В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ОНР)

C:\Users\Оксана\Desktop\индивид план 2015\ччмпр.png









План индивидуальной

коррекционно-развивающей работы

для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ОНР)









Мороз Оксана Александровна

учитель-логопед

г. Краснодар



















Данный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ОНР) и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию неречевых психических функций позволяют планировать коррекционную работу в соответствие с полученными результатами диагностики по методическому комплекту:

  • Нищева Н. В. «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи

(от 4 до 7 лет). ФГОС»

  • Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

  • А. М. Быховская, Н. А. Казова «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР»

По результатам диагностики, «галочками» отмечаются нарушения, подлежащие коррекции в данный период работы, тем самым параллельно можно проследить динамику коррекции. По плану индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию неречевых психических функций, основную работу могут выполнять воспитатели под руководством учителя-логопеда. В работе можно оба плана объединить в один.



План индивидуальной коррекционно-развивающей работы (…год обучения)

Имя, фамилия ребенка_________________________________________________________________________

Дата рождения, возраст________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________________________



Направления работы

Периоды обучения

Примечания

I

II

III

1

Развитие дыхательной и голосовой функций





Формирование и развитие:





  • физиологического дыхания





  • объема дыхания





  • продолжительности речевого выдоха





  • развитие силы голоса





  • модуляции голоса





2

Развитие просодических компонентов речи





  • темпа





  • ритма





  • паузации





  • употребление ударений (словесного, логического)





  • употреблению основных видов речевой и эмоциональной интонации





  • обучать контролю за внятностью и выразительностью речи





3

Развитие фонематического восприятия





  • дифференциации оппозиционных звуков





  • дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении





  • дифференциации звуков, смешиваемых в произношении





4

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза





  • выделять заданный звук из ряда звуков, из состава слова (4 года)





  • выделять начальный ударный гласный из слова (5 лет)





  • подбирать картинки на заданный звук (5 лет)





  • различать на слух гласные и согласные звуки (6 лет)





  • различать согласные по «твёрдости-мягкости» (6 лет)





  •  различать согласные по «звонкости – глухости» (6 лет)





  • учить находить место звука в слове (6 лет)





  • выделять конечный согласный из слова (6 лет)





  • выделять начальный согласный из слова (6 лет)





  • определять последовательность звуков в слове (6 лет)





  • определять количество звуков в слове (6 лет)





5

Развитие фонетической стороны речи





Формирование правильного звукопроизношения:





  • подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков: выработать точные координированные движения артикуляционного аппарата, обучить артикуляционным упражнениям для постановки нарушенных звуков





Постановка звуков:





  • свистящих: [с], [з], [с`], [з'], [ц]





  • шипящих: [ш], [ж], [ч], [щ]





  • сонорных: [л], [л'], [р], [р']





  • других:





Автоматизация каждого исправленного звука:

в слогах, в словах, в предложениях





Дифференциация звуков:





  • [с-з], [с-с’], [с-ц], [с-ш]; [з-с], [з-з’], [з-ж]; [ц-с], [ц-ч], [ц-т’]; [ц-с], [ц-ч], [ц-т’]





  • [ш-с], [ш-ж], [ш-щ]; [ж-з], [ж-ш] [ч-т’], [ч-щ]; [ч-с’], [ч-т]; [щ-с’], [щ-ш]





  • [л-в], [л-л’], [л-р]; [л’-й], [р-л], [р-р’], [р’-л’]





  • других:





Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях и др. НОД)





Развитие навыка произношения слов различной звукослоговой структуры





Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков





Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова.





Работа над двухсложными словами без стечения согласных





Работа над двухсложными словами со стечением согласных





6

Развитие активного словаря





Номинативного





  • Называть существительные по предложенным темам

(4-5слов)





  • Называть части тела и части предметов





  • Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты





  • Подбирать антонимы («скажи наоборот»)





Предикативного





  • Отвечать на вопросы (Кто? Что делает?)





  • Называть действия





Атрибутивного





  • Называть предъявленные цвета





  • Называть форму предмета





  • Называть признаки





7

Развитие грамматического строя речи





  • Употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа

(напр. глаз — глаза)





  • Образовывать существительные в косвенных падежах. (напр. Чем рисует девочка? (карандашом).

О ком думает кошка? (о мышке))





  • Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже

(отвечать на вопрос «Много чего?»)





  • Согласовывать прилагательные с существительными единственного числа (отвечать на вопрос «Что это?»)





  • Понимать и употреблять простые и сложные предлоги





  • Употреблять предложно-падежные конструкции (отвечать на вопрос «Где?», «У кого?», «Откуда?»)





  • Употреблять числительные «два» и «пять» с существительными (напр. Два окна— Пять окон)





  • Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (напр. носок — носочек)





  • Называть детенышей животных





  • Образовывать относительные прилагательные (напр. Сок из яблок (какой?) с 6 лет





  • Образовывать притяжательные прилагательные (напр. Берлога медведя (чья?)) с 6 лет





  • Образовывать приставочные глаголы (напр. отвечать на вопросы «Что делает мальчик?» и т.п.) с 6 лет





  • Образовывать глаголы совершенного вида

(составлять предложения) с 6 лет





8

Развитие связной речи





  • составлять и употреблять разные типы предложений:

-простые нераспространённые предложения

-распространение предложений с помощью дополнений, определений, обстоятельств

-работа над сложносочинёнными и сложноподчиненными предложениями





  • составлять предложения по вопросам





  • составлять рассказ-описание предмета





  • составлять рассказ по сюжетной картинке





  • пересказывать текст из нескольких предложений





  • закреплять навык последовательной передачи текста





  • составлять рассказ по серии картинок 6 лет)





  • использовать диалог, выразительно передавать в лицах интонации разных героев





  • творческое рассказывание: составлять рассказ на свободную тему, самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказов





  • придумывать и составлять загадки











План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

по развитию неречевых психических функций (…год обучения)

Имя, фамилия ребенка__________________________________________________________

Дата рождения, возраст_________________________________________________________

Логопедическое заключение_____________________________________________________





Направления работы

Периоды обучения

Примечания

I

II

III

Развитие неречевых психических функций

1

Развитие слухового восприятия





  • Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек





  • Определение направления звука





  • Восприятие и воспроизведение ритма





2

Развитие зрительного восприятия





Различение цвета, умение соотносить цвета





  • 4 года-красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный

  • 5 лет- красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, голубой, розовый

  • 6 лет - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый, коричневый, серый













Восприятие формы





  • 4 года-круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб

  • 5 лет-круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб

  • 6 лет-круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб, многоугольник, шар, куб, цилиндр













3

Развитие восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления





Ориентировка в пространстве





  • 4 года-показ предметов, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади





  • 5 лет- показ предметов, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа





  • 6 лет- показ предметов, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, справа внизу





Ориентировка в схеме собственного тела





  • 4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)





  • 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)





  • 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо)





Складывание картинок из частей





  • 4 года (2-4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)





  • 5 лет (4-6 частей вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)





  • 6 лет (6-8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы)





Складывание фигур из палочек по образцу





  • 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)





  • 5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)





Складывание фигур из палочек по памяти:

  • 6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)





Развитие моторной сферы

1

Развитие общей моторики: совершенствование статической и динамической организации движений (воспроизводить и удерживать позы, преодолевать напряжённость и скованность движений, развитие координации движений)





  • 4 года (прыгать на двух ногах, прыгать в длину с места, топать ногами и хлопать руками одновременно, бросать мяч от груди, ловить мяч)





  • 5 лет (прыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгать в длину с места; топать ногами и хлопать руками одновременно; бросать мяч от груди, из-за головы; ловить мяч; перепрыгивать через небольшую мягкую игрушку)





  • 6 лет (прыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгать в длину с места; топать ногами и хлопать руками одновременно; бросать мяч от груди, из-за головы; подбрасывать и ловить мяч; залезать на гимнастическую стенку и слезать с нее)





2

Развитие ручной моторики: совершенствование статической и динамической организации движений (воспроизводить и удерживать позы, преодолевать напряжённость и скованность движений, развитие координации движений, развитие навыков работы с карандашом, манипуляциям с предметами)





Кинестетические движения

  • 4года (складывать в кольцо большой палец с каждым пальцем сначала на правой руке, потом – на левой руке)





  • 5 лет (одновременно вытягивать указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обоих рук)





  • 6 лет (одновременно вытягивать указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой)





Кинетические движения

  • 4года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)





  • 5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро-ладонь» ведущей рукой)





  • 6 лет (упражнение «Игра на рояле» правой и левой рукой, проба «кулак – ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой)





Развитие навыков работы с карандашом





  • 4года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)





  • 5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)





  • 6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)





Манипуляции с предметами





  • 4года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую)





  • 5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки)





  • 6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата)





3

Развитие мимической мускулатуры:





  • 4года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки)





  • 5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос)





  • 6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, поднять брови, нахмурить брови; надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)





4

Развитие артикуляционной моторики:

выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, увеличить объем выполняемых движений, выработать точное выполнение, удержание заданной артикуляционной позы, способность к плавному переключению с одного движения на другое





4 года

  • открывать и закрывать рот

  • растягивать губы в «улыбку», вытягивать губы вперед «трубочкой»

  • выполнять упражнения: «лопатка», «жало», «качели», «маятник»

  • широко открыть рот и зевнуть





5 лет

  • открывать и закрывать рот; открывать и закрывать рот, преодолевая сопротивление кулаков

  • растягивать губы в «улыбку», вытягивать губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений

  • выполнять упражнения: «лопатка», «жало», «качели», «маятник»

  • широко открыть рот и зевнуть





6 лет

  • открывать и закрывать рот; открывать и закрывать рот, преодолевая сопротивление кулаков, двигать нижней челюстью вправо-влево

  • растягивать губы в «улыбку», вытягивать губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений, поднимать верхнюю губу, обнажая верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажая нижние зубы

  • выполнять упражнения: «лопатка», «жало», «качели», «маятник», «вкусное варенье»

  • широко открыть рот и зевнуть





5

Обучение приёмам самомассажа





6

Развитие познавательной сферы, логического мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания на занятиях с психологом





7

Консультации врачей - специалистов (невролога, оториноларинголога, ортодонта, психоневролога и др.)














Список литературы

1. А. М. Быховская, Н. А. Казова «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г

2. Нищева Н. В. «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи

(от 4 до 7 лет). ФГОС». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 г.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru