В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной логопедической группы "Гуси-лебеди".Конспект Гуси-лебеди-2

Получить подборку Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_60









Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной логопедической группы по теме «Русские народные сказки» . Авторская разработка.


Возраст: 6-7 лет

Продолжительность: 30 минут









Разработала учитель – логопед

первой квалификационной категории

Макаренко Екатерина Юрьевна






г. Комсомольск-на-Амуре

2015 г.

Цели:

- продолжать развивать умение пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

- закреплять умение синтаксически верно строить предложение;

- способствовать развитию умения у детей составлять творческий рассказ на основе знакомого произведения.

- воспитывать у детей самоконтроль за речью ;

- воспитывать у детей интерес к художественной литературе;

- воспитывать у детей умение выслушивать до конца ответы друг друга, готовность прийти на помощь.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», словарная работа по тексту (пряжа, прясть, печка).

Оборудование: набор графических моделей: графическое изображение символами- беда ( туча с молнией), дорога, помощь (рука), огонь, дерево, вода, зло(тёмная туча), радость (салют); адаптированный текст русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Дети, какие русские народные сказки вы знаете? Назовите их!

Дети: «Колобок»,»Теремок», «Гуси-лебеди», и т.д.

1. Логопед: Сегодня мы будем пересказывать сказку «Гуси-лебеди», а помогут нам в этом наши помощники-картинки. Дети, давайте вспомним значение всех картинок.

2. Выстраивание линейного плана сказки «Гуси-лебеди» с использованием символов:

Логопед: Как получилось, что Гуси-лебеди унесли братца девочки? (символ-беда).

Дети: Сестра забыла, что ей родители говорили присматривать за братцем, и оставила его одного без присмотра, а сама гулять убежала.

Логопед: Куда отправилась девочка?(символ-дорога).

Дети: Девочка увидела, что братца нет, и отправилась его искать.

Логопед: Кого девочка встретила по дороге?(символы- огонь, вода,

дерево, добро).

Дети: Сначала она встретила печку, и спросила, где ей искать гусей-лебедей? Тогда печка попросила её съесть пирожок, но девочка не захотела и пошла дальше(символ-огонь).

Затем девочка встретила яблоню, и спросила, где ей искать гусей-лебедей? Тогда яблоня попросила её съесть яблочко, но девочка не захотела и пошла дальше (символ-дерево).

Пошла девочка дальше. И увидела молочную реку в кисельных берегах. Спросила у неё девочка, не видела ли она братца и гусей-лебедей? Река попросила её съесть киселька и запить молочком, но девочка не захотела, и пошла дальше (символ-вода).

Логопед: Что под конец дня увидела девочка?

Дети: Под конец дня девочка увидела избушку.

Логопед: Кто был в избушке?

Дети: В избушке была Баба-Яга (символ-зло).

Логопед: Что Баба-Яга сказала девочке?

Дети: Баба-Яга спросила, зачем девочка пришла? Девочка ей ответила, что заблудилась и зашла погреться. Тогда Баба-Яга сказала девочке , чтоб она садилась пряжу прясть, а сама ушла.

Логопед: Кто помог девочке и братцу убежать?

Дети: когда Баба-Яга ушла, прибежала мышка, и сказала, чтоб дети убегали, а она за девочку будет пряжу прясть и Бабе-Яге отвечать. Девочка схватила братца и убежала. Тогда Баба-Яга отправила в погоню гусей-лебедей.

Логопед: Как получилось, что Гуси-лебеди не догнали девочку с братцем?

Дети: Побежала девочка, а гуси-лебеди за ней. Добежала она до речки, и попросила её спрятать. А речка попросила девочку съесть киселек и запить молочком. Девочка согласилась, и тогда река укрыла её под бережком. Гуси-лебеди их не заметили (символ-вода).

Побежала девочка дальше, а гуси-лебеди её увидел и стали догонять. Добежала девочка до яблоньки и попросила их спрятать. Тогда яблонька попросила девочку съесть её яблочко. Девочка согласилась и сказала спасибо. Тогда яблонька укрыла её своими веточками, и гуси-лебеди не заметили их с братцем (символ-дерево).

Побежала девочка дальше, и снова гуси-лебеди её догонять стали. Добежала девочка до печки и попросила спрятать их от погони. Печка попросила съесть пирожок, девочка согласилась. Тогда печка разрешила девочке с братцем внутри себя спрятаться. Не нашли в этот раз девочку гуси-лебеди, и она добежала до дому (символ-огонь).

3. Логопед: А сейчас давайте и мы с вами немного полетаем!

Физ. минутка «Гуси-лебеди».

Гуси-лебеди летали (изображая лебедей, дети передвигаются по группе),

И добычу всё искали.

Ну а мы не растерялись,(приседают на корточки, пряча голову руками)

От злодеев спрятались!


4. Образец пересказа логопедом .

Логопед: Ребята, а сейчас я вам расскажу сказку «Гуси-лебеди». И помогут в этом мне наши помощники-картинки! Вы внимательно слушайте, и запоминайте! Потом и вы мне расскажете эту интересную сказку!

Жили- были старичок со старушкою. И была у них дочка, да сынок маленький. Ушли они как-то раз на работу, а девочке велели за братцем присматривать. Позабыла дочка, что ей родители наказывали, посадила братца на травку под окошком, а сама на улицу побежала, заигралась, загулялась (символ-беда). Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках (символ-зло).
Пришла девочка, глядь — братца нету! Выбежала она в чисто поле. Видит: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Бросилась девочка их догонять (символ-дорога). Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка (символ-огонь). Девочка говорит печке:
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.
— Не хочу я твоего пирожка!
Печь ничего не сказала девочке. Побежала девочка дальше, стоит яблоня на пригорке (символ-дерево).
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего лесного яблока, — скажу.
— Не хочу я твоего яблока кушать!
Яблоня ей ничего не ответила, а девочка дальше по лесу побежала.

Видит, течет молочная река с кисельными берегами (символ-вода). Девочка говорит речке:
— Речка, р
ечка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего киселька, да запей молочком
, — скажу.
— Не хочу я твоего киселька
!
Речка ей ничего не ответила, а девочка дальше по лесу побежала.
Долго она бегала по полям, по лесам. Вдруг видит — стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке братец играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девочка ,зачем пришла?

- Я заблудилась, замёрзла, зашла погреться.

–  Садись пряжу прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядёт – вдруг из-под печки выбегает мышка (символ-помощь) и говорит ей:

– Девочка , дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки.

Мышка ей сказала:

– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя пряжу попряду.

Девочка взяла братца и побежала.

Сестра с братцем добежала до молочной речки (символ-вода, помощь).

Видит – летят гуси-лебеди.

– Речка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала.

Река укрыла её под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

А гуси-лебеди за нею в погоню летят, нагоняют, что делать? Куда деваться? Беда!

Стоит яблонька на пригорке (символы –дерево, помощь).
— Яблоня, спрячь меня, пожалуйста!
— Съешь мое лесное яблочко!
Девочка поскорее яблочко съела. Яблоня заслонила ее веточками, прикрыла листиками, гуси-лебеди мимо пролетели.
Вышла девочка и опять с братцем бежит, а гуси-лебеди увидали — да за ней снова полетели, совсем налетают, уже крыльями бьют, вот-вот братца из рук вырвут! А тут на дороге печка показалась (символ-огонь, помощь).
— Печка, спрячь меня, пожалуйста!
— Съешь моего ржаного пирожка!
Девочка поскорее пирожок в рот, а сама в печь прыгнула. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.
А девочка с братцем домой побежала. Добежала, а тут и папа с мамой вернулись (символ-радость).

5. Пересказ сказки «Гуси-лебеди» по линейной схеме по частям (5 детей).

Логопед: Ребята, а сейчас вы попробуйте пересказать эту сказку. Кто хочет начать?

Первый ребёнок: Жили- были старичок со старушкою. И была у них дочка, да сынок маленький. Ушли они как-то раз на работу, а девочке велели за братцем присматривать. Позабыла дочка, что ей родители наказывали, посадила братца на травку под окошком, а сама на улицу побежала, заигралась, загулялась (символ-беда). Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках (символ-зло).
Пришла девочка, глядь — братца нету! Выбежала она в чисто поле. Видит: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Бросилась девочка их догонять (символ-дорога). Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка (символ-печка). Девочка говорит печке:
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.
— Не хочу я твоего пирожка!
Печь ничего не сказала девочке.

Второй ребёнок: Побежала девочка дальше, стоит яблоня на пригорке (символ-дерево).
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего лесного яблока, — скажу.
— Не хочу я твоего яблока кушать!
Яблоня ей ничего не ответила, а девочка дальше по лесу побежала.

Видит, течет молочная река с кисельными берегами (символ-река). Девочка говорит речке:
— Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего киселька, да запей молочком, — скажу.
— Не хочу я твоего киселька!
Речка ей ничего не ответила, а девочка дальше по лесу побежала.

Третий ребёнок: Долго она бегала по полям, по лесам. Вдруг видит — стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке братец играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девочка ,зачем пришла?

- Я заблудилась, замёрзла, зашла погреться.

–  Садись пряжу прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядёт – вдруг из-под печки выбегает мышка (символ-помощь) и говорит ей:

– Девочка , дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки.

Мышка ей сказала:

– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя пряжу попряду.

Девочка взяла братца и побежала.


Четвёртый ребёнок: Сестра с братцем добежала до молочной речки (символ-помощь).

Видит – летят гуси-лебеди.

– Речка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала.

Река укрыла её под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

А гуси-лебеди за нею в погоню летят, нагоняют, что делать? Куда деваться? Беда!

Стоит яблонька на пригорке (символ-помощь).
— Яблоня, спрячь меня, пожалуйста!
— Съешь мое лесное яблочко!
Девочка поскорее яблочко съела. Яблоня заслонила ее веточками, прикрыла листиками, гуси-лебеди мимо пролетели.

Пятый ребёнок: Вышла девочка и опять с братцем бежит, а гуси-лебеди увидали — да за ней снова полетели, совсем налетают, уже крыльями бьют, вот-вот братца из рук вырвут! А тут на дороге печка показалась (символ-помощь).
— Печка, спрячь меня, пожалуйста!
— Съешь моего ржаного пирожка!
Девочка поскорее пирожок в рот, а сама в печь прыгнула. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.
А девочка с братцем домой побежала. Добежала, а тут и папа с мамой вернулись (символ-радость).


6. Д/и «Фантазеры»:

Логопед: Дети, а что было бы, если бы братец был постарше?

Дети: Он мог бы прогнать гусей-лебедей.

Логопед: Что было бы, если бы мышка не помогла девочке с братцем?

Дети: Баба-Яга бы съела детей.

Логопед: Что было бы, если бы по дороге девочка встретила петуха из сказки «Заюшкина избушка»?

Дети: Петух мог бы косой зарубить злодеев.

Логопед: Что было бы, если бы вместо речки был бы медведь?

Дети: Он мог бы громко зареветь и испугать гусей-лебедей.

Логопед: Что было бы, если бы Гуси-лебеди были бы добрые?

Дети: они не стали бы воровать братца.

6. Итог:

Логопед: Каждая русская народная сказка нас чему-то учит. Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Дети: Она учит тому, что нельзя маленьких детей оставлять одних без присмотра.













































Приложение (символы):







































Список литературы:

1.Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005

    1. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1

    2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985

    3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед 2008 №4 с. 102-115

    4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997

    5. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999

    6. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г.

    7. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008









Список литературы:

  1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005

  2. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми.  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1

  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985

  4. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.  Логопед 2008 №4 с. 102-115

  5. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство «АРКТИ», 2009г.

  6. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru