В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

"Уроки французского" - уроки доброты

Файл прикреплен к материалу: "Уроки французского" - уроки доброты
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов



Фамилия, имя, отчество: Зеленова Татьяна Юрьевна

Должность: учитель русского языка и литературы, высшая категория

Место работы: г. Усть-Илимск, Иркутская область, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"

Предмет: литература

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.. Литература "Путь к станции "Я".Изд. 3-е, испр. М.: БАЛАСС, 2015(Образовательная система "Школа 2100")

Тема: "Уроки французского " - Уроки доброты(сценарий игры "Умники и умницы" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Класс: 7

Время: 80 мин.

Материал: Урок



























"Уроки французского" - Уроки доброты.

(сценарий интеллектуальной игры "Умники и умницы"

по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского")



Цель урока:

закрепить знания учащихся по рассказу «Уроки фран­цузского" во время игрового урока.

Образовательные:

прививать интерес к произведениям В.Г. Распутина;

Развивающие:

научить не только читать текст произведения, но и «разглядывать» его с точки зрения композиции, деталей, литературных портретов героев;

Воспитательные:

раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»,вос­питывать чувство собственного достоинства, справедливости на примере жизни писателя и его героев.

Тип урока: урок-игра

Форма урока:

  • Урок-турнир

Оформление:

портрет В.Г.Распутина, рисунки к эпизодам рассказа, видеофильм к биографии писателя.

Оборудование:

проектор; компьютер; интерактивная доска для работы с заданиями, дорожки разных цветов.

Время реализации занятия: 80 мин.

Участники и болельщики.

В игре участвуют 9 человек. Немаловажную роль играют болельщики (все остальные уч-ся), которые отвечают на вопросы, на которые не могут ответить участники игры. За каждый правильный ответ болельщики получают орден «Шелкового умника». По решению жюри(можно пригласить на урок библиотеаря, психолога, кого-то из учителей свободных в это время от уроков) болельщики, набравшие большое количество орденов, объявляются победителями наряду с участниками.


Подготовка к игре

Участники и болельщики внимательно читают, изучают литературу, посвящённую В.Г. Распутину и его повести «Уроки французского», знакомятся с историей ее создания, сюжетом, героями.


Домашнее творческое задание

Каждый участник готовит выступление «Монолог о Распутине», время – 2 мин..


Условия игры:

В ходе игры 3 агона. В каждом участвуют по 3 ученика. После каждого агона может победить один из тройки или никто.

Перед началом агона тройка участников зачитывает своё творческое задание. По решению жюри присуждаются 1- ое, 2-ое, 3-е места. Участник, занявший первое место,

выбирает первым дорожку, 2-ое - вторым, 3-е –третьим.

Перед участниками 3 дорожки: красная (на ней нельзя ни разу ошибиться, но только 2 вопроса, т.е. на ней можно раньше прийти к победе), желтая (на ней можно ошибиться 1 раз, но 3 вопроса), зелёная (ошибиться можно 2 раза, но 4 вопроса)

Вопрос, на который не могут ответить участники, отдаётся болельщикам.

1-ый вопрос –исторический, 2-ой –литературный, 3-ий –из области русского языка, 4-ый –разное. Тот, кто ошибается при ответе на вопросы больше допустимого, удаляется с дорожки и продолжает игру в качестве болельщика.

Победителем становится тот, кто первым пройдёт по дорожке.1-ый вопрос для участника на зелёной дорожке, 2-ой на жёлтой, 3-ий на красной


Ход урока-игры:



I.Организационный момент. Слово учителя(звучит тихая спокойная мелодия, видеофильм про В.Г.Распутина).


Здравствуйте, ребята!
Сегодня наш урок посвящен удивительному человеку - Валентину Григорьевичу Распутину.

Вклад Распутина, нашего земляка, в историю русской и мировой литературы неоценим. Весь мир до сегодняшних дней зачитывается произведениями классика, его творчество с интересом изучается и исследуется не только у нас, но и за границей. Недавно русский писатель В.Г. Распутин ушел из жизни. И какое счастье, что мы с вами успели принять участие в областном проекте PRO-чтение «Валентин Распутин. Читаем вместе» по повести «Прощание с Матерой».

Сегодня мы еще раз встретимся с нашим замечательным писателем и его рассказом «Уроки французского».

Вы помните, конечно, что это произведение о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались мальчишки того времени, об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику - урок взаимопонимания, уважения, человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.

Мы проводим заключительный урок по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского», и урок этот необычный. Проведем мы его в форме игры «Умники и умницы».
Хочу представить вам наших гостей и членов жюри. Они будут внимательно наблюдать за ходом нашего соревнования.
Насколько хорошо мы знакомы с Валентином Григорьевичем Распутиным, его биографией? Это и есть основной вопрос, который позволит нам выбрать участников игры для 1 тура.

Итак, вам, ребята, предлагалось накануне игры составить "Монолог о Распутине". Прошу всех желающих выйти на импровизированную нашу сцену!

Звучит в исполнении ребят "Монолог о Распутине".

Жюри внимательно слушает и выбирает тех, кто вступит в игру.


II.Игра «Умники и умницы»


ПЕРВАЯ ТРОЙКА


Устное выступление

Тема: «Вы — мальчик. Получили второю посылку. Что бы вы написали учительнице в ответ?» (Подготовка — 2 мин.)

1. Выбор дорожек

2. Игра первой тройки


Зеленая дорожка


1. В каком году герой пошел в 5 класс? (В 1948.)

2.Что в изучении французского языка для мальчика было самым сложным? (Произношение.)

3. Что, по мнению героя, для него «хуже всякой болезни»? («Жить вне дома».)

4. Что отвечал Тишкин, когда у него спрашивали: «Зачем руку поднимал?» («Я помнил, а пока вставал, забыл».)


Желтая дорожка


1.Какую награду от дяди Ильи получил мальчик? (Ведро картошки.)

2.Кому посвятил автор повесть? (П. Копыловой.)

3.До какого момента играл мальчик в чику? (Пока не выи­грывал 1 рубель.)



Красная дорожка


1.Назовите две причины, из-за которых мальчик худел? (То­ска по дому, недоедание.

2.Сколько раз мать передавала мальчику по 5 рублей и на что он их потратил? (Три раза: два раза на молоко и один раз для игры.)



ВТОРАЯ ТРОЙКА




1. Устное выступление

Тема:«Вы — учитель. Что бы вы написали мальчику, отправ­ляя второю посылку?» (Подготовка — 2 мин.)

2.Выбор дорожек

3.Игра второй тройки


Зеленая дорожка


1. Что значит, по мнению героя, «подсаживать зубы на пол­ку»? (Голодать.)

2. Какое слово выкрикивал герой, когда убегал после драки? («Перевернул».)

3. О каких раненых говорила Лидия Михайловна? (О герое после драки.)

4. За что могли выгнать ученика из школы? (За игру на деньги.)



Желтая дорожка


1. Продолжите фразу Вадима: «Кому надо делать уроки...». («...тот сюда не ходит».)

2. Какая привычка была у Лидии Михайловны в школе? (Осматривать учеников.)

3. Какой вопрос задавал директор провинившемуся ученику? («Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?».)



Красная дорожка



1. Что такое «притайка»? (Спрятанная картошка.)

2. Какой предмет в доме Лидии Михайловны для героя был чудом? (Радиоприемник.)




ТРЕТЬЯ ТРОЙКА



1.Устное выступление

Тема: «Вы — ученик школы. Что бы вы могли сказать первоклассникам о своей школе?» (Подготовка — 2 мин.)

2.Выбор дорожек

3.Игра третьей тройки


Зеленая дорожка


1. Какая единственная вещь в деревенском доме мальчика была ценной? (Швейная машинка.)

2. Сколько мальчик решил выигрывать после своего возра­щения к ребятам? (20—30 копеек.)

3. Что заставило мальчика пойти на гору вновь? (Голод.)

4. При каком условии герой допускал мысль о возращении в деревню? (Если бы он сам бросил школу.)

Желтая дорожка


1. Какой профессиональный признак, по мнению автора, про­является обычно на лице у всех учителей? (Жесткость.)

2. Что мог сделать малыш, чтобы не ходить к Лидии Михай­ловне? (Учить наизусть французский.)

3. Какие вопросы Лидии Михайловны подсказали мальчику о ее причастности к посылке? («Как? Совсем не бывает?»)



Красная дорожка


1. Какие овощи росли в деревенских огородах? (Редька, горох.)

2. Когда, по мнению автора, человек стареет? («Когда пере­стает быть ребенком».)


ФИНАЛ



1.Устное выступление

Тема: «Вы — ученик. Что вы пожелаете будущим учите­лям, пришедшим в школу на практику?» (Подготовка выступле­ния — 2 мин.)

2.Выбор дорожек

3.Игра финалистов



Зеленая дорожка


1. По каким предметам мальчик узнал, что посылка не от мамы? (Макароны.)

2.Какая оценка была у мальчика по французскому языку, и к какой он стремился? (Была «4», мечтал о «5».)

3.Чем занимался мальчик в свободные минуты «без всякого понукания»? («Лез в словарик по французскому языку».)

4.Что такое «молоко в кружках»? (Замороженное молоко.)



Желтая дорожка



1.Покажите, какими пальцами замеряли игроки расстояние во время игры в чику? (Большой и средний у Лидии Михайлов­ны; большой и мизинец у мальчика.)

2.Как назвал игру директор, когда увидел Лидию Михай­ловну и героя, сидящих на полу? («Преступлением».)

3.Когда мальчик получил вторую посылку и что в ней было? (После зимних каникул; яблоки.)

Красная дорожка



1.Что сделал мальчик, когда вошел директор в комнату Ли­дии Михайловны? («Со страху пополз за перегородку».)

2.Перечислите 4 игры, которые похожи друг на друга, но называются по-разному. («Бабки», «Чика», «Пристенок», «За- меряшка».)



Вопросы «Ва-банк» для игроков на красной дорожке 1, 2, 3 тура, если они не отвечают на первый вопрос:


  1. На какой улице жил мальчик? (Улица Подкаменная.)

  2. Какие глазки ел мальчик? (Весной ел глазки проросшей картошки.)

  3. Кто из деревни, кроме него, учился в районе? (Никто не учился, он был первым.)

  4. Какие услуги оказывал мальчик своим деревенским зем­лякам? («Писал за старух и читал письма, перебрал все книж­ки в библиотеке... и рассказывал всякие истории...».)

  5. Объясните значение слова «сноровка». (Сноровка — лов­кость, умение, приобретенное тренировкой.)

  6. Что такое «галифе»? (Галифе — брюки, облегающие колени, с боков расширяющиеся к верху и заправляемые в сапоги.)

Вопросы все озвучены. Предстоит работа жюри. А в это время звучит стихотворение "Не смейте забывать учителей".

III. Подведение итогов. Слово жюри.

IV. Заключительное слово учителя.

Вот и закрыли мы страничку еще одной удивительной книги, в которой наш герой получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он  узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. Как важно верить в них и жить, следуя им!

Ребята! Закончилась наша игра, посвященная творчеству великого русского писателя, нашему земляку - В.Г.Распутину. Я хочу напомнить вам его слова:" Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя". Как вы понимаете слова писателя? (Ребята отвечают на вопрос учителя).

Интересна ли была сегодняшняя игра? Полезна ли? Спасибо всем: и участникам, и болельщикам, и жюри - за интересную игру! До свидания!

V. Домашнее задание: написать творческую работу( сочинение или стихотворение) о своем любимом учителе.



Список использованной литературы:

  1. "Вокруг тебя - мир" Методические рекомендации к книге для ученика, 6 класс. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев и др. - Москва, МАИК "Наука/Интерпериодика", 1999.- 68с.

  2. Литературные викторины. Составитель Ильина В.А. – Волгоград, Учитель.- АСТ, 2001. -120 с.

  3. Нестандартные уроки по русской литературе, 5-11 классы. С.В.Крупина, Н.В. Кучинская. - Мозырь, Белый ветер, 2011. - 30с.







Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подробнее
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru