государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнечирская школа – интернат»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
АДАПТИВНАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
на дому для обучающейся 1 класса
8 занятий в неделю (272 занятия в год)
Составила:
учитель-дефектолог
И.А.Иванова
2015год
Ст. Нижний Чир
Индивидуальная программа для ребёнка с ДЦП
и тяжёлой умственной отсталостью
для обучающейся в 1 классе.
Пояснительная записка.
Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.
Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.
Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей.
1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами:
а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств;
в) нарушение сенсорных функций.
При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом. Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены.
2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность высших корковых функции является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия ( спереди, сзади, между, вверху, внизу ) усваиваются с трудом. Дети не могут определить пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения ( под, над, около). Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятие величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы – круг и овал, квадрат и прямоугольник.
Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек, строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений). У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.
3. Выраженность астенических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленное восприятия, снижение объема механической памяти.
Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность от части связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.
При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения (25%), слуха (20-25%), мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).
У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности; Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.
Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко.
Таким образом, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением основных двигательных навыков и мелкой моторики рук, формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Исходя из вышесказанного, были определены цели и задачи данной программы.
Цель программы:
коррекция и развитие ВПФ (эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи), развитие и коррекция основных двигательных навыков и мелкой моторики рук обучающегося.
Задачи программы:
- определить индивидуальные особенности психического развития ребёнка;
- развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, ощущения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов;
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения, исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий, обучение навыкам произвольного поведения;
- формирование положительного эмоционального настроя на индивидуальных занятиях, способствующего освоению детьми образовательного пространства.
Формы работы:
- дидактические игры и упражнения;
- изобразительная деятельность;
- конструирование;
- лепка;
- работа с бумагой;
- физические упражнения, пальчиковая гимнастика.
Принципы реализации программы:
Принцип единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики развития ребёнка проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении программы являются диагностическим показателем продвижения развития ребенка.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с нарушениями слуха. На занятиях педагог ориентируется на индивидуальные способности и особенности ребенка.
Принцип единства коррекционных, развивающих и профилактических задач. Занятия коррегируют нарушения в психическом развитии ребенка с нарушениями слуха и помогают в профилактике в сфере развития личности ребёнка с нарушением слуха.
Принцип комплексности методов педагогического воздействия. На занятии в комплексе используются методы коррекционного воздействия, влияя таким образом на все сферы личности (познавательную, личностную, социальную) ребенка с ДЦП.
Принцип системности. Занятия проводятся два раза в неделю.
Содержание программы.
Программа включает в себя несколько этапов:
-
Диагностический этап–проведение работы поуточнениюзапроса (взаимодействие со всеми участниками дети, родители, педагоги); углубленное исследование познавательных процессовс использованием диагностических методов.
-
Подготовительный этап – подготовка к проведению коррекционной работы.
-
Коррекционный этап – работа, направленная на коррекцию и развитие ВПФ.
-
Аналитический этап – проведение диагностического обследования с целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы; анализ проведенной работы, подготовка рекомендаций, планирование дальнейшей работы по запросу.
Диагностический этап.
М.М. Семаго и Н.Я. Семаго выделяют три основных направления диагностической работы.
Первичная диагностика - предваряет коррекционную работу.
Динамическая диагностика – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы. В качестве диагностики являются сами игры и упражнения, а то, как выполняет их ребенок – есть результаты диагностики.
Итоговая диагностика – проводится по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка «на выходе».
Первичная диагностика.
Задачи, решаемые на этом этапе:
- получение запроса;
- уточнение запроса;
- подбор диагностических методик для обследования;
- проведение диагностического обследования.
Работа педагога включает:
- первичное интервью с родителем;
- изучение личного и медицинского дела ребенка;
- наблюдение за ребенком в естественной ситуации (в разных видах деятельности).
Таким образом, педагог планирует дальнейшую диагностическую работу.
Подготовительный этап.
Информация, полученная педагогом в ходе диагностического этапа, поможет при подготовке на этом этапе в решении нескольких задач.
-
Проведение предварительной работы по организации коррекционно- развивающих занятий. Как уже указывалось ранее, в период адаптации была проведена работа, в задачи которой входила:
- сбор первичной информации о ребенке;
- отслеживание периода адаптации;
- знакомство с ребенком, установление с ним доброжелательных отношений. Сюда входит предварительное изучение всей информации о ребенке.
-
Подготовка коррекционной программы. С учетом индивидуальных особенностей ребенка можно заменить либо удалить некоторые упражнения (усложнить или упростить), расширив важные для ребенка разделы.
-
Подготовка материалов для проведения занятий. Для качественной реализации программы, работа этого этапа включает несколько компонентов.
Подготовка материала. Различные игровые пособия, наглядный и раздаточный печатный материал, средства для рисования (ватные палочки, краска пальчиковая, акварель, кисточки, карандаш простой и цветные) и т.д.
Подготовка помещения и согласование времени занятий. Необходимо согласовать с администрацией и родителями время проведения занятий.
Коррекционный этап.
Проведение непосредственно коррекционной работы по программе. Структура программы:
Предположительная частота проведения – 2 раза в неделю по 4 занятия. Продолжительность занятий 25 - 30 минут, зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Программа рассчитана на 1 год работы с ребенком.
Программа делится на 4 основных направления. Каждое направление включает последовательные уровни сложности, каждое из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии ребёнка. Данные направления в программе выделены условно, потому что каждое упражнение или игра может иметь несколько целей. Так, задания по развитию мелкой моторики корригируют и развивают мышление и внимание.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
- игрушки и пособия для развития мелкой и крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
- оборудование для занятий изобразительной деятельностью, конструирования (пластилин, изобразительные материалы, мозаика, строительный материал и др.);
- разнообразный арсенал для развития предметно –игровой деятельности (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности, машинки, самолётики и т.д.).
Основные направления:
-
Коррекция и развитие ВПФ
-
Физическое развитие и физическое воспитание.
-
Формирование предметно-игровой деятельности.
-
Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.
Первое направление (68 часов)
Коррекция и развитие ВПФ - это одно из основных направлений, включающих в себя познавательное развитие, развитие речи и развитие эмоционально-волевой сферы.
Познавательное развитие представлено играми и упражнениями по развитию ориентировки на величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, при этом взрослый подчеркивает действия интонацией: «Держи обе ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, по величине), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделять интонацию голосом, «большой – маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки; заглядывать в коробки «Что там спрятали?"», доставать предметы и снова прятать; разлаживать предметы в две коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; разлаживать большие шарики в большие коробки, маленькие – в маленькие.
Учить сосредоточивать внимание на конкретных тактильных раздражителях (щекотание, пошлепывание); контрастных тактильных раздражителях (горячий — холодный, мягкий — твердый).
Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки; мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи; смена цвета у цветовых фонарей). Содействовать зрительному сосредоточению на предмете при его перемещении в поле зрения ребенка, встряхивании погремушки, прикладывании ее к губам и т. п.; распределению внимания между взрослым и предметом при передаче предмета от взрослого к ребенку; распределению внимания между предметами; поиску внезапно спрятавшегося на глазах у ребенка взрослого, частично или полностью спрятанного предмета (заглядывать, сдергивать платочек).
Игры учитывают овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенной, наглядно-образной и элементами логического мышления. Цель таких игр: научить анализировать предметы и явления окружающего мира. Научить находить сходство и различия, устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи. Игры также направлены на развитие творческих способностей детей.
Развитие речи включает в себя:
-
Развитие понимания речи.
а) Умение показывать части тела:
-
покажи, где глазки,
-
покажи, где носик,
-
покажи, где ушки,
-
покажи, где ротик,
-
покажи, где ручки,
-
покажи, где ножки.
б) Умение показывать действия:
-
покажи, как Ариша спит (ребенок закрывает глаза),
-
покажи, где Ариша спит (ребенок указывает на кроватку),
-
покажи, где зайка (мишка),
-
топни ножкой,
- возьми игрушку.
-
Формирование активной речи:
а) выработка воздушной струи:
-
умение дуть в дудочку,
-
умение дуть на воздушный шарик,
-
умение дуть на лодочку, плавающую по воде.
б) Умение выполнять движения губами:
слогов: па, ба, да, ма.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Настраивать ребенка на восприятие взрослого, содействовать возникновению сосредоточения на лице и коммуникативной улыбке взрослого в ответ на длительное и интенсивное «сложное обращение» (улыбка + речь + поглаживание) в рамках эмоционального ситуативно-личностного общения. Содействовать установлению и удержанию зрительного контакта с говорящим и (или) жестикулирующим взрослым, наблюдению за его ртом (губами), глазами, руками. Стремиться установить более прочный эмоциональный контакт ребенка с близкими взрослыми. Заражать эмоциями радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта; укреплять положительные эмоциональные связи; прививать различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться, смотреть в глаза, протягивать руку при встрече со знакомыми, при прощании махать рукой); закрепить эмоциональную реакцию на появление родителей, близких взрослых, радоваться, улыбаться; учить узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (близких взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где мама», и т.п.
Прививать интерес к слушанию музыки, сказок.
-
Второе направление (68 часов)
Физическое развитие и физическое воспитание.
Представлено упражнениями и играми, направленными на развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук, которые играют огромную роль при ориентировке в пространстве, в познании свойств и признаков предметов.
Третье направление (68 часов)
Формирование предметно- игровой деятельности.
Представлено играми и упражнениями, направленными на формирование умений выполнять с игрушками простые игровые действия по подражанию, а затем самостоятельно; интереса и желания самостоятельно играть с игрушками и предметами; приучение детей к совместным играм. Развитие общих движений: продолжать учить ходить, используя для поддержки различные средства поддержки и стимулирования; развивать движения рук , совершенствуя ручную и мелкую моторику: учить удерживать (3-4 мин.) двумя руками предметы различные по материалу, размеру, весу, форме (мячи, кубики, пирамидки, колечки, матрешки, колокольчики, мешочки с камнями, горохом, крупой, резиновые шарики, коробочки и т.д.); схватывать предметы, которые находятся вверху, над головой, впереди – дотягиваться до них рукой, схватывать и удерживать их в руках; хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями; бросать различные предметы (крупные пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т.д.); выделять каждый пальчик отдельно, предлагать надеть на пальчик наперстки, колечки; «играть» на пианино разными пальчиками; учить ударять по мячу ногой из положения стоя, в то время как взрослый держит ребенка за руки.
Делать ежедневно массаж рук и пальцев рук; массаж ног и пальцев ног, подошвы ног.
-
Четвертое направление(68 часов)
Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.
Представлено упражнениями и играми, направленными на создание положительного отношения к конструктивной и изобразительной деятельности и её результату, активизацию самостоятельных действий детей.
Формировать интерес к рисованию. Взрослый рисует на глазах у ребенка красками (можно сначала краску брать рукой, затем кисточкой: дождик, дорожку, снежинки, следы зайчика и т.д. Все рисунки сопровождаются речью взрослого; давать пробовать ребенку рисовать; делать красками следы на бумаге, рисовать мелом, красками на полу.
Формировать интерес к лепке – лепить из теста лепешки (конфеты) для кукол, брать руки ребенка в свои руки и выполнять лепку совместно; учить отщипывать, отрывать от большого куска теста маленькие кусочки, мять тесто, вдавливать одним пальцем (поочередно) в тесто; обыгрывать поделки из теста.
Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ребенка строит дорожку, заборчик из строительного материала, привлекает ребенка к совместной деятельности, обыгрывает постройки.
Уровни сложности:
Совместное выполнение действия по наглядной инструкции.
Самостоятельное выполнение действия по наглядной инструкции.
Совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого.
Занятия строятся так, чтобы на каждом из них было 2-3 серьезных упражнения или игры. И несколько упражнений, цель которых – обеспечение психологического включения в виде ритуала (в начале занятия); формирование основных двигательных навыков и развитие мелкой моторики рук (в середине занятия); и расслабления в виде ритуала (в конце занятия)
Структура занятия:
Вступительная - разминка. Этот этап обеспечивает психологическое включение ребенка в деятельность. Представляет собой «ритуал» приветствия, что будем делать и некоторых других элементов, по желанию педагога.
Основная часть. Этот этап занимает наибольшее время занятия, включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие ВПФ, основных двигательных навыков и мелкой моторики рук.
Заключительная часть - разрядка. Этап носит эмоционально положительную окраску для закрепления желания заниматься с педагогом. Проводится в виде отчета, чем занимались и поощрение педагогом результатов достигнутых ребенком.
Примерное распределение времени на этапы занятия:
- вступительная часть – 2- 5 минут;
- основная часть – 15- 20 минут;
- заключительная часть – 2- 5 минут.
Поощрения. В качестве поощрения используются аплодисменты, поглаживания по голове, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут использоваться «смайлики». За каждое выполненное выдается «смайлик», в конце занятия ведется подсчет заработанных «смайликов».
Аналитический этап.
Этот этап необходим для определения эффективности коррекционной работы. Закончив индивидуальные занятия с ребенком, педагог проводит итоговую диагностическую работу.
Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при исследовании в начале года.
Полученные результаты помогают разработать рекомендации для участников образовательного процесса, родителям с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Литература
1. Выготский Л.С.. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 225 с. -(Серия «Хрестоматия по психологии»).
2. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер,2006. – 80 с. – (Серия «Детскому психологу»).
3. Немов Р.С. Психология: Учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
3. Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007
4. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб.пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006. – 477 с.:ил.
6.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005. – 336 с. (Библиотека психолога - практика)
7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с: ил. – (Коррекционная педагогика).
8. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников / Художники Долбишева А.Ю., Душин М.В., Соколов Г.В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240 с.: ил. – (Развивающее обучение.Практические задания).
9 Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с.
-
Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
-
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
-
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
-
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
-
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
-
Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.
-
Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
Учебно- тематический план
1 класс
8 часов в неделю. Всего272 часа
№ п/п |
Название раздела |
Всего часов по разделу |
1. |
Коррекция и развитие ВПФ |
68 |
2. |
Физическое развитие |
68 |
3. |
Формирование предметно-игровой деятельности |
68 |
4. |
Продуктивные виды деятельности |
68 |
Всего часов: |
272 |
Календарно-тематическое планирование
МЕСЯЦ |
ДАТА |
1 ЗАНЯТИЕ Познавательное развитие |
2 ЗАНЯТИЕ Физическое развитие |
3 ЗАНЯТИЕ Формирование предметной деятельности |
4 ЗАНЯТИЕ Продуктивные виды деятельности |
СЕНТЯБРЬ |
02.09. |
Диагностика. Дифференциация предметов по величине, форме, цвету. |
Диагностика мелкой моторики. |
Диагностика. Выполнение действий с кубиками: умение строить дорожку. |
Диагностика уровня развития графических навыков. |
03.09. |
Диагностика. Тактильная дифференциация. |
Диагностика общей моторики. |
Диагностика. Выполнение действий с кубиками: умение строить заборчик. |
Диагностика. Выполнение действий с пластилином. |
|
08.09. |
«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» |
«Здравствуй, малыш!» |
«Мы играем» |
«Наши помощники - карандаш и кисточка» |
|
10.09. |
«Чудесный мешочек» |
«На прогулку мы пойдём зонтики возьмём» |
«Любимая игрушка» |
«По ровненькой дорожке» (рисование) |
|
15.09. |
«Что нам осень принесла» |
«Пойдем в гости» |
«Мы корзиночки несем» |
«Тили-тили тесто» (знакомство с пластилином) |
|
17.09. |
«Мой весёлый звонкий мяч» |
«Кидаем мячики» |
Игры с водой «Тонет - не тонет» |
«Заборчик для петушка» (лепка) |
|
22.09. |
Чтение стихотворения А. Барто «Мишка косолапый» |
Утренняя гимнастика «Мишка» |
«Мишкин клад» |
«Дорожка для Миши» (конструирование) |
|
24.09. |
«Где звенит» |
«Ладушки» |
«Танцуй, моя куколка» |
«Раскрась платочек» (рисование) |
|
29.09. |
«Кто в теремочке живёт» |
Гимнастика пробуждения «Солнышко просыпается!» |
«Сварим Мишке суп» |
«Угощение для Мишки» (лепка) |
МЕСЯЦ |
ДАТА |
1 ЗАНЯТИЕ Познавательное развитие |
2 ЗАНЯТИЕ Физическое развитие |
3 ЗАНЯТИЕ Формирование предметной деятельности |
4 ЗАНЯТИЕ Продуктивные виды деятельности |
ОКТЯБРЬ |
06.10. |
«Где Иришка?» |
«Будем пальчики считать» |
«Мамина помощница» |
«Дождик, дождик, пуще...» (рисование) |
08.10. |
«Где у Иришки носик?» |
«Помощники» |
«Пойдём в гости к Тане» |
«Дождик, дождик, кап-кап-кап...» (лепка) |
|
13.10. |
«Вот наши глазки» |
«Чудо книжка-малышка» |
«В гостях у куклы Тани» |
«Домики, сарайчики» (конструирование) |
|
15.10. |
«Свет мой зеркальце, скажи» |
«Наши ручки хороши!» |
«Напоим куклу чаем» |
«Листья желтые...» (рисование) |
|
20.10. |
«Кто это?» |
«Будем мячик мы катать» |
«Уложи куклу спать» |
«Вышла курочка гулять...» (лепка) |
|
22.10. |
«Здравствуй, Таня» |
«Мыльные пузыри» |
«Собери игрушки» |
«Загородки и заборы» (конструирование) |
|
27.10. |
Слушание стихотворения «Водичка, водичка» |
«Ловись рыбка большая и маленькая» |
«Как мама Таню умывала» |
«Рыбка» (рисование) |
|
29.10. |
Слушание стихотворения А. Барто «Наша Таня» |
«Кукла Таня танцевала» |
«Уложи куклу спать» |
«Падают, падают листья…» (рвём бумагу) |
МЕСЯЦ |
ДАТА |
1 ЗАНЯТИЕ Познавательное развитие |
2 ЗАНЯТИЕ Физическое развитие |
3 ЗАНЯТИЕ Формирование предметной деятельности |
4 ЗАНЯТИЕ Продуктивные виды деятельности |
НОЯБРЬ |
10.11. |
«Во саду ли, в огороде» |
«Игра с солнышком» |
«Соберём урожай» |
«Мостик» (конструирование) |
12.11. |
«Магазин игрушек» |
«Игры с кубиками» |
«Наполни ведёрко» |
«Яичко не простое, а золотое» (рисование) |
|
17.11. |
Слушание сказки «Колобок» |
«На помощь колобку» |
«Накормим колобка» |
«Колобок» (лепка) |
|
19.11. |
«Кто где спрятался» |
«Катится, катится наш колобок» |
«В гостях у колобка» |
«Колобок» (мнем бумагу) |
|
24.11. |
«Здравствуй, Миша» |
«Я пеку, пеку, пеку» |
«Мишина стучалочка» |
«Угощение для Миши» (лепка) |
|
26.11. |
«Мишины игрушки» |
«Поиграй с Мишуткой» |
«Соберём игрушки Миши» |
«Бочка мёда» (рисование) |
МЕСЯЦ |
ДАТА |
1 ЗАНЯТИЕ Познавательное развитие |
2 ЗАНЯТИЕ Физическое развитие |
3 ЗАНЯТИЕ Формирование предметной деятельности |
4 ЗАНЯТИЕ Продуктивные виды деятельности |
ДЕКАБРЬ |
01.12. |
«Здравствуй Зимушка-зима!» |
«На прогулке» |
«Молоточком стук, да стук» |
«Построим поезд, поедем в гости» |
03.12. |
Чтение стихов А.Барто «Зайка», «Мишка» |
«Мы фасоль переберём» |
«Покорми зайку» |
«Морковка для зайки» (рисование) |
|
08.12. |
«Посуда |
«Сорока-ворона кашу варила» |
«У мамы на кухне» |
«Я пеку, пеку, пеку…» (лепка) |
|
10.12. |
«Посуда» |
«Мамина помощница» |
«Накроем на стол» |
«Стул для зайки» (конструирование) |
|
15.12. |
«Одежда» |
«На зарядку становись!» |
«Сушим бельё» |
«Варежки» (рисование) |
|
17.12. |
«Одежда» |
«Как у наших у ворот» |
«Гладим платочки» |
«Заплатка» (Лепка) |
|
22.12. |
«Игрушки» |
«Попади в цель» |
«Из кружка в кружок» |
«Башня» (конструирование) |
|
24.12. |
«Игрушки» |
«Игры с мячом » |
«Разложи в коробочки» |
«Наша ёлочка нарядная» (рисование) |
|
29.12. |
Промежуточная диагностика |
Промежуточная диагностика |
Промежуточная диагностика |
Промежуточная диагностика |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ
-
Программные требования
Отметка о выполнении программных требований
ПРИМЕЧАНИЯ
МЕСЯЦ
09.
10.
11.
12.
01.
02.
03.
04.
05.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
-
Установление эмоционального контакта.
Умение выражать чувство радости по отношению:
-
к родителям,
-
к воспитателям,
-
к близким родственникам.
-
Формирование форм общения:
-
умение улыбаться,
-
умение смотреть в глаза,
-
умение протягивать руку при встрече,
-
умение махать рукой при прощании.
-
Формирование умения находить на фото:
-
себя,
-
родителей,
- близких родственников.
-
формировать умение наблюдать за своим отражение в зеркале.
-
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
|
ПРИМЕЧАНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
а) умение удерживать игрушки: - двумя руками,
б) умение схватывать игрушки: - двумя руками, - одной рукой, - расположенные над ребенком
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
в) умение хлопать в ладоши:
г) умение прокатывать шарики между ладонями:
д) умение бросать предметы:
е) умение выделять каждый пальчик. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) набирать крупу в ложку, чашку: - с помощью взрослого. - самостоятельно. б) пересыпать крупу в коробку: - с помощью взрослого, - самостоятельно. в) ударять молоточком по коробке. г) забивать деревянные гвозди. д) доставать с помощью палки предметы: е) доставать сачком предметы из воды: - с помощью взрослого. - самостоятельно. ж) тянуть тележку за веревочку. з) перекладывать предметы ложкой (сачком) из одной коробки в другую:
а) прокатывать мячики по желобку, б) прокатывать мячики через ворота, в) катать игрушки в тележке, г) играть с воздушными шариками, д) ловить шарики, е) кормить куклу, ж) снимать колечки с пирамидки: - с помощью взрослого, - самостоятельно. з) нанизывать колечки на стержень:
и) строить башню из кубиков (2-3):
к) строить лесенку из кубиков: - с помощью взрослого,
л) находить предметы под салфеткой (в коробочке), м) прятать предметы под салфетку (в коробочку). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программные
требования Отметка
о выполнении программных требований МЕСЯЦ 09. 10. 11. 12. 01. 02. 03. 04. 05. ПРИМЕЧАНИЯ а)
Умение брать большие предметы двумя
руками, б)
Умение брать маленькие предметы: -
правой рукой, -
левой рукой. в)
Умение закрывать крышками: -
маленькие коробки, большие
коробки. г)
Умение опускать в коробки предметы в
соответствии: с
их размерами, с
их формой. д)
Умение закрывать крышками: круглые
коробки, квадратные
коробки. е)
Умение доставать предметы из коробки. Развитие
зрительного и слухового восприятия. а)
Умение реагировать на появившийся
звук: громкий, тихий, голос
родственников, голос
незнакомых людей, звук,
издающийся игрушкой. б)
Умение реагировать на появившийся
предмет: игрушки, мерцающий
свет, изменений
освещения по цвету, выключение
освещения, включение
освещения. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение выражать чувство радости по отношению:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
- близких родственников.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАЗВИТИЕ РЕЧИ |
|
ПРИМЕЧАНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) Умение показывать части тела:
б) Умение показывать действия:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) выработка воздушной струи:
б) Умение выполнять движения губами: слогов: па, ба, да, ша, ля, ма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) руками, б) кисточкой:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) умение мять тесто, б) умение отщипывать тесто, в) умение вдавливать пальцем в тесто.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) умение строить дорожку. б) умение строить заборчик. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Дизайн группы детского сада своими руками по теме «Времена года. Зима»: правила и варианты оформления, творческие находки, возможности использования в образовательной деятельности»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»