В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299
Жанна Абакумова Войдите для скачивания файлов













Конспект урока по биологии 11 класс

«Генетический состав популяций».

(УМК «Общая биология 10-11 класс. А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник) 45 минут














Учитель биологии и географии:

Абакумова Жанна Борисовна,

МАОУ «Лянторская СОШ №7»









г. Лянтор

Сургутский район, Тюменская область, ХМАО-Югра

2015

Тема: Генетический состав популяций.

Цель: формирование знаний о генофонде популяций и мутационных процессах в них.

Задачи:

обучающая: - сформулировать у учащихся представление о генофонде популяций; - формирование знаний о мутационных процессах; развивающая: - развитие внимания, мышления и памяти; - умение анализировать, синтезировать, сравнивать нарушения генетического равновесия; - установление причинно – следственных связей между генофондом и мутационными процессами;

воспитывающая: - формирование естественно – научного мировоззрения; - формирование интереса к предмету; - прививать навыки рационального использования генетического равновесия;

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие популяционную структуру вида и генетические процессы в популяциях;

Литература: В.В.Пасечник Биология «Общая биология 10-11 кл.», Т.А.Козлова Тематическое и поурочное планирование по биологии «Общая биология 10-11 кл.», В.М.Корсунская, Н.М.Верзилин пособие для учителя «Уроки общей биологии», О.С.Казакова Хрестоматия по общей биологии, Д.И.Трайтак Биология. Справочные материалы, Л.Г.Таршис Словарь – справочник по биологии для школьников.

Ключевые понятия: Генофонд популяции, генетическое равновесие, дрейф генов;

Тип урока: урок - лекция;









План урока:

I. Орг. момент

II. Сообщение темы и цели урока

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление

V. Проверка Д/з

VI. Д/з

VI. Итог






























I.Орг. момент.

II.Сообщение темы и цели урока.




III.Изучение нового материала




































































































Работа с учебником





















































Работа с учебником

Стр.203-204





























Вывод


IV. Закрепление





































Вывод

V. Проверка Д/з















VI. Д/з

VII. Итог











На прошлом уроке мы рассмотрели с вами вид и его критерии, убедились в том, что вид состоит из популяций. Сегодня мы более подробно рассмотрим популяции на генетическом уровне.

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Генетический состав популяций»

Как вы уже знаете: популяции – это естественная совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, занимающих определённую часть ареала.

Во времена Дарвина науки генетики не существовало. Она начала развиваться в начале XX в. Стало известно, что носителями наследственной изменчивости являются гены. Наука, изучающая генетические основы популяции называется популяционная генетика.

Популяционная генетика – это наука, изучающая генетические основы популяции.

Каждая особь обладает своим генотипом, т.е.

Генотип – это совокупность всех генов одного организма.

Гены передаются от поколения к поколению не изменяясь. Каждая популяция характеризуется также определённым генофондом.

Генофонд – это совокупное количество генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей.

Необходимыми предпосылками эволюционного процесса являются возникновения элементарных изменений аппарата наследственности – мутаций, их распространение и закрепление в генофондах популяций организмов. Направленные изменения генофонда в популяции пол воздействием различных факторов представляют собой эволюционные изменения.

Т.о. генофонд не является постоянным, т.к. в природе постоянно идут мутационные процессы под действием условий среды.

Мутационный процесс – это постоянный источник наследственной изменчивости.

В популяции, состоящей из нескольких миллионов особей, в каждом поколении может возникать по нескольку мутаций буквально каждого имеющегося в этой популяции гена. Благодаря комбинативной изменчивости мутации распространяются в популяции.

Передача генетического материала от родителей потомству должна происходить очень точно, иначе виды сохраниться не могут. Однако, иногда, происходят количественные и качественные ДНК и дочерние клетки получают искажённый, по сравнению с родительскими, набор генов. Такие ошибки в наследственном материале передаются следующему поколению и называются мутациями.

Мутации (от. лат mutation - перемена) – это стойкие наследуемые изменения генетического материала.

Организм, получивший в результате мутации новое свойство, называют мутантом.

Мутационная теория была разработана в 1901 г. голландским учёным цитологом Гуго де Фризом.

Мутации имеют ряд свойств:

1) Мутации возникают внезапно, и мутировать может любая часть генотипа.

2) Мутации чаще бывают рецессивными и реже доминантными.

3) Мутации передаются из поколения в поколение.

4) Мутации происходят достаточно редко.

5) Мутации могут быть вредными, нейтральными и полезными для организма.


Мутации


1.Генные или точечные: связаны с заменой, попаданием или добавлением нуклеотидов в молекуле ДНК блокируют синтез фермента гибель организма.

2.Хромосомные: возникают при утрате, удвоении, перевёртывании на 180° или перемещении отдельных участков хромосом.

3.Гетероплоидия: мутации, связанные с избытком или недостатком хромосом в одной гомологичной паре

у человека появление лишней хромосомы в 21 паре вызывает синдром Дауна (слабоумие).

4.Цитоплазматические: связаны с изменением органоидов цитоплазмы, содержащих ДНК появление пёстролистности у растений связано с изменением ДНК хлоропластов.

5.Полиплоидия: кратное увеличение числа хромосом

большие размеры клеток, листьев, плодов, цветков, семян.

6.Соматические: распространяются на ту часть тела, которая развивалась из изменённой клетки в селекции получен сорт яблони Антоновки шестисотграммовой.

Природные популяции насыщены самыми разнообразными мутациями. На это обратил внимание русский учёный Сергей Сергеевич Четвериков (1880-1959)

Откройте стр.201-202 и ответьте на 2 вопрос в конце параграфа.

-Что Четвериков говорил о мутациях, возникших в гомозиготном состоянии? Приведите пример.

(мутации в гомозиготном состоянии снижают жизнеспособность особей. Однако мутации, вредные в одних условиях, могут повысить жизнеспособность в других условиях. Н-р: мутация, вызывающая недоразвитие или полное отсутствие крыльев у насекомых, проживающих в разных климатических условиях).

Именно в этом кроется способность популяции адаптироваться, т.е. приспосабливаться к новым факторам – изменениям климата, появлению нового хищника или конкурента и даже к загрязнению среды человеком.

Адаптация – это приспособление организма к меняющимся условиям среды.

Примером подобной адаптации служит эволюция видов насекомых, устойчивых к инсектицидам (колорадский жук).

Т.о. мутационный процесс создаёт материал для эволюционных преобразований, формируя резерв наследственной изменчивости в генофонде каждой популяции и виде в целом. Он создаёт основу для действия естественного отбора и микроэволюции.

Обладая специфическим генофондом, находящемся под контролем естественного отбора, популяции играют важнейшую роль в эволюционных преобразованиях вида. Все процессы, ведущие к изменениям вида, начинаются на уровне видовых популяций и являются направленными процессами преобразований популяционного генофонда.

Генофонд популяций сбалансирован, в нём устанавливается генетическое равновесие, или постоянство частот встречаемости различных аллелей.

Но иногда наблюдаются нарушения этого равновесия.

Причины нарушения генетического равновесия




Направленные Ненаправленные

(случайные)

Направленные – повышение частот «полезных генов». Происходят вследствие естественного отбора. Изменение генофонда под действием этого отбора должны приводить и к изменениям фенотипов, особенностей внешнего строения организмов, их поведения и образа жизни, а в конечном итоге – к лучшей приспособленности популяции к данным условиям внешней среды.

Ненаправленные – могут происходить вследствие разных причин.

Найти и выписать себе в тетрадь причины.

Причины: 1) Миграции 2) Естественный и искусственный барьер 3) Природные катастрофы

Т.о. действие случайных факторов обедняет и изменяет генофонд малой популяции по сравнению с его исходным состоянием. Это явление называют дрейфом генов.

Дрейф генов – это случайное ненаправленное изменение частот аллелей в популяции.

Это явление впервые обнаружили российские генетики Н.П.Дубинин и Д.Д.Ромашов, а также зарубежные учёные С.Райт и Р.Фишер.

С.Райт экспериментально доказал, что в маленьких популяциях частота мутантного аллеля меняется быстро и случайным образом. Его опыт был прост: в пробирки с кормом он посадил по две самки и два самца мух дрозофил, гетерозиготных по гену А (генотип их Аа). В этих искусственно созданных популяциях концентрация нормального (А) и мутантного (а) аллелей составила 50%. Через несколько поколений оказалось, что в некоторых популяциях все особи стали гомозиготными по мутантному аллелю (а), в других популяциях он был вовсе утрачен, и, наконец, часть популяций содержала как нормальный, так и мутантный аллель. Важно подчеркнуть, что, несмотря на снижение жизнеспособности мутантных особей и, следовательно, вопреки естественному отбору, в некоторых популяциях мутантный аллель полностью вытеснил нормальный. Это и есть результат случайного процесса – дрейфа генов.

Т.о. мы рассмотрели основные изменения генофонда популяций.

1)Что изучает популяционная генетика?

(Популяционная генетика – это наука, изучающая генетические основы популяции.)

2)Что такое генотип?

(Генотип – это совокупность всех генов одного организма.)

3)Что такое генофонд?

( Генофонд – это совокупное количество генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей.)

4)Чем является мутационный процесс?

(Мутационный процесс – это постоянный источник наследственной изменчивости.)

5)Понятия мутации, мутанта?

( Мутации (от. лат mutation - перемена) – это стойкие наследуемые изменения генетического материала.

Организм, получивший в результате мутации новое свойство, называют мутантом.)

6)Перечислите свойства мутаций?

(1) Мутации возникают внезапно, и мутировать может любая часть генотипа.

2) Мутации чаще бывают рецессивными и реже доминантными.

3) Мутации передаются из поколения в поколение.

4) Мутации происходят достаточно редко)

7)Какие виды мутаций существуют?

(Мутации могут быть вредными, нейтральными и полезными для организма.)

8)Что такое адаптация?

(Адаптация – это приспособление организма к меняющимся условиям среды.)

9)Назовите причины нарушения генетического равновесия?

(Направленные, ненаправленные)

10)Что такое дрейф генов?

(Дрейф генов – это случайное ненаправленное изменение частот аллелей в популяции.)

-Итак, мы более подробно рассмотрели популяции.

1)В состав чего входят популяции?

(популяция является частью вида)

2)Дать определение вида?

(Биологический вид – это совокупность особей, обладающих внутренним и внешним сходством, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определённым условиям жизни, занимающих в природе определённый ареал.)

3)Перечислите критерии вида с их краткой характеристикой.

(Морфологический, Генетический, Физиологический, Биохимический, Экологический, Этологический, Географический, Исторический)

4)Что такое популяция?

(популяции – это естественная совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, занимающих определённую часть ареала.)

§55 §56

Т.о. сегодня на уроке мы познакомились с генетическим составом популяций, а также выяснили изменения генофонда популяций.







Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru