Урок литературы в 9 классе по теме "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
-
Разработчик: Мельникова Ольга Николаевна
-
высшая квалификационная категория
-
Свердловская область, п. Сосьва
-
МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.
-
литература
-
В.Я. Коровина, Литература, 9 класс
-
Урок литературы по теме «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» с использование приемов технологии развития критического мышления
-
9 класс
-
продолжительность урока – 45 минут
-
возможно использовать мультимедийный проектор
-
логотип Портала - в верхнем колонтитуле разработки
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, закрепление, применение знаний)
Цели урока:
• Образовательная: Раскрыть образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», определить их типические черты, выявить роль помещичьих образов в раскрытии авторской идеи.
• Развивающая: Развивать навыки анализа художественного текста, критического мышления, умения сопоставлять, обобщать и делать выводы, развивать творческие способности.
• Воспитательная: Формировать нравственные ориентиры, воспитывать негативное отношение к порокам, обличаемым в поэме, способствовать осознанию ценности человеческой личности.
Задачи урока:
1. Повторить основные сведения о поэме "Мертвые души" и замысле автора.
2. Проанализировать образы помещиков (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин) с использованием приемов технологии критического мышления.
3. Определить основные пороки, олицетворяемые каждым помещиком.
4. Выявить роль помещичьих образов в создании сатирической картины российской действительности.
5. Оценить вклад Гоголя в русскую литературу.
6. Развивать творческие способности учащихся через создание ассоциативных рисунков, синквейнов и инсценировок.
Формируемые УУД:
• Личностные: Формирование ценностного отношения к литературе как искусству слова, осознание нравственных основ человеческой жизни.
• Регулятивные: Целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка.
• Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
• Коммуникативные: Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение слушать и понимать других, умение работать в группе.
Технологии и приемы:
• Технология развития критического мышления (ТРКМ): "Верные – неверные утверждения", кластер, таблица "толстых" и "тонких" вопросов", синквейн, "Шесть шляп мышления".
• Проблемное обучение.
• Интерактивные методы.
• ИКТ (презентация).
Оборудование:
• Текст поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души".
• Презентация.
• Карточки с заданиями.
• Листы бумаги, фломастеры, карандаши.
• Шляпы разных цветов (или их изображения) для приема "Шесть шляп мышления".
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты):
• Приветствие учащихся.
• Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний (5 минут):
• Прием "Верные – неверные утверждения": Учитель зачитывает несколько утверждений о поэме "Мертвые души" (например, "Главный герой поэмы – Чичиков", "Гоголь задумывал три тома "Мертвых душ", "Поэма заканчивается счастливым концом"). Учащиеся определяют, какие утверждения верные, а какие – нет, объясняя свой выбор.
III. Целеполагание и мотивация (3 минуты):
• Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествие по "Мертвым душам". Встреча с какими героями больше всего запомнилась? (Ответы учеников).
• Учитель: Вспомните, кого посещает Чичиков в первой главе? Как вы думаете, почему Гоголь уделяет такое внимание именно помещикам? Какова цель нашего урока? (Формулирование темы и целей урока учащимися).
• Учитель: Наш урок посвящен исследованию галереи помещичьих образов, созданных Гоголем. Мы попытаемся понять, какие пороки обличает автор в каждом из них и какую роль эти образы играют в раскрытии замысла поэмы.
IV. Изучение нового материала (25 минут):
• Создание кластера (5 минут):
• Учитель: Давайте вспомним помещиков, которых посетил Чичиков. (Ученики называют помещиков, учитель записывает имена на доске).
• Учитель: Вокруг каждого имени помещика мы сейчас создадим кластер, записывая ассоциации, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете этого героя. (Ученики работают в группах над созданием кластеров для каждого помещика).
• Анализ образов помещиков с использованием таблицы "толстых" и "тонких" вопросов" (15 минут):
• Учитель: Теперь давайте более подробно проанализируем каждого помещика, используя таблицу "толстых" и "тонких" вопросов".
• Учитель объясняет суть приема: "Тонкие" вопросы требуют простого, однозначного ответа (да/нет, имя, факт). "Толстые" вопросы – более сложные, требуют размышлений, рассуждений, анализа.
• Учащиеся делятся на группы, каждой группе достается один помещик.
• Группы составляют "тонкие" и "толстые" вопросы к образу своего помещика и отвечают на них, используя текст поэмы.
Пример таблицы для одной группы (Манилов):
"Тонкие" вопросы |
Ответы |
"Толстые" вопросы |
Ответы |
Как зовут помещика? |
Манилов |
В чем проявляется маниловская "маниловщина"? |
В бесплодном мечтательстве, отсутствии реальных дел, слащавости и приторности в общении. |
Как описывает его Гоголь внешне? |
Человек ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…" |
Почему Манилов вызывает у Чичикова скуку и разочарование? |
Потому что Манилов пуст и бесполезен, его разговоры не несут в себе никакого смысла, а мечты не имеют отношения к реальности |
О чем мечтает Манилов? |
О строительстве моста и дружбе с Чичиковым |
Какую роль играет образ Манилова в поэме? |
Он символизирует бесплодное мечтательство, духовную опустошенность и бездеятельность |
• После работы в группах, представители каждой группы представляют результаты своей работы.
• Обобщение (5 минут):
• Учитель: Какие общие черты можно выделить у всех помещиков? (Пошлость, духовная опустошенность, жадность, безделье).
• Учитель: Какую роль играют эти образы в создании сатирической картины российской действительности? (Они обличают пороки общества, показывают деградацию дворянства и крепостнической системы).
V. Закрепление и применение знаний (10 минут):
• Творческое задание (5 минут): Ассоциативный рисунок.
• Учитель: Представьте, что вам нужно проиллюстрировать образ одного из помещиков. Какие цвета, формы, символы вы бы использовали? Нарисуйте ассоциативный рисунок, отражающий суть этого образа. (Ученики рисуют ассоциативные рисунки и объясняют свой выбор).
• Прием "Синквейн" (5 минут):
• Учитель: Составьте синквейн к образу одного из помещиков.
Пример синквейна (Плюшкин):
1. Плюшкин.
2. Скупой, жадный.
3. Копит, теряет, деградирует.
4. Душа, превратившаяся в тряпку.
5. Скряга.
VI. Рефлексия (5 минут):
• Прием "Шесть шляп мышления":
• Учитель: Давайте попробуем посмотреть на изученные образы помещиков с разных точек зрения, используя "Шесть шляп мышления".
• Учитель объясняет значение каждой шляпы:
* Белая шляпа: Факты, информация. (Какие факты из жизни помещиков мы узнали?)
* Красная шляпа: Эмоции, чувства. (Какие чувства вызывают у вас эти помещики?)
* Черная шляпа: Критика, негативные последствия. (Какие негативные последствия имеет образ жизни этих помещиков для них самих и для окружающих?)
* Желтая шляпа: Позитивные стороны, выгода. (Есть ли что-то положительное в этих образах или их поступках?)
* Зеленая шляпа: Творчество, новые идеи. (Какие уроки мы можем извлечь из этих образов для себя?)
* Синяя шляпа: Управление процессом, подведение итогов. (Что мы узнали на уроке? Какова главная идея поэмы, связанная с образами помещиков?)
• Ученики по очереди высказывают свои мысли, "надевая" разные шляпы.
VII. Домашнее задание (2 минуты):
• Написать эссе на тему: "Почему Гоголь назвал свою поэму "Мертвые души
"? (Раскрыть смысл названия в контексте изученных образов помещиков).
VIII. Подведение итогов урока (2 минуты):
• Учитель оценивает работу учащихся на уроке, отмечает наиболее активных и вдумчивых.
• Учитель подчеркивает важность изучения классической литературы для понимания современных проблем и формирования нравственных ориентиров.
Творческие моменты урока:
• Ассоциативные рисунки: Позволяют учащимся выразить свое понимание образов помещиков через визуальные образы.
• Синквейн: Помогает кратко и емко сформулировать суть каждого образа.
• Инсценировка: (Для более сильных классов) Можно предложить учащимся инсценировать отрывок из поэмы, например, сцену визита Чичикова к одному из помещиков. Это позволит им лучше понять характеры героев и их взаимоотношения.
• "Шесть шляп мышления": Способствует развитию критического мышления и умения рассматривать проблему с разных точек зрения.
Примечание: Данный конспект может быть адаптирован в соответствии с уровнем подготовки класса и конкретными задачами урока. Важно, чтобы на уроке была создана атмосфера сотрудничества и творческого поиска, позволяющая учащимся активно участвовать в процессе познания.
- Вебинар «Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (путешествия по карте, квест, фотокросс, геокешинг, метод кейсов), особенности их использования в практике ДОО»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровые здоровьесберегающие технологии для дошкольников: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки»
- Вебинар «Логическое мышление дошкольников: особенности развития на разных возрастных этапах, игры и упражнения, занимательный материал»
- Вебинар «Методика и технология изготовления аппликаций из сыпучих природных материалов детьми дошкольного и младшего школьного возраста»