В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок литературы в 9 классе по теме "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе по теме "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Ольга Мельникова
Тип материала: Урок
просмотров: 55
Краткое описание
Разработка представляет собой конспект урока литературы в 9 классе по теме "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" с использованием приемов технологии развития критического мышления.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 20100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Мельникова Ольга Николаевна Конспект урока литературы в 9 классе Образы помещиков в поэме Гоголя Н.В. Мертвые души с использованием приемов технологии развития критического мышления.docx Скачать

лоотип.gif








  • Разработчик: Мельникова Ольга Николаевна

  • высшая квалификационная категория

  • Свердловская область, п. Сосьва

  • МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.

  • литература

  • В.Я. Коровина, Литература, 9 класс

  • Урок литературы по теме «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» с использование приемов технологии развития критического мышления

  • 9 класс

  • продолжительность урока – 45 минут

  • возможно использовать мультимедийный проектор

  • логотип Портала - в верхнем колонтитуле разработки





















Конспект урока литературы в 9 классе

Тема: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, закрепление, применение знаний)

Цели урока:

Образовательная: Раскрыть образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», определить их типические черты, выявить роль помещичьих образов в раскрытии авторской идеи.

Развивающая: Развивать навыки анализа художественного текста, критического мышления, умения сопоставлять, обобщать и делать выводы, развивать творческие способности.

Воспитательная: Формировать нравственные ориентиры, воспитывать негативное отношение к порокам, обличаемым в поэме, способствовать осознанию ценности человеческой личности.

Задачи урока:

1. Повторить основные сведения о поэме "Мертвые души" и замысле автора.

2. Проанализировать образы помещиков (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин) с использованием приемов технологии критического мышления.

3. Определить основные пороки, олицетворяемые каждым помещиком.

4. Выявить роль помещичьих образов в создании сатирической картины российской действительности.

5. Оценить вклад Гоголя в русскую литературу.

6. Развивать творческие способности учащихся через создание ассоциативных рисунков, синквейнов и инсценировок.

Формируемые УУД:

Личностные: Формирование ценностного отношения к литературе как искусству слова, осознание нравственных основ человеческой жизни.

Регулятивные: Целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение слушать и понимать других, умение работать в группе.

Технологии и приемы:


Технология развития критического мышления (ТРКМ): "Верные – неверные утверждения", кластер, таблица "толстых" и "тонких" вопросов", синквейн, "Шесть шляп мышления".

Проблемное обучение.

Интерактивные методы.

ИКТ (презентация).

Оборудование:

Текст поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души".

Презентация.

Карточки с заданиями.

Листы бумаги, фломастеры, карандаши.

Шляпы разных цветов (или их изображения) для приема "Шесть шляп мышления".

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты):

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний (5 минут):

Прием "Верные – неверные утверждения": Учитель зачитывает несколько утверждений о поэме "Мертвые души" (например, "Главный герой поэмы – Чичиков", "Гоголь задумывал три тома "Мертвых душ", "Поэма заканчивается счастливым концом"). Учащиеся определяют, какие утверждения верные, а какие – нет, объясняя свой выбор.

III. Целеполагание и мотивация (3 минуты):

Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествие по "Мертвым душам". Встреча с какими героями больше всего запомнилась? (Ответы учеников).

Учитель: Вспомните, кого посещает Чичиков в первой главе? Как вы думаете, почему Гоголь уделяет такое внимание именно помещикам? Какова цель нашего урока? (Формулирование темы и целей урока учащимися).

Учитель: Наш урок посвящен исследованию галереи помещичьих образов, созданных Гоголем. Мы попытаемся понять, какие пороки обличает автор в каждом из них и какую роль эти образы играют в раскрытии замысла поэмы.

IV. Изучение нового материала (25 минут):

Создание кластера (5 минут):

Учитель: Давайте вспомним помещиков, которых посетил Чичиков. (Ученики называют помещиков, учитель записывает имена на доске).

Учитель: Вокруг каждого имени помещика мы сейчас создадим кластер, записывая ассоциации, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете этого героя. (Ученики работают в группах над созданием кластеров для каждого помещика).

Анализ образов помещиков с использованием таблицы "толстых" и "тонких" вопросов" (15 минут):

Учитель: Теперь давайте более подробно проанализируем каждого помещика, используя таблицу "толстых" и "тонких" вопросов".

Учитель объясняет суть приема: "Тонкие" вопросы требуют простого, однозначного ответа (да/нет, имя, факт). "Толстые" вопросы – более сложные, требуют размышлений, рассуждений, анализа.

Учащиеся делятся на группы, каждой группе достается один помещик.

Группы составляют "тонкие" и "толстые" вопросы к образу своего помещика и отвечают на них, используя текст поэмы.

Пример таблицы для одной группы (Манилов):

"Тонкие" вопросы

Ответы

"Толстые" вопросы

Ответы

Как зовут помещика?

Манилов

В чем проявляется маниловская "маниловщина"?

В бесплодном мечтательстве, отсутствии реальных дел, слащавости и приторности в общении.

Как описывает его Гоголь внешне?

Человек ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…"

Почему Манилов вызывает у Чичикова скуку и разочарование?

Потому что Манилов пуст и бесполезен, его разговоры не несут в себе никакого смысла, а мечты не имеют отношения к реальности

О чем мечтает Манилов?

О строительстве моста и дружбе с Чичиковым

Какую роль играет образ Манилова в поэме?

Он символизирует бесплодное мечтательство, духовную опустошенность и бездеятельность

После работы в группах, представители каждой группы представляют результаты своей работы.

Обобщение (5 минут):

Учитель: Какие общие черты можно выделить у всех помещиков? (Пошлость, духовная опустошенность, жадность, безделье).

Учитель: Какую роль играют эти образы в создании сатирической картины российской действительности? (Они обличают пороки общества, показывают деградацию дворянства и крепостнической системы).

V. Закрепление и применение знаний (10 минут):

Творческое задание (5 минут): Ассоциативный рисунок.

Учитель: Представьте, что вам нужно проиллюстрировать образ одного из помещиков. Какие цвета, формы, символы вы бы использовали? Нарисуйте ассоциативный рисунок, отражающий суть этого образа. (Ученики рисуют ассоциативные рисунки и объясняют свой выбор).

Прием "Синквейн" (5 минут):

Учитель: Составьте синквейн к образу одного из помещиков.

Пример синквейна (Плюшкин):

1. Плюшкин.

2. Скупой, жадный.

3. Копит, теряет, деградирует.

4. Душа, превратившаяся в тряпку.

5. Скряга.

VI. Рефлексия (5 минут):

Прием "Шесть шляп мышления":

Учитель: Давайте попробуем посмотреть на изученные образы помещиков с разных точек зрения, используя "Шесть шляп мышления".

Учитель объясняет значение каждой шляпы:

* Белая шляпа: Факты, информация. (Какие факты из жизни помещиков мы узнали?)

* Красная шляпа: Эмоции, чувства. (Какие чувства вызывают у вас эти помещики?)

* Черная шляпа: Критика, негативные последствия. (Какие негативные последствия имеет образ жизни этих помещиков для них самих и для окружающих?)

* Желтая шляпа: Позитивные стороны, выгода. (Есть ли что-то положительное в этих образах или их поступках?)

* Зеленая шляпа: Творчество, новые идеи. (Какие уроки мы можем извлечь из этих образов для себя?)

* Синяя шляпа: Управление процессом, подведение итогов. (Что мы узнали на уроке? Какова главная идея поэмы, связанная с образами помещиков?)

Ученики по очереди высказывают свои мысли, "надевая" разные шляпы.

VII. Домашнее задание (2 минуты):

Написать эссе на тему: "Почему Гоголь назвал свою поэму "Мертвые души

"? (Раскрыть смысл названия в контексте изученных образов помещиков).

VIII. Подведение итогов урока (2 минуты):

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, отмечает наиболее активных и вдумчивых.

Учитель подчеркивает важность изучения классической литературы для понимания современных проблем и формирования нравственных ориентиров.

Творческие моменты урока:

Ассоциативные рисунки: Позволяют учащимся выразить свое понимание образов помещиков через визуальные образы.

Синквейн: Помогает кратко и емко сформулировать суть каждого образа.

Инсценировка: (Для более сильных классов) Можно предложить учащимся инсценировать отрывок из поэмы, например, сцену визита Чичикова к одному из помещиков. Это позволит им лучше понять характеры героев и их взаимоотношения.

"Шесть шляп мышления": Способствует развитию критического мышления и умения рассматривать проблему с разных точек зрения.

Примечание: Данный конспект может быть адаптирован в соответствии с уровнем подготовки класса и конкретными задачами урока. Важно, чтобы на уроке была создана атмосфера сотрудничества и творческого поиска, позволяющая учащимся активно участвовать в процессе познания.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос