Сценарий урока "Вероятность события" 6 кл
|
Сценарий урока «Вероятность события» 6 класс |
|
Долинск, 2015 |
Составила
преподаватель математики
ГБПОУ «СахПЦ №4»
Тухватуллина Г.М.
ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЯ
Сценарий урока в 6 классе
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цель: формирование начальных представления о классификации событий и их вероятности.
Задачи:
- научить различать случайные, достоверные и невозможные события; находить вероятность события;
- развивать математическую речь;
- продолжить работу по формированию универсальных учебных действий;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: понимать, что такое «случайное событие», «достоверное событие», «невозможное событие», «вероятность события»; уметь правильно находить вероятность события.
Личностные: понимать значение математики для развития цивилизации, проявлять способность к преодолению трудностей; проявлять творческое мышление, инициативу, находчивость и активность при решении математических задач.
Метапредметные:
регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
коммуникативные – уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; аргументировать своё мнение и позицию;
познавательные – уметь ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Основные понятия: случайное событие, достоверное событие, невозможное событие, вероятность события.
Ресурсы: учебник, презентация.
Ход урока.
Этап
|
Визуальный ряд |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Универсальные
|
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
I. Мотивация учебной деятельности |
Высказывание Слайд№1 Мы
пришли сюда учиться! |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Здравствуйте ребята, садитесь. |
Демонстрируют готовность к уроку |
Регулятивные: контролируют свои действия. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения |
Звучит песня Анны Герман: «А мы случайно повстречались». На доске пе-речень собы-тий: 1) при подбра-сывании мо-неты выпадет «решка»; 2) вы выигра-ете автомо-биль, участвуя в лоторее; 3) черепаха научиться го-ворить; 4) после де-кабря насту-пит январь; 5) при подбра-сывании куби-ка он упадёт. |
- Ребята , о чём поётся в песне? - О какой встрече? - Приведите примеры случайных событий из жизни. - Такие непредсказуемые явления, которые при одних и тех же ус-ловиях могут произойти, а могут и не произойти называют случайными - Среди перечисленных выберите случайные события. Учитель вводит понятия достовер-ного, невозможного события. - Приведите примеры достоверных событий; невозможных событий. - Однако случай тоже имеет свои законы, которые начинают проявляться при многократном повторении случайных явлений. Такие закономерности изучает специальный раздел математики – теория вероятностей, основным понятием которой является вероятность события. Подумайте и сформулируйте тему урока. - Подумайте и сформулируйте для себя цель. - Узнать что такое вероятность события и научиться её находить, - корректирует цель учитель. |
Обучающиеся отвечают: - о встрече; - о случайной. - При игре в шахматы можно выиграть, а мож-но проиграть; - на уроке мате-матики могут вызвать к доске, а могут не выз-вать. Обучающиеся перечисляют. - А остальные события имеют названия? Обучающиеся приводят приме-ры. Обучающиеся слушают учите-ля. Вместе с учите-лем формулиру-ют тему урока. - Узнать, что та-кое вероятность. |
Личностные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Познавательные: Уметь находить отве-ты на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, аргументация своего мнения. Регулятивные: уметь высказывать своё предположение, фиксировать индиви-дуальное затрудне-ние в пробном дейст-вии. |
III. Построение проекта выхода из затруднения |
На столах обучающихся лежат монеты для экспери-мента |
- Я вам помогу в достижении цели. Для этого мы проведём экспери-мент: 10 раз подбросив монету, посчитайте сколько раз монета упала на «орла», на «решку». Данные эксперимента занесите в таблицу. - Найдите отношение числа случаев, когда выпал «орел» к числу бросаний монеты. - Посчитав это отношение, вы нашли вероятность появления «орла» в нашем эксперименте. Посчитайте вероятность появле-ния «решки» в нашем экспе-рименте. - Попробуйте составить алгоритм нахождения вероятности события. |
Обучающиеся проводят экспе-римент в парах и составляют таб-лицу. - обучающиеся находят значе-ние этого отно-шения. Обучающиеся самостоятельно в парах выпол-няют задание. Обучающиеся затрудняются. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой инфор-мации. Регулятивные: уметь формулиро-вать учебную задачу, выдвигать гипотезу Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точнос-тью, уметь слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу. |
IV. Реализация построенного проекта |
|
Учитель предлагает открыть учеб-ник, разобрать материал пункта и составить алгоритм нахождения вероятности события. - Какие слова в алгоритм встреча-ются вам впервые? - Как бы вы объяснили эти понятия? Разбирают на примерах понятия равновозможных исходов и исходов, благоприятных какому-либо событию. Математический диктант Вместо точек поставить число. 1) Бросаем монету: число равно-возможных исходов …; число ис-ходов, благоприятных появлению «решки» …; число исходов, благо-приятных появлению «орла» … 2) Бросаем кубик: число равно-возможных исходов …; число исходов, благоприятных появле-нию двойки …; число исходов, благоприятных появлению числа, меньшего трех … Проверка диктанта комментирова-нием. Учитель предлагает обучающимся найти вероятности появления «решки», «орла» при бросании одной монеты; вероятность появления двойки и вероятность появления числа, меньшего трёх. |
Обучающиеся составляют алго-ритм нахожде-ния вероятности события и запи-сывают в тетра-дях формулу для вычисления ве-роятности собы-тия. Равновозможные исходы; исходы, благоприятные событию. Обучающиеся предлагают свои ответы. Выполняют ма-тематический диктант. Обмениваются тетрадями и проверяют друг друга в парах. |
Регулятивные: Уметь добывать но-вые знания (нахо-дить ответы на во-просы, используя учебник, свой жиз-ненный опыт и ин-формацию, получен-ную на уроке). Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точнос-тью, слушать и понимать речь дру-гих. Регулятивные: уметь работать по коллективно состав-ленному плану. |
V. Физкультми-нутка |
Презентация |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Раз – поднялись потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три в ладоши три хлопка, На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть |
Учащиеся сме-нили вид дея-тельности (от-дохнули) и гото-вы продолжать работу. |
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием |
|
- Ребята, как вы думаете чему рав-на вероятность достоверного события? Невозможного события? - Теперь мы готовы решать задачи и близки к достижению цели. Работа с учебником: Проверка решения задач комментированием. |
Обучающиеся отвечают. Обучающиеся решают задачи. Фиксируют но-вое знание в зна-ках и речи. |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать здоро-вый дух соперни-чества для под-держания мотивации учебной деятельнос-ти. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Презентация |
Организует
работу в парах по карточками и
самопроверку по эталону. Задание: Определите вид события и заполните таблицу. |
Выполняют за-дание самостоя-тельно в тетра-дях, осуществ-ляют самопро-верку по этало-ну. Называют с помощью учите-ля место своего затруднения, причину, исп-равляют ошиб-ки. |
Регулятивные: уметь вносить необ-ходимые коррективы в действие после его завершения на осно-ве его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: использовать знако-символические сред-ства. Личностные: уметь осуществлять само-оценку на основе критерия успешности учебной деятельнос- ти. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности |
|
Подведём итог работы. Оцените свою деятельность на уроке. Достигли ли вы поставленной цели на уроке? Домашнее задание: п. 6, № 165. |
Отвечают на во-просы. Рассказы-вают, что узнали нового, что зна-ют, что смогли выполнить. Записывают до-машнее задание. . Проводят само-оценку собст-венной учебной деятельности. Показывают со-ответствующий смайлик. Соотносят цель урока и ре-зультаты ими полученные, фиксируют сте-пень их соответ-ствия. |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, контролировать по-лученный результат, корректировать по-лученный результат. Личностные: уметь осуществлять само-оценку на основе критерия успешности учебной деятельно-ти. |
Приложение 1.
Событие |
Вид события |
Сегодня будний день. |
|
Попугай научится говорить |
|
Мой день рождения — число, меньшее 32. |
|
Выпало чётное или нечётное количество очков на игральном кубике. |
|
День рождения моего друга 30 февраля. |
|
Ель — вечнозелёное дерево. |
|
Завтра я стану космонавтом. |
|
Сорванный цветок погибнет. |
|
Температура тела поднимется до 50 градусов. |
|
Осенью воробьи улетают на юг. |
|
Приложение 2.
№ броска |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
решка или орёл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
Никольский С.М. учебник Математика 6 кл.
|
Сценарий урока «Вероятность события» 6 класс |
|
Долинск, 2015 |
Составила
преподаватель математики
ГБПОУ «СахПЦ №4»
Тухватуллина Г.М.
ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЯ
Сценарий урока в 6 классе
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цель: формирование начальных представления о классификации событий и их вероятности.
Задачи:
- научить различать случайные, достоверные и невозможные события; находить вероятность события;
- развивать математическую речь;
- продолжить работу по формированию универсальных учебных действий;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: понимать, что такое «случайное событие», «достоверное событие», «невозможное событие», «вероятность события»; уметь правильно находить вероятность события.
Личностные: понимать значение математики для развития цивилизации, проявлять способность к преодолению трудностей; проявлять творческое мышление, инициативу, находчивость и активность при решении математических задач.
Метапредметные:
регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
коммуникативные – уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; аргументировать своё мнение и позицию;
познавательные – уметь ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Основные понятия: случайное событие, достоверное событие, невозможное событие, вероятность события.
Ресурсы: учебник, презентация.
Ход урока.
Этап
|
Визуальный ряд |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Универсальные
|
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
I. Мотивация учебной деятельности |
Высказывание Слайд№1 Мы
пришли сюда учиться! |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Здравствуйте ребята, садитесь. |
Демонстрируют готовность к уроку |
Регулятивные: контролируют свои действия. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения |
Звучит песня Анны Герман: «А мы случайно повстречались». На доске пе-речень собы-тий: 1) при подбра-сывании мо-неты выпадет «решка»; 2) вы выигра-ете автомо-биль, участвуя в лоторее; 3) черепаха научиться го-ворить; 4) после де-кабря насту-пит январь; 5) при подбра-сывании куби-ка он упадёт. |
- Ребята , о чём поётся в песне? - О какой встрече? - Приведите примеры случайных событий из жизни. - Такие непредсказуемые явления, которые при одних и тех же ус-ловиях могут произойти, а могут и не произойти называют случайными - Среди перечисленных выберите случайные события. Учитель вводит понятия достовер-ного, невозможного события. - Приведите примеры достоверных событий; невозможных событий. - Однако случай тоже имеет свои законы, которые начинают проявляться при многократном повторении случайных явлений. Такие закономерности изучает специальный раздел математики – теория вероятностей, основным понятием которой является вероятность события. Подумайте и сформулируйте тему урока. - Подумайте и сформулируйте для себя цель. - Узнать что такое вероятность события и научиться её находить, - корректирует цель учитель. |
Обучающиеся отвечают: - о встрече; - о случайной. - При игре в шахматы можно выиграть, а мож-но проиграть; - на уроке мате-матики могут вызвать к доске, а могут не выз-вать. Обучающиеся перечисляют. - А остальные события имеют названия? Обучающиеся приводят приме-ры. Обучающиеся слушают учите-ля. Вместе с учите-лем формулиру-ют тему урока. - Узнать, что та-кое вероятность. |
Личностные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Познавательные: Уметь находить отве-ты на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, аргументация своего мнения. Регулятивные: уметь высказывать своё предположение, фиксировать индиви-дуальное затрудне-ние в пробном дейст-вии. |
III. Построение проекта выхода из затруднения |
На столах обучающихся лежат монеты для экспери-мента |
- Я вам помогу в достижении цели. Для этого мы проведём экспери-мент: 10 раз подбросив монету, посчитайте сколько раз монета упала на «орла», на «решку». Данные эксперимента занесите в таблицу. - Найдите отношение числа случаев, когда выпал «орел» к числу бросаний монеты. - Посчитав это отношение, вы нашли вероятность появления «орла» в нашем эксперименте. Посчитайте вероятность появле-ния «решки» в нашем экспе-рименте. - Попробуйте составить алгоритм нахождения вероятности события. |
Обучающиеся проводят экспе-римент в парах и составляют таб-лицу. - обучающиеся находят значе-ние этого отно-шения. Обучающиеся самостоятельно в парах выпол-няют задание. Обучающиеся затрудняются. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой инфор-мации. Регулятивные: уметь формулиро-вать учебную задачу, выдвигать гипотезу Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точнос-тью, уметь слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу. |
IV. Реализация построенного проекта |
|
Учитель предлагает открыть учеб-ник, разобрать материал пункта и составить алгоритм нахождения вероятности события. - Какие слова в алгоритм встреча-ются вам впервые? - Как бы вы объяснили эти понятия? Разбирают на примерах понятия равновозможных исходов и исходов, благоприятных какому-либо событию. Математический диктант Вместо точек поставить число. 1) Бросаем монету: число равно-возможных исходов …; число ис-ходов, благоприятных появлению «решки» …; число исходов, благо-приятных появлению «орла» … 2) Бросаем кубик: число равно-возможных исходов …; число исходов, благоприятных появле-нию двойки …; число исходов, благоприятных появлению числа, меньшего трех … Проверка диктанта комментирова-нием. Учитель предлагает обучающимся найти вероятности появления «решки», «орла» при бросании одной монеты; вероятность появления двойки и вероятность появления числа, меньшего трёх. |
Обучающиеся составляют алго-ритм нахожде-ния вероятности события и запи-сывают в тетра-дях формулу для вычисления ве-роятности собы-тия. Равновозможные исходы; исходы, благоприятные событию. Обучающиеся предлагают свои ответы. Выполняют ма-тематический диктант. Обмениваются тетрадями и проверяют друг друга в парах. |
Регулятивные: Уметь добывать но-вые знания (нахо-дить ответы на во-просы, используя учебник, свой жиз-ненный опыт и ин-формацию, получен-ную на уроке). Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точнос-тью, слушать и понимать речь дру-гих. Регулятивные: уметь работать по коллективно состав-ленному плану. |
V. Физкультми-нутка |
Презентация |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Раз – поднялись потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три в ладоши три хлопка, На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть |
Учащиеся сме-нили вид дея-тельности (от-дохнули) и гото-вы продолжать работу. |
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием |
|
- Ребята, как вы думаете чему рав-на вероятность достоверного события? Невозможного события? - Теперь мы готовы решать задачи и близки к достижению цели. Работа с учебником: Проверка решения задач комментированием. |
Обучающиеся отвечают. Обучающиеся решают задачи. Фиксируют но-вое знание в зна-ках и речи. |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать здоро-вый дух соперни-чества для под-держания мотивации учебной деятельнос-ти. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Презентация |
Организует
работу в парах по карточками и
самопроверку по эталону. Задание: Определите вид события и заполните таблицу. |
Выполняют за-дание самостоя-тельно в тетра-дях, осуществ-ляют самопро-верку по этало-ну. Называют с помощью учите-ля место своего затруднения, причину, исп-равляют ошиб-ки. |
Регулятивные: уметь вносить необ-ходимые коррективы в действие после его завершения на осно-ве его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: использовать знако-символические сред-ства. Личностные: уметь осуществлять само-оценку на основе критерия успешности учебной деятельнос- ти. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности |
|
Подведём итог работы. Оцените свою деятельность на уроке. Достигли ли вы поставленной цели на уроке? Домашнее задание: п. 6, № 165. |
Отвечают на во-просы. Рассказы-вают, что узнали нового, что зна-ют, что смогли выполнить. Записывают до-машнее задание. . Проводят само-оценку собст-венной учебной деятельности. Показывают со-ответствующий смайлик. Соотносят цель урока и ре-зультаты ими полученные, фиксируют сте-пень их соответ-ствия. |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, контролировать по-лученный результат, корректировать по-лученный результат. Личностные: уметь осуществлять само-оценку на основе критерия успешности учебной деятельно-ти. |
Приложение 1.
Событие |
Вид события |
Сегодня будний день. |
|
Попугай научится говорить |
|
Мой день рождения — число, меньшее 32. |
|
Выпало чётное или нечётное количество очков на игральном кубике. |
|
День рождения моего друга 30 февраля. |
|
Ель — вечнозелёное дерево. |
|
Завтра я стану космонавтом. |
|
Сорванный цветок погибнет. |
|
Температура тела поднимется до 50 градусов. |
|
Осенью воробьи улетают на юг. |
|
Приложение 2.
№ броска |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
решка или орёл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
Никольский С.М. учебник Математика 6 кл.
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Аппликация из раскрашенной бумаги как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Многофункциональная развивающая ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды ДОО»