что другие думают и чувствуют точно так же, как он сам, постоянно разочаровываются. Поэтому принятие другого человека – важное качество любого человека. Она помогает нам дружить и ладить с другими людьми.
Инструкция: сядьте, образуя большой круг. Мне хочется, чтобы каждый из вас описал сейчас своего друга, который не похож на него самого.
Вспомни своего друга, который в каких-то важных вещах существенно от тебя отличается. Возможно, у него другая национальность или религия, возможно он любит читать книги, а ты предпочитаешь смотреть TV. Может быть у твоего друга есть какая-то иная особенность. Пожалуйста, не называй нам его имени, а расскажи, чем он от тебя отличается, и почему он тебе дорог.
Анализ упражнения. А теперь, давай подумаем, есть ли что-нибудь хорошее в том, что твой друг от тебя отличается? Что может произойти, если ты будешь настаивать на том, чтобы все друзья были такими же, как ты?
Ответы детей. (Каждый из нас уникален и неповторим, каждый привносит в этот мир что-то свое, делая его ярче и разнообразнее. Каждый из вас нам нужен. Мы должны ценить друг друга, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге.)
Упражнение 2. «Проблемные ситуации» (15 минут).
Цель: развитие критического мышления учащихся.
Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает листок с распечатанной проблемной ситуацией. На каждом листе описана ситуация, связанная со взаимоотношением людей. Ваша задача понять с какими проблемами столкнулись люди при общении друг с другом и найти решение предложенной ситуации, которое бы уважало интересы всех участников ситуации.
-
«В семье».
Мама узнала, что ее сын второклассник общается на прогулках во дворе дома с девочкой Ирой, о которой окружающие плохого мнения. Когда сын вернулся домой, между ним и мамой состоялся разговор. Мама сказала, что она не хочет, чтобы ее сын общался с Ирой, так как боится, что о нем тоже станут говорить плохо. Как поступить сыну? Что сказать в ответ?
(Сыну стоит спросить, почему мама такого мнения об Ире. И стоит рассказать, почему ему нравится общаться с Ирой, как они играют во дворе. Мама поймет, что девочка с сыном девочка дружелюбна, ничего плохого в их общении. Можно предложить познакомить маму с Ирой.)
2. «В школе».
Между двумя девочками на перемене возник спор, одна из них, что-то увлеченно объясняя, махнула рукой и случайно ударила проходящую мимо девочку по лицу. Как поступить обиженной девочке?
(Обиженной девочке, конечно, неприятно и больно. Но она должна понять, что ударили ее не нарочно. Поэтому обиженной девочке необходимо обратиться к ссорящимся ученицам и сказать, что она понимает, что ее ударили не нарочно. Но все же ей больно и неприятно. Поэтому им следует быть аккуратнее и не забывать, что в классе много других ребят. Сдачу сдавать не следует.)
3. «На улице».
Девочка пришла в магазин и встала в очередь. Через некоторое время в магазин зашла пожилая женщина, явно не в настроении, и начала громко возмущаться: «И что за дети пошли! И вперед не пропустят. А вот мы совсем другими были». Как себя вести девочке?
(Девочке следует с уважением и пониманием обратиться к пожилой женщине. И тактично объяснить женщине: «Я понимаю, что вы расстроены длинной очередью. К сожалению, я тоже очень тороплюсь домой (в школу или на кружок). И поэтому, я не могу Вас пропустить вперед.»
Но если девочка располагает временем, то выход из ситуации может быть таким: «Я понимаю, что Вам очень тяжело стоять в очереди, могу Вас пропустить вперед. Проходите, пожалуйста!»)
Упражнение 3. «Ассоциации» (15 минут).
Цель: узнать друг друга лучше, посмотреть на себя глазами группы, развивать наблюдательность, эмпатию.
Упражнение выполняется в круге. Один из участников выходит из команды, он становится водящим. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается, и его задача – угадать заданного человека. У него есть три попытки. Для того, чтобы отгадать, ведущий задает участникам вопросы следующего типа: «Если бы это был цветок (животное, погода, одежда, посуда, машина, насекомое, цвет), то какой?
Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это роза». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.
Завершение упражнения: обсудить ощущения и обменяться впечатлениями.
-
Рефлексия занятия.
Упражнение 4 «Волшебный стул» (7 минут).
Цель: развитие коммуникативных способностей детей, доброжелательного отношения друг к другу, эмпатии.
Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник.
Анализ упражнения.
– Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?
– Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?
– Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?
Подводим итоги занятия.
– Ребята, что вы поняли, что вы уяснили для себя?
– Что запомнилось?
– Чему новому научились?
Вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим народам, помогать тем, кто нуждается в помощи.
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО и обновлённого ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Мониторинг как технология оценки качества инклюзивного процесса детей с ОВЗ в образовательной организации»
- Международный вебинар «Онтогенез и дизонтогенез в нейродефектологии»
- Вебинар «Кинезиологические игры и упражнения в развитии психических процессов дошкольников»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»