В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Конструкт НОД «История жилищ наших предков». Технология "путешествие по реке времени"

Конструкт НОД «История жилищ наших предков». Технология "путешествие по реке времени"

Марина Черноусова
Тип материала: Урок
просмотров: 5102
Краткое описание
Дидактическое пособие «река времени» - это длинный бумажный лист, на котором полосой синего цвета обозначена река, вдоль «реки времени» намечается несколько остановок, с нестрогим, интуитивно понятным детям названиями: «древность», «старина», и «наше время». Я немного усовершенствовала это пособие и предложила детям не бумажный лист, а изображение реки на экране. Так же предложен флипчарт к данному НОД.
Теги: , , , ,

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 10700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
konstrukt-reka-vremeni.doc
HTML Войдите для скачивания файлов



  • фамилия, имя, отчество автора - Черноусова Марина Владимировна;

  • квалификационная категория - Первая квалификационная категория;

  • место проживания Каменск –Уральский, Свердловская область;

  • название учебного заведения - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 85»;

  • тип разработки - НОД;

  • учебник, по которому ведется обучение - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. 2014.

  • тема –«История жилища наших предков»;

  • старшая группа;

  • продолжительность - 25 минут;

  • использование информационных технологий – программное обеспечение ActivInspire.















конструкт

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «История жилища наших предков».

Возрастная группа: старшая.

Технология: «Путешествие по реке времени».

Форма организации: подгрупповая.

Средства:

  • Мультимедийные: флипчарт «История жилища»,

  • Наглядные: генеалогические древа, фото родственников детей, клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4).

Задачи деятельности:

Развивающие:

  1. развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;

  2. обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;

  3. развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;

  4. развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Воспитательные:

  1. Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ

  2. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

  3. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

  4. Воспитывать заботливое отношение к своему дому;

Обучающие:

  1. Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей.

  2. Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.



Учебно-методический комплект: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 год. Короткова Н.А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте»

Предварительная работа: создание семейного генеалогического древа.

Методы воспитания: беседа, игра, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.


Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Спасибо, что пришли в гости к нам в группу. А что вы принесли с собой? (генеалогическое древо). А что это такое?

Вы и ваши семьи живут на разных улицах нашего города, живут в разных домах, в доме тепло и уютно.

А вы за что любите свой дом?

Ты Настя за что любишь свой дом?..

- Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите.

У меня тоже есть папа, мама, бабушки и дедушки, я хочу вам показать в каком доме жил мой папа и мои бабушка и дедушка. (Показываю детям слайд дома предков).


Ведет диалог с детьми. Мотивирует детей к высказыванию.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем.

Организация и настрой детей на познавательную деятельность


II. Постановка целей исследования

Чем он отличается от домов, в которых живете вы? Скажите, пожалуйста, а вы знаете как жили ваши прабабушки и прадедушки, а их родители? А где они жили? А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать.

Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Правильно – настоящее.

А как будет называться время о прошлых событиях? Хорошо – прошлое.

Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад).

Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад и посмотреть как и где жили наши с вами предки. Нас ждут удивительные приключения.

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Вовлекает детей в совместное планирование.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Формулирование цели деятельности.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами

А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? Давайте соорудим лодку. Можно теперь отправляться в путешествие. Чтобы очутиться в далёкой старине, нужны волшебные слова, может кто-то знает? Ну что садимся в лодку, произносим заклинанье и отправляемся.

Посмотрите, вот первая остановка, называется «Древность».

- Наш предки не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете в пещере было удобно жить? Рассмотреть с детьми картинок на экране: жилище первобытного человека, его каменных орудий труда, одежды, добывания огня.

Ребята, а вы знаете, что наши предки не умели читать, писать, а общались друг с другом при помощи рисунков? На экране одно из таких писем.

Жила в пещере семья. Пошел их отец на охоту. Стал стрелять в зверя и убил его. Он радуется, принес мясо домой. Увидели его дети и жена, обрадовались и съели мясо.

А теперь давайте попробуем сами написать письмо при помощи рисунков.

Я пошел в лес собирать ягоды и грибы. Приду домой вечером.

Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

Садимся в лодку.

И наша следующая остановка «Старина»

Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем отличается изба от жилищ древних людей? Посмотрите, вокруг нас старинная обстановка, прялка, сундук, самовар. Как вы думаете, как люди готовили пищу?

Вот и эти иллюстрации тоже относятся к остановке «Старина». Хлеб сеяли вручную, пахали на лошадях, жали хлеб серпами. В то время электричества не было, освещали жилье свечами, керосиновыми лампами.

Ребята, а какие народные игры вы знаете?

Я предлагаю сыграть в игру «Горелки»

Правила игры «Горелки»

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

Дети берутся за руки, образуя пары.

Пары стоят одна за другой «ручейком».

Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.

По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка».

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.

Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.

Игра продолжается со следующей парой детей.

Отправляемся дальше.

-Вот наша следующая остановка «Наше время»

т. е. время, в которое мы живем. Расскажите, пожалуйста, в каких домах живут ваши родственники.

Физминутка «Дом».

У каждого домика обязательно должны быть пол, потолок, стены.

Услышав слова - команды, ребенок выполняет следующие упражнения:

пол – приседает;

потолок - тянется вверх;

стены - разводит руки в стороны;

Ну что нам пора дальше, садимся в лодку.




Открывает флипчарт «История жилищ»

Предлагает способ действия




Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране.

Предоставляет возможность высказаться детям на поставленные вопросы.











Обсуждает вместе с детьми.

Предоставляет возможность всем высказать свои версии









Объясняет правила игры.

Даёт детям сделать вывод.



Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания.

Делятся впечатлениями,

задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом,

принимают совместное решение.































Проявление интереса к истории жилищ, к тому как жили их предки.

 Умение делать логические выводы;

Обогащение словарного запаса по теме, умение работать со смысловым содержанием слова.

IV. Работа в подгруппах: сортировка картинок на экране «река времени».

Ребята обратите внимание на экран, что изображено. Правильно наша «река времени» и различные картинки.

- Давайте, эти все картинки разложим на нашей реке времени. Чтобы нам не запутаться, объединимся в три группы. Можно, наша группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», а вы выбираете те картинки, которые относятся к «старине». А третья что? Правильно, а третья, то, что относится к нашему времени.

Разместим картинки на ту остановку времени, где они возникли.


Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,

последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания.

Дети располагают предметы на «реку времени».

Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Какая лента времени у нас получилась!

Как мне понравилось с вами путешествовать! Наконец-то я узнала, как жили мои предки. А вы что узнали?

Что для вас было самым интересным?

Кому бы вы хотели показать ленту времени? Я предлагаю сделать фото нашей «реки времени», чтобы вы могли показать её своим друзьям и родственникам и рассказать о том какое раньше было жилище у ваших предков.

Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, а какие дома будут в будущем?

-Давайте попробуем придумать какие дома будут в будущем. В каких домах будут жить ваши дети.


 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место.

Предлагает детям различные изобразительные материалы.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.

Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение делать выводы;

.

VI и VII этапы

Показ ленты времени в группе.

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории жилища.


Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом





река времени.flipchart
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru